3 мая 2024     

Общество   

Трезвые мысли в очереди к наркологу

Несмотря на будний день, в диспансере много народу. В узком коридорчике перед дверью платно-анонимного психиатра-нарколога небольшая очередь. Замордованные великовозрастными сыновьями-алкоголиками матери, жены с мужьями, уставшие от пития одиночки. Перефразируя классика, легко можно заметить «лиц общее выраженье». Словно читая мои мысли, сосед по больничной скамье, побитый жизнью мужичок с неожиданно разнообразным словарным запасом, зашептал: «А вы знаете, при всей схожести пьющие люди делятся на группы».

Особи в анабиозе

Самая распространенная группа, пьющая сугубо в домашней обстановке, — так называемые «калдыри». Эти товарищи мирно и стабильно принимают свою норму после работы. Их так и называют — «тихие алкоголики». Другого вида расслабления и достижения радости они себе не представляют. О своем досуге не распространяются, избегают застолий на стороне и любого потенциального собутыльника. Кроме сугубо личностных и личных причин есть у них еще неистребимое чувство вины, которое заставляет их браться за рюмку. Вырваться из замкнутого круга могут те, кому есть что терять: семью, престижную работу, статус.

Как только чувство вины покидает сознание, «калдыри» переходят в другую категорию — алкашей. Этот вид уже ничего и никого не стыдится. Эти пьют круглосуточно в режиме нон-стоп. Тяготясь необходимостью ходить каждый день на работу, устраиваются сторожами или дворниками. Домашних изводят скандалами, могут вынести из дома вещи и пропить. Родственники водят их за руку по больницам, кодируют по десятку раз, верят «честному» слову завязать с понедельника при условии, что ему сегодня нальют, а завтра дадут опохмелиться. В этой группе можно продержаться до самой смерти, которая наступит намного раньше среднестатистической. Лечение если и дает результат, то кратковременный. Человек уже не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Все его мысли и устремления направлены на то, чтобы впасть в привычный анабиоз. В конце концов терпение близких иссякает, и алкаша изгоняют из дома.

Очень скоро данный подвид оказывается в самой низшей касте — «синявок». Вероятно, эту стадию прозвали так из-за специфического цвета лица дошедших до нее. Ареал обитания довольно обширен: теплотрассы, чердаки, подвалы, мусорные полигоны, землянки в ближних лесополосах. Морозостойкие могут обходиться без пищи и воды месяцами, губительна для них лишь вынужденная трезвость. Пьют все, что горит. Предпочтение отдают «Ясону», не гнушаются любым денатуратом, включая стеклоочиститель. Ни одному из «синяков» не уготована участь умереть под плач родных. Те свое отплакали давным-давно.

...Подходит моя очередь к врачу. Несмотря на платный прием, интерьер в кабинете врача более чем скромный, как и в любом государственном медицинском учреждении. Врач, выслушав, делает назначения, куда входит (оба-на!) лечение током. Понимаю, на электрический стул не отправят, но от волнения заикаюсь:

— М-м-может, н-не н-надо? Вдруг уб-бьет?

Я мало чего в жизни боюсь, но фобии, как у каждой женщины, имеются: ток, мыши, змеи и самолеты.

Кто побежал за «Клинским»

Следующий день в диспансере можно назвать семейным. Вот муж привел «откапаться» жену. Та кричит матом, вырывается. На босых ногах — разные тапочки, халат подпоясан косынкой. В процедурный кабинет, где сестрички буквально зашиваются, без очереди проводят семейную пару. Отца с матерью из дальней деревни привез сын. Старики, видимо, пьют давно, передвигают ноги как сомнамбулы, надрывно хрипят. В очереди еще несколько страдальцев: за тысячу рублей здесь выводят человека из запоя. Медсестры рассказывают: есть свои постоянные клиенты, коим впору дисконтную карту выдавать. Что касается стариков, опять же по словам персонала, в последние годы алкоголизм захлестнул деревенских пенсионеров, тех, кому сегодня 50-55 лет — «брежневское» поколение. В глухомани ли, в поселке люди теряются и теряют лицо. Дети живут в городе. Скотина имеется далеко не у всех. Долгими зимними вечерами нынче носки и кофты не вяжут... А вот «сталинское» поколение обладает крепким моральным иммунитетом, потому среди них запойных алкоголиков мало, пьющих женщин единицы.

Алкоголизированная молодежь — продукт рекламы пива. Кто побежал за «Клинским» — вернулся хроническим алкоголиком. Надо сказать, вернулись еще не все — на «вечеГринке» зеленеют продвинутые, ходят по улицам фанаты «Туборга», не могут перейти с «Т» на «вы» с хмельным напитком пивные подростки. Демография российская убывать будет пивной рекламой...

Рекламу пива на телеканалах с 2004 года официально разрешили с 22-00 до 7-00. Пить меньше не стали. По данным статистики, рост производства пива продолжается. Вот тебе и стандарт тюменских улиц: лето — лавка — пиво. Профессионально сделанная реклама превратилась в идеологию беспечной и стильной жизни, в течение многих лет насаждаемую телевидением. Мы, как всегда, спохватываемся поздно. Обороты пивного алкоголизма стали настолько мощными, что сейчас преграда в виде закона о запрете рекламы напитка вряд ли сдержит его.

Врачам и медсестрам наркодиспансера Тюмени безработица не грозит. К нравственному кризису общества подоспел скоропостижный экономический. Только вроде начали жить получше — и на тебе по носу, чтоб не расслаблялись! На все передряги у народа нашего свой ответ. Врачи иллюзий не питают: во время кризиса пить будут вдвойне, а то и втройне... А продлится он, как предрекают, не меньше трех лет. Слава богу, что не тридцать три... Это ж сколько народа выкосят «критические» годы...

О пользе спорта и любви

Электролечение и таблетки плюс беседы с психологом дают пусть и малый, но все же результат. Мир из черного становится черно-белым. Мой маршрут проходит мимо церкви, у ворот которой — стойбище и лежбище убогих и сирых. Нищенство старо как мир и бессмертно, как сицилийская мафия. Генерирую, по совету врача, позитивные мысли, стараюсь улыбаться чаще. Считывая позитив, нищенская братия из десятка прохожих выбирает меня. Атакует и просит, просит и атакует...

Вместо улыбки издаю скрежет зубовный: «Сволочи, я не дочь миллионера!» Обхожу храм божий стороной. Ан нет! Как из-под земли вырос огромный обросший краснорожий бомжара:

— Девушка, а вы знаете, сколько хлеб стоит?

— Не знаю. Я хлеб не ем — в детстве обкормили.

— Так вот: хлеб стоит 18 рублей. Я со вчерашнего дня не ел!

Знакомая песня...

Голодающий грозно навис, как снег с крыши в марте. Сую две десятки — и иду прочь. Семеня по гололеду, думаю: с чего это я ему два рубля передала? Неужели за то, что девушкой обозвал?..

Обговариваем с медсестрой варианты выхода из моего личного кризиса. Советует побольше физических упражнений, прогулок и пробежек. Когда-то у себя в тундре шесть километров доставляли мне непередаваемое чувство радости. Ночь, звезды, пустынное шоссе, наполненное серотонинами и эндорфинами, истребляющими хандру и дурное настроение. Бегать по вечерней окраине Тюмени? Нет уж, мы это проходили, то бишь, пробегали! В парке в Заречном микрорайоне в первый же вечер за мной ломанулись два ротвейлера. Хорошо, хозяева догнали собачек раньше, чем они меня.

Сменила маршрут в обратном направлении. Тогда я еще не знала, что моя дистанция пряменько вела в цыганский поселок. Но туда я не добежала. Картинка: темень, дорожка вдоль гаражей, парочка гастарбайтеров и я. Припустившим за мной ахмедикам я рванула навстречу, как к родным: «Ой, как хорошо, что вы здесь! Проводите меня, я боюсь!» Не давая им опомниться, забросала вопросами: как зовут их мать и отца, сестер и братьев. На Востоке к родителям относятся трепетно, не то что у нас. Оторопевшим провожатым радостно сообщила, что и мою маму зовут Фатима, а сестру — Гюльчатай. Побратались, одним словом. Завидя свой микрорайон, я стала тянуть их за рукава: дескать, хочу познакомить с мужем, он у меня полковник милиции. Будем дружить мусульманскими семьями! Гастарбайтеры испарились вмиг. А мои тюменские пробежки накрылись медным тазом.

По словам медсестры, отличным средством лечения депрессии является секс. Знаем. Слышали. Да уж лучше любовь — да на трезвую голову!

...Написала эти строки, и мир вновь начал обретать краски. Мой рецепт лечения депрессии прост. Не нужно истязать себя самолечением, а тем более горькой. Ноги в руки — и к врачу! Только специалист должен заниматься такой тонкой субстанцией, как душа. Только врач знает, как лечить контуженые нервы. И обязательно надо продолжать заниматься любимым делом — это самая верная терапия. Болезни рано или поздно пройдут, останутся результат, достижение, чувство радости. Все вместе подействует лучше всяких антидепрессантов. Знаю, что говорю. Испытано на себе.

«Горькая» статистика

На учете в поликлиническом отделении областного наркологического диспансера в 2008 году состояло 10836 человек, из них 8664 мужчины и 2074 женщины.

В январе 2009 года общее количество зарегистрированных хронических алкоголиков составляет 10738 человек. Снижение на сто с небольшим человек не означает их излечение. С 2006 года абсолютный показатель заболеваемости хроническим алкоголизмом с 99,3 человека на 100 тыс. населения снизился до 82,8.

По словам Алексея Фаленко, психиатра-нарколога, заместителя заведующего областным наркодиспансером, постоянная цифра и некоторое ее снижение говорят только о том, что воз и ныне там. «Мы не видим заинтересованности руководства любых ведомств в помощи своим сотрудникам в преодолении пагубных пристрастий. Раньше могли направить на принудительное лечение, за ценного работника боролись, помогали вернуться к нормальной жизни. Сегодня никто ни за кого не борется. Увольняют без разговоров».

Наблюдается рост алкогольных психозов. Показатель 2008 года — 44,8 против 35,4 в 2007 г. Увеличению алкогольных психозов и их утяжелению способствует появление на рынке большого количества низкокачественного алкоголя, в том числе технических жидкостей.

Стартовой площадкой для развития белой горячки является и пивной алкоголизм.

Наблюдается рост алкогольных психозов. Показатель 2008 года — 44,8 против 35,4 в 2007 г. Увеличению алкогольных психозов и их утяжелению способствует появление на рынке большого количества низкокачественного алкоголя, в том числе технических жидкостей.

Наблюдается рост алкогольных психозов. Показатель 2008 года — 44,8 против 35,4 в 2007 г. Увеличению алкогольных психозов и их утяжелению способствует появление на рынке большого количества низкокачественного алкоголя, в том числе технических жидкостей.

Стартовой площадкой для развития белой горячки является и пивной алкоголизм.

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"