29 марта 2024     

Культура   

Музыкальная живопись Геннадия Райшева

Недавно музей ИЗО пригласил горожан на персональную выставку Геннадия Райшева. Открытие проходило в рамках Дней культуры финно-угорских народов в Тюменской области. «Особинкой» этого праздника стали хантыйские, мансийские песни в исполнении солистов ансамбля финно-угорских народов «Хэс» (Тюмень), Галины Граблевской (Надым), Владимира Казымкина (дер. Харампур). Они пели о бескрайних просторах тундры, тепле родного дома… Об этом же в своих картинах, с помощью красок и кисти, рассказывает и хантыйский художник. На выставке показаны уже знакомые горожанам полотна, из коллекции музея: «Возвращение», «Музыка леса», «Сломанные нарты», «Утка в багульнике»…

— В наших фондах хранится около 150 работ Геннадия Райшева — живопись, графические листы, — уточнила Наталья Федорова, искусствовед, завотделом традиционного искусства музея ИЗО. — Все эти картины были закуплены на его первой выставке, состоявшейся в 1988 году. Она проходила сначала в Екатеринбурге, затем в Тюменском музее изобразительных искусств. До конца 80-х с творчеством Райшева мало кто был знаком. Экспонировалась в основном его графика. Живописные полотна к зрителям не пропускала советская цензура… Он работал не так, как все. Не понятый, не принятый собратьями по кисти, Райшев в одиночку прошел свой путь. Когда пришло признание, художнику было уже за 50.

Сегодня его творчество востребовано. Райшев — живописец с мировым именем. «Он — особенный художник, не вписывающийся в привычные представления», — пояснила Наталья Николаевна. Много лет она общается с самобытным художником, изучает, исследует его новые работы. Не однажды побывала с мастером в экспедициях.

— Триптих «Юганская женщина» появился после поездки в Юган, где до сих пор сохранилась древнейшая культура, — рассказала искусствовед. — Там, на одной из стоянок, мы и встретили эту девушку… А «Сломанные нарты» художник увидел в Варьегане. На холсте они превратились в двух лебедей.

Посетители выставок Райшева, которые проходят в музее ИЗО, часто просят Наталью Федорову пояснить работы художника. Действительно, если оказываешься на такой экспозиции впервые, подсказки искусствоведа будут очень кстати. Но, уловив суть, непременно придете полюбоваться райшевскими картинами еще не раз. Сколько бы их ни рассматривал, снова и снова замечаешь что-то новое. В полотнах северного художника, как в хорошей книге, скрыто множество подтекстов. Прочесть их все, дойти до глубины, до сути редко кому удается.

— Я больше 20 лет изучаю творчество Геннадия Райшева — и (слава богу!) еще не все понимаю, — улыбается Наталья Николаевна. — Многие художники, приверженцы одной школы, работают в одном стиле. Геннадий Степанович, как нотами, владеет различными техниками. Он не боится экспериментировать — совмещать несовместимое… Такие смелые сочетания оправдываются эмоциональной выразительностью картин. Каждая работа — импровизация, заставляющая зрителя всматриваться, вдумываться. Райшев — художник не для ленивого созерцателя. Он постоянно ищет новые средства, чтобы передать на холсте состояния природы. Как бы ни был загружен его день, художник пишет по две небольшие работы. «Я всю жизнь пишу одну картину. Словно дирижер, я все время работаю кисточкой, — поясняет он. — Мне нельзя останавливаться. Если остановлюсь — музыка прекратится…»

Многим ценителям искусства Геннадий Райшев знаком не только живописными полотнами, но и своими уникальными иллюстрациями. Художник интерпретировал «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Калевалу» (карело-финский эпос), сказы Бажова, «Конька-Горбунка» Ершова… В канун юбилея мастера тиражом 1000 экземпляров вышел трехтомник: избранные сочинения Пушкина, Гоголя, Лермонтова в графических иллюстрациях Геннадия Райшева. Первое издание, которое увидело свет.

— Произведения этих авторов иллюстрировались самыми разными художниками, — заметила Наталья Федорова. — Но райшевское прочтение классики — уникально. «Евгений Онегин» Пушкина у него музыкальный, легкий. «Демон» Лермонтова — тоже особенный: таинственный и непонятный… Райшев — художник, который не признает никаких правил, стандартов. Потому и иллюстрации у него — образные, их нельзя воспринимать буквально.

Нравится

Статьи по теме

№201 (4943)
13.11.2009
Любовь Киселёва
Тропинка для художника
№200 (4942)
12.11.2009
Елена Шименева
Признание Александра Новика

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"