20 апреля 2024     

Общество   

Переваловские мотивы: в гармонии с природой

Село встретило нас необычной для города тишиной, заиндевелыми деревьями и ослепительно белым, совсем как в далеком деревенском детстве, снегом. И еще пустынными улицами. Даже спросить, где находится администрация, поначалу было не у кого. Но вот одинокий прохожий махнул в сторону рукой — «там, где дом с флагом».

Да-а, засиделись мы в городе. Ожидали увидеть здание посолиднее, соответствующее статусу, и проехали мимо, уткнулись в школу. А местная администрация вместе с Думой действительно находится в небольшом деревенском доме, с узким коридорчиком и маленькими кабинетиками. Но, как известно, не место красит человека.

Беседа с главой администрации пошла не по стандартному руслу. Задать ему вопрос было сложно — он рассказывал о своем селе без пауз, вдохновенно, как песню пел. И мы влюбились в Перевалово.

«Никто не гудит, не шумит»

В советские времена это село кормило тюменцев овощами. Уже в начале марта, к женскому празднику, в магазинах города в обилии появлялись свежие огурчики из совхозных теплиц. Ровненькие, как на подбор, в аппетитных пупырышках, они стоили недорого и были доступны каждой семье. К осени на городские прилавки из совхоза «Переваловский» поступали морковь, свёкла, картофель. С началом перестройки совхоз приказал долго жить…

— Мы давно не сельскохозяйственная зона, — говорит глава Переваловской администрации Эдуард Егунов. — Сейчас мы спальная зона города Тюмени. Это то направление, в котором развивается муниципальное образование.

У нас нет производств, которые могут негативно влиять на окружающую среду, нет вредных выбросов в атмосферу, никто не гудит, не шумит. Прекрасная роза ветров — 360 дней в году ветер дует в сторону Тюмени, а из города нам ничего не задувает, никаких пакостей. Так и живем — в экологически чистой зоне, едим экологически чистые продукты и нормально смотримся на фоне других муниципальных образований.

Это чужеродное «муниципальное» да еще вкупе с «образованием» режет слух, ему противится душа. Но… Язык официальных бумаг нагло прорвался в нашу жизнь. А вообще-то «образование» состоит из пяти населенных пунктов — Перевалово, Ушаково, Зубарево, станция Подъём и деревня Елань. Здесь прописано более трёх тысяч человек, а фактически живёт больше. С исчезновением производства взрослое население устремилось на работу в областной центр. Благо — он всего в 18 километрах, ехать минут 15-20. Проблем с транспортом нет. Если не имеешь своей машины — рейсовые автобусы ходят раз 15 в день. Рядом федеральная трасса.

— А со строительством развязки на Московском тракте в любом направлении проедешь достаточно быстро, что к Дому обороны, что в Антипино. В течение 45 минут можно добраться до Тюменского автовокзала, — говорит Эдуард Егунов.

Несмотря на то что в муниципальном образовании нет никаких производств, местный бюджет наполняется хорошо. Основная доходная часть — налог на землю. Село растет, в него, как и в Зубарево, Ушаково, активно переселяются городские жители. Площади под застройку расширяются, и Переваловское МО чувствует себя всё увереннее.

— В 2012 году мы стали полностью бездотационным образованием в Тюменском районе. Бюджет 2013-го спланирован также исключительно за счёт собственных доходов, причём без дефицита средств. Согласитесь, не каждый район может похвалиться таким положением, — говорит глава администрации.

На главу пожаловаться кому?

Основная статья бюджетных расходов — ЖКХ. И это оправданно. Процесс урбанизации требует изменения бытовых условий на селе.

— Когда городские люди приезжают к нам, они хотят жить как бы в деревне, но чтобы условия жизни были городскими. Начинаются определённые нестыковки. В любом случае, как бы мы ни пыжились, мы не можем дать всё, что люди получают в Тюмени. У нас нет такого ресурса. Но стараемся.

К примеру, снегоуборочной техники в Переваловском МО всего три единицы на пять населённых пунктов. Однако в снегопады к восьми утра улицы уже расчищены. Предприятие ЖКХ муниципальное, живёт за счёт бюджетных ассигнований. В 2012 году проведена модернизация ЖКХ, обновили кадры, по-другому поставили задачи. Везде газ, водопровод, правда, пока существует проблема с очисткой воды. На местном уровне её не решить, так как это достаточно затратная процедура. Но, по словам главы администрации, понимание у районного руководства найдено, система очистки воды в Переваловском МО включена в планы. Есть вопросы и с вывозом мусора. Строительство полигонов твёрдых бытовых отходов тоже финансово затратное. Пока есть площадка для предварительного приёма мусора, откуда его увозят на полигон твёрдых отходов в район посёлка Московский. Наметилось решение проблемы с жидкими бытовыми отходами. На 2013 год планируется строить очистные сооружения для всего муниципального образования.

В должности главы администрации Эдуард Валерьевич четыре года. До этого 6 лет был главой муниципального образования — председателем местной Думы, то есть фактически десять лет у руля.

— За это время вы, конечно, изучили все тонкости местной жизни?

— Я эти тонкости с детства изучил, — говорит глава. — Меня сюда родители привезли в два годика. Здесь вырос, окончил школу, здесь же начал работать после Тюменского индустриального института. В должности главы приходится быть и юристом, и экономистом, и строителем, и психологом. Обо всём надо знать хоть чуть-чуть. Ведь люди приходят с разными вопросами, и ответить им, мол, извините, я не знаю, невозможно. А тем более меня все знают с детства: мои родители всю жизнь проработали здесь ветеринарными врачами. И я всех местных знаю, иногда идёшь по улице, видишь детей и сразу понимаешь, кто из какого клана. Когда приходят на приём, старшее поколение называет меня не по имени-отчеству, а просто Эдик. Бывает, что жалуются отцу на меня — он как раз через дорогу живёт. Ты, мол, Эдьку-то своего вразуми.

Такая близость к населению налагает особую ответственность, решения с кондачка не примешь. Тем более что до 40 процентов жителей здесь — пенсионеры.

Вторая жизнь храма

История села Перевалова насчитывает более 300 лет. Первое упоминание о нём, согласно архивным данным, относится к 1709 году. Тогда здесь работала кожевенная артель Якова Бадагова, входившая в мануфактуру Григория Перевалова, одного из богатейших людей Тюмени. В селе в разное время жили наши знаменитые земляки. Так, купец Лошкомоев владел крупной гостиницей в Тюмени, известной нам как гостиница «Заря» (в конце 1990-х её снесли). Купец первой гильдии Прокопий Иванович Подаруев разрабатывал золотые прииски. В 1876 году он был избран городским головой Тюмени, затем ещё трижды руководил городом. На счету этого человека немало добрых дел, в том числе строительство Александровского реального училища, ипподрома. (Кстати, улица Семакова до революции имела название Подаруевская). В том же 1876 году Подаруев на свои средства возвёл в Перевалове церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Как водится, храм в советское время разрушили. До недавнего времени от него оставались целыми только стены. Но сейчас он обретает вторую жизнь. Храм включён в число объектов, охраняемых государством, поэтому на его восстановление выделяются деньги из областного бюджета. А до этого церковь начали восстанавливать за счёт пожертвований. Строители заново соорудили колонны, построили паперть (вход в храм), возвели три купола. Недавно привезли кресты, и теперь они сияют над селом.

Главное, что освещение и отопление в храме уже есть.

В церковной ограде был похоронен Прокопий Подаруев. Сохранилось его надгробие, правда, оно покосилось и едва торчит из-под высокого сугроба, так что пройти к нему нам не удалось. Но строители сказали, что вместе с благоустройством территории вокруг церкви восстановят и надгробие.

— Я горжусь тем, что причастен к восстановлению нашего храма. В селе есть православная община, с её созданием духовная жизнь в Перевалово и окружающих деревнях оживилась, — говорит Эдуард Егунов.

Конечно, дел ещё много. Пока выполнены лишь основные строительные работы, а впереди — внутренняя отделка, убранство церкви, установка алтаря. И пожертвования на эти благие дела будут совсем не лишними.

«Романтики у нас хватает»

Церковь стоит в очень удачном месте, на берегу бывшей речки Таловки. Когда-то в ней купалась ребятня, полоскали бельё женщины. Теперь всё в прошлом, лишь рельеф напоминает о стародавних временах, когда вдоль речки селились люди. По берегам раскинулись деревянные дома с огородами — не чета кирпичным новостроям, почти дворцам, что составляют нынче основную часть села.

Через лог перекинуты аккуратные мостики с ажурными перилами.

— Молодежь любит здесь гулять, — говорит Нина Пономарева. Она — сотрудник местной администрации, в должности землеустроителя, и сопровождает нас по селу. Нина — сама ещё молодежь. В прошлом году окончила Тюменскую архитектурно-строительную академию, куда поступила сразу после школы. Она в Перевалове выросла и село своё очень любит.

— Первые три курса я жила в общежитии, на улице Луначарского, — рассказывает Нина, — окунулась в городскую жизнь. Но эта суета, толчея не по мне. Стала жить дома. Благо на занятия ездить недалеко. В принципе, если кто-то из студентов живет в Восточном или Тюменском микрорайоне, им ещё дольше добираться, чем мне. Особенно по утрам, с учётом пробок.

Местной молодежи, по словам нашей спутницы, скучать не приходится. Днём все — кто на работе, кто на учёбе в городе, а по вечерам в сельском клубе проводятся дискотеки, отмечаются праздники, можно просто прогуляться по улицам, которые напоминают скорее парковые аллеи.

— Это сейчас здесь пустынно, — говорит Нина, — а вечером народа полно.

— Романтичные у вас пейзажи, — замечаем.

— Да, романтики у нас хватает, — улыбается она.

Нина предлагает зайти к одной из старожилок села. Мы соглашаемся. Слегка покосившаяся калитка, крашеные деревянные ступеньки, половичок в сенях. Оглушающую сельскую тишину нарушает лишь Кнопка — маленькая домашняя собачонка.

Пару раз она тявкнула на нас для порядка, а потом как будто приклеилась к штанине фотокора. Куда он — туда она. Видимо, любовь с первого взгляда…

Нас встречает Галина Алексеевна Козлова. В Перевалово она переехала с родителями из Посохово в 1953 году, когда училась в шестом классе.

— Тогда в селе было всего две улицы, — вспоминает она, — да несколько переулков. Теперь село, конечно, не узнать, так застроили.

Отец Галины Алексеевны работал бригадиром на ферме, а она, окончив школу, выучилась на бухгалтера и всю жизнь проработала в совхозе. Теперь уже на пенсии, живет неспешной сельской жизнью. У дочери — своя семья, а сын — с родителями.

Вся квартира Козловых увешана и устлана вышивками.

— Это моё увлечение с молодости, — говорит Галина Алексеевна. — Раньше вышивала нитками крестиком, а теперь — бисером.

На стене несколько вышитых икон. Одна из них — образ блаженной Матроны Московской. Хозяйка делится: вышила эту икону, когда сильно заболел муж.

— Он лежал в онкодиспансере, там я познакомилась с монашкой. Она и посоветовала мне обратиться к образу Матроны. А муж некрещёный был, прямо в диспансере и принял крещение. Молимся теперь Матронушке.

Муж Галины Алексеевны к нам не вышел.

— Он баню топит, — объяснила она. — Хотя и ванна у нас есть, а в баньке помыться хочется.

Трёхкомнатная квартира и впрямь соответствует городским стандартам — ванная комната, туалет, отопление, на просторной кухне газовая плита. А шагнул за порог — потянуло дымком от бани, захрустел по-деревенски снег под ногами…

«Не потопаешь, так не полопаешь»

Михаил Павлович Зубарев — местный фермер. Его большой кирпичный дом впечатляет. Вход на территорию хозяйства охраняет огромных размеров пёс. Увидев нас, он заволновался, встал в выжидательную позу, но не залаял — хозяин тут же вышел во двор. Псина наклонил вбок свою красивую голову, вперился в нас умнющими глазами. Хорошая собачка! Главное, что на цепи и за металлической сеткой, а то бы нам точно несдобровать.

Фермером Михаил Павлович стал после исчезновения совхоза. А до этого работал в нём механизатором.

— Жалко, что хозяйство уничтожили, оно было очень крепкое, 8 гектаров одних только крытых теплиц. Побросали всё, пустили в металлолом. Знаете, как поезд под откос идёт, так и хозяйство наше рушилось, — откровенничает он.

— Но ведь люди неплохо у вас живут, судя по домам. Село благоустраивается. Может, и не нужен тот совхоз?

— А как жить-то? Недавно встретил знакомого, работает рубщиком на рынке в Тюмени. Просит меня — продай мяса. Я удивился. Действительно, мясом прилавки завалены, а ведь это в основном импорт, ошпарка. Он приехал, на зиму у меня мяса на десять тысяч набрал.

Зубарев показывает нам своё хозяйство. Сейчас у него 15 тракторов, а начинал с одного. Есть зерносклад, тёплый гараж.

— В своё время помогла администрация района, дали нам сто кубов леса, мы построили свинарник, — рассказывает Михаил Павлович. — Гараж этот тоже был из досок, потом мы его кирпичом обложили, тепло запустили, пол тёплый здесь. Это всё затратно, не так-то просто.

В хозяйстве работают восемь человек, все местные. На вопрос о зарплате Зубарев отвечает:

— Кто же без денег будет работать? Мяса наростим, продадим да зарплату выдадим.

Зимой выходит по 17-18 тысяч рублей, а летом и до 30 доходит.

— Выгодно заниматься своим хозяйством?

— Ой, сельское хозяйство — это как игра в карты. Нынче вот засуха поджала, но поголовье не подрезали, сохранили. Держим 200 свиней, 20 бычков, есть ещё восемь дойных коров — чисто для семьи, но и жителям молочное продаём. Выручает ещё то, что у нас своя кормовая база — выращиваем зерно.

— А как со сбытом?

— Покупают местные жители, у нас есть передвижной магазин — «Тонар», видите, вон там, возле ворот? Приезжайте в выходные за мясом.

— Михаил Павлович, сильно село изменилось за последние годы?

— Конечно. Вон как разрастается. Поля заасфальтируют ещё, и нормально будет (смеётся).

У Зубаревых в семье трое детей, жена педагог, сейчас на пенсии. Дочь тоже работает с отцом, а сын — в Успенском лесничестве. Есть приёмная дочь, она пока учится в 11 классе.

— Много ли таких предпринимателей в селе?

— Сельским хозяйством занимаюсь я один. Это тяжёлый труд.

Муниципальное образование состоит из 5 населённых пунктов — Перевалово, Ушаково, Зубарево, станция Подъём и деревня Елань. Здесь прописано более трёх тысяч человек, а фактически живёт больше.

Нравится

Статьи по теме

№127 (5569)
25.07.2012
Ирина Тарабаева
Ярковская кадриль, или Почему у мужиков одна нога левая, другая — правая
№61 (5503)
12.04.2012
Ольга Чухачёва
У Калиновки есть своя «Берегиня»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"