3 мая 2024     

Спорт   

Мастер по заливке вечной мерзлоты

Когда эти люди появляются на арене, зрители обычно уходят с трибун или поворачиваются к ним спиной. Зря! Без специалистов, заливающих лед, не было бы ни хоккея, ни фигурного катания, ни других забав на «твердой воде».
Работа у заливщиков льда суровая, холодная. Несмотря на то, какая погода стоит на улице, у них на работе всегда одно и то же время года — зима. Однако сотрудников тюменского Дворца спорта это не смущает. Например, Владислав Кассин, водитель льдоуборочного комбайна (так официально называется его профессия), со льдом связан уже 15 лет.
— Работа не пыльная, — лаконично говорит Владислав, сгребая остатки собранного снега с кромки льда.
Владислав — профессионал в своем деле, он сидел за рулем различных спецмашин, да и заливать лед на площадке может едва ли не с закрытыми глазами. Его коллеги с бригадиром соревноваться даже не пытаются — сами обучались под руководством мастера.
— В принципе, научиться управлять комбайном довольно легко, — объясняет Владислав. — Главное, чтобы у человека было желание. Сложность здесь всего лишь одна: необходимо рулить только одной рукой, а второй — управлять станиной, которая плавит лед.
За последние два месяца под руководством Владислава вырос новый специалист — Юрий Целоусов. Как признается сам Юрий, сюда попал случайно. До этого был прорабом, но из-за кризиса поменял профессию. На первом собеседовании ему отказали в трудоустройстве — не было опыта работы со спецтехникой. Однако со второй попытки, после того как принятые вместо него работнички едва не порушили борта корта и ворота заливочной, Юрий оказался в кресле льдоуборочного комбайна.
— В первые дни был насморк, организм ак-климатизировался, — смеется молодой специалист. — Но через пару дней привык, да и я приловчился в работе с техникой. В принципе, комбайн — это та же машина, поэтому освоить ее было легко.
И днем, и ночью...
Наверняка в представлении обывателей работа заливщиков завершается одновременно с финальной сиреной хоккейного матча. Как бы не так, им приходится работать сутками. Днем выезжать на площадку нужно после каждой тренировки и во время матчей, а также еще несколько раз ночью, чтобы нарастить срезанный за день коньками лед, толщина которого должна быть 4 сантиметра.
— Ребятишки лед практически не портят, а, допустим, после тренировок «Газовика» весь лед изрезан. Однако самое страшное — это массовое катание. После того как на льду побывают 140 человек, от него практически ничего не остается, — делится Юрий.
Неважно, насколько плохим лед стал после ухода спортсменов, работники вновь должны сделать площадку ровной и удобной для катания. За каждую заливку тренеры, занимающиеся на площадке со своими воспитанниками, ставят оценку качества в специальном журнале.
— Если в журнале стоит отметка «хорошо», то для нас это уже плохой результат. Нужно, чтобы было только «отлично», — заверяет Юрий.
Однако испортить покрытие корта довольно легко, это только с трибуны заливка льда кажется плевым делом. Отчасти подобную работу можно назвать филигранной: необходимо и максимально близко подобраться к борту и при этом не задеть его. Двигаясь по льду, нужно четко поймать ориентир на площадке, чтобы между проходами машины не осталось тонких незалитых полос.
Мастерство приходит с опытом, по действиям водителя льдоуборочного комбайна видно, сидит за рулем дока или новичок. Начинающие работники заливают корт за 9 кругов, а их опытным коллегам и 8 проходов хватает с лихвой.
Тюменский лед по канадской технологии
Сейчас на арене Дворца спорта работают два льдоуборочных комбайна «Olympia». Эта канадская техника ездит по площадке областного центра уже два года, однако немало различных машин было и до нее. За время работы Владислава это уже четвертый комбайн: с выходом новых более мощных моделей во Дворце спорта меняли устаревшую технику.
Пока тюменцы пересаживаются на современные машины, сами канадцы продолжают пользоваться комбайнами предыдущего поколения. По крайней мере, работники Дворца спорта, просматривая заокеанские трансляции хоккейных матчей, то и дело замечали в кадре знакомую спецтехнику.
Как признаются заливщики, в обслуживании канадские машины неприхотливы: залить масло и наполнить бак бензином 95-й марки — зачастую это все, что требуется от водителя. Чуть реже приходится устанавливать новые ножи, срезающие неровности льда, а, скажем, колеса и вовсе менять не приходится. Столь же легок комбайн и в управлении, в наличии коробка-автомат, гидроусилитель руля, да и все оборудование снабжено гидравликой.
Мойте обувь перед... выходом на лед
Оказавшись во Дворце спорта, десант «ТИ» решил лично поучаствовать в заливке льда. Нет, сесть за баранку заморской техники мы не рискнули (не было времени для осваивания канадской машины, да и не хотелось лишать тюменский дворец спецтехники), однако стать вторым заливщиком, который работает непосредственно на льду, журналисту позволили.
Нашим наставником стал Николай Разов. Его основная должность — сантехник, однако на несколько минут в день он становится заливщиком: орудует на льду, передвигает ворота, препятствующие движению комбайна, и вновь устанавливает их на «пятачке».
Постигать заливочную науку пришлось на ходу. Первым делом предстояло... вымыть обувь. Выход на лед разрешен только в идеально чистых ботинках, в противном случае вся грязь с подошв останется на корте. Послушно вымыв обувь на резиновом коврике, мы наконец-то вышли на площадку. Лед непрошеных гостей встретил холодом и морозным воздухом. Эту суровую, но одновременно приятную зимнюю свежесть перебивали лишь выхлопные газы, выбрасываемые комбайном.
Лед, несмотря на свой внешний вид, оказался едва скользким. По нему можно было спокойно передвигаться, но только до определенного момента. После того как проезжает комбайн, срезав все неровности и расплавив ямки горячей водой, поверхность площадки становится совсем иной: перемещаться по ней без коньков практически невозможно, не говоря уже о перетаскивании тяжеловесных ворот.
Вся заливка заняла около 10 минут, за это время водитель комбайна успел пройти 8 кругов по площадке, а журналист, просверлив дырки во льду, установил на положенное место ворота. После того как машина оказалась за пределами корта, водитель сгрузил собранный в бункер снег и вновь набрал в опустошенные баки горячую воду. Теперь заливщики некоторое время могут передохнуть в подсобке, а затем — снова на лед, чтобы площадка была готова к выходу спортсменов.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"