29 апреля 2024     

Экономика   

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ОПЫТ

Угораздило же меня попасть в дорожную пробку именно в тот момент, когда я спешила на встречу с председателем комитета по транспорту администрации Тюмени. Ну, что ж, подумала, вот и отличный повод для начала разговора.
Но судьба решила подкинуть мне еще и “дополнительный материал”. Застоявшись, водитель резко дернул с места, но тут же был вынужден затормозить. Я полетела с сиденья вперед головой — держаться было не за что. Кто ездит в “ГАЗелях”, знает это сиденье, при входе слева от двери. Впереди пустое пространство, никаких поручней...
Приземлилась на сиденье, которое сразу за водителем, хорошо, что оно было свободно. Водитель и бровью не повел, как будто так и надо. И я промолчала — не хотелось добавлять себе “нервов”.
Председатель городского комитета по транспорту Игорь БУСЫГИН не стал дожидаться моих каверзных вопросов. Он, как выяснилось, прекрасно знает все проблемы перевозки пассажиров, с них и начал разговор.
— Мы перевозим в год, по нашим подсчетам, 140-143 миллиона пассажиров, из них 40 процентов ездят на муниципальном транспорте. Сейчас муниципальные предприятия акционируются, но это не значит, что контроль над ними будет потерян — контрольный пакет акций находится у городской администрации. Один из самых серьезных вопросов у нас — уровень заработной платы. Автобусов в городе достаточно, но на линиях их меньше, чем могло бы быть. Первая причина — не хватает водителей, именно из-за низкой зарплаты. Конечно, быстро эту проблему не решить, но изменения в связи с акционированием будут.
— Вы говорите, что количество автобусов в транспортных предприятиях достаточное, а их технический уровень каков?
— Половина автобусов — новые. Большое пополнение парка было в 2005 году, затем в 2006-м, и сейчас рассматриваются варианты пополнения парка через лизинговые схемы и так далее.
— Но, как вы сказали, больше половины автобусов на городских маршрутах частные. Как организована их работа? Кто-то регулирует их график, следит за дисциплиной водителей?
— Изменился порядок предоставления им права работы на маршрутах — через конкурс. По условиям конкурса мы выявляем того перевозчика, который способен оказать наиболее качественные услуги на данном маршруте. При этом он отвечает за весь маршрут, а не только за свой личный автобус, следовательно, может привлекать других перевозчиков, но договор администрация заключает только с ним. Раньше было, сколько перевозчиков, столько и договоров, естественно, никто не мог достаточно серьезно контролировать их работу. Возникали проблемы с медицинским осмотром, техосмотром, соблюдением техники безопасности. Для примера скажу: на 30 аварий на частном транспорте приходилась лишь одна на муниципальном. Причем ДТП считается даже в том случае, когда водитель резко затормозил и пассажир упал.
Какую задачу мы ставим? Все перевозчики должны работать по единым правилам, независимо от формы собственности, к ним предъявляются единые правила. Основное — соблюдение безопасности, второе — регулярность на маршруте.
— По поводу регулярности движения у горожан как раз много вопросов. Уже оскомину набил маршрут №30, на котором автобусы идут один за одним, как вагоны одного поезда. А других, например, пресловутого 41-го, не дождаться, хотя потребность в нем большая.
— Основная проблема тут в том, что никто особенно не следит за графиком движения. Не выехал автобус на маршрут, а кто об этом знает? Он может час не выезжать, может вообще не выехать. Сейчас мы создаем единую систему диспетчеризации. На всех муниципальных автобусах установлено оборудование, которое позволяет отслеживать работу в режиме реального времени. Точно такая же задача у нас стоит по оснащению частных автобусов. Естественно, это вопрос финансирования, данная программа заложена в программу реформирования бюджета города Тюмени.
— То есть оснащение диспетчерским оборудованием частного транспорта будет решаться за счет бюджета города? Или владельцев обяжут купить его на свои деньги?
— Ну, за свои деньги полностью они просто будут не в состоянии решить этот вопрос. Задача городской администрации создать соответствующие условия. Вот когда мы решим вопрос полной диспетчеризации общественного транспорта, будут сняты и вопросы регулярности движения.
Однако в Тюмени есть и другие проблемы. Так сложилось, что основная магистраль у нас — улица Республики, по которой хочешь не хочешь, но приходится ездить. Вдобавок увеличение количества транспорта происходит такими темпами, что город к этому совершенно не готов — на 20-25 тысяч машин в год. При этом количество общественного транспорта как был один процент от общего, так и остался. Так что рассуждения на тему, будто автобусы заполонили все улицы, не оправданны.
— Но что-то планируется для разрешения проблемы дорожных пробок?
— Конечно, планируется: изменение дорожной сети, пробивка многих улиц, создание дублеров основных автомагистралей и так далее. Информация по оптимизации улично-дорожной сети города рассмотрена на заседании координационного совета по выработке единой земельной и градостроительной политики в январе этого года. Составляется программа развития улично-дорожной сети Тюмени до 2025 года.
— Что вы можете сказать о судьбе троллейбусного транспорта в Тюмени? Ходят разговоры о его полной ликвидации.
— Нынешняя контактная сеть старая, ей 30 лет. Поэтому она не выдерживает больших нагрузок. Из 65 троллейбусов, которые есть в троллейбусном парке, на линию выходит 41-47. Ближайшее решение — по улице Республики троллейбусы все-таки ходить не будут. Но планируется развитие троллейбусного движения в районах с высокой плотностью населения, с привязкой к действующим линиям. Это первый-шестой, Восточный, Тюменский, Заречный микрорайоны, район аэропорта Плеханово. Это будет после ввода новых линий по дорогам с большой пропускной способностью по двум направлениям: Южная зона и Северная зона.
— Хотелось бы поговорить о более близких переменах. Например, о такой: после восьми вечера общественный транспорт ездит очень плохо. Эта проблема будет как-то решаться?
— Она связана с тем, что водителей не хватает, они работают в одну смену, и мы не можем заставить человека работать по 12 часов в день. Думаю, повысив зарплату, мы сможем привлечь специалистов на транспорт, и вопрос решится.
— Думаете, решится? Достаточно ли вообще профессиональных водителей в городе? Старые кадры уходят, а новых кто готовит?
— Тоже проблема. Когда-то у нас был учебный комбинат автомобилистов, где все водители проходили подготовку, сейчас таких пунктов подготовки около 50. И как они готовят кадры, никто не знает. Но этой проблемой правительство области также озабочено, и решение, думаю, будет найдено.
— Игорь Германович, может, для вас это и мелкий вопрос, а для горожан, которые постоянно ездят в городском транспорте, он важный. Речь — о качестве работы кондукторов.
— И с ними такая же проблема, как с водителями. Кондукторов еще больше не хватает. Поэтому предполагается в будущем перевести оплату проезда по пластиковым карточкам, как в метро. Но это процесс долгий. Кстати, в некоторых городах такая форма оплаты уже практикуется, в частности, в Новосибирске, на отдельных маршрутах в Екатеринбурге. Планируется также оплата не за количество поездок, а за количество остановок. Сейчас, если человек едет с пересадкой, он каждый раз берет билет. В будущем пассажир будет платить за то расстояние, которое он проехал. Хоть на одном автобусе, хоть на трех.
Но, повторяю, это сложная задача, ее враз не решить.
— Очень востребованным транспортом стали маршрутные такси. И их становится все больше. Но в корне проблему они не решают. Некоторые маршрутки существуют лишь номинально, бывает, машину не дождаться чуть ли не по часу, или она едет мимо полная, не сеть. Утром маршрутки берут чуть ли не штурмом. Как регулируется их работа?
— Они так же, как и автобусы, проходят сейчас конкурсный отбор, и к ним предъявляются требования и по регулярности движения, и по соблюдению безопасности. Правда, договоры подписаны еще не со всеми маршрутами, но скоро эта работа будет завершена. Странно, что вы меня об обычных такси не спрашиваете.
— А что, есть проблемы с такси?
— Конечно. После отмены лицензирования никаких рычагов воздействия на этот вид транспорта у нас нет. Таксомоторных парков нет, есть только диспетчерские, которые растут как грибы после дождя. Они работают с любым, подчеркиваю, любым водителем. Кто он, как обслуживает людей — не важно. Дошло до того, что ночью на улицы города выезжает до пяти тысяч такси. В прежние времена их было около 400, и хватало. Дело даже не в количестве, а именно в качестве обслуживания. Мы получаем жалобы, а ничего не можем сделать, так как это не наша сфера деятельности.
Сейчас мы пытаемся как-то изменить положение. Пригласили заинтересованных профессиональных перевозчиков, создали ассоциацию “Тюменский таксомотор”. Водители предъявляют нам все необходимые документы, мы можем как-то отвечать за их работу. Разрабатывается знак “Тюменский таксомотор”, так что пусть пассажиры знают, что под этим знаком работают водители грамотные, заинтересованные в качестве обслуживания. .
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"