Сегодня в Тюмени открывается Всероссийская научно-практическая конференция “Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: проблемы и перспективы”.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +7...+9 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Политика
Власть в России: кто управляет страной?
Сегодня в Тюмени открывается Всероссийская научно-практическая конференция “Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти Российской Федерации: проблемы и перспективы”. Конференция проводится в рамках инновационной образовательной программы ТюмГУ. В числе ее организаторов областная Дума, правительство области, Тюменский госуниверситет и Государственный университет — Высшая школа экономики (Москва). Сегодня в зале заседаний Тюменской областной Думы состоится пленарное заседание. Докладчики планируют остановиться на самых различных аспектах подготовки управленческих кадров: “Проблемы формирования резерва управленческих кадров для органов публичной власти”, “Актуальные проблемы кадрового обеспечения решения социально-экономических проблем регионов с сырьевой специализацией”, “Формирование и подготовка резерва управленческих кадров на региональном уровне”... Завтра участники конференции продолжат свою работу в Тобольске, где состоятся заседания секций.Проблемы эффективной власти и оптимального функционирования ее публичных структур интересовали мыслителей и политиков всех времен. Еще Аристотель и Конфуций размышляли о происхождении и природе власти, ее сущности, причинах падения одних властных режимов и расцвета других, проблемах стабильности и изменчивости общественных отношений. Сегодня эта тема особенно актуальна для России, ведь от качества профессиональной подготовки госслужащих, эффективности их работы напрямую зависит уровень доверия населения к органам государственной власти. Обсуждение феномена публичной власти, ее особенностей, целей, задач, по мнению организаторов научного форума, будет способствовать оптимизации процесса государственного управления и более полному использованию кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Накануне конференции мы обратились к ее участникам с вопросами:
1. Какие качества (навыки, умения) необходимы для работы в органах государственной власти специалисту? Руководителю?
2. Какой способ формирования кадрового резерва вы считаете наиболее эффективным?
3. Какие специалисты востребованы сегодня на государственной гражданской службе?
4. Эффективный руководитель — это универсальный управленец или еще и специалист?
(фото3)Андрей АРТЮХОВ, заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы, первый заместитель секретаря политсовета Тюменского регионального отделения “Единой России”:
1. В сферу деятельности государственных служащих попадает большой круг людей. Поэтому специалист органов власти должен быть человеком высокопрофессиональным, имеющим качественное образование, порядочным, с активной жизненной и гражданской позицией, энергичным. Желательно и крепкое здоровье. Может быть, этот фактор не столь важен, как другие характеристики, тем не менее он оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей. Бумажная работа (изучение документов, аналитическая деятельность, планирование) вряд ли понравится человеку неусидчивому, но для специалиста иного склада будет интересна. Думаю, особенности характера тоже необходимо учитывать при определении для себя сферы деятельности. Что касается навыков и умений, то я бы обратил особое внимание молодых людей на важность... грамотности. Сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с тем, что даже многие выпускники университетов плохо пишут. Ошибки делают, не могут мысли выразить, даже элементарное письмо составить. Для публичного деятеля это недопустимо. И, конечно, важнейшее качество — умение общаться с людьми, выслушивать их, понимать их стремления, находить решение проблем.
Понятно, что все эти качества в еще большей степени присущи руководителю. У него больше ответственности, с него больше и спрос. Руководитель всегда чувствует, что находится под прицелом очень многих взглядов и потому должен быть более требователен к себе, чем к окружающим...
2. Относительно формирования кадрового резерва существует много идей: отправлять резюме по Интернету, участвовать в анкетировании, конкурсах... Мне за свою жизнь доводилось читать много разных анкет, и я на опыте убедился, что эта информация полезна, но очень поверхностна и объективного представления о человеке не дает. Нередко бывает, что люди, чьи анкетные данные особо не выделялись, в работе проявляли свои лучшие качества, использовали любую возможность для самосовершенствования. Лучший, я бы даже сказал — идеальный вариант — это когда человеку, особенно молодому, представляется возможность проявить себя на практике. Трудно ошибиться в оценке, когда видишь человека в работе. Хотя, конечно, испытательный срок — это небольшой период, и чтобы узнать потенциал человека, требуется гораздо больше времени. Все это относится, конечно, в первую очередь к работе в органах государственной власти. Для людей творческих, занятых, например, в науке, должны быть другие подходы. Сейчас “Единая Россия” приступила к реализации нового партийного проекта “Профессиональная команда страны — кадровый резерв”, направленного на выявление творческой, креативной молодежи во всех сферах, на содействие в карьерном росте, в развитии личности молодых перспективных людей.
3. Сегодня, на мой взгляд, востребованы в первую очередь специалисты с юридическим образованием. Речь, конечно, не просто о дипломе. В современном мире море информации, человеку не под силу охватить ее во всем многообразии, но если он хочет преуспеть, стать суперпрофессионалом, бить надо в одну точку. Так в науке, культуре, производстве. И в государственной гражданской службе существует специализация. Вопросами местного самоуправления, например, в областной Думе занимается один юрист, природоохранного законодательства — другой, бюджетным комитетом востребованы специалисты, разбирающиеся в финансах, экономике. Сферы интересов наших юристов очень разнообразны, но в своей сфере каждый из них специалист очень высокой квалификации. Я за такую узкую специализацию.
4. Существует множество книг по теории управления. Безусловно, они полезны. Но общие знания вряд ли могут заменить конкретный опыт. Если ты главный врач больницы, желательно, чтобы ты до этого поработал врачом — хирургом, педиатром, терапевтом, чтобы лучше понимать, чем живут твои подчиненные, какие требования предъявляют пациенты. Жизненный опыт (опыт работы в коллективе, опыт управления) в любой сфере деятельности крайне важен для руководителя, в том числе и в органах государственной власти. Авторитет руководителя и в целом органа власти — вещи взаимосвязанные, особенно в нашей стране, а уважение к человеку в первую очередь вызывают его профессиональные качества, его практические достижения. Если все это есть, тогда и учреждение, которым руководит этот человек, будет работать эффективно, как идеально настроенный инструмент.
(фото2)Наталья ШЕВЧИК, заместитель губернатора Тюменской области:
1. Здесь можно выделить несколько основных наборов качеств.
Среди профессиональных качеств — прежде всего компетентность в вопросах, входящих в должностные обязанности специалиста. Сегодня любой вопрос в сфере государственного управления многосторонен и требует определенного уровня знаний и навыков не только в областях экономики, юриспруденции, организации управления, но часто и в области технических наук. То есть компетентность специалиста должна быть максимально объемной, не ограниченной рамками специальности по диплому. Приветствуется, конечно, и общая эрудиция, широкий интеллектуальный кругозор.
Как известно, “материальным” результатом деятельности, так скажем, “рядового” чиновника являются подготовленные им документы, поэтому обязательным качеством, которое, к сожалению, встречается далеко не у всех госслужащих, должно быть умение выражать свои идеи на бумаге простым и доступным русским языком, готовить документы краткие, но одновременно насыщенные содержательно. Ну и, понятно, что сегодня любому специалисту необходимо владение современными средствами коммуникаций, базами данных и т.п.
Кроме этого руководителю необходимо еще уметь максимально быстро и четко схватывать суть сказанного или написанного, сопоставлять факты и делать выводы, просчитывать риски, связанные с тем или иным решением, владеть навыками ораторского искусства. Очень важно грамотно планировать рабочее время, “насыщать” свой рабочий день. Все это возможно опять же при глубоком знании вопросов, которыми управляешь, и, конечно же, при наличии определенного опыта.
Обязательно нужно сказать о необходимости для работника органов государственной власти таких психических и физиологических качеств, как трудолюбие, внутренняя организованность, стрессоустойчивость, способность жить в режиме ненормированного дня, коммуникабельность. Чрезвычайно важно развитое чувство ответственности за порученное дело, высокий уровень исполнительской дисциплины и самоотдачи, позволяющие не считаться с затратами времени и труда для достижения требуемого результата.
У руководителя все эти качества должны быть выражены в кратной степени.
И еще одно очень важное качество, которое невозможно не назвать. Это способность сохранить определенное эмоциональное восприятие окружающего мира, общественных отношений, умение видеть за каждым управленческим вопросом конкретных людей, которым от принятого тобой решения станет жить, работать лучше или хуже.
2. В принципе, любые способы обеспечивают выбор кадров на конкурентной основе. В органах исполнительной власти Тюменской области применяются и кадровые конкурсы, и стажировки молодых специалистов, и прохождение практики студентами.
Важным критерием отбора должен являться опыт работы по выбранному профилю государственной службы в муниципальных структурах.
3. Конечно, это специалисты, соответствующие тем требованиям, которые обозначены в ответе на первый вопрос.
Если говорить о конкретных специальностях, то есть потребность в спичрайтерах, а также специалистах по компьютерным технологиям, способных разрабатывать базы данных и управлять ими, создавать несложное программное обеспечение для конкретных нужд того или иного органа государственной власти. Опять же это должны быть специалисты, так сказать, широкого профиля, обладающие аналитическими и креативными способностями.
Еще раз повторю, что более востребованы специалисты, имеющие пусть и небольшой, но успешный опыт управленческой работы на муниципальном уровне либо в организациях, оказывающих услуги гражданам. Для качественной работы в органах государственной власти, полагаю, этот опыт имеет очень большую ценность.
4. Считаю, что руководитель в любом случае должен обладать определенным уровнем базовой профессиональной подготовки по тем вопросам, которые ему по долгу службы необходимо решать. Не обязательно иметь диплом о соответствующем образовании или свидетельство о повышении квалификации, то есть формально соответствовать. Речь может идти о постоянном самообразовании, изучении профессиональной литературы, благо сейчас и через Интернет, и другими способами есть доступ к самой разнообразной информации.
Не обладая уверенностью в собственном знании вопроса, руководитель становится своего рода заложником своих подчиненных, их профессионального уровня и видения той или иной темы. Это уже определенный профессиональный риск. Кроме того, эффективный руководитель должен уметь не только заставить работать своих подчиненных, но и сам продуцировать идеи, конкретизировать задачи и направления работы, что невозможно без специальных знаний.
Фуат САЙФИТДИНОВ, председатель комитета государственного строительства и местного самоуправления Тюменской областной Думы:
1. Конечно же, нужен, прежде всего, определенный уровень квалификации специалиста, а также умение работать с людьми и документами, желание совершенствоваться и быть предельно ответственным. Не менее важны его способности в подборе команды, видении перспективы и постановке задачи.
2. Трудно согласиться, что работу по формированию кадрового резерва можно делать каким-то определенным образом. Это на самом деле многоплановая деятельность. И она действенна, если носит не чисто формальный характер, что называется, для отчета. Конечно, надо вспомнить и опыт, который в самом деле был: подбор, стажировка, гласность, ротации по вертикали, горизонтали и т.д.
Сейчас многое делается по подбору качественного резерва в серьезных бизнес-структурах: отбор со студенческой скамьи, стажировки, стипендии, гранты. Мне представляется, что органы власти в этом проигрывают.
3. Для законодательной власти больше нужны юристы, экономисты. Для исполнительной — спектр необходимых специалистов шире. При выборе у властных структур чаще меньше прерогатив, возможностей конкурировать за добротного специалиста со структурами коммерческими.
4. Лучше, если два в одном. Геолог Фарман Салманов, нефтяник Владимир Богданов, газовики Рим Сулейманов, Олег Андреев — лучшее тому подтверждение. Пример универсального руководителя — Анатолий Чубайс. Как бы к нему ни относились, он, безусловно, эффективный топ-менеджер, что называется, штучный.
Всегда были и будут руководители разные. Здесь даже и о балансе вряд ли можно говорить.
Ольга РОЙТБЛАТ, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования:
1. На мой взгляд, любой специалист, являющийся докой в определенной, “своей” отрасли, — тот же руководитель. Оба, считаю, должны обладать несколькими важнейшими качествами. Среди них первым назову умение анализировать и прогнозировать. Вторым — способность рассматривать и оценивать кадровый потенциал и уровень его использования, независимо от того, сколько человек в подчинении — пять или сто пять. Навык формирования стратегии управления персоналом — третье непреложное качество настоящего управленца. Он просто обязан взаимодействовать со всеми так называемыми внешними (межотраслевыми) источниками коммуникационной деятельности. Если занимается образованием, то должен привлекать себе в “союзники” специалистов из сферы здравоохранения, социальной работы, молодежной политики и т.д.
2. Не секрет, кадры всегда были и остаются главным, стратегическим потенциалом. Поэтому самым эффективным способом формирования кадрового резерва считаю кадровый маркетинг. Есть такой вид управленческой деятельности. Он направлен на то, чтобы обеспечить учреждение человеческими ресурсами. По большому счету, это то же самое изучение персонала, каждого работника, его индивидуальных особенностей, возможностей и перспектив. Следует понимать, что кадровый ресурс подбирается под решение тех задач, решением которых занимается та или иная организация.
3. Убеждена, что руководитель в числе своих управленческих способностей обязан иметь такие качественные характеристики, как специальность, квалификация, компетентность, то есть он должен уметь применять виды деятельности, необходимые для выполнения работы на той должности, которую он занимает.
Руководитель — большой стратег, который быстро реагирует на все происходящие процессы, мгновенно принимает решение и тут же действует. Умеет слушать и может услышать мнение каждого из своих подчиненных. Хороший руководитель — это еще и дипломат. В самой сложной ситуации всегда выходит победителем. Он не злопамятен и не мстителен, не обращает внимания на сплетни. Терпелив. Умеет прощать работникам их ошибки и просчеты. Уверяю: человек, допустивший ошибку, больше ее не повторит, если руководитель случившийся провал переживет... Самое главное заключается в том, что эффективный руководитель создает условия для достижения целей работы своего предприятия.
То есть настоящий руководитель не управляет эффективностью, а эффективно управляет.
Понимаю, что нарисовала идеал управленца, но именно такие специалисты, на мой взгляд, востребованы сегодня на государственной службе. Так бы я ответила на ваш третий вопрос.
Валерий ФАЛЬКОВ, кандидат юридических наук, доцент, проректор по дополнительному образованию и филиалам ТюмГУ, руководитель секции конференции “Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих”:
1. Идея проведения Всероссийской научно-практической конференции ”Подготовка управленческих кадров для органов публичной власти России: состояние, проблемы, перспективы" зародилась в декабре прошлого года, когда в правительстве области проходил семинар по вопросам госслужбы. Для мероприятия всероссийского уровня мы не случайно подобрали именно региональную площадку: здесь не всегда есть четкие установки, в данном случае — по вопросам изменения кадровой политики государства.
2. Думаю, что специалисту, работающему в органах государственной власти, необходимо иметь ряд качеств. В первую очередь ему стоит быть нацеленным на постоянное самообразование. Нужно быть не только исполнителем, но и созидателем, уметь творчески мыслить, глубоко знать сферу своей деятельности и понимать место России в современном мире. И еще одно важное условие: кроме наличия высокого квалифицированного образования у любого управленца должно быть желание служить государству...
3. Считаю, что сегодня достаточно эффективным способом формирования кадрового резерва может стать принцип открытости. Некоторые задумываются: стоит ли брать на госслужбу управленцев из бизнес-сферы? По-моему, привлекать надо всех. Кадровый резерв должен быть не просто декларацией, а реально действующим звеном. Есть много примеров тому, когда руководители, не имея специального образования, выстраивали универсальное управление. А сегодня на государственной гражданской службе востребованы специалисты, которые видят перспективу развития России и умеют сопоставлять цели, поставленные правительством, со своим родом деятельности.
Наталья НОСОВА, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления института государства и права ТюмГУ:
1. Современный госслужащий нанят обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач, а потому в профессиональном плане он представляет собой социального менеджера (от англ. “manager” — управлять) — специалиста в области управления, в том числе и в государственной сфере, в отличие, скажем, от инженера (от фр. “ingeneiur”) — профессионала с высшим образованием в какой-либо области техники.
Поэтому современному государственному служащему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, социального прогнозирования, экономики, права. Он должен обладать высоким уровнем политической культуры. Помимо этого — в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию административно-государственного управления. Но хочу все-таки подчеркнуть: от современных работников государственных органов требуются не столько глубокие знания технологий и организации работы, сколько умение предвидеть последствия своей деятельности в существующих правовых и финансово-экономических формах и предпринимать соответствующие решения и действия.
Но, кроме того, и это особенно важно, — человек, избравший своим профессиональным делом государственную службу, должен обладать не только профессиональными (приобретенными) качествами, но и моральными и деловыми достоинствами, воспитанными в нем. Среди качеств человека, которые могут определять его склонность к госслужбе, можно назвать такие черты, как лидерство, коммуникабельность, умение работать в команде, способность брать ответственность на себя, дисциплинированность, самоорганизованность; умение руководить и подчиняться, быстро и пунктуально выполнять необходимые действия; внимательность и тактичность в общении с окружающими, настроенность на доброжелательное отношение к людям; чувство оптимизма, уверенности в своих силах и желание сочетать личные интересы с общественными; чувство долга. Проблемы нравственной сформированности, воспитания чувств гражданского долга, моральной ответственности, надежности государственных служащих представляются сверхактуальными, особенно в настоящее время.
2. Как показывает мировая и отечественная практика, наиболее эффективными формами поиска кандидатов для зачисления в резерв на выдвижение является конкурсный отбор кадров на государственную службу и их аттестация. Важным методом формирования конкурентоспособного персонала государственных органов является заблаговременное выявление специалистов, потенциально способных быть руководителями организаций и структурных подразделений. Это серьезная, требующая особых навыков работа. В науке и практике сегодня серьезно поднимается вопрос о том, что система подбора и отбора сотрудников на государственную службу должна содержать механизм не только привлечения квалифицированных кадров, но и блокирования притока “случайных людей”.
Анализ ситуации показывает, что ввиду особых квалификационных требований к госслужащим, замещающим государственные должности, некоторым преимуществом обладают те кандидаты, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное образование, включающее много новых дисциплин. Не думаю, что это абсолютно правильный подход.
3. Проведенные исследования показывают, что в тройку самых необходимых специальностей для чиновников включаются следующие виды профильного образования: экономическое (28%), юридическое (22 %), государственное и муниципальное управление (20%).
4. Следует различать эти виды управленческой деятельности. В практике государственного управления востребованы как те, так и другие. В странах с развитой правовой системой и демократическим режимом, в условиях гарантированного и устоявшегося правопорядка работают так называемые “политические чиновники” и “чиновники-специалисты”. Последние всегда осуществляют свои функции, несмотря на изменения, происходящие в политике, в структурах управления при регулярной “смене власти”. У них, как правило, самый высокий уровень профессионально-административной подготовки (часто превосходящий уровень их руководителей, политических чиновников). Они остаются на своих местах, обеспечивая непрерывность служебно-управленческого процесса. Политические же чиновники уходят с арены государственной службы с приходом к власти представителей других партий.
Фуат САЙФИТДИНОВ, председатель комитета государственного строительства и местного самоуправления Тюменской областной Думы:
1. Конечно же, нужен, прежде всего, определенный уровень квалификации специалиста, а также умение работать с людьми и документами, желание совершенствоваться и быть предельно ответственным. Не менее важны его способности в подборе команды, видении перспективы и постановке задачи.
2. Трудно согласиться, что работу по формированию кадрового резерва можно делать каким-то определенным образом. Это на самом деле многоплановая деятельность. И она действенна, если носит не чисто формальный характер, что называется, для отчета. Конечно, надо вспомнить и опыт, который в самом деле был: подбор, стажировка, гласность, ротации по вертикали, горизонтали и т.д.
Сейчас многое делается по подбору качественного резерва в серьезных бизнес- структурах: отбор со студенческой скамьи, стажировки, стипендии, гранты. Мне представляется, что органы власти в этом проигрывают.
3. Для законодательной власти больше нужны юристы, экономисты. Для исполнительной — спектр необходимых специалистов шире. При выборе у властных структур чаще меньше прерогатив, возможностей конкурировать за добротного специалиста со структурами коммерческими.
4. Лучше, если два в одном. Геолог Фарман Салманов, нефтяник Владимир Богданов, газовики Рим Сулейманов, Олег Андреев — лучшее тому подтверждение. Пример универсального руководителя — Анатолий Чубайс. Как бы к нему ни относились, он, безусловно, эффективный топ-менеджер, что называется, штучный.
Всегда были и будут руководители разные. Здесь даже и о балансе вряд ли можно говорить.
Сергей ПУТМИН, глава города Ишима
1. Специалист, конечно, должен быть профессионалом, а руководитель обязан уметь планировать и спрашивать. Но, в отличие от бизнеса, во власти не всегда можно спрятаться за рамки компетенции.
2. К сожалению, пока больше интуитивный. Словом, метод проб и ошибок. А в идеале — формирование устойчивых и работоспособных команд из специалистов и управленцев.
3. Думаю, речь идет не о специалистах и специальностях. Если говорить о личностных качествах, то это должны быть люди с государственной доминантой, так как в противном случае у специалиста происходит быстрое смещение устремлений в сторону бизнеса.
4. На определенном уровне наиболее эффективен универсал, способный проанализировать подготовленную специалистом информацию и принять управленческое решение. Директору департамента профессиональные навыки могут даже мешать.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.