В Российской академии наук состоялась VI церемония награждения Национальной экологической премией — единственной в Российской Федерации наградой за достижения в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и вклад в устойчивое развитие России в XXI веке. Конкурс проводится Фондом имени В.И.Вернадского под эгидой Государственной Думы РФ и Совета Федерации Федерального Собрания.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +6...+8 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Общество
Щит Ямбурга
В номинации «Инновационные экологически эффективные технологии в промышленности» победителем конкурса стала компания «Газпром добыча Ямбург», представившая комплекс методов снижения техногенного воздействия на природу при разработке газовых месторождений.
Прокомментировать эту новость и рассказать об «экологическом щите» Ямбурга мы попросили А.К.Арабского, заместителя главного инженера предприятия по науке и экологии, профессора, доктора технических наук.
— Тема нашего проекта — «Комплекс новых методов контроля разработки газовых и газоконденсатных месторождений, минимизирующих техногенное воздействие на окружающую среду». Руководителем проекта является генеральный директор ООО «Газпром добыча Ямбург» Олег Андреев. В авторский коллектив вошли ямбуржцы: заместитель генерального директора — главный геолог Сергей Ахмедсафин, заместитель начальника управления геологии, разработки и лицензирования месторождений Сергей Кирсанов и ваш покорный слуга. Также в ряду авторов проекта — директор ООО «НИИМоргеофизика-Сервис» Григорий Кривицкий, заместитель директора по научной работе ООО «НИИМоргеофизика-Сервис» Евгений Безматерных, заместитель генерального директора по геологоразведочным работам и разработке месторождений ООО «Севморнефтегаз» Игорь Зинченко.
— Известно, Анатолий Кузьмич, что это не первая награда «за экологию»: компания является своеобразным внедренческим полигоном для новых технологий...
— У нас не только внедряются, но и создаются новые, универсальные и пригодные к использованию всеми добывающими предприятиями ОАО «Газпром» технологии контроля разработки газовых месторождений, соответствующие мировому уровню и позволяющие максимально уменьшать техногенное воздействие на окружающую среду.
Отмечу такой важный момент: в основу рационального использования недр у нас заложены общепризнанные принципы устойчивого развития, требующие не только достижения наивысшего коэффициента извлечения углеводородов из недр, но и обеспечения экологической безопасности. Для нас важны такие способы и технологии, которые гарантируют получение достоверной информации о состоянии разработки месторождения при минимальном техногенном воздействии на природу. Имею в виду выбросы вредных веществ в атмосферу, нанесение ущерба тундровому покрову.
Технологические загрязнения могут происходить, например, во время сжигания газа на факельных установках при проведении стандартных газодинамических исследований скважин, когда определяют их продуктивные характеристики, а также при специальных исследованиях, включающих измерение количества примесей в добываемом сырье, в том числе влаги.
Как видите, одна из наших ключевых задач — совершенствование уже известных и разработка принципиально новых методов испытаний, позволяющих снизить, а лучше — полностью исключить вредные выбросы.
— Поговорим подробнее о новых технологических методах, удостоенных ныне высокой награды.
— Нашими специалистами разработан и запатентован способ проведения групповых исследований кустовых скважин, полностью исключающий выпуск газа в атмосферу. Он позволяет проводить изыскания при совместной работе скважин в газосборный коллектор, на всех возможных режимах, включая предельный. И это без снижения общего расхода газа по кусту, и без выпусков его в атмосферу. В результате тот газ, который раньше безвозвратно пропадал, теперь поступает потребителю.
Вот, скажем, идут исследования по определению влагосодержания продукции скважин. В основном они проводятся с применением сепарационных технологий. Их суть такова, что использованный в процессе исследований газ приходится выбрасывать в атмосферу. Для решения этой проблемы были разработаны и запатентованы способы и оборудование, позволившие измерять влагосодержание потока непосредственно на устье скважины — с отбором исследуемого газа через гнездо манометра. При этом отбираемый объем газа для исследований снизился в тысячи раз. А это значит, что и выбросы уменьшились в тысячи раз.
Относительная влажность газа определяется термогигрометром, содержащим сорбционно-емкостный чувствительный элемент. Для измерения температуры применен кремниевый цифровой датчик. Полевые испытания прибора были проведены на Ямбургском и Восточно-Таркосалинском месторождениях.
Но влага в продукции скважин присутствует не только в виде пара, но и в виде капель. Количество в продукции скважины воды в капельной фазе обычно рассчитывается по абсолютной плотности газа с точностью, оставляющей желать лучшего. Решая эту задачу, нами разработаны новый способ и устройство определения влагосодержания, позволяющие существенно повысить точность замеров. Эти решения также защищены патентами Российской Федерации.
Вообще, надо сказать, осуществление контроля разработки месторождений природного газа, расположенных в труднодоступных районах и с гигантской площадью газоносности, — сложнейшая проблема, связанная с бурением сети наблюдательных скважин и с загрязнением в связи с этим окружающей среды. Единственная перспектива снижения объема этих загрязнений — применение новых высокоточных наземных геофизических методов исследований, позволяющих существенно сократить объем строительства наблюдательных скважин и обеспечить сохранение тундрового покрова.
— И какие методы исследований наиболее эффективны в этих условиях?
— Высокоточные гравиметрические наблюдения. Технология их проведения достаточно проста и экологически безопасна. Массогабаритные характеристики современных приборов позволяют обеспечивать их доставку в условиях тундры к гравиметрическим пунктам, расположенным вне дорожной сети, не только при наличии снежного покрова, но и при его отсутствии. То есть проведение мониторинга возможно круглый год. Одна беда: ежегодно деятельный слой тундры оттаивает и замерзает, соответственно меняя свои свойства. И это отражается на результатах высокоточных гравиметрических измерений, внося существенные ошибки в результаты мониторинга состояния залежи. Нам удалось решить эту проблему, разработав и запатентовав соответствующую методологию учета этих ежегодных и сезонных изменений.
— Где нынче ведутся эти наблюдения?
— На Заполярном месторождении. Их цель — отработка технологии мониторинга с максимальной точностью получаемых результатов. Создана сеть из базисных и режимных опорных пунктов. Базисные расположены на кустах эксплуатационных скважин. Режимные — там, где отсутствуют скважины.
— Тундра не только территория для хозяйственной деятельности газодобытчиков. Это жизненное пространство малочисленных коренных народов с их специфическими методами хозяйствования — оленеводством, рыбным и охотничьим промыслами...
— Газодобытчики хорошо понимают: сохранность тундрового покрова объективно необходима и как их среда обитания, и как возобновляемый ресурс для хозяйственной деятельности человека. Именно поэтому сохранение тундры — важнейшее условие обеспечения устойчивого развития предприятия, его социальной ответственности, экологической безопасности технологических объектов. Всё это соответствует общепризнанным принципам, закрепленным решениями ООН и Мирового газового союза. Поэтому не зря нами совместно с учеными Башкирского государственного университета и Тюменской сельскохозяйственной академии разработаны и испытаны в действии новые надежные методы восстановления нарушенных земель. Кстати, эти методы базируются на 26 изобретениях.
— В девяностые годы шло формирование новых, более качественных, экологических и экономических механизмов хозяйствования предприятий. В жизнь внедрялась прогрессивная законодательная база — система платежей за загрязнение окружающей среды, плата за пользование ресурсами и недрами. Как этот процесс протекал на вашем предприятии?
— В духе времени перестройка произошла и у нас. В настоящее время система природоохранных мер здесь полностью базируется на научно и экологически обоснованном землепользовании в условиях Крайнего Севера, на требованиях законодательства страны в области земельного права, охраны окружающей природной среды и, естественно, эколого-экономических интересах нашей компании. Мы пошли по пути инвентаризации нарушенных земель по степени их пригодности для возврата в сельскохозяйственный оборот, создания общей концепции их защиты, внедрения природоохранных мероприятий по их защите и восстановлению.
Для выбора оптимальных способов и методов защиты и восстановления нарушенных земель нами создан классификатор. В его основе — фундаментальные знания экосистем тундры. Мы выделили первичные и вторичные техногенные нарушения. Первые связаны с механическими и тепловыми воздействиями на грунты и почвенно-растительный покров. Вторые, возникающие в результате первичных нарушений, — это те же овраги, термокарсты. Стоит сказать, что на территории наших месторождений возвращено в сельскохозяйственный оборот свыше 20000 гектаров земель, на 2150 гектарах проведена биологическая, а на 160 — инженерно-биологическая рекультивация.
Добавлю, что реализация экологической концепции Ямало-Ненецкого автономного округа по защите и восстановлению земель и ландшафтов на всех этапах освоения и разработки крупнейших газовых месторождений позволила получить большой экономический и социальный эффект. Комплексные методы и технологии по защите и закреплению грунтов широко внедряются при строительстве автодорог, трубопроводов, промысловых коммуникаций — там, где распространены вечномерзлые породы.
Отрадно то, что многие мои коллеги, простые газодобытчики, предметно мыслят об экологии. Хочу сказать, что мы готовы участвовать в любых федеральных и международных программах по обеспечению природоохранной деятельности. У нас имеется и соответствующая база — аккредитованные Ростехрегулированием на техническую компетентность лаборатории охраны окружающей среды. «Газпром добыча Ямбург» активно участвует в ряде экологических проектов, например, с институтом почвоведения Сибирского отделения РАН по проблеме климата планеты, которую финансирует правительство Австрии.
— Отчего, Анатолий Кузьмич, предприятия ОАО «Газ-пром» довольно часто подвергаются критике со стороны зарубежных СМИ и политиков — за якобы «неблагополучную экологию» на территориях газодобычи?
— Идет жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта. Европа считает, что нельзя получать газовое топливо от одного поставщика — так диктуют условия энергетической безопасности и стабильности. Газ получают от многих поставщиков, аккуратно деля свой рынок. Между поставщиками идет борьба, иногда с применением, как говорится, «запрещенных приемов». Такой пример. Несколько лет назад в зарубежной печати (да и в нашей тоже) прокатился вал статей о том, что, дескать, «Газпром» загрязняет окружающую среду. Это была умышленная кампания по дискредитации: требовалось ослабить позиции Российского акционерного общества. Не получилось! Потому что все предприятия «Газпрома» работают на очень высоком «экологическом уровне». К нам приезжает немало всевозможных, в том числе и международных, делегаций. Не из праздного любопытства хотят посмотреть, как добывается газ. Они тут же проверяют нас на «экологическую прочность». Но придраться не к чему! Защита природы и соблюдение принципов устойчивого, жизнеспособного развития — это наши задачи, и мы давно и серьезно в этом направлении работаем. В настоящее время система экологического менеджмента (СЭМ) ОАО «Газпром» серьезно перерабатывается. В нее составной частью входит и СЭМ нашей компании. Эта переработка осуществляется на базе рекомендаций Международной системы стандартов ИСО 14000 экологического менеджмента предприятий. В России она также признается и нормируется соответствующей системой стандартов ГОСТ Р ИСО 14000. Все это обеспечит лидирующие позиции в области экологии ОАО «Газпром» — ведущей мировой газовой компании.
— Можно ли говорить, что в деле защиты природной среды предприятием решены все задачи?
— Конечно, нет, в этой сфере не может быть остановок! Например, мы проводим исследования в целях реконструкции объектов Ямбургского месторождения. Одна из решаемых задач — поднять на более высокую ступень производственный экологический мониторинг. Наша обязанность — выполнять его в рамках лицензионных соглашений. Однако мы не ограничиваемся только этим, а стремимся выйти на более высокие рубежи в области охраны окружающей среды.
Не секрет, что сегодня государственные службы в области экологического мониторинга по контролю ряда показателей оснащены слабее нас. Следовательно, назрел вопрос объединения усилий. В результате будет легче принимать управленческие решения в плане обеспечения экологической безопасности целого региона! Это уже будет не просто производственный мониторинг, а комплексная регионально-отраслевая система менеджмента охраны окружающей среды. И это благодаря более мощной совместной системе контроля и соответствующего регионально-отраслевого руководства ею. В результате будет легче принимать управленческие решения в плане обеспечения экологической безопасности целого региона! Кстати, это обойдется гораздо дешевле, и, более того, проявится эффект синергии в деле защиты нашей природы. Понимая это, мы в 2009 году провели в рамках научно-исследовательских работ с привлечением научно-производственной фирмы «ДИЭМ» и ООО «Газпром ВНИИгаз» разработку концепции создания регионально-отраслевой системы менеджмента охраны окружающей среды ЯНАО. Сейчас намечаем пути реализации ее в жизнь. Одновременно планируем провести сопутствующий комплекс научно-исследовательских работ, к которым хотим привлечь и институты РАН и СО РАН. Это также существенно укрепит позиции и нашей компании, и ОАО «Газпром» как экологически ответственных предприятий.
— Ваш взгляд, Анатолий Кузьмич, на состояние дел по охране природной среды в обозримом будущем?
— Вполне оптимистический. Появляются новые законы, исчезают анархия и вседозволенность. Заполярное месторождение осваивалось в условиях новой России без ошибок, которые были присущи Ямбургу. А ведь после начала освоения Ямбурга прошло уже 25 лет. Теперь все по-новому, все делается «под экологию». Например, под объекты выделяется минимум территории — ведь за каждый квадратный метр нужно платить. Мощности Заполярного и Ямбургского месторождений примерно одинаковы, а площади, занимаемые объектами на Заполярке, меньше, чем на Ямбурге, в 10 раз! Далось это путем принятия принципиально новых проектных решений.
Как видим, разное время, разные законодательства — разные подходы и разные результаты. Сегодня требования чрезвычайно высокие и продолжают ужесточаться. Жизнь не стоит на месте. Человек все тоньше начинает понимать свое место на Земле и взаимосвязь и взаимозависимость с природой. И это выгодно для обновления экологии, для нашего общего «дома» — Земли...
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.