26 апреля 2024     

Экономика   

ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ ПРЕДСТОИТ ИСПЫТАНИЕ РЫНКОМ

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» — одна из козырных карт в программе тюменских единороссов. На всероссийском съезде этой партии нынешней осенью ему было уделено значительное место. Благополучие нашего региона, как и всей страны, во многом зависит от добывающих отраслей. Но прирост добычи нефти в Тюменской области в последние годы замедлился, эксперты прогнозируют снижение объемов добычи — в худшем варианте почти на треть. В мае 2005 года после встречи с губернаторами субъектов Федерации, входящих в УрФО, Президент Владимир Путин заявил о необходимости форсировать освоение природных богатств Полярного Урала, что позволит не только компенсировать возможное сокращение налоговой базы и сохранить социальные гарантии, но и создать прочный фундамент на будущее.
Сегодня подготовка проекта к реализации находится на завершающей стадии. На уровне УрФО проведены встречи в Администрации Президента, Совете безопасности, Минпромэнерго, Минприроды, других министерствах и ведомствах Правительства России, на которых признана необходимость разработки стратегии развития УрФО с учетом ускоренного освоения Полярного Урала. И эта стратегия уже в марте нынешнего года будет рассматриваться на заседании межведомственной комиссии по стратегическому планированию. В соответствии с поручением президента разрабатывается федеральная целевая программа «Комплексное освоение Приполярного и Полярного Урала».
Минэкономразвития признало необходимость реализации проекта как инвестиционного с участием государства. Получены заключения Мин-природы, Минтранса, Минпромэнерго и Минрегионразвития о целесообразности использования средств Инвестиционного фонда РФ. В июне «Урал промышленный — Урал Полярный» будет представлен на ХI Международном Петербургском экономическом форуме. Финансирование может начаться уже в 2008 году.
Сибирский научно-аналитический центр сыграл ведущую роль в подготовке технико-экономического обоснования и экспертной оценке запасов. Генеральный директор ОАО «СибНАЦ» Анатолий Брехунцов раскрывает идеологию проекта и перспективы его реализации.
— Что все-таки главное в грандиозном наступлении на Полярный Урал?
— Дороги. Железная по восточному склону Уральского хребта и автомобильные, которые позволят с экономически обоснованными затратами приступить к разработке месторождений полезных ископаемых. Время, когда освоение начиналось без дорог — любой ценой, — безвозвратно ушло.
О том, что этот регион богат полезными ископаемыми, известно давно, геологи здесь прошли еще в конце пятидесятых — начале шестидесятых. Но тогда силы концентрировались на разведке и добыче нефти и газа. На протяжении нескольких десятилетий северные территории УрФО — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа устойчиво ассоциировались, главным образом, с понятием главной нефтегазовой провинции России.
Южные территории — Свердловская и Челябинская области — развивались как крупные металлургические центры. В условиях разделения труда в экономике страны такая специализация территорий была вполне оправдана и экономически эффективна. Развитию основной промышленности подчинялось и развитие всей производственной инфраструктуры, в том числе транспортной.
И в Ямало-Ненецком, и в Ханты-Мансийском автономных округах в зоне, не охваченной нефтегазодобычей, основными транспортными магистралями все еще остаются только крупные реки, судоходные в навигационный период. В связи с отсутствием какой-либо экономически значимой хозяйственной деятельности практически не обеспеченными транспортной инфраструктурой остались западные территории округов, тяготеющие к Уральскому хребту. Именно они сегодня приковывают пристальный интерес предприятий промышленного Урала как надежный, долгосрочный источник промышленного сырья. Транспортная доступность здесь обеспечивается только в районы городов Лабытнанги — на севере и Ивдель — на юге.
В УрФО сосредоточено около 45% общероссийских мощностей предприятий черной металлургии и около 40% медеплавильной и других секторов производства цветных металлов. Сюда завозится более 60 миллионов тонн различных видов полезных ископаемых. Основные объемы поставляемого сырья приходятся на энергетические (20-24 млн. т) и коксующиеся (15 млн. т) угли, железные руды (20-22 млн. т). В меньших, но достаточно значимых количествах доставляются хромовые (1 млн. т), медные (0,9 млн. т) и марганцевые (1,7 млн. т) руды.
Поставки минерального сырья на Урал осуществляются из стран дальнего и ближнего зарубежья: из Казахстана — железорудное сырье (более 10 млн. т в год), энергетический уголь (21-22 млн. т), хромовая руда (до 1 млн. т); из Украины — марганцевые руды (0,7-1 млн. т); из Монголии — медные руды, а также с Кольского полуострова — железорудное сырье, из Центральных районов России — железорудное сырье, из Кемеровской области и Республики Коми — коксующийся уголь. Расстояние перевозок железорудного сырья достигает 2500-3000 км, угля — 2000 км, что существенно влияет на себестоимость конечной продукции, снижая ее конкурентоспособность.
В то же время прогнозные ресурсы энергетических углей, залегающих в недрах Приполярного и Полярного Урала, составляют более 30 млрд. т. Эти угли по своему качеству превосходят ввозимые на промышленный Урал из Казахстана. Разработка угольных месторождений Приполярного и Полярного Урала может с лихвой компенсировать казахстанский уголь и способствовать развитию электрогенерирующих мощностей Севера, что приобретает особую актуальность в ситуации нарастающего энергетического дефицита в Уральском федеральном округе.
Хромовые руды Полярного и Приполярного Урала, ресурсы которых оцениваются в 914 млн. т, определяют возможность создания здесь крупной сырьевой базы для промышленного Урала и в целом России. Здесь уже действует предприятие «Конгор-Хром», которое в 2005 году отправило на Челябинский электрометаллургический комбинат более 600 тыс. т хромовой руды, а в дальнейшем планирует довести эту цифру до 1200 тыс. т в год.
Большой интерес для металлургической промышленности Урала представляет железорудный потенциал северных территорий. Ресурсы железных руд скарново-магнетитового типа оцениваются в 13 млрд. т. Имеются и другие полезные ископаемые, среди которых марганец, бокситы, медь, уран, фосфориты, цеолиты.
Общая стоимость ресурсов только основных полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала оценивается более чем в 40 трлн. руб. Вовлечение всех этих богатств в экономику России сдерживается отсутствием надежных транспортных коммуникаций. В связи с этим в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос создания транспортного коридора «Урал промышленный — Урал Полярный». Ядром проекта является железная дорога Полуночное — Обская. В едином коридоре, наряду с железной дорогой, намечается строительство автомобильной дороги, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов магистрального транспорта углеводородов.
Новый транспортный коридор (меридиональный) по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа, с месторождениями Приполярного и Полярного Урала и зоной перспективной нефтегазодобычи — полуостровом Ямал. Он также обеспечит выход к Северному морскому пути, тем самым усиливая транспортную безопасность России.
Улучшение инфраструктуры позволит организовать на севере Урала до 60 горно-рудных предприятий по производству энергетического угля, железных, марганцевых руд, добыче и обогащению руд цветных, редких и редкоземельных металлов, горно-химического (фосфориты) и горно-технического (бариты, бентониты) сырья. Существенно увеличить добычу хромовых руд, золота.
Железная дорога обеспечит поставку потребителю производимой здесь продукции: до 20 млн. т угля, 9 млн. т железа, 2 млн. т хрома, 2 млн. т фосфоритов, 1 млн. т марганца, 200 тыс. т продуктов обогащения руд цветных металлов в год. С вводом в эксплуатацию железной дороги Полуночное — Обская следует ожидать ускоренного освоения нефтяных и газовых месторождений, так как в этом случае обеспечивается бесперебойная, не зависящая от неблагоприятных погодных условий поставка строительных грузов на Ямал, и что еще более важно — транспортировка добываемых жидких углеводородов с месторождений до мест потребления. Добыча жидких углеводородов на полуострове Ямал может достичь 14,5 млн. т в год.
Следовательно, транспортно-энергетический коридор «Урал промышленный — Урал Полярный» можно рассматривать и как важный плацдарм для дальнейшего продвижения за Полярный круг. Наличие транспортных коммуникаций, тяготеющих к Уральскому хребту, послужит мощным стимулом в активизации хозяйственной деятельности. Только прямой экономический эффект от снижения цен на сырье для металлургов Промышленного Урала составит десятки миллиардов рублей в год.
— Но ведь и затраты надо произвести немалые? Какие основные объекты предполагается построить в рамках комплексного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный?
— Это прежде всего дороги. Железную — на участке от станции Полуночное в Свердловской области до Обский в Ямало-Ненецком автономном округе. Общая протяженность составит 790 км. Автомобильную — от поселка Агириш в Ханты-Мансийском автономном округе до города Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе. Протяженность 760 км ЛЭП — от электростанции, которую предполагается построить в Лабытнангах, до электрических сетей энергосистемы Свердловской области. Общая протяженность — 900 километров.
Объем капиталовложений в транспортно-энергетическую инфраструктуру составит 185 млрд. рублей.
Горно-добывающая отрасль будет представлена предприятиями по добыче угля, железа, хрома, марганца, цветных, редких и драгоценных металлов, неметаллического сырья. Объемы капитальных вложений в строительство шестидесяти горно-рудных предприятий составят 99 млрд. руб., в том числе в добычу: угля — 15, железа — 26, хрома — 13, марганца — 3, цветных металлов — 30, бокситов — 2, редких металлов — 4, прочих твердых полезных ископаемых — 6 млрд. руб.
На производство геологоразведочных работ намечается затратить 48 млрд. руб.
Общий объем инвестиций в техническую реализацию проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» составит 357 млрд. рублей.
На добывающих и обогатительных производствах только основных полезных ископаемых будет задействовано около 30 тыс. работающих. С учетом людей, занятых в обслуживании основных производств, социальной сфере, а также членов семей население зоны транспортного коридора составит около 140 тыс. человек. На развитие социальной инфраструктуры потребуется не меньше 25 миллиардов рублей.
Таким образом, создаваемая транспортная инфраструктура, наряду с экономической, будет иметь и значительную социальную направленность.
— Вы присутствовали 12 февраля на заседании Попечительского совета проекта в составе трех губернаторов — Юрия Неелова, Александра Филипенко, Владимира Якушева — и представителя президента Петра Латышева. Как оценили ситуацию участники встречи?
— Разработка проекта завершается, есть реальная возможность приступить к масштабной практической реализации уже в будущем году с тем, чтобы к 2012-2014 году завершить строительство транспортного коридора.
Очень важно, что субъектами в основном согласована трасса будущего коридора. Существовало шесть ее вариантов. Принимались во внимание как перспективы социально-экономического развития территорий, так и необходимость охраны окружающей среды, сохранения среды обитания коренных народов. Осуществлены проектные изыскания по железной и автомобильной дорогам за счет средств программы «Сотрудничество», Фонда будущих поколений и «Газпрома». Скорее всего, заказчиком выступит Минтранс РФ.
Активно велись в прошлом году целым рядом предприятий геологоразведочные работы. Их финансирование по сравнению с 2004 годом увеличилось почти в три раза — 1,2 млрд. руб. В нынешнем году на эти цели выделено 1,8 млрд. руб. Источники финансирования — бюджеты федеральный и ЯНАО и средства недропользователей. Различными видами разведки практически охвачена вся территория Северного и Полярного Урала. Методическое сопровождение работ обеспечивают пять головных всероссийских институтов: по углям, черным, цветным, драгоценным и редким металлам, золоту.
Сам процесс геологоразведки состоит из ряда этапов. Только пройдя все их, можно перевести запасы месторождения из разряда прогнозных в разряд доказанных и выставить на конкурс или тендер. Открытые месторождения Полярного Урала находятся на разных этапах и нуждаются в доразведке. Первоначально государственной программой предполагалось осуществить эти работы до 2020 года. Теперь планы скорректированы. По большей части месторождений запасы будут переведены в категорию доказанных к 2010 году. Это очень важно. К завершению строительства транспортного коридора основные горно-добывающие предприятия должны быть введены в строй и обеспечить рентабельный объем перевозок по железной дороге.
Проект предусматривает комплексную разведку и добычу полезных ископаемых. Что это означает? Существовала практика, когда из месторождения добывали какое-то одно полезное ископаемое. Например, если добывали медь, то редкие металлы шли в отвалы. Соответственно определялись запасы. При комплексной разработке лицензия выдается на добычу как основного, так и сопутствующих рудных ископаемых. Рентабельность в таком случае выше, природные ресурсы используются эффективнее. Доразведка осуществляется и в этом направлении.
— На каких условиях государство готово вложить деньги в освоение уральских месторождений?
— Проекту предстоит испытание рынком. Если в другом месте можно получить прибыли выше, частник в него вкладывать деньги не будет. Если стоимость угля и руд будет ниже, чем те, что везут теперь издалека, их купят, в противном случае — нет. Впервые в истории России такой масштабный проект предстоит реализовать с использованием рыночного механизма. Непременное условие участия государства — частные инвестиции должны составить не менее четверти. Средства Инвестиционного фонда в таком случае покроют половину. Следовательно, еще на четверть предстоит вложиться региональным бюджетам.
В организационном плане главное событие — учреждение управляющей компании ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный». На собрании учредителей 12 марта будет утвержден совет директоров. Предполагается, что возглавит его заместитель губернатора ЯНАО Олег Демченко, уже сегодня исполняющий эти обязанности.
Управляющей компании предстоит увязывать интересы федеральных, региональных и частных структур, координировать действия строительных, финансовых, геологоразведочных предприятий, привлеченных к реализации проекта.
Пожалуй, самый сложный вопрос — привлечь частные инвестиции, особенно к разработке полезных ископаемых. Большинство потенциальных инвесторов не имеют лицензий на освоение месторождений. На проведение конкурсов и тендеров необходимо время. Обязательное требование к ним — конкурентное число участников. А время ограничено: заявку в Инвестиционный фонд надо подать до 8 июля, чтобы финансирование открылось в 2008 году.
До старта проекта осталось меньше года.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"