24 мая 2025     

   

Офтальмология: от "ликбеза" — к реализации нацпроекта

В минувший четверг зампредседателя Тюменской областной Думы, руководитель фракции “Единая Россия” регионального парламента Сергей Усольцев посетил Областной офтальмологический диспансер.
Как сказала главный врач, кандидат медицинских наук Ирина ДОЛГОВА, поводом послужило то, что законодательная власть решила поближе познакомиться с работой лечебно-профилактических учреждений, которые на протяжении многих лет оказывают населению города и области квалифицированную специализированную медицинскую помощь.
Главное — дарить людям свет
— Ирина Генриховна, — обращаемся к главному врачу областного офтальмологического диспансера, — что на сегодняшний день является острой проблемой, в решении которой могла бы поучаствовать законодательная и исполнительная власть?
— Вы знаете, вот таких вопиющих проблем нет. Мы тесно и плодотворно сотрудничаем с правительством, департаментом здравоохранения Тюменской области. Те задачи, которые перед нами ставятся, мы решаем. А работы, конечно же, много, поскольку стремимся всеми силами, методами, способами удовлетворить потребности населения в оказании офтальмологической помощи. Известно, что доля так называемого пожилого контингента в регионе составляет 18 процентов от общего числа жителей. Соответственно, это наши пациенты: ведь с возрастом начинают появляться заболевания глаз (как, впрочем, и других органов), приобретая хроническую форму. Это катаракта, глаукома, близорукость, дегенеративные осложнения сетчатки...
Следующий пласт, который необходимо поднять, — наши дети: их здоровье на сегодня оставляет желать лучшего. На что влияет множество факторов: физическая, зрительная всевозрастающая нагрузка, плюс генетика, экология...
Теперь о том, что мы сделали для того, чтобы офтальмологическая помощь была доступной, и в первую очередь жителям сельской местности. В течение 10, даже 12 лет, на базе нашего диспансера работает передвижной микрохирургический отряд. То есть наши врачи с оснащением выезжают в территории и на базе хирургических отделений центральных, районных больниц разворачиваются, оперируют пациентов. В основном тех, которые по каким-то причинам не могут добраться до областного центра: одинокие пенсионеры, инвалиды. И мы им делаем полноценные, качественные операции. В первую очередь по удалению катаракты с имплантацией интерокулярного хрусталика. Часть пациентов оперируем и с глаукомой.
— Это для них бесплатно?
— Да, по полису ОМС.
— Имеются в виду определенные категории?
— Нет, это касается всех.
— В том числе детей?
— Да, хотя доля детских операций небольшая. Детям мы отдаем приоритет в наших консультативных осмотрах. Если обнаруживаем у них аномалии зрения — диагностируем и работаем с ними дальше. Мы имеем для этого достаточное количество передовых технологий.
— Каким образом происходит отбор пациентов? Путем диспансеризации?
— Да, на этом первом этапе выявляется патология рефракции на уровне врача либо грамотного фельдшера поликлиники. Затем больной отправляется к нам или ждет наших консультаций на месте.
— Сейчас медицинское сообщество крайне обеспокоено тем, что в связи с компьютеризацией (в том числе) зрение у детей и подростков стало резко падать, что впоследствии может повлечь за собой полную слепоту. Ваше мнение по этому поводу. Какова ситуация в нашем регионе?
— Тенденции характерны для всей страны. Другое дело, что есть факторы, зависящие от состояния здравоохранения, а есть исходные, которые от этого не зависят. Наш регион — далеко не худший, если не сказать, что один из самых благополучных в этом плане. Потому что в нем сохраняется многоуровневая система диспансерного наблюдения, в частности, детей с такой патологией, как близорукость или косоглазие. И я бы не сказала, что аномалии рефракции заканчиваются, как правило, слепотой. Просто любой патологией надо заниматься (и если речь идет о детях, то прежде всего их родителям). Нельзя пускать здоровье малышей на самотек: необходимо наблюдать за условиями их быта, следить за занятиями, отдыхом, питанием.
— Ваше учреждение — государственное, следовательно, финансируется из бюджета?
— Да, основная часть проходит через ФОМС, другая — из бюджета.
— А платные услуги предусмотрены?
— Разумеется, только они касаются направлений, не включенных в программу госгарантий. К примеру, пациент не располагает большим количеством времени: у него есть, скажем, 30-40 минут для того, чтоб проверить свое зрение. Тогда он не встает в очередь, а делает все необходимое в кратчайшие сроки. За это он платит. Кроме того, мы предоставляем ему возможность воспользоваться высокими технологиями (по его, разумеется, желанию).
У нас все-таки консультативно-диагностический уровень в масштабе области. Первоначальные же осмотры проводят лицензированные учреждения, которые должны иметь в своем составе узких специалистов, в том числе и офтальмологов. И по мере выявления больных на первом этапе подключаемся мы.
— Сколько вы обслуживаете пациентов, скажем, в год?
— До 140 тысяч. Из них 60 процентов — жители города Тюмени, а 40 процентов — сельское население.
Между тем ровно ко времени прибыл вице-спикер и стал “осваивать новую профессию”. Экскурсия длилась более часа, главврач комментировала все процессы, происходящие в ее апартаментах. Вот лазерно-диагностический центр, хирургическое отделение, кабинеты глаукомы, работы со взрослым населением...
— Лазерные установки — довольно дорогостоящие, — говорит Ирина Долгова, — каждый аппарат стоит 2 милллиона рублей.
— А кто проплатил такие внушительные средства, исчисляемые цифрами с шестью нулями? — спрашиваем.
— Правительство, департамент здравоохранения Тюменской области. Но я еще хочу сказать следующее, — продолжает главврач, проводя нас в очередной кабинет, — чтобы получить качественную диагностику, на одного пациента тратится не менее 40 минут.
Здесь как раз тот случай, где с одной стороны действует прибор (кстати, стоимостью 5 млн. рублей), позволяющий исследовать сетчатку глаза, сделать срез роговицы; с другой — профессионал, без которого техника не может быть полезной.
— Что касается частных клиник: могут они делать то, что не можете вы? — последовал вопрос Сергея Усольцева.
— Вы знаете, ничего невозможного нет в принципе, — отвечает Ирина Долгова, — просто я скажу так: пальцем глаз не обследуешь. Но мы приобрели оборудование, обучили свой персонал и начали оперировать. Потому говорить о том, что там есть такие технологии, которые нам не под силу, я бы не стала.
— Они также комплексно работают или узкоспециализированно? — продолжает вице-спикер.
— Я бы так ответила на ваш вопрос: дело в том, что мы несем на себе нагрузку, порой невыгодную для предприятия, и будем ее нести впредь, потому что именно медицинская, а не экономическая целесообразность и эффективность стоит у нас на первом месте.
— А насколько частные клиники укомплектованы квалифицированными специалистами, имеющими право обслуживать население (тем более что речь идет о зрении)?
— Они тоже учатся, идут в ногу со временем. Мы не можем сказать, что у нас — все хорошо, а у них — никак. Нет, конечно. К тому же все они имеют лицензии.
— А кто осуществляет над ними контроль?
— Тот, кому это положено.
— Департамент здравоохранения?
— В той доле, в которой он работает совместно с частными клиниками. Я ничего не хочу сказать плохого о своих коллегах, но у нас с ними разные приоритеты: они работают в первую очередь на финансовую выгоду. Таков закон бизнеса.
— То есть для пациента существует определенная степень риска?
— Я бы сказала так: доверяй, но проверяй.
— В рыночных условиях должна быть конкуренция, — присоединяется к разговору Сергей Усольцев, — именно она — двигатель прогресса.
— Но при этом не должен страдать пациент, во всяком случае по качеству обслуживания, не так ли? — вклиниваемся в разговор.
— Безусловно. Только есть еще вопрос ценовой политики, — отвечает Сергей Усольцев.
— И еще — объемы, — дополняет Ирина Долгова. — Вот ту прорву, которую мы проворачиваем (не потому, что великие, а просто так надо), будем проворачивать и впредь.
— Врачи, сестры работают с такой нагрузкой, которая несравнима с условиями частных клиник. Пациенты же свои претензии охотно предъявляют к государственному учреждению, а к частному — никогда! Без ошибок, конечно же, не обходится. Не ошибается тот, кто не работает. С чем-то мы не можем справиться и обращаемся в те же частные фирмы, — продолжает главврач, — но мы достаточно продвинуты, чтоб сделать для пациента все. В 2005 году были проблемы в плане обслуживания жителей сельских территорий. За три года мы их решили.
— Что вы можете порекомендовать населению? — спрашиваем у Ирины Долговой.
— Во-первых, после 40 лет каждому жителю (потенциальному пациенту) необходимо измерять внутриглазное давление, хотя бы раз в три года (а если есть сопутствующие заболевания, то ежегодно), потому как именно в этом возрасте глаукома заявляет о себе. К пятидесяти годам это происходит в два раза чаще, а к шестидесяти — становится постоянным спутником гипертонической болезни, прочей сердечной патологии. 1 марта у нас был День открытых дверей, когда любой из пациентов мог прийти к нам, имея на руках только полис ОМС. Если после встречи у нас возникали вопросы, мы занимались пациентами досконально. Только через диспансер прошло порядка 200 посетителей. А поликлиники приняли 600 пациентов. Эту акцию, с подачи Сергея Евгеньевича Корепанова, мы проводили нынче совместно. В результате только диспансер выявил 8 человек с глаукомой, о которой они и не подозревали. Конечно же, это очень важно. 6 марта у нас была школа для страдающих этим заболеванием. Да, глаукома — это страшно, говорим мы, но она излечима. Потому нельзя все взваливать на плечи врача: пациент сам должен беспокоиться о своем здоровье.
Здоровье — вопрос государственный
Получив исчерпывающую информацию из уст специалиста, продолжаем разговор на медицинскую тему с Сергеем Усольцевым.
— Сергей Леонидович, учреждение, в котором мы находимся, можно назвать вполне благополучным во всех отношениях. Однако далеко не везде подобная ситуация. К нам в редакцию обращаются люди с жалобами на работу участковых врачей, службы “скорой помощи”, на отсутствие в некоторых клиниках необходимой аппаратуры для оказания экстренных мер больному. Есть ли некий контролирующий орган, который бы реагировал на эти жалобы?
— Вы прекрасно знаете, что созданы советы по реализации нацпроектов, в том числе и проекта “Здоровье”. В состав совета входят и общественные организации, и представители власти. Сегодняшняя встреча — тоже одна из форм контроля над тем, куда уходят бюджетные денежные средства и насколько эффективно они работают. Безусловно, есть контроль и по линии совета, и по линии департамента здравоохранения. Сама Наталья Александровна Шевчик контролирует ситуацию через общественные приемные.
— Как вы смотрите на то, что некоторые клиники, и даже онкодиспансер, не оснащены должным образом?
— Мы должны понимать, что все и сразу за короткий период сделать просто невозможно. Тем более вы сейчас убедились, какие нужны деньги. Самое главное то, что намеченные программы четко выполняются. Если говорить об онкологическом диспансере, то уже разработана проектно-сметная документация на строительство нового здания и приобретение высокотехнологичного оборудования. Финансироваться проект будет по программе “Сотрудничество” всеми тремя субъектами РФ.
— Только вот решение этого вопроса носит затяжной характер...
— Вы знаете, подготовка документации, отведение земельного участка, прочие процедуры требуют, к сожалению, длительного времени. Тем не менее работа ведется.
— Что вы можете сказать о нацпроекте “Здоровье”, как он реализуется?
— В целом, на мой взгляд, видно, что он продвигается. Особенно если смотреть такую сторону, как укрепление материально-технической базы лечебных учреждений. Но ведь наша главная задача не только в закупке высокотехнологичного оборудования, а прежде всего в обеспечении доступности медицинской помощи. Сказать, что мы решили эту проблему, я пока не могу. Но надо заметить, что когда мы проводим более активную информационно-разъяснительную политику, люди начинают думать о своем здоровье. К примеру, восстановлена после долгих лет ее отсутствия диспансеризация, крайне необходимая для населения; проводятся различные акции типа дней открытых дверей в лечебных учреждениях. Все это служит хорошими профилактическими мерами, способствующими улучшению здоровья людей.
И еще одна важная существующая проблема, решение которой мы (как депутаты и как фракция) сдвинули с мертвой точки. Это лекарственное обеспечение льготников, которые делились на “региональных” и “федеральных” (на черных и белых, как говорят они сами). Результатом такого разделения стало то, что одни могли без труда получить необходимые препараты, другие были лишены этой возможности. Благодаря тому, что люди обозначили эту проблему, мы внесли соответствующие поправки в нормативные акты. Правительство РФ нас услышало, и с 1 января 2008 года действует закон, в котором четко обозначено: все полномочия переданы регионам, и с конкретными деньгами. То есть можно с уверенностью сказать, что в текущем году мы наведем в этом направлении полный порядок.
Если говорить о бюджетной составляющей сегодня, то наполнение неплохое: доходная часть выполняется, а если говорить о цене на нефть, то она, как мы видим, бьет рекордные цифры. Пока России в этом плане везет. И я считаю, что мы не можем упустить эту возможность, когда есть дополнительные доходы. Мы их должны в первую очередь направить в такую сферу, как здравоохранение. Потому что главное — это здоровье. Не только увеличить рождаемость детей (улучшив тем самым демографическую ситуацию), но продолжительность жизни людей. Тогда мы сможем с уверенностью сказать, что жили и работали не зря.
Только за полдня в Тюменский областной офтальмологический диспансер обратились 254 пациента.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"