24 апреля 2024     

Экономика   

ГУБЕРНАТОР СДЕЛАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. МАШИНОСТРОИТЕЛИ ДУМАЮТ

Ежегодная конференция машиностроителей Тюменской области, как водится, началась экскурсией по цехам одного из предприятий ассоциации. На этот раз два десятка генеральных директоров и губернатор региона получили шанс, что называется, изнутри познать опытный завод “Электрон”, вот уже почти сорок лет экспериментирующий с железом и электроникой.
Тюменские новаторы
“Электрон”, входивший некогда в состав Главтюменнефтегаза, знавал времена и получше. Работяги, бывало, вкалывали круглые сутки, пытаясь сполна исполнить планы партии, планы народа. Ликвидация могущественного главка, падение Союза, а затем и показательный развал “ЮКОСа”, которому опытный завод с улицы Новаторов до недавних пор отгружал едва ли не половину своей продукции, всякий раз заставляли тюменцев диверсифицировать производство и искать новых заказчиков.
Владимир Жежеленко, чертову дюжину лет возглавляющий завод, продемонстрировал своему тезке Владимиру Якушеву новинку — “пункт контроля и управления объектами нефтяной промышленности”. “Электрон” определен эксклюзивным поставщиком подобных блоков для магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Заводчане взятые обязательства выполнили, подготовив первую партию нашпигованных оборудованием модулей к отгрузке. Дело теперь за “Транснефтью”, что сулит закупить в Тюмени порядка двух сотен таких объектов.
“Электрон” предлагает потенциальным заказчикам весьма интеллектуальный продукт. Чего, например, стоят автоматизированные установки для измерения дебита нефти сразу на целом кусте, насчитывающем до 14 скважин?! Умные установки дозирования химических реагентов, индикаторы фазового состояния потока нефти или насосные станции перекачки? Высоким спросом, подтвержденным стопроцентной предоплатой, пользуются ультразвуковые корреляционные датчики учета сырой нефти и попутного нефтяного газа, а также различных жидкостей и газов. Вихревые счетчики регистрируют расход, температуру, давление, энергию, мощность, объем и массу всевозможных теплоносителей. Столь умных датчиков и счетчиков завод продает по пять тысяч штук ежегодно.
Проблем, правда, все еще хоть отбавляй. За прошлый год прирост промышленного производства здесь один из самых низких среди тюменских машиностроителей. Хуже ситуация только на судостроительно-судоремонтном заводе, из-за отсутствия заказов почти вдвое снизившем показатели. Не приходится пока говорить на “Электроне” и о какой-либо логистике производственных процессов в старых цехах, что на протяжении десятилетий лепили друг к другу. Владимир Жежеленко намерен снести здания периода нефтегазового освоения и возвести современный корпус, перекроив и оптимизировав технологические потоки. Параллельно разрабатываются и внедряются новые виды продукции, “электронщики” все увереннее осваивают зарубежные рынки. Заводские приборы контроля наконец-то допущены к применению в Казахстане.
Добровольный союз профессионалов
Ассоциация машиностроителей региона действует пятнадцатый год. На XIV отчетной конференции “Тюменьасмаша” ее президент, генеральный директор “Тюменских моторостроителей”, кандидат технических наук Виктор Кульчихин по традиции доложил коллегам и губернатору о деятельности этого союза профессионалов. Обрабатывающие производства тюменского юга приумножили отгрузку продукции на добрую треть, выручив 47,271 млрд. рублей. Шестую часть внутреннего регионального продукта.
При этом более чем вдвое нарастили производство завод блочно-комплектных устройств и “Ялуторовскавторемонт”. Первый, заручившись поддержкой “Сургутнефтегаза”, как в старые добрые времена, делает ставку на полносборные блоки. Второй реанимировал за прошлый год 107 на ладан дышащих автобусов, открыл линии по производству металлоконструкций, капитальному ремонту двигателей Камского и Ярославского моторных заводов. В тройке призеров — “Нефтепроммаш”, освоивший выпуск востребованных задвижек и арматуры в коррозионном исполнении, глубинных скважинных насосов.
Немногим отстает от “медалистов” Заводоуковский машиностроительный завод, расширяющий ассортимент своих мобильных зданий серии “Кедр”, а попутно и рынки сбыта. На 50-70 процентов увеличили объемы “Нефтемаш”, “ГРОМ”, “Сибнефтемаш”, “Сибирь Трейлер”. Эти предприятия, преимущественно работающие на нефтяников, активно обновляют станочный парк, разрабатывают новые виды оборудования и техники.
Виктор Кульчихин определил победителей и в отдельных номинациях. Безусловным лидером по выработке на одного человека — 11,8 млн. рублей в год! — признан “Нефтемаш”, постоянно наращивающий численность персонала. По средней заработной плате — 23 тысячи рублей в месяц — нет равных “Сибнефтеавтоматике”, поставляющей свои приборы и оборудование не только на рынки России и сопредельного Казахстана, но и в США с Европой.
Успехи тюменских машиностроителей во многом обязаны поддержке регионального правительства. Субсидируя процентную ставку по банковским кредитам и лизингу, власти позволяют заводам развиваться, без лишней головной боли привлекая на стороне сотни миллионов рублей. А благодаря 8-процентному возмещению из областного бюджета стоимости оплаченного заказа “Сургутнефтегаз”, “Сибнефть-Ноябрьскефтегаз”, “Роснефть-Пурнефтегаз” за прошлый год закупили у нас оборудования на 1,55 млрд. рублей. И это только три работающие в регионе компании. На очереди — большой “ЛУКОЙЛ”, с руководством торгового дома которого при посредничестве правительства и ассоциации не так давно состоялись обстоятельные переговоры.
Солидный возраст на пути новых идей
Но Виктор Кульчихин не был бы бессменным президентом, если бы забыл о застарелых болячках отрасли. От достижений он незаметно перешел к проблемам, предварительно извинившись перед высоким собранием за бестактность и прямолинейность. Наличие некоторых положительных сдвигов в машиностроении, по витиеватому замечанию докладчика, не дает достаточного оптимизма для прогнозирования устойчивого роста машиностроительного производства. Технологическое оборудование на тюменских заводах морально и физически устарело, его износ достиг 75 процентов. При этом менее двух процентов средств идет на приобретение действительно новых технологий.
Старомодный ассортимент, отсутствие разработанной маркетинговой стратегии, несоответствие цен на выпускаемую продукцию и реальных издержек производства, отсутствие опыта в подборе поставщиков, партнеров и потребителей не позволяют вывести производственно-хозяйственную деятельность заводов на конкурентный уровень.
Сколько ни идут разговоры о необходимости кооперации предприятий, но воз и ныне там. Руководители заводов боятся друг друга. Виктор Кульчихин объявляет о намерении возобновить обучение директоров. “Солидный возраст, — замечает президент, — зачастую мешает восприятию новых идей”.
Без губернатора не разобраться
После такого зачина генеральные директора перешли в наступление. На правах хозяина прения открыл Владимир Жежеленко. Он призвал губернатора помочь в решении как минимум трех проблем. Скажем, выделение участков под социальное жилье для заводов — минуя поистине грабительские земельные аукционы! — позволило бы закрепить молодых специалистов на производстве и повысить престиж рабочих профессий. Руководители предоставляли бы дефицитным специалистам квартиры в найм с последующим дарением. Именно пресловутый хозспособ в советское время позволил сформировать нынешние коллективы предприятий.
Кроме того, почти все заводы продолжают содержать спортивные клубы, здравпункты, иные социальные объекты. Однако с недавних пор все былые льготы по налогам на прибыль и землю отменены. По мнению Владимира Жежеленко, делается это для того, чтобы железная рука рынка задушила наконец общедоступные заведения и россияне стройными рядами пошли в дорогие фитнес-клубы. Директор просит губернатора выступить арбитром в споре с застройщиками, грозящими изъять территорию заводского спорткомплекса под путепровод через Транссиб. Самим договаривающимся сторонам компромисса достичь никак не удается.
Личного вмешательства губернатора просит и Сергей Гордеев, директор Заводоуковского машиностроительного завода. В провинциальном городке появились невиданные здесь доселе рейдеры, ведущие агрессивную скупку заводских акций у населения. Недружественное поглощение градообразующего предприятия способно поставить крест на развитии производства.
Олег Горбунов, директор “Тюменских машиностроителей”, предлагает губернской власти изучить опыт Башкирии по финансовому оздоровлению, реформированию и инновационному развитию собственного машиностроения. Здесь тебе и прямые бюджетные инвестиции, и государственные гарантии, и республиканские заказы.
Александр Федин, директор знаменитого “ГРОМа”, постарался объяснить причины провальной кооперации на своем примере. “ГРОМ” и рад бы передать коллегам заказ на изготовление металлоемкой продукции, да никто не берет. Цена на грани рентабельности. А низка она потому, что нефтяники на своих тендерах до предела заставляют скидывать цены на оборудование. Вот и выходит: заказов вроде много, а денег с них не густо. Ряд тюменских заводов вынужден был даже отказаться от участия в таких тендерах.
Юрий Дудоев, директор “Сибнефтегазмаша”, надежды возлагает на правящую партию и правительство. Без снижения налогового бремени о развитии промышленности в стране говорить не приходится. В Тюмени муниципалитет так накрутил налог на землю, что о какой-либо конкуренции с производителями из других регионов теперь не может быть и речи. В случае снижения налогов машиностроители направили бы высвобожденные средства на инвестиции, обновление станочного парка и повышение заработной платы рабочих.
Как смастерить совместный проект
Владимиру Якушеву поневоле пришлось держать ответ перед машиностроителями. Рассуждая на тему дефицита специалистов, глава области в качестве примера привел заново отстроенное здание ПТУ №36 в Винзилях. Региональная власть потратила 150 млн. рублей, еще 100 миллионов вложила “Транснефть”, которая обрела в результате крепкую базу для подготовки рабочих кадров.
Губернатор предлагает членам ассоциации “смастерить” похожий проект, предварительно прописать в специальном соглашении права и обязанности сторон. Правительство региона намерено взять на себя нагрузку по созданию материально-технической базы учебного заведения. Однако и машиностроители должны принять посильное участие.
“Все логично, — убеждает директоров Владимир Якушев. — Ведь вам нужны молодые квалифицированные специалисты, которые точно не покалечат уникальные станки. Без вашей помощи явно не обойтись. Только вы сможете составить перечень дефицитных специалистов, определить, кого откомандировать в училище для их подготовки, решить вопросы достойной зарплаты преподавателям и стипендий учащимся. В противном случае через какое-то время интерес к ПТУ у вас может пропасть и училище пойдет по наклонной плоскости. Я делаю такое предложение и думаю, что оно вполне разумное и не такое финансово емкое для вас, и уже пора от разговоров переходить к конкретным шагам”.
Готов Владимир Якушев помогать машиностроителям в решении жилищных проблем, обсудив с каждым предприятием механизмы строительства жилья с последующим распределением квартир среди рабочих. Федерация дозволяет своим субъектам получать в собственность земельные участки и без аукционов. Главное, по мнению губернатора, чтобы “хорошее дело не превратилось в отдельный бизнес, достаточно привлекательный”. Уже сегодня немало примеров, когда с территории города исчезают целые предприятия, а площадки застраиваются элитными микрорайонами.
Берется глава региона “отработать вопрос” по скупке акций Заводоуковского машиностроительного завода, вмешаться в разборки “Электрона” с тем, чтобы и заводской спорткомплекс сохранить, и дорожные работы не остановить. Обещает также изучить опыт Башкортостана и других территорий по поддержке промышленности. “Если это, конечно, не прямые вливания из бюджета, — замечает Владимир Якушев. — С национальными республиками мы находимся в неравных весовых категориях. Они никогда не платили налогов в федеральный бюджет. Соответственно, ситуация в экономике там гораздо лучше”.
Губернатор дает слово выступить на стороне машиностроителей и в дебатах о налоговых льготах. “В муниципалитете разумные люди, не враги себе, и не будут резать курицу, несущую яйца. Но если мы снижаем налоги, будьте добры представить конкретную программу действий по целевому направлению высвобожденных средств на техническое перевооружение отрасли. В этом случае я ваш помощник”, — на берегу оговаривает условия своего соучастия Владимир Якушев.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"