28 июня 2025     

Политика   

XXI век — время решать национальные вопросы

Сегодня Тюменская областная Дума проводит День депутата, посвященный вопросам совершенствования деятельности национально-культурных автономий.
В рамках мероприятия запланированы встречи народных избранников с руководителями и членами национальных объединений, а также заседание, на котором будут подведены итоги дня.
Рабочая группа областной Думы на протяжении нескольких дней занималась изучением деятельности общественных организаций, представляющих интересы различных этносов. Парламентарии побывали в национально-культурных автономиях Тюмени, в деревне Ембаево, познакомились с работой отделов Дворца национальных культур «Строитель». Эти поездки помогли представителям законодательной власти оценить серьезность проблем, с которыми ежедневно сталкиваются лидеры национальных движений.
Итогом встреч стали предложения, адресованные органам государственной власти и местного самоуправления, областной Думе, областному правительству, национально-культурным автономиям, управлению УФМС по Тюменской области, образовательным учреждениям и научно-исследовательским институтам. Рекомендации думцев будут озвучены на сегодняшнем заседании. Они нацелены на решение важнейших задач, которые заключаются в создании благоприятных условий для роста национального самосознания жителей области, а также в сохранении и развитии этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности народов, проживающих на тюменской земле.
125 национальностей проживает на юге Тюменской области.
Традиции интернационализма не забыты
Евгений Воробьев, председатель комитета по делам национальностей Тюменской области:
— В Тюменской области на протяжении многих лет проводится планомерная и последовательная работа по реализации государственной национальной политики.
Здесь поддерживаются и упрочиваются замечательные традиции интернационализма, сложившиеся в процессе формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, который создавался трудом представителей практически всех республик и областей бывшего Советского Союза. И делается все для социально-культурной и общественной адаптации многочисленных иммигрантов, устремляющихся в один из самых благополучных регионов России.
С 2004 года действует Закон Тюменской области «О государственной поддержке национально-культурных и иных общественных объединений в Тюменской области». В его развитие принят ряд нормативных правовых актов, в том числе утвержденный постановлением правительства Тюменской области «Порядок признания и отбора общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) и предоставления государственной поддержки национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям, религиозным организациям в форме субсидий».
В рамках 12 проектов областной целевой программы «Основные направления деятельности в сфере национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области» обеспечивается масштабная государственная поддержка многогранной работы национальных общественных объединений.
В сферу их влияния вовлекается все большее количество жителей области, которые своими руками создают общественный продукт огромной значимости.
Наиболее авторитетные и уважаемые активисты национальных общественных объединений входят в состав Гражданского форума, Общественного совета по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов. Это существенно повышает их статус, авторитет среди земляков, а также способствует более активному взаимодействию власти и многонационального населения Тюменской области, способствует обеспечению общественной поддержки деятельности органов государственной власти.
Полагаю, мы с полным основанием можем оценить проводимую в Тюменской области работу по реализации государственной национальной политики как актуальную и результативную, а роль национальных общественных объединений в этом большом и важном деле — как весомую и конструктивную.
Кому дано право создавать автономии?
Фуат Сайфитдинов, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы:
— Одной из важнейших задач, стоящих перед органами власти Тюменской области, является создание благоприятных условий для сохранения и развития этнической, языковой и культурной самобытности народов, проживающих на территории нашего региона. И эта задача эффективно решается через институт национально-культурных автономий.
Основные вопросы, связанные с образованием и деятельностью национально-культурной автономии, регулируются федеральными законами «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области обеспечения и защиты прав человека.
Принятые законодательные акты урегулировали право на родной язык, язык и традиции компактно проживающих представителей того или иного этноса, способствовали развитию национального творчества.
В целом в Тюменской области накоплен определенный опыт по реализации Концепции национальной политики Российской Федерации и Федерального закона «О национально-культурной автономии». Вместе с тем ряд положений этого закона создает трудности при формировании национально-культурных автономий. В частности, в соответствии со ст. 6 закона «местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений, а региональные — делегатами местных национально-культурных автономий». Это закрывает путь к созданию местных национально-культурных автономий, а затем и региональных на территориях, где этнические группы не имеют общественных национальных объединений.
Необходимо более четко прописать, кто является субъектом права на создание национально-культурной автономии. Этнические общности — это слишком зыбкое определение.
Важнейшей проблемой является и вопрос о взаимодействии автономий с органами государственной власти. Статья 7 закона «О национально-культурной автономии» предусматривает учреждение Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации и возможность создания аналогичных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при органах местного самоуправления. Возникает вопрос: все ли автономии должны входить в такие советы? И могут ли в такие советы входить иные национальные объединения?
Практика показала: множественность национально-культурных автономий одной и той же национальности нередко создает путаницу в диалоге между этим этносом и властью. Представляется более логичной практика, при которой каждый этнос создает одну национально-культурную автономию на всех уровнях.
Федеральный закон дает национально-культурным автономиям немало возможностей.
Однако, чтобы их реализовать, необходимо должным образом построить работу внутри самих автономий, а также наладить их более четкое взаимодействие с государственными органами власти и местным самоуправлением.
125 школ обучают юных жителей Тюменской области национальным языкам.
Межэтнические конфликты — в государственном поле зрения
Геннадий Корепанов, заместитель председателя Тюменской областной Думы:
— Проблема национально-культурного обустройства России, создания условий для гармоничного развития всех этносов является одной из приоритетных задач государственной политики. Сегодня все осознают, что государство будет сильным при условии, если в нем сохранится этническая самобытность каждого народа как условие его политического и гражданского существования.
В последние годы в нашей стране многое делается для дальнейшего укрепления общегражданской идентичности на основе исторического опыта обустройства многонациональной России. Государственным языком и языком межнационального общения по праву определен русский язык. При этом Конституция России предусматривает в государственно-территориальных образованиях, наряду с русским, использование родного языка титульной нации.
Вместе с тем проблема сохранения единства и целостности Российской Федерации остается актуальной. Конфликты на межнациональной почве стали реальностью переходного периода новейшей истории нашей страны, когда государство, занятое структурными изменениями экономики и социальной сферы, переложило на плечи самих народов реализацию национально-культурных и религиозных потребностей. К счастью, сейчас в Тюменской области, да и в России, нет межэтнических столкновений, но это не дает нам права успокаиваться и упускать данную тему из государственного поля зрения. Выходки хулиганов, имеющие даже малейшую примесь национализма, — это вовсе не безобидные явления. Они должны получать четкую публичную оценку не только со стороны общества, но и со стороны правоохранительных органов.
В вопросе урегулирования меж- этнических отношений государство больше ответственности должно брать на себя, так как любая самодеятельность чревата ранами на социальном теле нашего многонационального общества. Многое по-прежнему зависит от гармонизации межнациональных отношений, следовательно — от дальнейшего совершенствования законодательной базы по реализации государственной национальной политики, от создания нормативно-правовых документов, способных отвечать на глобальные вызовы ХХI века.
Главными и основополагающими документами, регулирующими национальный вопрос, являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы «Об общественных объединениях», «О национально-культурных автономиях», «Об образовании», «О языках народов России», «О религиозных организациях» и так далее. К сожалению, мы не один год топчемся на месте. Более десяти лет не принимается базовый федеральный закон «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений», на основе которого должно развиваться законодательство Российской Федерации.
Но законы хороши, когда они качественно и четко исполняются. Следовательно, еще более актуальным становится вопрос о создании специальной федеральной структуры, которая бы целенаправленно и оперативно занималась решением национальных проблем.
Она не должна копировать прежнее громоздкое министерство по делам национальностей, чья деятельность оказалась малоэффективной. Ее задача — гибко координировать общенациональную политику, курировать программы по поддержке коренных малочисленных народов, по развитию национально-культурных автономий. Этот орган мог бы вести качественный мониторинг общественного мнения, состояния меж-этнических отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций, прогнозировать кризисные ситуации и давать рекомендации, как их преодолеть. По сути — работать на сохранение и укрепление России.
19 местных и 5 региональных национально-культурных автономий зарегистрировано в Тюменской области.
Национальная культура — понятие всеобъемлющее
Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы:
— Для всех нас большое значение имеют межэтнические отношения, складывающиеся в стране, политические и нравственные установки национальной политики государства. Россия объединила не только национальные территории, но и самобытные народы и этносы, которые столетиями обустраиваются вместе с русской нацией. Взаимно обогащаясь, национальные культуры создали интернациональную, российскую культуру.
Представители одной национальности, где бы они ни проживали, всегда тянутся друг к другу. Это вполне естественно: общение с земляками помогает сохранить язык, обычаи и традиции, словом, все то, что определяет емкое понятие «национальная культура». Люди, оторванные от своей исторической Родины, чтобы не потерять своих корней, объединяются в землячества, культурные общества. На основе федерального закона в местах компактного проживания представители разных народов сформировали свои местные и региональные национально-культурные автономии.
Сегодня национально-культурная автономия выглядит практически единственным способом решения тяжелых межнациональных противоречий, накопившихся в российском обществе. Основными причинами этих конфликтов, безусловно, служат экономические и политические факторы. Они являются следствием нерешенности территориальных споров, психологической напряженности, возникающей при возвращении депортированных народностей в места их проживания до переселения, ущемления интересов населения при осуществлении прав земле- и водопользования, дискриминации представителей некоренной национальности, обострения межрелигиозных отношений, борьбы национальных элит и мафиозных структур за власть, внешнеполитических факторов.
В целях профилактики межнациональных конфликтов органы государственной власти применяют меры по решению социально-культурных проблем народов и национальных групп, используют политико-юридический механизм, поддерживают тесные контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций. Все это способствует укреплению социальной стабильности в регионе, позволяет принимать эффективные решения по предупреждению межнациональных конфликтов.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"