2 мая 2024     

Общество   

Об опасности «ползучего» рейдерства

По заверениям властей, готовятся необходимые поправки в законодательство, о ситуации знают правоохранительные органы и налоговики... Актуальна ли проблема рейдерства для Тюменской области и что делать, если кто-то пытается отнять у вас собственность при помощи хитроумных схем? На эти и другие вопросы отвечает наш эксперт — заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права Юрий Даровских.

— Юрий Владимирович, в последние годы вышло немало исследований, посвященных проблеме рейдерства в современной России. В чем суть этого явления?

— Основным признаком рейдерства, и в этом его опасность, является захват чужой собственности в нарушение норм законодательства, зачастую сопровождающийся действиями криминального характера. Это подделка документов, угрозы или реальное причинение вреда гражданам и их имуществу. И даже в том случае, если нарушения носят, казалось бы, процедурный характер, например, акционерам не сообщается о точной дате проведения собрания или предоставляется неточный адрес, мы имеем дело с попранием правовых норм.

— В исследованиях о рейдерстве, как правило, приводятся наиболее яркие случаи: предприятия переходят из рук в руки путем массовой скупки акций, манипуляций с учредительными документами, а то и просто силовым способом, когда на территорию врываются сотрудники частной охраны или спецподразделений. В одном из таких обзоров рассказывается об имевших место конфликтах на Новосибирском авиационном заводе и «Тольяттиазоте». Актуальна ли проблема «отъема» собственности для Тюменской области?

— Для Тюменской области она не менее актуальна, чем для других регионов, и то, что об этом явлении у нас не слишком-то говорят, не должно никого успокаивать. Все помнят конфликтные ситуации вокруг Центрального универмага и судостроительного завода. В последнее время подобных случаев не наблюдается, зато получило распространение «ползучее» рейдерство. Идет захват земельных участков и объектов недвижимости, в том числе недостроенных, но делается это без лишнего шума.
Совсем недавно велась не совсем понятная скупка земельных долей в Тюменском районе, отчего пострадали фермеры. Кстати, небольшие фермерские хозяйства юга области практически беззащитны перед рейдерскими атаками. Ведь рейдеры обычно работают в команде, в которую входят спецы по гражданскому и другим отраслям права, имеющие за плечами солидный социальный и жизненный опыт. У них есть связи во властных структурах: без коррупционной составляющей организовать захват чужой собственности нереально.
По объектам недвижимости складывается похожая ситуация. Скажем, застройщику, который и так испытывает финансовые трудности, неожиданно предъявляется многомиллионный долг, и, чтобы его отбить, приходится тратить время и деньги на судебные споры. Иногда конкурсное производство возбуждается без участия собственника и в итоге его имущество продается за бесценок, причем на основании поддельных документов. Если проанализировать арбитражные процессы, которые идут сегодня в областном центре, то окажется, что каждое пятое, если не каждое третье дело, связанное с процедурой банкротства или претензиями имущественного характера, может касаться незаконного завладения собственностью, то есть рейдерства.
Ходить по судам можно и три, и четыре, и пять лет. Рейдеры — очень непростые люди: они дергают свою жертву за множество ниток. Могут пожаловаться в налоговую инспекцию или правоохранительные органы, инициировав дополнительные проверки или даже добиться ареста активов. Словом, делают все, чтобы измотать соперника.
На сегодняшний день в Тюмени, по некоторым данным, под различными вывесками действуют несколько рейдерских компаний, противостоять которым могут только сильные команды юристов. Рейдеры об этом знают и первым делом стремятся лишить законных владельцев финансовой подпитки — тогда не останется никакой возможности организовать грамотную юридическую защиту. Бывали случаи, когда борьба за собственность доводила людей до инфаркта и летальных исходов — слишком велико напряжение сил.

— А почему же люди, у которых отбирают активы, не поднимают шум и не обращаются к прессе?

— Часто им просто не до того: надо отразить атаки, идущие с разных сторон. Как правило, лишившиеся имущества лица обращаются в гражданские и арбитражные суды, но этого мало. Практика показывает, что сегодня вернуть собственность можно в рамках уголовного судопроизводства, когда будет доказан факт совершения преступления. Другие методы, когда собственника обанкротили и лишили возможности управлять имуществом, зачастую не срабатывают. Очень часто речь идет о мошенничестве. Дела возбуждаются по отдельным эпизодам, например подделка документов, дающих право на имущество или распоряжение им, и предоставление их в суд. Уголовной ответственности за рейдерство законом не предусмотрено.
Иногда пострадавшему трудно добиться от следователей возбуждения уголовного дела по факту захвата: отказы идут один за другим. Проблема в том, что в правоохранительных органах не хватает специалистов по расследованию экономических преступлений. Обычно просителя направляют в арбитражный суд, где его дело благополучно вязнет.

— На самом высоком уровне не раз заявляли о том, что ведется работа по созданию антирейдерского законодательства.

— Пока ничего не сдвинулось. Видимо, экономический кризис заставил власти переключиться на другие темы, хотя все понимают, что рейдерство представляет серьезную угрозу для отечественной экономики и общества в целом. Посмотрите хотя бы на остановившиеся стройки: нередко это результат не доведенных до конца рейдерских атак. И федеральным, и региональным властям необходимо проявить политическую волю, чтобы внести поправки в законодательство и разработать специальные рекомендации для государственных структур.

— Бытует мнение, что рейдерские захваты возможны только в отношении крупных производственных холдингов, а владелец какого-нибудь ларька может спать спокойно...

— Это не так. Если вы, скажем, проанализируете практику работы судов Челябинска, то обнаружите, что в этом городе происходили рейдерские захваты парикмахерских и других объектов малого бизнеса. Просто до нас эта тенденция еще не дошла. Не надо думать, что рейдеры атакуют только крупные комбинаты. Даже квартира на первом этаже, переоборудованная под ателье, может представлять для них интерес. Для ее присвоения нужно не так уж много. Достаточно получить доступ к правоустанавливающим документам юридического лица и знать его финансово-хозяйственные связи. Обычно рейдеры активно интересуются окружением предпринимателя, чтобы, и это одна из схем, добиться переуступки его долгов и выкатить иск.
Даже если вы не учредитель и не акционер, то все равно не застрахованы от наездов. Незаконное присвоение частной квартиры организованной группой лиц —  это, по сути, тоже рейдерство. В прессе таких людей называют «черными» риэлтерами.

— Что делать предпринимателю или физическому лицу, если он чувствует: собственность уплывает из рук из-за каких-то мошенников?

— Единственный выход — моментальное реагирование на создавшуюся ситуацию и обращение в правоохранительные органы. Надо бить во все колокола и, конечно же, найти опытного юриста.

 

Нравится

Статьи по теме

№144 (4647)
19.08.2008
Андрей ФАТЕЕВ
Малый бизнес - большие возможности

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"