29 марта 2024     

Культура   

Старые города западают в душу…

Вид снизу, из Подгорья

Старые города западают в душу. Их самобытная, исполненная глубокого таинства архитектура восхищает, и в то же время убийственно воздействует на психику неудержимое разрушение величественных вековых стен, как будто ты находишься в запущенном и пустом холодном храме.

Снизу, из заброшенного нижнего посада, наоборот, даже кремлевская колокольня на холме отныне представляется недосягаемой и чужой, как старинные европейские замки на отвесных скалах. Продолжает разрушаться именно та уникальная часть города, что в былые века собиралась по кирпичику и по бревнышку мастеровыми людьми, в том числе тоболяками, и которая впоследствии была порушена и дополнена за короткую эпоху новоявленными Ремезовыми, Гучевыми и Бейгелями, возомнившими себя великими архитекторами текущего момента (не времени, нет).

В итоге старопрестольному городу придали несуразную форму гибрида, будто раздвоившегося в глазах: консервация нижнего посада, превратившегося в массив сплошных заброшенных «исторических достопримечательностей», вросших в проседающую почву, а наверху — каким-то чудом не сметенный с холма кремлевский архитектурный ансамбль — и серые, по преимуществу железобетонные коробки новостроя, едва не вытеснившие с некогда просторных и уютных городских площадей благословенную архитектурную старину. Словно многие годы архитектурная мысль оттачивалась на возведении частных загородных коттеджей, а город продолжал выцветать и рушиться в своих уродливых железобетонных формах, соответствующих духу и букве известного правительственного постановления «Об устранении в градостроении архитектурных излишеств…»

После таких преобразований сравнительно молодой в цепочке прочих городов земли Русской Тобольск в самом деле превратился в древний, как будто простоял без отеческого пригляда целую тысячу лет, из последнего выбиваясь на проведение различных массовых фестивалей и юбилейных празднований. Год от года все навязчивей подавалась официальная история, раздражавшая всех былым безупречным величием, и сам город на рубеже столетий как будто поделили по естественному рельефному излому на две части — нагорную, внешне благополучную, и нижний посад, опустошенный, как после разрушительного стихийного бедствия, где горьким символом былого величия по сей день остается Захарьевская церковь в истлевших строительных лесах. Как будто ее не на многие столетия освящали после семнадцати лет строительства в 1776 году.

Теперь видно, с каким трудом приходится перелицовывать дом за домом, пытаясь избавиться от лишенного всякого архитектурного замысла подхода к делу. Реставрировать всегда дороже, чем строить сызнова.

Подрядная вольница

Деловая хроника последних дней не позволяет усомниться в поступательных действиях властей. Тоболяки слишком громко заявили о себе, и слишком открыто волна небывалой для города активности представительных групп захлестнула прессу и телевидение. Только успевай следить за событиями. Одни во главе первого зама руководителя города представляют Тобольск на Международном туристическом форуме в Страсбурге, другие — в Москве, третьи в лице информационно-туристического центра за последнее время заключили три-четыре десятка соглашений с партнерами из зарубежных и отечественных компаний, с представительствами и фирмами северных автономий.

С такой же активностью разворачивается городская стройка.

По сравнению с недавним прошлым — а теперь каждый год, прожитый страной будто в ускоренном ритме, можно полагать за три — стройка в городе развернулась вправду нешуточная. Поэтому не обошлось без раскачки, срывов и сбоев на строительных объектах: то там, то здесь строители выпадают из намеченных планов и графиков, есть брак в работе, есть разные резкие заявления курирующих эту работу представителей власти, даже члены совета по социально-экономическому развитию, будто впервые оказавшиеся на реставрируемых объектах, в том числе на Софий-ско-Успенском соборе с ризницей, где трудятся иногородние строители, не удержались от критических замечаний. По их оценке, в данном случае можно было говорить только «о проведении ремонтно-строительных работ на некоторых исторических объектах», хотя в реставрацию одного кафедрального собора из областного бюджета уже вложили 120 миллионов рублей. Представляю, каким изумленным взглядом строители окинули заместителя гендиректора музея-заповедника по научной работе Алексея Нескорова, некогда попытавшегося выяснить в Софийско-Успенском соборе, где завершена современная отделка и будут ли здесь восстановлены уникальные фрески, выполненные в ХVII-ХVIII веках.

Трудно поверить, что до последнего дня пользователи почти всех объектов исторического архитектурного наследия в лице епархии и музея-заповедника не обращали внимание на результаты труда периодически меняющихся строительных организаций и сами в иных случаях не являлись заказчиками. Или все вкупе не ведали, что творят на средства, порой в самом деле ограниченные до предела? Из сметы приходилось выбирать по кирпичику. Как епархия, едва не построившая между храмами газовую котельную, да «безбожные» граждане возмутились. А тут — заповедная старина, простоявшая последние десятилетия почти без всякого присмотра. Без осмысленного подхода, одними деньгами ее не восстановить, тем более — в первозданном виде. Без объединения усилий заказчика, проектировщика и подрядчика, как теперь утверждают специалисты, об этом нечего даже мечтать. Без умелых рук мастеров-строителей и тех высококлассных подсобных рабочих, что присылали некогда к нам по Петровскому наказу.

...Удивительно, что по самому городу только сейчас, после стольких лет возрождения и дорогостоящей реконструкции, в ходе публичных слушаний принимается за основу генеральный план, представленный специалистами института урбанистики Санкт-Петербурга, и рекомендуется для обсуждения в гордуме. Такое нарочно не придумаешь — чтобы сам проект осуществлялся задним числом, а не предшествовал плановому. Неспроста же лишь с приходом нового руководства горожане будто впервые из первых уст узнали о подлинном состоянии родного города, где, повторяю, «только по муниципальному обслуживанию значится почти два миллиона квадратных метров, на которых проживает 81% населения (53,4 тысячи человек в панельных домах, 26,9 — в кирпичных, 7,8 тысячи — в деревянных». А на кого списать те 34 общежития, будто оставшиеся без пригляда?

Теперь этот новый план должен будет пройти процедуру согласования в областном правительстве, а без него «городу сложно двигаться дальше, а властям — проводить взвешенную градо-строительную политику».

Деловая позиция единого стройзаказчика

При едином заказчике такие проблемы на реставрируемых кремлевских объектах вряд ли бы могли возникнуть. И стоило ему появиться, как с территории кремля сразу же были вытеснены шесть организаций с аналогичными правами и функциями. Как будто прежде до этого некому было додуматься и решиться взять на себя ответственность.

В самом офисе главного строительного заказчика города специалисты работают в тесных кабинетах. Повсюду ремонт, и возникает такое ощущение, что это предприятие только что появилось в административной структуре города. На самом деле в 1992 году это был небольшой отдел капстроительства при горисполкоме, с 1995-го — управление капстроительства со своим уставом, а в новейшие времена — собственно МУП «Тобольскстройзаказчик», поначалу возглавляемое Валентином Грипасом. Затем на эту должность назначили Олега Скороходова, тоже из поколения тридцатилетних руководителей, и он, говорят, заметно усилил административную команду города. Теперь должность директора занимает Закир Саитбаталов, под его началом трудятся 32 специалиста-градостроителя.

— Практически вся строительная сфера, осваиваемая путем государственного финансирования, относится теперь к кругу наших прямых обязанностей, — поясняют мне. — Конечно, в данное время главенствующим для нас документом является областная целевая программа по созданию туристического центра в Тобольске, рассчитанная на три года, и в этом году по ней в город поступит 1812,4 миллиона рублей, из них 415,1 миллиона — по разделу «внебюджетные источники». В работе у нас находится, причем в разной стадии готовности, до 120 объектов. Все они дорогостоящие и настолько разнятся между собой в разработанных проектах, что судьба каждого из них решается почти в индивидуальном порядке. Поэтому как бы сами по себе отсеялись прежние заказчики и подрядчики, не выдержавшие таких серьезных условий и требований к исполняемой работе.

Многое, конечно, приходится исправлять по ходу работ, но в настоящем меньше всего нареканий у нас вызывает деятельность тех организаций, что трудятся на Софийско-Успенском соборе, на самой колокольне или надвратной церкви Сергия Радонежского, вокруг которой столько месяцев бушевали общественные страсти. Строительная обстановка повсеместно нормализовалась, и уже к новогодним праздникам, например, специалисты УКСа нефтехима обещают закончить все работы на полностью восстановленном Дворце наместника.

Все же немаловажный факт, что с первых дней Дворец наместника находился под опекой властей. А если бы все заранее распределить между предполагаемыми опекунами, сдавать им в аренду запущенные здания, пусть, наконец, приватизируют и обживают для пользы дела ту или иную архитектурную достопримечательность? Сколько их в городе, не имеющих хозяина? Ведь у нас на глазах красивейшие особняки проседают, словно готовые провалиться сквозь землю.

— В этом плане, напротив, в нашем регионе одним из первых в стране был создан комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Их в региональном списке — 222, и только девять являются областной собственностью. На Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры губернатор, поясняя, что объекты федерального значения не видели капремонта десятки лет, как раз об этом и говорил. И сегодня область, не дожидаясь, когда в правительстве утвердят разработанную нормативно-правовую базу, чтобы упорядочить систему взаимоотношений в этой сфере, вкладывает средства, в двадцать раз превышающие объем государственного финансирования, на содержание и восстановление памятников культурного наследия в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске.

Туристическая составляющая экономики города, будто наглядно представленная на презентации в московском Центральном доме журналиста бывшим главой города Евгением Куйвашевым, выглядит так: «наличие более двухсот памятников гражданской и культовой архитектуры — те беспроигрышные козыри, на основе которых и следует развивать туризм». Для будущих инвесторов это ценная информация. Такая реальность подхлестывает, хотя арифметика ее больше отпугивает, чем притягивает: цена туристического проекта — 2 миллиарда рублей, и лишь 200 миллионов будут направлены из федерального бюджета, 400 — из областного, и 20 миллионов выделит местная казна. Это менее трети, остальная доля — за частным бизнесом. Уже поступают немалые средства от предпринимателей, решивших поработать в Тобольске. В этом году общая сумма частных инвестиций взлетела до миллиарда рублей. Такого роста внебюджетных капиталовложений здесь никогда не наблюдалось. Значит, многие верят в перспективу развития города, настроенного на большой туризм. Верят в то, что когда-нибудь наша заявка на создание зоны туристско-рекреационного типа будет одобрена конкурсной комиссией Министерства экономического развития РФ. Не прошли конкурсный отбор сегодня — пройдем завтра, на что в равной степени надеются и другие участники этого завидного туристического проекта — Архангельск, Оренбург, Магадан, Тверь и Волгоград, а также Адыгея и Татария.

В скором времени город получит из областного бюджета еще 730 миллионов рублей (уже, скорее всего, получил), а вообще в рамках реализации различных программ Тобольску предстоит освоить 5 миллиардов, и это только бюджетные средства. Все строящееся — на виду.

Но есть еще одна общая программа развития туризма на территории нашего региона, она разработана совместно с немецкими специалистами, успешно занимающимися международным турбизнесом, и, стало быть, все должны действовать в ее рамках. Программа трехэтапная, и основными центрами ее реализации на первом этапе станут Тобольск и Тобольский кремль, а также Абалакский монастырь со строящимся там туристическим комплексом. Потому в город направляются значительные средства, и от нас лишь требуют четкого и качественного исполнения работ. И в самом деле: семеро одного не станут ждать.

— Как будет выглядеть стройка завтрашнего дня? — обращаюсь к Закиру Саитбаталову. — Именно в таком суммированном варианте?

— Число объектов увеличится до 250. Всего по проекту задания на новостройку, реставрацию, реконструкцию и капремонт должно поступить из областного бюджета 3 миллиарда рублей. Внимание к городу исключительное, если учесть, что в целом по области сумма капитальных вложений составит семь с половиной миллиардов.

— С подбором подрядных организаций также определились?

— У екатеринбургских, томских или омских предприятий большая реставрационная практика, и потому тобольские строители уступают им на отборочных проектных конкурсах. Здесь такая сложная специфика, что не всякому строительному предприятию можно доверить даже второстепенные, казалось бы, объекты в длинном перечне — 267 — историко-культурного наследия. На сегодняшний день заключены договоры еще с 60 подрядными предприятиями, и каждое из них задействует как минимум 4-5 субподрядных фирм и организаций. Побеждают самые опытные и профессиональные предприятия, предложившие собственные инвестиционные проекты.

Подобная система отбора лучшего из многих интересных и практически оформленных идей отрабатывается ныне в масштабе всего северного триумвирата. В области также создается единая база, единый реестр инвестиционных проектов. Такая систематизация данных, по убеждению губернатора Владимира Якушева, позволит контролировать все начатые процессы и сбалансированно подходить к распределению госсредств, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности в регионе. Проще станет находить партнеров по бизнесу, проще с ними связываться. Фактически по этому принципу взаимодействуют правительства северного триумвирата, планирующие направить на развитие экономики и в социальную сферу (дорожная инфраструктура, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, жилстрой и прочее) более сорока миллиардов рублей. При этом на нужды тюменского юга пойдет около 14 миллиардов, остальные деньги предполагается распределить между Югрой и Ямалом.

Будет ли выполнена эта программа? Не осядут ли деньги на счетах и в кошельках нечистых на руку чиновников? Кто его знает…

 

Окончание следует.

От редакции: опубликованные материалы входят в новую книгу А.Рахвалова «Храмовая версия Тобольска».

 

Литературные заметки о Тобольске и тоболяках

Он пишет всегда, даже если у него гости, мешающие работать, отвлекающие своими разговорами. Можно сколько угодно обижаться на Рахвалова за негостеприимство — чаю не предложит, кофе не нальет: тебе надо, сам и наливай, где заварка и сахар, скажет.
В издательствах у него несколько книг. Что-то лежит — нет денег, а что-то уже «на подходе». Начинаешь читать — оторваться невозможно, хотя слог тяжелый, как необожженный кирпич, давит своей неизбежностью — прочти, узнай, удивись, негодуй, пойми, что все уже прошло, другого не будет…
В литературных заметках тобольского писателя Александра Рахвалова изложена достаточно жесткая и спорная версия освоения северных территорий, начиная с дохристианских времен, и, разумеется, история строительства и многократного последующего переустройства самого первосибирского губернского Тобольска, во многом не соответствующая привычному взгляду на события. По крайней мере, он даже не пытался себе представить эту многострадальную землю, где целые поколения прошли через царскую каторгу, тюрьмы, ссылку и сталинские лагеря, будто затмевая этим все прежние великие открытия и свершения вольнолюбивого и мужественного русского народа неким былинным раем, отколовшимся от Лукоморья.
Не раз Тобольск исчезал и возрождался, и в данном варианте история и современность бывшего стольного города показана через хронику взлетов и падений то процветающего, то вымирающего, как вселенский пожар, губернского центра, и названы имена разных по своему истинному значению и вкладу в его жизнь людей, проживавших в нем во все четыре столетия его существования.
Думается, эти заметки, составленные в свободной повествовательной манере, смогут в какой-то степени восполнить отсутствие элементарного, доступного для всех путеводителя по историческому и современному городу, где даже сами тоболяки зачастую довольно слабо ориентируются на родных улицах и порой не знают, среди каких архитектурных шедевров бывшего частного застроя будто походя проживают свою обывательскую жизнь…

Елена Слинкина

Тобольск

Нравится

Статьи по теме

№41 (4783)
11.03.2009
Ирина АЛЕКСЕЕВА
Частные хроники Александра Рахвалова

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"