8 апреля 2020     

Экономика   

Налоговые льготы: бюджет теряет, экономика выигрывает

Посещение предприятий, получающих льготы, стало уже доброй традицией думского комитета по бюджету, налогам и финансам. В прошлом году парламентарии побывали на пивоваренном комбинате «Очаково» и заводе «Тюменьстальмост», а нынче отправились на Антипинский нефтеперерабатывающий завод и новый фанерокомбинат.

Точка невозврата

В роли экскурсовода по нефтеперерабатывающему заводу выступил главный инженер Александр Угрюмов, в недавнем прошлом руководивший строительством под Тюменью завода пласт-масс. Его нынешний шеф — генеральный директор НПЗ Геннадий Лисовиченко — срочно отбыл в столицу, на этот день назначили подписание договора с генеральным проектировщиком третьей очереди нефтеперерабатывающего завода. Завода, который уже сегодня является крупнейшим в Уральском федеральном округе.

Попытки построить на юге области собственный нефтеперерабатывающий завод предпринимались неоднократно. На слуху проекты НПЗ в Исетском, Торгилях и Тобольске, активно поддерживаемые прежним тюменским губернатором Леонидом Рокецким. Тот же Антипинский НПЗ начинался в 1996-м, когда учредили одноименное акционерное общество. Деньги в тот проект, и немалые, вложил «Сибнефтепровод». Сырье для переработки изначально планировали брать из трубы. Потому и расположили завод рядом с нефтеперекачивающей станцией.

Завод должен был выдать первую продукцию еще в прошлом веке. Однако кризис 1998-го внес существенные коррективы в реализацию проекта. Сначала его попытались разбить на две очереди, начав с производства прямого бензина, дизтоплива и мазута, и лишь потом, когда удастся заработать средства, перейти к высокооктановым бензинам. Однако смена руководства в «Сибнефтепроводе» заморозила даже усеченный проект. Территория завода, на которой возвышались лабораторный корпус, механическая мастерская, склад, котельная и операторная, надолго превратилась в таможенный склад. За сетчатым забором в огромных ящиках, посеревших от дождя и снега, лежало нерастаможенное американское оборудование на 20 миллионов долларов.

Кому только не предлагали долгострой. Даже китайцы приезжали на стройку. Но только в 2005-м, c приходом из столицы «Нефтегазохимических технологий», учрежденных тремя гражданами России, работы возобновились. За год с небольшим они довели объект до ума. И в сентябре 2006-го Антипинский НПЗ отгрузил первую партию дизельного топлива. За прошлый год установка, изначально рассчитанная на переработку 500 тысяч тонн нефти, переварила более 780 тысяч тонн.

По соседству поднялась еще одна, более мощная установка швейцарско-итальянской «Koch-Glitsch», основа второй очереди завода. Ее торжественное открытие в присутствии сразу трех губернаторов — Тюменской области, Югры и Ямала — состоялось в конце мая. При проектной производительности в 2,5 миллиона тонн со временем она должна выйти на 3,3 миллиона. Тогда завод сможет перерабатывать по 4,1 миллиона тонн нефти ежегодно. В линейке выпускаемых продуктов наряду с прямогонным бензином, дизельным топливом и мазутом уже появились технический керосин и печное топливо.

Как признался на том открытии председатель совета директоров Антипинского НПЗ Дмитрий Мазуров, пять лет назад с группой единомышленников поверивший в проект и рискнувший своими деньгами, мы еще не достигли конечной идеальной формы завода, но находимся на том этапе его развития, который уже можно назвать точкой невозврата.

New Stream

Уже после экскурсии депутаты буквально засыпали главного инженера вопросами, нередко перебивая друг друга. Юрий Конев, председатель думского комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, президент Тюменского нефтегазового университета, интересовался обеспечением селян топливом и подготовкой кадров. Владимир Крамской, председатель думского комитета по бюджету, налогам и финансам, продолжил кадровую тему, обратив внимание на обеспечение работников жильем и наличие социального пакета на предприятии. Владимир Сысоев, представляющий в Думе избирателей ЛДПР, попытался узнать о сбыте продукции, о том, насколько она конкурентоспособна по сравнению с Омским нефтеперерабатывающим заводом. Депутат Николай Барышников спрашивал о доходах и прибыли завода, а его коллега Владимир Майер — об инвестиционной составляющей проекта и его окупаемости.

Александр Угрюмов постарался отвечать на вопросы в порядке их поступления. С тюменскими аграриями завод ежегодно заключает соглашение, напрямую поставляя им дизельное топливо по оптовым ценам, не только без каких-либо накруток, но даже с постоянной скидкой в 1 процент. Работают на заводе 550 человек, преимущественно выпускники Тюменского нефтегазового университета, да с полсотни студентов проходят здесь практику. Хотя соглашения с нефтегазовым университетом о подготовке специалистов не существует. Юрий Конев обещал вскоре сделать руководству завода соответствующее предложение.

Средняя зарплата на заводе около 34 тысяч рублей в месяц, после ввода второй очереди она превысит 40 тысяч. Работникам предоставляется бесплатное медицинское обеспечение, покрывающее все затраты, в том числе на зубопротезирование. Арендуются два спортивных зала. Начали возводить жилой дом на Казачьих лугах, но кризис остановил стройку на уровне первого этажа. Все деньги ушли на производство, на пуск второй очереди завода. Депутаты предложили рассмотреть в перспективе возможность обустройства в Антипино, строительства полноценного жилого комплекса с детским садом, школой и спорткомплексом. Естественно, при поддержке областной власти.

Если говорить о продукции Антипинского завода, то проблем со сбытом до сих пор не наблюдалось. Крупнейшим потребителем дизтоплива являются Российские железные дороги. Поставки осуществляются от Санкт-Петербурга до Якутии, а мазут с прямогонным бензином и вовсе уходят на экспорт. Правда, главный инженер не стал утаивать от депутатов слабое звено, которое неожиданно выявилось при запуске второй очереди завода. Железнодорожная станция Северная не справляется с отгрузкой. Поэтому вкладываются немалые средства в ее расширение. Недавно ввели еще так называемых грузовых фронта, позволяющих одновременно наливать или разгружать — в зависимости от потребностей — 62 вагона. Мощности эстакады возросли с 720 тысяч тонн до 2,4 миллиона тонн в год. И это только начало. Решено также приобрести пирс в Антипино, после его обновления топливо начнут отгружать по реке. Кстати, в прошлом году несколько барж уже отгрузили.

На финансово-инвестиционные вопросы главный инженер и его коллеги не смогли ответить. Владимир Майер тут же привел в пример «СИБУР», на официальном сайте которого находится вся информация о строительстве в Тобольске комбината по производству полипропилена.

Сергей Усольцев, вице-спикер окружной Думы, руководитель думской фракции единороссов, поспешил заводчанам на помощь. Для налогоплательщиков главными являются совсем не величина инвестиций и их окупаемость. Это дело акционеров. Благодаря налоговым льготам в прошлом году Антипинский завод сэкономил 9 миллионов рублей, в этом речь идет уже о 59 миллионах рублей. Данные средства реинвестируются в новые объекты. Более того, в 2009-м завод пополнил областной бюджет на 55 миллионов рублей, нынче власти рассчитывают на 406 миллионов. Этих миллионов вполне могло бы и не быть без государственной поддержки.

— Почему у вас такая низкая глубина переработки? — допытывался у главного инженера депутат Сергей Дубровин, руководитель одного из предприятий «Сургутнефтегаза». — По сути, в XXI веке вы начали строить завод из XIX века.

— Честно говоря, нужны были деньги, — заметил Александр Угрюмов. — Первичная переработка нефти — это более доходная часть.

Тем не менее акционеры не намерены останавливаться. К нынешней зиме предстоит подготовить нулевой цикл третьей очереди завода, а весной начать монтаж оборудования, чтобы в 2013-м запустить еще одну установку по переработке нефти, доведя мощности до 7 миллионов тонн в год. Параллельно решается вопрос о повышении глубины переработки нефти до 95 процентов. К 2015 году должны запустить установки гидроочистки дизельного топлива и бензина, риформинга и изомеризации. Появится газофракционирующая установка. Все это позволит выпускать бензины (вплоть до А-98) и дизтопливо экологического стандарта Euro-5, а также сжиженный автомобильный газ. Вот тогда Антипинский НПЗ станет одним из современнейших нефтеперерабатывающих предприятий планеты. Численность работников вырастет вчетверо, превысив две тысячи человек.

Уже сегодня акционеры занимаются формированием крупного холдинга под брендом «New Srteam», который объединит всю цепочку — от добычи и переработки до продаж на АЗС, транспортировки нефтепродуктов своим транспортом до морских портов, а затем и их экспорта через собственный терминал. По направлению к холдингу недавно сделан еще один шаг. Компания приобрела пакет акций «Тюменских газовых систем», получив контроль над сетью из полутора десятков АЗС «Лот-нефть».

На Бога надейся, а сам не плошай

На фанерном заводе депутатов ожидала генеральный директор Альмира Каримова. Именно ее энтузиазму обязано новое производство в районе Лесобазы. Она взялась, казалось бы, за безнадежное дело. Фактически на пепелище сгоревшего дотла завода ДСП-250, входившего в состав лесозаготовительно-деревообрабатывающего объединения «Тура», благодаря кредитам и обещаниям эта отважная женщина построила современное предприятие площадью 23 тысячи квадратных метров. Перевезла сюда часть станков со старого фанерокомбината, закупает оборудование в Японии и Европе.

— Слава Богу, выжили! — замечает Альмира Каримова. — Сколько сил и здоровья мы здесь положили. Кто бы только знал, как мы этот завод запускали. Одного металлолома перелопатили сотни тысяч тонн. С ума сойти! Что бы ни говорили, в советский период много было хорошего. Старое сломали, а новое не создали. И народ мучаем, и себя...

Как раз в 1991-м, самом тяжелом перестроечном году, Альмира Каримова возглавила Тюменский фанерокомбинат, построенный в 1934-м на месте дореволюционной спичечной фабрики «Пламя». Перед напором энергии и обаяния нового директора невозможно было устоять. Один из иностранных партнеров после переговоров с Альмирой Каримовой сказал некогда своей жене: посмотри на эту женщину, у нее нет ни денег, ни гарантий, а хочет построить завод — и она построит его.

Иностранец оказался прав. Новый завод производит высококачественную фанеру для автомобиле-, судо-и авиастроителей, в том числе на «SuperJet», надежду России. И отгружает продукцию не только внутри страны, но и в 35 стран мира, включая США и Канаду. Депутатам специально показали листы влагостойкой фанеры, ламинированные немецкой пленкой, каждый из которых украшает надпись «Tyumen Plywood Plant».

— Реклама на весь мир! Да Тюменская область за это доплачивать еще должна! — шутит Сергей Усольцев.

Если серьезно, то Тюменская область не первый год помогает Альмире Каримовой реализовать ее мечту. Компенсируя процентные ставки по банковским кредитам и предоставляя предприятию налоговые льготы. В прошлом году льготы по налогам на прибыль и имущество составили 9 миллионов рублей, в этом достигнут 11,5 миллиона.

Впрочем, проблем на заводе еще предостаточно. Асфальт, коммуникации за десятилетия вышли из строя, подкрановые пути надо менять, а железную дорогу реставрировать. Березовый кряж в Тюмень приходится завозить из близлежащих областей, а также Кирова и Ижевска. Явно недостаточно площадей для хранения кряжа, слишком прожорлив конвейер. Хоть в лесу кряж складируй. Некуда девать и отходы производства, пока ими топят заводскую котельную. Наилучший выход — завод древесно-стружечных плит, правда, стоит тот от 50 до 80 миллионов евро.

«В одиночку ДСП не поднять, — признается Альмира Каримова. — Все время ходить под кредитами — ужасное дело. На день опоздаешь с уплатой процентов — вовек не рассчитаешься». Приходится договариваться со свердловчанами, которые готовы прессовать бересту и прочую березовую обрезь вместе с торфом в топливные брикеты.

Владимир Сысоев напомнил об обращениях избирателей, недовольных коптящей трубой старого фанерокомбината в заречной части Тюмени. «Я больше всех заинтересована в переносе производства на новую площадку, — заявляет директор. — Ведь мне приходится содержать две охраны, две котельные и далее по списку. Но на комбинате находится «сталинский» пресс, единственный в России, который производит бакелизированную фанеру 6-метровой длины для министерства обороны. Мне никто не даст остановить этот пресс, а перенести его нереально. Ведем переговоры с японцами, немцами, итальянцами по изготовлению аналога. На все про все, даже при наличии денег, уйдет года два. Пресс должен производить фанеру как для военных, так и для строителей. Я три десятка лет с гаком работаю на Тюменском комбинате и не знаю проблем с крышей. Бакелизированная фанера не гниет и, в отличие от металла, не ржавеет. Лучше материала для свинарников и телятников не найти».

Николай Барышников поинтересовался «оптимистичными и пессимистичными» сроками вывода завода на проектную мощность. Пока он работает от силы на треть. «Пессимистичные? — уточнила Альмира Каримова. — Знать не желаю этого слова! Уговорили японцев поставить нам линию за три месяца, хотя стандартный срок изготовления такого оборудования 12 месяцев. Хотя это, конечно, не дело — иметь разное оборудование. Первую линию нам поставила итальянская «Angela Cremona», по кредиту Внешторгбанка. Одна линия без всего стоит 15 миллионов евро, а нам нужны три линии! А к линии — котельную».

Юрий Конев решил разобраться, как помочь фанерокомбинату использовать не завозной, а тюменский лес. С одной стороны, качество местной березы оставляет желать лучшего. С другой стороны, директор не в силах была потянуть одновременно выпуск продукции, строительство завода и освоение лесных массивов. Ведь дедовского топора для заготовки древесины явно недостаточно. Необходима высокопроизводительная техника и обученные люди. В любом случае всем этим придется заниматься. Недавно Минпромторг России включил Тюменский фанерный завод в перечень приоритетных инвестиционных проектов, столь высокий статус позволяет его обладателю получить участки лесного фонда в долгосрочную аренду без проведения аукциона, при этом ставки арендной платы снижаются вдвое.

— Думаю, с лесом все будет нормально, — оптимистично заявляет Альмира Каримова. — Побывала в Викуловском районе и порадовалась за серьезных ребят, которые хотят работать.

Диверсификация превыше всего

В тот же день на заседании думского комитета депутаты единогласно поддержали законопроект о предоставлении налоговых льгот на 2011 год. И это при том что бюджет потеряет более трех миллиардов рублей. Поездка по заводам, по мнению Михаила Таранова, заместителя областного департамента финансов, доказала высокую эффективность подобных льгот.

От уплаты налога на имущество освобождаются компании, занимающиеся строительством мощностей по переработке не менее 3 миллионов тонн нефти, производству 30 тысяч кубометров фанеры, 50 тысяч кубометров древесных плит, 200 тысяч тонн картона, 500 тысяч тонн полипропилена, 545 тысяч тонн стального проката, 30 тысяч тонн металлоконструкций, 1,1 миллиона декалитров ликероводочной продукции, 260 тысяч кубометров автоклавного газобетона, 60 миллионов штук кирпича, 15 тысяч тонн сухих строительных смесей, 300 миллионов стеклянных бутылок, миллиарда таблеток... И это далеко не полный перечень.

Для ряда предприятий, а также для образовательных учреждений закон устанавливает льготную ставку налога на прибыль. А для предпринимателей, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка снижается до минимально возможных пяти процентов.

Изменения внесены в законы о транспортном налоге и налоге на имущество. Из числа получателей льгот с 2011 года будет исключена компания «Очаково», построившая в Тюмени менее чем за три года крупнейший завод по производству фирменного кваса и пива. Завод, обеспечивший работой 350 тюменцев, вышел на проектную мощность и сполна окупил налоговые льготы. За два минувших года в областной бюджет поступило около 380 миллионов рублей акцизов на «местное» пиво и налога на прибыль.

Из налоговых законов исключена также норма, обязывающая получателей льгот во что бы то ни стало сохранять среднесписочную численность персонала. Та норма была обусловлена необходимостью сохранения социальной стабильности в регионе. По мнению Михаила Таранова, экономическая ситуация изменилась. На повестке дня стоит теперь модернизация производств, сопровождающаяся, как правило, высвобождением ручного рутинного труда.

Как отметил Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы, сейчас крайне важно диверсифицировать экономику и компенсировать со временем выпадающие из регионального бюджета нефтяные доходы. Налоги на добычу нефти с этого года полностью централизованы, а они составляли треть всех доходов. Федерация в течение четырех лет будет субсидировать нашу область. В этих условиях чрезвычайно важно поддержать новые производства, особенно по переработке нефти и древесины.

Нравится

Статьи по теме

№90 (5067)
28.05.2010
Андрей Решетов
Затраты — в долларах, топливо — в евро

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"