28 апреля 2024     

Экономика   

Аэропорт: жил сам и давал жить деревне

Татарские Медянки... Старое название растворилось в воздухе исторических перемен, связанных с открытием большой нефти. Благодаря этой нефти появлялись новые города на карте Западной Сибири. Благодаря ей же на берегу своенравного Иртыша был построен аэропорт, давший название и жизнь небольшой татарской деревне. Говоря сегодняшним языком, аэропорт на два с небольшим десятилетия стал «деревнеобразующим» предприятием. И за этот же промежуток времени в нем появились свои летные династии: Кутумовы, Мамшановы, Саитовы и другие.

Тогда здесь работало более тысячи человек. Летный состав — четыреста пятьдесят человек. На территории аэропорта базировалось пять эскадрилий, выполнявших пассажирские рейсы в Минводы, Москву, Омск, на Ямал, Ханты и обслуживавших промышленные предприятия. Большие объемы работ были связаны с геологоразведкой и нефтедобычей, строительством нефте- и газопроводов. В ту пору и народное хозяйство переживало подъем. Рассказывали, на Тобольский рыбозавод в период путины рыбу ежедневно доставляли десятками тонн. Пять-шесть вертолетов в день выполняли по два-три рейса на дальние озера, в рыбоводческие бригады, на Север, в Свердловск, другие города страны. В тесной связке работали пилоты и вертолетчики Тобольского авиаотряда с бригадами медицины катастроф, с пожарными. Работа в гражданской авиации была в ту пору делом престижным — и соответственно оплачивающимся. Зарплата у летного состава была 600-700 рублей, это на фоне рядовых советских зарплат — 120-150 рублей.

Последующий развал экономики страны не пощадил и Тобольский объединенный авиаотряд с его крепкими на тот момент структурами: связью, собственным гаражом, наземными и летными службами. Из-за отсутствия базы для технического обслуживания самолетов АН-24, выполнявших пассажирские рейсы, часть летного состава перевели в Тюмень. Тот, кто не хотел расставаться с Тобольском, пошел переучиваться на МИ-8. На тот момент после эпидемии реорганизаций в середине 90-х была создана компания «Иртышавиатранс». Восемь лет экипажи вертолетов МИ-8 выполняли обычную для них работу, пока не произошла серьезная катастрофа, в результате чего компанию лишили лицензии.

Сегодня территория бывшего Тобольского аэропорта принадлежит авиакомпании «ЮТэйр». Пожалуй, «территория» в данном случае звучит чересчур громко. От того, что было, остались мышкины слезки. Взлетно-посадочная полоса, откуда взмывали в советское небо «аннушки», давным-давно разобрана и выведена из эксплуатации. Детали ее конструкций пошли на хозяйственные нужды, в частности, ограждения скромного участка земли со статусом площадки — отправной точки для больших свершений авиакомпании. О них в беседе с корреспондентом «ТИ» рассказал Александр Чирков, один из ветеранов Тобольского аэропорта. После окончания Кременчугского летного училища в 1975 году приехал по распределению в Тобольский авиаотряд. Сегодня он — руководитель фронт-офиса ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».

— На сегодняшний день здесь, в Тобольске, расквартировано авиазвено вертолетов МИ-8. В свое время авиакомпания за основу деятельности приняла диверсификацию бизнеса. Что это такое? Это объединение технологически разнородных предприятий в одно многоотраслевое. Но диверсификация бизнеса может быть достигнута только через внутреннее развитие и расширение видов деятельности. На сегодняшний день «ЮТэйр» осуществляет разные виды перевозок: пассажирские, вертолетные, коммерческие. Сюда входит и сфера услуг, начиная от той же медицины катастроф до лизинга.

Из восемнадцати экипажей нашего авиазвена половина работает за границей. Вообще география «ЮТэйра» в плане оказания вертолетных услуг, включая частные контракты, довольно широка. Это Канада, Юго-Восточная Азия, Западная и Восточная Европа. Наши экипажи работали в Австралии, Непале, Индии, Афганистане, в ряде африканских стран. В Африке наши вертолетчики задействованы в обслуживании миссии ООН, с которой мы сотрудничаем еще с девяностых годов.

Что же касается работы на своей территории, мы продолжаем сотрудничество с нефтяниками. Наши экипажи работают в Восточной Сибири, где найдены запасы углеводородного сырья. На разработку новых месторождений в числе других получили лицензию наши давнишние партнеры «Сургутгазпром» «Сургутнефтегаз». Так что география полетов выходит за рамки Тюменской области. Здесь уже все исследовано, все стадии разведки завершены. Вертолетные услуги себя исчерпали, они ведь необходимы там, где нет дорог и других коммуникаций. К сожалению, кризис внес определенные коррективы в планы, сверстанные на 2009 год. Тем не менее процентов на десять свой заказ нефтяники подтвердили. Есть не менее серьезная проблема — кадровая. В период развала авиации многие специалисты ушли в бизнес, в другие сферы экономики, на пенсию. Сегодня авиакомпания испытывает кадровый дефицит. Тем более что в последние семь лет идет стабильное увеличение объемов работ — как за границей, так и здесь, в области.

...По словам Чиркова, время внесло свои коррективы во все без исключения сферы их деятельности. Впрочем, даже в труднодоступные районы юга области вертолеты по-прежнему летают. Перевозки осуществляются по договору с администрацией Тюменской области согласно программе дотирования рейсов, которую сумели отстоять депутаты Тюменской областной Думы. Вертолет, известно, дорогой вид транспорта. Высчитывается и оговаривается тариф, подъемный для населения. Остальные деньги в виде дотации поступают из областного бюджета. Для жителей Заболотья, изначально безработных ввиду отсутствия какого бы то ни было производства, поездки на вертолете случаются разве что в экстренных случаях: роды, травмы...

Тобольский рыбозавод давно развален и растащен. От былой славы не осталось и следа. Сегодня там орудуют частники. Вывозить на вертолетах рыбу с озер более чем нерентабельно, золотая будет рыба, говорит Чирков. В Абалакском рыбозаводе выращивают молодь муксуна и пеляди. В период зарыбления вертолетчики развозят ее на озера. Когда-то руководство авиаотряда и представители администрации Тобольского района пытались просчитать возможности создания в радиусе 50-60 километров пункта, куда бригады рыбаков могли бы сдавать улов для последующего его вывоза. Для того, чтобы удалить всех перекупщиков и снизить себестоимость рыбы. Но, как это часто бывает, программа не сработала, идея захирела на корню.

...Захирела и деревня Татарские Медянки, почти двадцать лет называвшаяся Аэропорт. Давным-давно к маленькой пристани не пришвартовывается трамвайчик, единственный в то время транспорт, на котором пассажиры добирались из Тобольска. Нет ни пристани, ни трамвайчика. Канули в Лету спокойное прошлое ее жителей, танцы в местном клубе, где молодые летчики в форме, красивые и недосягаемые, заставляли замирать сердца местных девчат.

Канула в Иртыш и целая улица с жилыми домами и постройками. Крутой берег медленно и неуклонно осыпается и уходит в реку. Недаром по одной из версий «Иртыш» с татарского переводится как «землерой». Во всей деревне с ее добротными рублеными избами сегодня проживает пара-тройка семей. Пенсионеры — бывшие авиатехники, диспетчеры — приезжают из соседнего Тобольска в родную деревню летом как дачники. И все разговоры начинаются с неизменного: «А помнишь?..» Говорят, будут строить другой аэропорт, не в Татарских Медянках, на другом месте. Как-никак Тобольску прочат судьбу туристического центра. Но это в будущем.

А в настоящем времени небо пока принадлежит трудягам МИ-8, которым еще рано на покой.

Нравится

Комментарии к статье

евгений хоцлавский город ухта республика коми: 23.04.2011 00:54
подскажите как связаться с мамшановыми вилом марсом гиреем мансуром гузелью - это мои двоюродные братья и сестра . в 80-х все работали в аэропорту и жили в медянках . мне было 10 лет но аэропорт и медянки помню хорошо . всех помню хорошо но волей судьбы больше не виделись . очень хочется попасть в эти места и встретить всех в добром здравии .
Александра: 16.03.2013 18:58
Да...что правда-то правда..

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"