28 марта 2024

Общество

Как студенты на ледяную жилу напали

Новая Чара — это своего рода Мекка для мерзлотоведов, а мы как раз из их числа. На первом курсе мы плохо представляли, что это такое.… Сейчас, конечно, знаем, что геокриология — одно из динамично развивающихся и очень востребованных направлений геологии. Ведь без специалистов, имеющих знания в этой области, невозможно проектирование и строительство на территории России, так как почти 70% нашей Родины — вечномерзлые грунты. В связи с проблемой глобального потепления роль мерзлотоведения еще больше возрастает. А Читинская область для практики выбрана потому, что там есть уникальные места, где происходят почти все мерзлотные процессы, начиная с морозобойного растрескивания и заканчивая наледями. Да и пройти по следам собиравших здесь материал для своих научных трудов корифеев мерзлотоведения, по учебникам которых мы учимся, всегда заманчиво.

…Новая Чара встретила нас вокзалом довольно-таки интересной архитектуры, который оказался самым капитальным строением в поселке. И неудивительно, ведь это одна из станций БАМа. На вокзале нас уже ждали преподаватели, которые приехали сюда из Якутии, из международной экспедиции, занятой поиском древних микроорганизмов в мерзлоте для дальнейшего их изучения. Выяснили, что на некоторое время нас приютит местный Дом творчества.

Так случилось, что в этот день ровно 20 лет назад родился я, и на общем собрании было решено отметить это событие. Руководитель практики Вера Васильевна Самсонова сказала, что знает отличное место, где можно посидеть у костра и, что немаловажно, помыться после трех дней пути! Каково же было наше удивление, когда только в одну сторону пришлось идти 8 километров, а вместо поляны там оказался овраг! Вода в реке тоже преподнесла нам сюрприз. Температура ее оказалась всего 10 градусов! Но мы не стали унывать. Этот день рождения мне запомнится на всю жизнь. Такая была чудесная дружеская атмосфера, теплые пожелания, вкусная еда и прекрасный вид на Кодорский хребет!

По возвращении в лагерь меня ждал еще один «подарок». Оказалось, что на следующий день я и еще несколько студентов дежурим, а это значит, что подъем предстоит в шесть утра. Нам надо приготовить завтрак и сходить в магазины за провизией.

9 часов утра, на крыльце Дома творчества уже стоит вся группа, сытая и готовая выступить в путь. Большая часть народа уходит туда, где вчера отмечали мой юбилей, и обнаружили ледяные жилы! А перед нами стояла другая, не менее важная задача — найти путь на Чарские пески. Это уникальное место. Вы можете себе представить пустыню посреди тайги? Вот и мне в это верилось с трудом.

Нашу небольшую бригаду возглавил Александр Валерьевич Бойцов, человек с огромным опытом работы в сложных геокриологических условиях. Для того, чтобы попасть на пески, предстояло доехать из Новой Чары до Старой Чары, а там уже пешком продолжить свой маршрут. Вот где мы впервые познакомились с местными комарами и мошками. Тюменская мошка отдыхает по сравнению с ними. Эти жуткие кровопийцы умудрялись прокусывать даже энцефалитные костюмы. Но все-таки мы дошли до нашей цели, хоть и окольным путем. Правда, осмотреться особого времени не было, надо было уже возвращаться. Тем более что сюда мы еще вернемся через несколько дней, но уже всей группой и с палатками. На обратном пути наш отряд попал в сильнейшую грозу, и в лагерь мы вернулись насквозь промокшие.

Теперь нам предстояли каждодневные маршруты, ведь работы непочатый край. Во время этих походов мы хорошо усвоили, что на ручном буре лучше сидеть, чем бурить им! И что копать шурфы по полтора метра в глубину саперными лопатками намного удобнее, чем обычными. А вот количество голубики очень радовало! Голодные тюменские студенты объедали все кусты этой полезной ягоды, которые попадали в поле их зрения.

Пришел день, которого все ждали: мы отправляемся в поход на пески. Туда нас вызвался сопровождать местный геолог Вадим со своей верной таксой Челси. Путь, по которому он повел, оказался намного легче и короче, чем тот, которым группа пришла туда в первый раз. Когда мы поднялись на пески, перед нами открылся потрясающий вид: с одной стороны грозный Кодор, с другой — пески на много километров вокруг, а возвышались мы над бескрайним зеленым таежным ковром. Полюбовавшись этой красотой, будущие криологи двинулись дальше, к центру «пустыни» и к озеру, названному именем Аленушка. К сожалению, с погодой не повезло и почти все время, которое там были, мы либо грелись у костра, либо отсиживались в палатках. Тут-то и стало понятно, зачем с собой брали несколько бутылок водки. По вечерам в обязательном порядке всем наливали по 100 граммов для «сугреву». После нескольких дней дождей воды в реке заметно прибавилось и перейти ее вброд, как мы делали до этого, стало невозможно. К счастью, наш новый друг Вадим выручил нас — переправил с одного берега на другой на надувной лодке.

Через несколько дней уже довольно измученные студенты и очень довольные преподаватели отправились в очередной многодневный маршрут, на этот раз в лес, на берег реки Чара. Но я называл это место проще — болото. Чтобы туда попасть, пришлось изрядно промочить ноги в болоте, которое лежало на пути. Первое впечатление было ужасным! Столько комаров и мошек я не видел никогда! Но, посмотрев под ноги, заметил такое количество голубики, что мошки отошли на второй план. На этот раз погода была как по заказу, и мы сделали много полезных исследований. Но был один минус. Мерзлота там залегает на глубине 60 сантиметров, и ночью, лежа в палатке на полиуретановом коврике, это хорошо ощущается, не спасает даже спальный мешок. Но был уже хорошо испробованный метод — водка!

После нескольких таких холодных ночей на студенческом совете мы приняли решение, что надо возвращаться в Дом творчества. Только наши руководители с этим были не согласны. В итоге с нами отправилась только Юлия Борисовна Трофимова, молодой преподаватель-биолог. А оставшимся на болоте комарам и тюменским преподавателям компанию составили приехавшие из Москвы студенты и их наставники. С ними сразу же нашла общий язык Ольга Ермековна Дручина, аспирант нашей кафедры. И неудивительно, так как этот человек всегда стремится узнать что-нибудь новое, а тут такая возможность! Большая часть нашей группы на одну ночь тоже вернулась на болото — на вечер дружбы. В итоге мы получили массу положительных эмоций и наелись вкусных шашлыков!

К вечеру этого дня пришла неожиданная новость. Дом творчества посетил словак со странным именем Матей. Оказалось, что это турист, исколесивший уже пол-России, Монголию и всю Европу. Еще одна удивительная вещь: он свободно, практически без акцента, разговаривал на великом и могучем, что очень упростило процесс общения. Все-таки странные эти европейцы, не сидится им на одном месте, постоянно путешествуют, да еще в одиночку!

Но все подходит к своему концу, и наша практика — не исключение. Наступил последний день: опять собираем свои рюкзаки. У девушек рюкзаки еще больше, чем у парней. «Как же они, такие хрупкие, носят такую тяжесть?» — этот вопрос интересовал всех окружающих. Ответ же был прост: привыкли! Молодцы, настоящие геологини!

…Снова ночной вокзал, до прибытия поезда остались считанные минуты. Мы все под впечатлением от практики. Например, очень интересное занятие: мыться над тазиком на улице под светом фар проезжающих мимо машин. Или встреча с местным животным — кабаргой! На вид это обычный олень, но имеется одна особенность — два клыка. Они смотрятся весьма необычно на добродушной морде! Поразили огромные куски минерала чароит в поселковом музее. Из этих и других воспоминаний складывается весьма занимательная картина! Спасибо нефтегазу за очередное интересное лето!

Нравится

Комментарии к статье

Полина: 25.09.2009 17:17
Отличная статья, Константин! Спасибо! Всегда по-белому завидовала своим друзьям-студентам из нефтегазовского института геологии и геоинформатики. Все-таки, геолог - это очень интересная и романтичная профессия :-)
КАБАРГА!!!: 25.09.2009 22:05
МЕНЯ ТАМ ВИДЕЛИ!!!!
Мария: 26.09.2009 21:21
АААААААААААА...это ж про нас)) )мы ездили в Чару, и это было нечто)))) студенты ИГиГ нефтегаза, группы ГИГ-06 самые могучие))

Статьи по теме

№151 (4654)
29.08.2008
Андрей КАРЕВ
Летняя практика: и учит, и мучит

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.