3 мая 2024     

Общество   

Ох, рано сдаёт Охрана...

"Всё давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять всё сначала". Андре Жид.

О защите истории и культуры в зодчестве Тюмени

Тюменское градостроительство — последние десятилетия — протекает между вехами охранных документов. В основном в отражении атак рейдеров, посягающих на историческое пространство исторического центра исторического города Тюмени.

Тюмень с 1990 года числится в списке исторических городов России — среди 478 населенных пунктов — на правах крупного.

Охранные функции лежат на всем обществе, и сдача позиций означает только наше общее бессилие, безразличие или утрату интереса к своим корням, истокам. И развитие синдрома Ивана Непомнящего. Но рано бросать весла и покорно отдаваться воле бездушно-агрессивного, черствого потока. Есть еще потенциал защиты — прежде всего в ее организации, согласовании взаимодействия различных инстанций, в прозрачности градостроительной деятельности, во внятно выраженной социальной позиции. Труднее всего привыкнуть защищать очевидные, сущностные вещи. Теперь уже в защите нуждается воздух и вода, земля, добро, свобода и мораль, архитектура. Традиционное для Тюмени отношение к зодчеству как к кормушке или как к средству самоутверждения привело к тому, к чему привело. Надо бы найти порядок в хаосе и бедламе, создав непреклонную систему защиты и прецеденты ее успешного употребления. Возможно, она уже есть (отчего только так часты и грубы ее нарушения?), и нужны только исчерпывающие права для уполномоченных, специально обученных людей.

Схема историко-культурных ограничений Тюмени, утвержденная 26.03.2009 г. решением Тюменской городской Думы № 257, должна была стать маленькой ступенькой к этому порядку, чину.

Она предусматривает в сердце исторического центра ограничение высоты зданий в 5 этажей. Само по себе это для Тюмени не новость. Именно здесь, именно такое ограничение действует уже 20 лет.

И после такого богатого культурно-охранительного опыта можно было бы продвинуться в совершенствовании охранных функций: или уточнить предельно допустимую этажность, или глубже дифференцировать ее, или лучше всего перейти на ограничение абсолютное, выраженное в метрах. Если в советские времена из-за жесткой регламентации государственных нормативов пятиэтажное здание всегда было 14-15-метровым, то сейчас, во времена свободы реализации желаний, оно может быть и 20, и 25, и 30 метров высоты. И никакой суд не сможет ограничить абсолютную высоту здания, если оно окажется всего в 5 этажей, но с несметным количеством метров (до карниза? до конька?). К тому же по нормативам в количество этажей здания входят и подземные, цокольные, технические и мансардные этажи. Какие именно подразумеваются под 5-этажной высотой?
Для новостроек или реконструкций в новом документе следовало бы выявить и регламентировать характерные, присущие тюменскому градостроительству, композиционные особенности исторической застройки, например характер и уклон кровель, подбор отделочных материалов и окраски, традиционную пластику фасадов, а также определить принципы соподчинения соседним зданиям. Это не значит, что все строящиеся здания станут похожи друг на друга, ограниченные общими принципами. В том-то и дело, что при творческом подходе эти особенности только стимулируют поиск современных, перспективных образов, созданных в рамках давних традиций. Это вопрос творчества, а не цензуры. В новой схеме (или проекте) можно было бы прояснить вопрос и о новой системе высотно-функциональных доминант — landmark buildings — дополняющей и развивающей устоявшуюся историческую систему пространственно-геодезических и общественно-идеологических городских ориентиров, роль которых в свое время выполняли храмы. А не оставлять эту архиважную функцию случаю, прихоти очередного инвестора.
Уже прошла четверть века с тех пор, когда молодой архитектор, а сейчас профессор Б.А. Жученко в своем диссертационном исследовании открыл строгую, особую закономерность градостроительной локализации храмов в Тюмени. Это было значительное событие в осмыслении своеобразия зодчества города. Оно было использовано в проекте охранных зон 1990 года.
Можно было в новом проекте охранных зон ввести новое для Тюмени ограничение НАСЫЩЕННОСТИ застройки (верхнюю и нижнюю) в историческом центре — соотношение площади за-стройки и площади участка. Численности заселения и площади участка. Или соотношение общей площади новых зданий и площади участка. Или те и другие одновременно, или иные соотношения, определяющие интенсивность освоения исторической территории. Этот показатель может выявить не только перенасыщенность, но и недобор традиционной для центра плотности освоения — и подсказать направление первоочередной реконструкции.
До утверждения последних историко-культурных ограничений в течение 19 лет действовали ограничения Проекта зон охраны памятников истории и культуры г.Тюмени (разработанного институтом Тюменьгражданпроект и утвержденного решением Тюменского облисполкома от 30.01.1990 № 15 — впервые в истории Тюмени).
Но это была не первая попытка создать проект охранных зон города. По решению исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся № 357 от 5.07. 1976 г. и заданию областного управления культуры в 1977 году кафедрой архитектуры Тюменского инженерно-строительного института был разработан проект охранных зон г.Тюмени. Он был одобрен президиумом Тюменского областного Совета ВООПИК 30.11.1978 г. На этом же заседании была сформулирована просьба к министерству культуры и Центральному совету ВООПИК рассмотреть и окончательно согласовать этот проект. Дальнейшая судьба проекта теряется в тумане прошедших десятилетий.
При близком рассмотрении и схема 2009 года (М 1:5000), и СВОДНАЯ СХЕМА ОХРАНЫ ЗОН ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ТЮМЕНИ
(М 1:500), разработанная в составе Проекта зон охраны 1990 года, оказались чертежами-близнецами, хотя и представленными в разных масштабах. Нетрудно определить, какая из схем разработана раньше, а какая является клоном предшественницы. Странно, что Тюменская городская Дума утверждает то, что уже 20 лет как утверждено и совершенно никакой новации не несет. Понятно, что Дума должна была извлечь историко-культурную составляющую проекта Генерального плана Тюмени для публичного доступа. Но никто не заставлял разработчиков Генплана копировать в свой проект ранее разработанный материал, особенно если, по их утверждению в пояснительной записке, он устарел.
На титульном листе пояснительной записки к Генеральному плану города, со ссылкой на законодательство Российской Федерации «Об авторском праве» и «О праве на интеллектуальную собственность», указано, что повторное использование проектных разработок допускается только с согласия ФГУП РосНИПИ урбанистики. Как видно, важны только их права, но не права других, которые поставляют для их работы готовые решения.
Обещанного в Генплане проекта зон охраны московского института «Спецпроектреставрация» не видно на горизонте.
Работа этим институтом выполнена, но не утверждена. Прекращена. Основанием явился закон № 232-ФЗ, который внес изменения в Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также изменения в положение «О зонах охраны объектов культурного наследия...», последний раз внесенные постановлением Правительства РФ 10.03.2009 г. Эти документы теперь не предусматривают коллективных, групповых зон охраны, но — только зоны охраны отдельных объектов-памятников. В строгом соответствии с базовым Федеральным законом 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В Тюмени продолжается только работа местных авторов над зонами отдельных памятников.
Что-то тут не сходятся концы с концами: в одной точке территории исторического города возможно регулирование и ограничение не обязательно только от одного памятника, но и от двух, трех или группы. Для новостройки в этой точке важны результирующие регулирования и ограничения, с учетом сложения, поглощения, совместного учета и т.п. — важнейшие, единственные и окончательные. Очевидно, на территории исторического города надо бы привести к удобоваримому виду все единичные ограничения, нанеся изолинии одинаковых результирующих ограничений. Это и будут зоны охраны памятников или схемы историко-культурных ограничений (которых, как уверяют меня некоторые юристы, по новому закону не может быть!). Иначе функционерам от охраны все равно придется каждый раз для назначения ограничений для новостройки или реконструкции определять регулирование от группы памятников. И не факт, что эта работа достанется глубокому исследователю, равному проектировщику, способному ежедневно проводить такую работу. Даже если по федеральному закону действительно не предусмотрен проект групповых охранных зон, его разработку можно предусмотреть в законе субъекта Федерации. Углубление проектных требований не может противоречить федеральному закону.
Как бы то ни было, сослаться на отсутствие до 2009 года ограничительных градостроительных документов по охране памятников истории и культуры не удастся.
Тюмень. Во вторник, 02.08.2005 г., на очередном координационном совете по выработке единой земельной и градостроительной политики при губернаторе Тюменской области рассматривались вопросы развития исторической части города и строительства здесь. Об этом сообщили в пресс-службе главы субъекта Федерации.
Губернатор считает, что новоделы — кафе, рестораны и прочее, должны полностью соответствовать духу исторического центра и быть в стиле старой архитектуры с интересными элементами. «На это нужно обратить особое внимание застройщиков, — отметил губернатор. — Архитектуре нужно тщательно проработать план, увязав его с генеральным планом развития города».
[http://angi.ru/print.shtml?oid=367821]
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Богата нарушениями двадцатилетняя история охраны памятников Тюмени. Наравне со стихийными, бытовыми и целевыми утратами памятников пышным цветом распускается попрание духа и буквы исторического градостроения — несанкционированными новостройками, реконструкцией и намерениями окончательно унизить память предков, в труде, лишениях и муках создавших город, в котором мы живем.
Один список градостроительных непристойностей займет немало места. Вот некоторые XXI века, наиболее одиозные. Они вырастают буквально у нас на глазах.
Жилой дом по ул.Ленина — Кирова: удивительно не то, что вместо предусмотренных первоначальным проектом 3-8 этажей застройщик возвел 11 этажей, нарушил допустимый процент застройки участка и красные линии, а разрешения на строительство объекта нет. Удивительно то, что подвигнул заказчика на этот подвиг департамент градостроительной политики города, выдав 24.12.2008 г. ООО «ПСК «Континент» архитектурно-планировочное задание, обязывающее(?), разрешающее(?) корректировать ранее разработанный проект для повышения этажности. Одного этого в цивилизованном обществе было бы достаточно для подачи начальником департамента прошения об отставке. Но не у нас.
Но даже не это является главной интригой эпизода. А то, что после неоднократных судебных решений арбитражных судов, вплоть до Федерального, в прессе ненавязчиво внушается, что «у застройщика осталась единственная возможность ввести дом в эксплуатацию — через получение градостроительного плана и проведение публичных слушаний» [http://www.72box.ru/news/1664]. Если суд уже признал незаконным превышение ограничений по этажности, какие еще могут быть общественные обсуждения? Разве после вынесения приговора гражданского или уголовного суда о виновности фигуранта еще можно проголосовать общественности и отменить обвинительное решение? Или для данного частного случая изменить закон, на основании которого вынесен приговор? Нонсенс. Норма публичных слушаний и в Градостроительном кодексе РФ, и в Правилах землепользования и застройки Тюменской области предусмотрена ДО суда, но не ПОСЛЕ.
Гостинично-торговый 6-8-этажный комплекс по ул.Ленина, на бровке лога, между первостатейными памятниками истории и культуры (здание бывшей Гордумы, Гостиного двора и Царева городища). Здание-стена, более чем 20 м высотой и 140 м длиной, чудовищно попирает исторический ландшафт, изначально определивший архитектурно-планировочную структуру города и самые ранние городские памятники. Нарушаются не только ограничения этажности, действующие с 1990 года, но и принципы (отличительные особенности) Тюменского исторического градостроительства — создание незамкнутых, свободных перспектив улиц, позволяющих включать в пространство улицы и города — далей, внешних видов и ландшафтов. Так в Тюмени завершаются перспективы всех улиц, выходящих на бровки крутых берегов реки Туры, Тюменки и оврагов.
Причиной и поводом рассматриваемого события, как мне кажется, стало предназначение в Генплане территории охраняемого ландшафта, а также Царева городища — для многоквартирной капитальной застройки. Только пофигистам из Питера могло прийти в голову так беспардонно и навсегда закрыть одну из самых достойных исторических перспектив на исторический ландшафт, Царево городище и застройку Затюменского мыса. Без местных лоббистов алчущих охотников заполучить лакомый кусок истории города, по-видимому, не могло обойтись.
Мощный 16-этажный 9-секционный жилой Монблан занимает ключевое положение на стыке улиц Герцена — Челюскинцев — Камышинская. Заказчик знакомый — ООО «ПСК «Континент». Согласно действующим охранным документам большая часть территории квартала в границах ул.Герцена — Камышинская — Смоленская — Дзержинского имеет ограничение этажности 9 этажей.
16-этажное здание ПСК «Континент» в квартале с ограничением высоты застройки 9 этажей, а 11-этажный дом с административными помещениями ООО «Месхети» (выглядывает из-за плеча Дома творчества школьников) — в зоне ограничений 5 этажей. На переднем плане, перед Спасской церковью, — укутанный в баннер недавно сгоревший многострадальный памятник по ул.Челюскинцев, 42, — дом причта Спасской церкви, 1879 года постройки, на беду занимающий пространство, нужное отелю «Марриотт».
Многоэтажное офисное здание с жилыми помещениями по ул.Тургенева, за сквером Борцов революции и ул.Володарского, у памятника бывшему Военному присутствию и гауптвахты. Разрешение на строительство от 27.03.2008 г. На заседании координационного совета 13 апреля 2010 г. при оценке хода реализации ранее одобренных проектов представитель застройщика — генеральный директор ЗАО «Горжилстрой» доложил, что проект реализуется, особых проблем нет. Никто не поинтересовался: зачем надо было наезжать на памятник?
Отель «Марриотт» еще только предполагается построить в квартале ул.Кирова — Республики — Челюскинцев — Ленина. На рейдерский захват ключевой городской позиции положены немалые силы. Проект, лоббирование, одобрение координационного совета при губернаторе, снос... Но реакция общественности показала, что этот проект не просто нарушение ограничений по этажности, но бесстыдное надругательство над историей и храмом.
Ясно, что в городе некто имеет выгоду за счет попрания истории и культуры в групповой охранной зоне, в зоне охраняемого ландшафта и зоне археологических наблюдений. Видимо, сверхприбыли в строительстве заставляют инвесторов забыть о порядочности, нормативах, страхе наказания, правах населения.
Последнее время в Тюмени стали восстанавливать(?) реконструировать(?) новостроить(?) старые купеческие амбары. Славно, что даже постройки, не обладающие статусом памятников, холят, лелеют, возрождают. Настораживает только, что новострои не имеют ничего общего с амбарами. «Реконструкция» начинается со сноса их останков, чтобы на месте фундаментов возвести вульгарное воплощение декораций для голливудского исторического фильма. Тюменские кирпичные амбары и конюшни действительно были отлично сработаны, видимо, оттого, что составляли основу купеческого благополучия. Но они всегда располагались в глубине квартала и не претендовали на парадность и общественную значимость. Нынешняя «реконструкция» их под общественные функции с выдвижением на общественные коммуникации — ни по факту, ни по духу — не отражает форму и содержание якобы «восстановленных» объектов. Образы новостроек придуманы современным автором по понятиям. Они имитируют обывательски вульгарное представление об исторической архитектуре и диссонансом внедряются в застройку, порой грубо нарушая архитектурный ритм и масштаб. Например, «реконструкция нежилого строения» по ул.Челюскинцев, напротив филармонии (первая ласточка перед экспансией отеля «Марриотт»), или то же самое по ул.Первомайской, 14а. В последнем случае — без детальной разработки планировки квартала.

Рядом с «реконструкцией нежилого строения» по ул.Челюскинцев еще один опус «реконструкции» памятника архитектуры.
В то же время взывают о помощи настоящие памятники, например, винные склады по ул.Первомайской (бывший завод пластмасс), круглая баня по ул.Ленина, памятник деревянного зодчества по ул.Семакова и др., — никак не могут дождаться достойной реконструкции. В чем дело? Чем обусловлен активный интерес к безымянным руинам? Мне кажется, все очень просто. Все памятники имеют собственников и арендаторов, которым не за что бороться — они уже управляют этой недвижимостью. А безымянные руины — заметьте, в центре! — бесхозны. И под видом «реконструкции» инвесторы становятся собственниками лакомых кусков города. Красота!
История Тюмени и историческая застройка могут стать курицей, несущей золотые яйца. На традиционную застройку большой спрос, а Тюмень, обладающая уникальной планировочной городской структурой (с мелкими кварталами, частыми улицами и плотной мелкомасштабной застройкой), давно ее забросила, не хочет поддерживать в пристойном виде. Вместо того чтобы холить и лелеять свое богатство, в ослеплении поддаемся провокации попрания исторического масштаба и застройки, снося кварталы, насаждая многоэтажных монстров, которых с неменьшим успехом можно культивировать за пределами исторического центра. Да и там, честно говоря, они не придутся ко двору — со своей убогонькой многоэтажной посредственностью.
Если польза, прочность, красота не являются естественными свойствами одного и того же (не триедины), то груда кирпичей, стекла и бетона, именуемая зданием, архитектурой только притворяется. Архитектура вечна, во всяком случае, до тех пор, пока живет человечество. Меняются технологии, функции, типология, материалы, конструкции, но зодчество — создание триединого чуда — никогда не перестанет быть актуальным. Меняются средства достижения результата, но принципы остаются. Со всеми своими исконными, основополагающими законами. Архитектура — пантомима, без слов выражающая массу идей, мыслей, идеалов, значимых для человечества.
Последние тюменские новостройки в историческом центре олицетворяют самодовольство и алчность, неуважение к традициям и пренебрежение к законам; махровую провинциальность и слабость социальных инстинктов.
Возврат к порядочности возможен и через архитектуру.

На фото: 16-этажное здание ПСК «Континент» в квартале с ограничением высоты застройки 9 этажей, а 11-этажный дом с административными помещениями ООО «Месхети» (выглядывает из-за плеча Дома творчества школьников) — в зоне ограничений 5 этажей. На переднем плане, перед Спасской церковью, — укутанный в баннер недавно сгоревший многострадальный памятник по ул. Челюскинцев, 42, — дом причта Спасской церкви, 1879 года постройки, на беду занимающий пространство, нужное отелю «Мариотт».

Нравится

Статьи по теме

№120 (5097)
15.07.2010
Виктор Станкевский
Забавные приключения Генплана в Тюмени
№113 (5090)
02.07.2010
Виктор Станкевский
Деньги. Власть. Архитектура...или Задача с тремя неизвестными

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"