25 мая 2025     

Политика   

Послание губернатора Югры Александра Филипенко

Вчера губернатор Ханты- Мансийского автономного округа Александр Филипенко выступил с традиционным ежегодным посланием к депутатам окружного законодательного собрания, жителям Югры. Предлагаем вашему вниманию текст выступления.
“Выступая со своим посланием, Президент России сказал: “Свободное развитие людей и социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут целью развития нашего общества”. Дмитрий Анатольевич сделал особый акцент на том, что основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек, которому от рождения гарантированы равные возможности, и самое важное для нас — сделать так, чтобы жизненный успех человека зависел от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду.
Я не просто согласен с этими словами президента, я считаю их чрезвычайно актуальными и своевременными для нашего региона, более того, мы на протяжении уже многих лет занимаемся развитием человеческого капитала, используя результаты развития экономики, промышленности, инновационных технологий. Мы формируем единый социальный комплекс и решаем задачи повышения качества жизни населения.
Менее всего хочется делать скучный доклад с обилием цифр, с обязательным упоминанием конкретных людей, учреждений, ведомств. Конечно, нельзя обойти стороной необходимость проанализировать успехи и проблемы, но сегодня хотел бы с позиций именно жизни человека осмыслить то, что уже сделано, подумать, как избежать возможных угроз, как сохранить и приумножить все доброе, что уже есть, как дать больше простора свободе и инициативе всех участников социально-экономической жизни автономного округа, какие ресурсы мы имеем для дальнейшего развития.
1.
Итак, на каких позициях мы находимся.
Повторюсь в тысячный раз, но напомню, что среди субъектов Российской Федерации Югра по многим позициям — первая. Это добыча нефти, производство электроэнергии, — здесь мы безусловные лидеры. Мы вторые по поступлению налогов и сборов в бюджетную систему страны, по добыче газа.
В текущем году объем валового регионального продукта превысит 2 триллиона рублей, то есть более одного миллиона трехсот тысяч рублей на человека — это абсолютный рекорд для России.
Добыча нефти (включая газовый конденсат) прогнозируется в объеме 278 млн. тонн, газа — около 30 млрд. кубометров. Предприятия электроэнергетики автономного округа произведут электроэнергии более 74 млрд. кВт, что на 1% больше результатов прошлого года. В лесопромышленном комплексе в 2008 году объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг составит более 4-х с половиной млрд. рублей и на 9% превысит показатели прошлого года. В сельхозпроизводстве рост объемов составит 14%.
В целом мы прогнозируем почти трехпроцентный рост региональной экономики, что позволяет формировать относительно серьезный бюджет. В наших планах продолжение развития социальной сферы, сферы услуг, инфраструктуры.
Хочу подчеркнуть, у нас сильная экономика, у нас достаточно резервов, чтобы не допустить каких-либо потрясений.
2.
Отдельно остановлюсь на вызове, который бросает нам финансовый кризис. Я хотел бы обратить особое внимание, что в этой непростой ситуации как для органов власти России, так и Югры, первоочередной является задача поддержания стабильности финансовой системы. Сейчас это важнейший приоритет. У нас нет ни малейшего сомнения в том, что важность финансовой сферы для экономики и ситуация в банках будут под пристальным вниманием всех здесь присутствующих.
Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики, мы готовы предпринять меры, адекватные сегодняшней ситуации. При этом в нашем распоряжении есть определенный набор инструментов для решения возникающих проблем. Правительство в оперативном режиме отслеживает развитие событий, готово быстро реагировать.
Ряд мер уже предпринят Центральным банком России, Правительством Российской Федерации. Буквально на днях я подписал план действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики. Коротко скажу об отдельных позициях:
— образован и осуществляет деятельность оперативный антикризисный штаб, сформирован план действий, направленных на поддержание стабильной общественно-политической ситуации, на изменения в бюджетной и долговой политике, на мониторинг и поддержку финансовой и банковской системы, на регулирование рынка труда и социальную поддержку граждан. Меры охватят реальный сектор экономики, жилищное строительство, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, лесное хозяйство. Идет разработка ряда конкретных мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий на территории автономного округа с учетом различных сценариев развития мирового финансового кризиса;
— сформирован финансовый резерв в размере 5 миллиардов рублей. Средства резерва размещаются на депозитах в кредитных учреждениях автономного округа;
— предусматривается выделение денежных средств муниципальным образованиям с целью выкупа жилья на первичном рынке для выполнения обязательств по предоставлению жилья гражданам и поддержания строительной отрасли;
— рассматриваются варианты привлечения внебюджетных денежных средств на заемной основе с целью сохранения необходимого объема ипотечных займов, что позволит строительным организациям привлечь финансовые ресурсы для завершения начатых строительством объектов;
— проводится мониторинг ситуации по сокращению работников организаций, расположенных на территории автономного округа, для своевременного принятия адекватных мер по стабилизации обстановки на рынке труда.
Округ имеет необходимые возможности минимизировать последствия кризиса. Для этого на протяжении ряда лет принимались меры по понижению уязвимости экономического комплекса региона, по переориентации его на опережающее технологическое развитие.
Эту работу мы начали с определения перспектив и основных направлений развития. При активном участии общественности и деловых кругов разработана стратегия социально-экономического развития. Приоритетными направлениями, так называемыми точками роста, определены нефтегазохимия, лесопромышленный, рыбохозяйственный, инновационно-технологический комплексы, развитие минерально-сырьевой базы.
Но нужно помнить, что роль локомотива экономики еще долго будет выполнять ТЭК. И определенные в нашей стратегии три основополагающие цифры — 220, 263 и 280 млн. тонн годовой добычи нефти по инерционному, сырьевому и инновационному сценариям — напоминают нам, что добычу нефти нужно сохранить как минимум в существующих объемах. Конечно, для успешного развития нам необходим третий путь, при котором используются все конкурентные преимущества Югры, ведь снижение добычи нефти может повлечь за собой снижение социальных и демографических показателей.
Напомню, что в ситуации кризиса на мировых финансовых рынках, кризиса, который оказался гораздо глубже самых пессимистических ожиданий, Югра более зависима от мировой конъюнктуры на углеводороды, чем другие регионы. Вместе с тем интеграция нашей экономики в глобальную экономику, в том числе в глобальную систему финансов, была нашим осознанным выбором. И рост экономики за последние годы стал результатом в том числе и этого выбора. Правильность его подтверждена Президентом России, который прямо заявил, что самоизоляция — это путь в тупик, и мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику.
3.
Дополнительно хотел бы еще раз остановиться на бюджетной политике: сегодня предстоит принять главный финансовый документ Югры на ближайшую трехлетку в окончательной редакции. Но это не значит, что работа на этом закончится. Считаю необходимым обозначить несколько главных принципов, по которым нам предстоит работать:
— во-первых, это минимизация издержек, а где-то и отказ от новых расходных обязательств, без которых можно обойтись. Финансирование новых задач необходимо находить в пределах имеющихся ресурсов за счет сокращения менее эффективных и терпящих отлагательства затрат, за счет повышения финансовой дисциплины и поиска новых источников дохода;
— во-вторых, это принцип разумной достаточности.
Любые решения о введении новых льгот, мер государственной помощи, социальной поддержки населения должны приниматься с учетом долгосрочного прогноза социально-экономических процессов, демографической ситуации, анализа объемов финансирования в будущем. Необходимо активнее усиливать адресность, при строительстве социальных объектов на стадии планирования иметь точный долгосрочный расчет их загрузки, затрат на содержание; там, где это возможно, планировать либо перепрофилировать универсальные объекты (школа — сад — клуб — библиотека и т.д.). В итоге максимальная эффективность при минимальных затратах;
— и, в-третьих, это поощрение экономии. Принцип “освоить бюджетные средства любой ценой” неприемлем. Все расходы должны быть жестко привязаны к достигаемым результатам, и если задача решена за счет меньших ресурсов, это должно поощряться.
4.
От бюджетной политики во многом зависит создание в округе комфортной и здоровой социально-культурной среды. Мы обеспечиваем современное оснащение объектов социальной сферы, совершенствование медицинской помощи, качественное питание, повышаем стандарты проектирования зданий, строим современные объекты культуры и искусства.
Мы достигли высокого уровня развития социальной сферы и сегодня стоим на пороге внедрения социальных стандартов, введения норм социальных услуг и порядка их оказания, внедряем механизмы предотвращения социальных рисков и взаимодействия с социальными партнерами и работодателями. Активно работаем над снижением смертности от управляемых причин, над увеличением продолжительности жизни за счет повышения качества медицинских услуг. Целенаправленно создаем условия для укрепления института семьи, внедряем новые системы оплаты труда.
Следующим шагом по формированию системы социальных стандартов является разработка и принятие Социального кодекса Югры, который должен объединить и усовершенствовать правовую базу социальной сферы, существующую в регионе. Для этого созданы все предпосылки. Социальный кодекс должен стать законом прямого действия, снять необходимость принятия многочисленных подзаконных актов, способствовать преодолению разобщенности регионального социального законодательства.
Мы активно внедряем новые подходы в образовании и здравоохранении — это сегодня тоже исключительно важно.
В сфере образования происходят масштабные изменения — меняются подходы к оценке его качества, к управлению привлекаются гражданские институты. Продолжают внедряться инновационные программы, причем успешнее всего — в высшем образовании. Реализуется Программа по дошкольному образованию.
В области профессионального образования мы начали движение в сторону повышения качества образования, ориентации на рынок труда, специализации и интеграции учреждений. Считаю важным шагом в совершенствовании системы образования создание Центра оценки рынка труда.
Отрадно отметить, что развитие сферы образования активно поддерживается муниципалитетами.
Но есть и вопросы.
Темпы обновления содержания и технологий образования должны быть значительно ускорены, нужно преодолевать традиционную инерционность отрасли.
Нуждаются в обновлении и совершенствовании система поддержки педагогов, содержание и технологии педагогического и психолого-педагогического образования, система повышения квалификации работников отрасли. Особое внимание нужно обратить на систему обновления кадров: молодой педагог должен найти достойное место в учреждениях образования Югры.
Вернусь к мысли о том, что образование должно все больше уходить от роли пассивного передатчика знаний, а превратиться в социально-активную силу, реально влияющую на ход социально-экономического развития Югры, что необходимо объединить усилия образования, науки и бизнеса, потому что они являются основой инновационного развития округа.
Благодаря новой государственной политике в области охраны здоровья граждан, особенно в части приоритетного национального проекта “Здоровье”, в последние годы здравоохранение Югры развивается быстрыми, беспрецедентными для нас темпами. В числе первоочередных задач, которые нам удалось решить, можно назвать повышение укомплектованности системы здравоохранения кадрами, в первую очередь врачами и медицинскими сестрами. Создана система оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению, сопоставимая с европейскими стандартами. С 2008 года реализуется инновационный проект “Югра-Кор”, в результате чего удалось в 2 раза снизить смертность от инфаркта миокарда по сравнению с 2007 годом. В управление лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения внедряются государственные и международные стандарты качества. В настоящее время созданы все предпосылки для формирования новой идеологии системы здравоохранения — новой идеологии оказания пациентоориентированной медицинской помощи.
Однако существует и ряд проблем. Все более важным делом становится не только своевременное оказание эффективной помощи, но и создание для больных и их родственников благоприятных условий ее получения.
Необходимо обеспечить повышение эффективности затрат на систему здравоохранения. Этого можно достичь, только широко используя самые современные методы диагностики и лечения, применяя наиболее эффективные лекарственные препараты, развивая стационарозамещающие технологии и оптимизируя коечный фонд. Сегодня, при развитой материально-технической базе медицины, важнейшей заботой должно стать ее эффективное использование. Вот, к примеру, вопрос со строительством пансионата при окружной больнице: мы говорим о нем уже третий год, а результатов получим еще не скоро. В итоге страдают дело и, главное, люди. Человек, приехавший на лечение или обследование, живет несколько дней в больничной палате, ожидая, например, результатов анализов, что гораздо дороже, чем это могло бы быть в пансионате, да плюс к тому это уменьшает места для больных в самой ОКБ.
Энергичнее необходимо развивать и добровольное медицинское страхование. Недостаточно вовлечена в процесс совершенствования системы здравоохранения и медицинская общественность. Часть функций мы сегодня готовы передать медицинской ассоциации.
5.
Создана солидная база для физического развития югорчан, прежде всего юного поколения. Мы заслуженно получили право стать заметным в стране и мире центром международного спорта. Это тоже важно для каждого югорчанина, спорт высоких достижений пробуждает воодушевление, патриотизм, гордость за регион. Хочу напомнить, что впереди Всемирная шахматная олимпиада 2010 года, чемпионат мира по биатлону 2011 года. Мы не имеем права сорвать эти мероприятия, прошу вести работу по подготовке планово, без задержек и авралов.
Многое сделано и в других сферах: серьезный рывок в жилищном строительстве дали программы ипотечного кредитования и инвестиции негосударственного пенсионного фонда, новый импульс развития получили территории, попадающие в сферу действия проекта “Урал промышленный — Урал Полярный”, начата реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе в лесопромышленном, агропромышленном комплексах.
Все эти результаты должны работать на человека и укрепление нравственных ориентиров.
Какими же должны быть главные ориентиры?
Первое — это ориентиры, которым следует наше государство ряд последних лет, ориентиры, сформулированные в Послании президента: расширение демократии, совершенствование правовых отношений, реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений.
Второе — это ориентиры, которые позволяют активизировать все имеющиеся у нас ресурсы на службу человеку, на решение тех проблем, от которых зависит жизнь каждого жителя региона. Думаю, здесь уместно будет сказать и о дальнейшем расширении экономической, предпринимательской свободы как одном из действенных ресурсов развития общества и человека.
6.
Итак, демократия, если сказать по-русски, народовластие, — система сложная и хрупкая, она формируется столетиями. Это экономика должна модернизироваться быстро и глубоко, а в политике важнее стабильность и преемственность, она должна поддерживать модернизацию экономики, но меняться только тогда, когда изменяется социальная ситуация, меняются настроения и интересы народа. В этом свете хотел бы поддержать инициативы Президента России в части сроков нахождения у власти Президента и Государственной Думы, в части нового порядка формирования Совета Федерации, участия политических партий в жизни страны. Изменения в этих областях обсуждались давно, но, думаю, общество “дозрело” до них именно сейчас. Предлагаю сегодня на заседании Думы принять необходимые решения о поддержке данных инициатив.
Далее необходимо использовать все возможности для привлечения рядовых жителей к участию в выработке, в обсуждении, принятии властных решений. Нами сделаны первые шаги в этом направлении — проводятся интернет-дискуссии, общественные слушания законопроектов. Большую роль в этом играет Общественная палата Югры. Однако нужно использовать все формы и методы организации привлечения людей, общественных организаций к государственному управлению — и на муниципальном, и на окружном уровне.
Резервом развития демократии является и устройство отношений власти и общества. Возможно, основным направлением здесь должно стать повышение ответственности власти перед людьми. В прессе звучали рассуждения о том, что предложенное президентом право представительному органу местного самоуправления более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов является ограничением свободы руководителя. Не соглашусь. Наоборот, это увеличение свободы демократически избранных органов. Предлагаю окружной Думе оперативно отозваться на предложения президента и сформулировать систему мер в этом направлении.
7.
В налаживании правовых отношений самое весомое слово принадлежит центральной власти, но считаю, что и на уровне субъекта Федерации мы имеем значительные возможности и обязанности.
Во-первых, с 1 января 2009 года необходимо слаженно организовать выполнение положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления...”. Все ли готовы? Один из важных признаков эффективной власти — когда она незаметна. Население не должно ощутить никаких проблем, связанных с окончанием переходного периода.
Мы имеем некоторые ресурсы и в дальнейшем упорядочении отношений с центральными органами власти, в укреплении федерализма. Например, вопрос распределения полномочий и оптимизации схем территориальных структур федеральных органов чрезвычайно актуален, но не нов. Однако само по себе их укрупнение не решит задачи совершенствования федерализма, более того, оно может усугубить трудности: мы можем потерять хороших специалистов при сокращении, возникнут организационные помехи в деятельности. Необходимо еще раз пересмотреть перечень федеральных и региональных полномочий и там, где это возможно, передать исполнение органам власти субъектов Федерации тех полномочий, которые реально реализуются в регионах, оставив за центральными органами функции контроля за их исполнением.
Прошу сформулировать данные предложения в адрес председателя Правительства России.
8.
Следующий ориентир — исполнение социальных гарантий.
Главными принципами здесь должны стать обязательность, справедливость и обоснованность. Необходимо не только усилить адресность предоставления льгот и пособий, но и тщательно спланировать и обосновать каждое действие в этом направлении.
Не могу еще раз не сказать про переход на отраслевые системы оплаты труда. Мы уже давно изучаем эту тему, принят ряд решений, но пока такой переход начат только в сфере образования и в пилотном режиме — в сфере здравоохранения. Считаю, что это недопустимо долго. Необходимо закончить все дискуссии и в 2009 году обеспечить переход бюджетных учреждений и других отраслей на новые системы оплаты труда, причем обеспечив прямую зависимость уровня оплаты труда от качества выполняемой работы. И сделать это нужно не за счет дополнительных бюджетных вливаний, а за счет оптимизации расходов.
Президент напоминает нам, что каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте. Нужно усилить работу по повышению осведомленности каждого жителя округа о том, сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько ему нужно откладывать самому.
С 1 октября этого года все без исключения граждане смогут участвовать в формировании пенсионных накоплений за счет собственных добровольных взносов на накопительную часть трудовой пенсии, которые будет удваивать государство. В Югре такой опыт имеется с 2004 года. Работники бюджетной сферы законодательно наделены правом формировать дополнительную пенсию с участием средств бюджета округа, причем эта пенсия не ограничивается суммой в 1000 рублей. Размер отчислений достигает 10% от заработной платы, в зависимости от возраста работников. Это позволит сравнять пенсии бюджетников с пенсиями работников ведущих отраслей промышленности.
Для того, чтобы у будущих пенсионеров, у руководителей сформировались новые установки по формированию пенсионного обеспечения, потребуются время, дополнительные средства и объединенные усилия всех участников. Я прошу соответствующие службы, глав муниципальных образований принять самое активное участие в информировании населения о порядке и условиях софинансирования пенсий с участием федерального бюджета.
9.
Считаю, что наступило время задуматься над тем, какие ресурсы мы можем активизировать.
Одним из важных наших ресурсов является совершенствование управления на всех уровнях: от государства, муниципалитета до управления бизнес-структурами, учреждениями, организациями. Необходимо изменение позиций руководителей всех рангов, бизнесменов, государственных и муниципальных служащих по отношению к своей роли в деятельности государства и региона.
Мы подходим к тому этапу, когда главным становится овладение методами управления по результатам, широкое внедрение стандартов государственных услуг, развитие IT-технологий в работе органов государственной власти. Считаю необходимым в самое ближайшее время приступить к давно подготовленной реорганизации и оптимизации структуры органов исполнительной власти.
Для решения встающих перед нами задач сегодня остро нужны люди с принципиально иными, чем раньше, установками, образованные, знающие историю и культуру, владеющие языками, обладающие социальной ответственностью, уважающие законы, уважающие людей. Сегодня недопустимо, например, чтобы государственный и муниципальный служащий не умел пользоваться компьютером. Президент в одном из выступлений вообще предложил таких увольнять.
Одним из путей обновления кадров является формирование кадрового резерва. Мы уже включились в эту работу, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей, однако предпринятые действия недостаточны. Прошу кадровые органы ускорить и упорядочить работу в этом направлении, обозначить четкие и ясные “правила игры”, тщательно проработать качество резерва, куда должны попасть люди компетентные, энергичные, совестливые, наметить пути повышения их квалификации, их готовности к работе.
Выступая на встрече с активом “Единой России”, я говорил об ориентирах работы партии, сформулированных как четыре “О”: открытость, ответственность, организованность, оперативность. Повторюсь, так как считаю, что эти ориентиры являются сегодня важнейшими и в повседневной работе каждого руководителя, каждого органа власти. Закрытая, безответственная, неорганизованная, неоперативная власть — угроза развитию общества.
Нам предстоит модернизировать систему информирования населения автономного округа, наряду с уже существующими возможностями донести информацию о деятельности власти. Мы планируем активное внедрение современных технологий создания и распространения информационных материалов, изучения общественного мнения, налаживание обратной связи с жителями Югры.
Исхожу из того, что любой гражданин имеет право на получение достоверной информации о деятельности структур государственной власти и любого чиновника. Открытость власти — вот постулат, на котором, я думаю, должны базировать свою работу все мы.
Пусть каждый из нас посмотрит на свою деятельность, подумает, что еще может он сделать для общего блага. Как никогда нам необходима сегодня солидарная ответственность государства, бизнеса, каждого жителя округа в деле создания условий для достой- ной жизни в Югре.
Немало ресурсов у нас и в социальной сфере. Например, хотя в обновлении системы образования мы в числе авангардных регионов, огромный фронт работ нужно развернуть и в обновлении содержания образования, и в поиске и поддержке талантливых детей, и в разработке системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, и в изменении облика школ.
Особое внимание нужно уделить поддержке здоровья школьников. Считаю, что необходимо формировать особую программу по реализации приоритетности здорового образа жизни в школе, включающую в себя все аспекты, влияющие на состояние здоровья, — от питания школьников до материальной среды обучения и воспитания. Нужно найти баланс взаимодействия систем образования и здравоохранения. Здесь существуют значительные резервы, не связанные с материальными затратами. Я имею в виду оптимизацию учебного процесса, гигиенически обоснованное расписание занятий, а главное, создание условий и для обучения, и для отдыха, для двигательной активности детей.
Поддержу Дмитрия Анатольевича в том, что нам необходим более масштабный и системный поиск талантов. И нужно посмотреть, все ли нами сделано, чтобы наша “охота за головами” была эффективной. Конечно, у нас в этом направлении сложилась определенная система работы. Это предметные олимпиады, творческие конкурсы в самых разных направлениях — в науке, культуре и искусстве, спорте. Созданы специализированные классы и школы. Однако достаточно ли этого? Думаю, что нужна единая система выявления и поддержки одаренных детей, подростков, юношей во всей системе образования.
Нам необходимо дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы как еще одного значительного ресурса развития Югры.
Мы практически создали благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, сформировали привлекательную среду для притока инвестиций, хотя, конечно, здесь есть что улучшить. Обо всем этом я неоднократно говорил. И даже глобальные экономические проблемы, рецессию, которая сегодня грозит мировой экономике, мы рассматриваем не только как вызов, но и как шанс придать новую динамику нашей экономической политике.
Уже меняется ставшее привычным представление о Севере — как о далекой, неустроенной, вахтовой территории. Сегодня формируется новый имидж автономного округа как региона перспективного, развивающегося и благоприятного для жизни, работы, инвестиций. Уверен, что потенциал привлечения инвестиций, талантов, знаний, технологий у Югры есть и далеко не исчерпан. Это дает почву для формирования среднего класса как наиболее многочисленной экономически и социально активной группы населения. Считаю, что это направление необходимо закрепить в отдельной программе, предусмотрев возможные механизмы и формы стимулирования становления среднего класса в Югре. Вспомним пример Генри Форда: чтоб увеличить продажи автомобилей, он повысил зарплату собственным рабочим. К тому же эта программа будет еще одним механизмом ведущейся нами борьбы с бедностью. Одним из важных направлений данной программы предлагаю определить развитие активности, предприимчивости как главного качества представителей среднего класса.
Эффективным средством такого развития может стать конкурентность. Конкурентность как способ участия людей и организаций в экономической жизнедеятельности, в получении доходов. Конкурентность, повышающая уровень справедливости в обществе и желание быть лучшим. И нам необходимо усиление механизмов конкуренции там, где это возможно.
Нужно создать все условия, чтобы конкурентными становились наши услуги, товары, бренды. Какие финансовые потери мы несем из-за неконкурентоспособности большинства товаров и услуг наших организаций, учреждений? Югорчане зачастую вынуждены выезжать за товарами и услугами, потому что у нас этого нет или это плохого качества. Конкурентность, соревновательность должна быть во всем — начиная со школьной скамьи, где формируются будущие лидеры, и заканчивая благоустройством наших городов, поселений, каждое из которых должно стать самым лучшим в определенной отрасли.
Одним из серьезных факторов успеха в решении многих задач может быть (и уже является) частно-государственное партнерство. Практика заключения соглашений с крупными компаниями у нас уже большая, и сделано в рамках этих соглашений очень много. К сожалению, чаще всего инициаторами таких отношений являются органы власти. Чтоб было наоборот, я бы предложил всем нам вместе сформировать в обществе понимание ценности социальной ответственности: ответственности за все, что происходит, ответственности всех — человека, власти, бизнеса. Это ответственность не уголовная или административная. Это внутреннее неравнодушие каждого гражданина России к своей стране и людям, ее населяющим.
Мы вправе рассчитывать и на помощь федерального центра в наших усилиях. Нам нужна поддержка в развитии нефтедобычи. Югра, да и Россия в целом, еще слишком зависима от конъюнктуры на углеводороды. И мы говорим об этом уже несколько лет. Действующие правила лицензирования нефтедобычи, финансирования геологоразведки крайне неэффективны. Разведанные запасы стремительно сокращаются, а темпы прироста добычи стремятся к нулю, не за горами регрессия. Разве это хороший результат? А за снижением добычи потянется шлейф проблем и в экономике, и в социалке. И это при том, что потенциал у Югры еще огромен. Необходимо срочно менять правила игры.
В условиях провозглашенной в рамках “Стратегии-2020" ориентации на создание точек роста, на поддержку наиболее важных для страны регионов мы ждем от Правительства России и некоторого изменения налоговой политики, ведь сегодня в округе остается менее десяти процентов доходов, сформированных на этой территории, причем в условиях падения цен на нефть даже небольшой пересмотр пропорций налоговых отчислений может серьезно повлиять на возможность продолжения социальных программ, гарантий и планов развития.
Нужно проанализировать возможности увеличения производства продукции и расширения ее ассортимента нашими нефтеперерабатывающими предприятиями. Устал уже об этом говорить, но жизнь заставляет постоянно напоминать, что диверсификация топливно-энергетического комплекса может существенно облегчить жизнь людей. Сейчас подходящее время для того, чтобы воспользоваться уникальной ситуацией и обратить временные трудности в будущее преимущество. Если мы в ситуации снижения спроса на сырую нефть увеличим ее переработку в нефтегазохимии, мы сможем реально снизить цены на товары. Сейчас много говорится о снижении цен на топливо, люди ищут бензоколонки с дешевым бензином, только вот найти никак не могут. Дорогое топливо, дорогие товары, дорогие билеты на транспорт — серьезные удары по семейному бюджету.
Диверсификация нефтепереработки поможет и в перераспределении высвобождающихся трудовых ресурсов из отрасли нефтедобычи, если эффективно использовать в системе образования переподготовку специалистов.
Не хочу дальше перечислять список наших резервов — их должен обнаружить каждый на своем месте работы, именно в этом заключен секрет развития общества. Болейте за дело, и люди будут вам благодарны.
Дорогие друзья!
В динамике развития Югры, ее открытом характере заключена главная притягательная сила. И для старожилов, и для тех, кто недавно приехал сюда, кто считает Север своим родным домом, кто любит и ценит Ханты-Мансийский автономный округ. Мы гордимся нашей Югрой и рады тому, что делается все, чтобы каждый год ее истории наполнялся новыми успехами. Может быть, поэтому Югра не поддается времени и остается молодой и красивой, неиссякаемой на таланты и силу, как и наша великая Родина — Россия.
Однако нужно помнить, что главное наше богатство — люди. Вспоминая призыв советских лет “Все во имя человека, все для блага человека”, я бы сказал: нужно не в лозунгах, а на деле служить человеку, но не за счет предоставления готовых благ, а за счет создания условий для его свободы и активности, для расширения возможностей людей вершить свою судьбу, неразрывно связанную с судьбой Югры”.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"