В Тюменском регионе финиширует Год учителя, которым был объявлен в России 2010-й.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.1423EUR101.2789
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +16...+18 °C | |
Ханты-Мансийск | +17...+19 °C | |
Салехард | +17...+19 °C |
Общество
Если бы министром образования стал молодой учитель...
Этой общенациональной акции посвящалось много событий и действий. Одно из них — региональный конкурс творческих работ молодых учителей «Новая школа — школа будущего», организованный Тюменской областной Думой по инициативе ее комитета по социальной политике.
Конкурс вызвал интерес. Заявки на него подали посланцы двадцати муниципальных образований и территорий, из них самым активным оказался Сладковский район. Свои эссе на одну из четырех предложенных тем прислали 82 учителя, чей стаж в педагогике — от 2 месяцев до 5 лет. Все они удостоились дипломов, а призеры и лауреаты — еще и денежных премий и специальных призов, которые вручили вице-спикер Виктор Рейн и его коллеги-депутаты Владимир Майер, Елена Нечай, Алексей Салмин, Евгений Харланов, Владимир Чертищев.
Открывая церемонию награждения, Виктор Рейн сказал, что конкурс был задуман для того, чтобы раскрыть творческий потенциал представителей профессии, призванной сеять разумное, доброе, вечное, повысить престиж учителя, причем начинающего, с которым общество и государство прежде всего связывают будущее страны. Учительский турнир помог узнать, что думают потенциальные асы педагогики о современной системе образования. О том, что следует предпринять, чтобы наша школа реально стала инновационной, соответствовала духу времени. О том, как сделать учительскую профессию привлекательной для выпускников вузов.
Татьяна Злобина, учитель-словесник 67-й тюменской школы, завоевавшая первое место в конкурсной номинации «Новая школа — школа моей мечты», окончила Удмуртский университет в 2009-м. Во время учебы о педагогике, как другие студенты филфака, не то что не мечтала — даже не думала. Но судьба сделала неожиданный зигзаг, и Татьяна стала не просто тюменкой, но еще и учителем... Откровенно признается, что не все еще у нее получается. Порой не удается держать дисциплину. Может, все дело в том, что пока не смогла заинтересовать, задействовать на уроке всех учеников. А может, во всем виноват «трудный» возраст ее питомцев: премудростям русского языка педагог учит шести- и семиклашек.
— Конечно, на учительскую зарплату квартиру не купишь, — улыбается собеседница, — но есть в нашей работе то, что ценнее денег. Это возможность увидеть свое в другом человеке — ученике, которого ты учишь мыслить, приоткрывая закрытую до тебя дверь и глядя в распахнутые ребячьи глазенки...
Разговор «на бегу» вызвал желание познакомиться поближе — заглянуть в творческую лабораторию Татьяны Викторовны. Вот одна из высказанных ею идей: «Современная школа приучила ученика/студента к единоправильности подаваемой информации и умению эффективно работать в стабильных условиях, следовательно, любые изменения воспринимаются с трудом. С одной стороны — все четко и организованно, но нет своего собственного «я», которое было бы способно реагировать на нововведения. В настоящее время мы от этого уже постепенно отходим, поглядывая на Запад и копируя его, предоставляя ученику и учителю свободу действий. Но мы забываем про нашу русскую ментальность — чем больше мы сдерживаем наш разум различными рамками, границами, тем увереннее он начинает искать свою дорогу и прорывается в нужном направлении, когда мы ослабеваем контроль и централизованное регулирование. Наше предложение — до девятого класса как можно жестче сдерживать проявление индивидуальности, потому как ученику нужно сначала усвоить традиции общества, в котором ему суждено было родиться и жить, и он научится видеть плюсы и минусы. Но уже с десятого класса предоставить ему полную свободу — выбор предметов, учителей, будущей профессии...»
Следом мы прочитали эссе других конкурсантов. Оказалось, молодые учителя не разучились писать сочинения. Впрочем, судите сами.
Наталья Харитонова, учитель изобразительного искусства и художественного труда Винзилинской начальной школы № 1 (второе место в конкурсной номинации «Новая школа — школа моей мечты»):
«Я учитель... Вопреки сложившемуся мнению о том, что в наше время быть учителем не только сложно, но и вовсе не престижно, я — учитель... Вопреки настойчивым увещеваниям моего папы, что в нашей семье одного учителя хватит, я — учитель... Вопреки разговорам о том, что у учителя заработная плата невысокая, я — учитель... Вопреки всему... но согласно моему сердцу, моей душе и моему искреннему желанию я — учитель! Моя мама тоже учитель. Педагог с 25-летним стажем. Четверть века она посвятила учительскому труду. Это великая заслуга, и я с гордостью могу сказать, что перенимаю из ее рук эстафетную палочку... Хочется верить, что моя школа, сегодняшняя, настоящая, и есть школа моей мечты. О чем можно еще мечтать? Хочется в кабинет компьютер, а лучше — интерактивную доску. Уроки бы стали интересными, более увлекательными. Появилась бы возможность дать детям больше знаний. Я думаю, что все у меня будет».
Вероника Хабибуллина, учитель химии и информатики Асланинской школы Ялуторовского района (второе место в номинации «Учитель должен — учитель может»):
«Что же это значит для меня — быть учителем? Это значит: каждый день открывать для себя новое в своих учениках и в себе. Быть готовым учиться вместе с ними, у них. Поддерживать, сопереживать их успехам и неудачам. Находить радость в общении с детьми, думать о них, стремиться идти удобной для них дорогой. Вселять в учеников уверенность в своих силах, быть не «над», а вместе с ними, помогать найти свое предназначение... Мне комфортно в школе. Нравится и веселый шум детских голосов на переменах, и бесчисленные «почему» на уроках и вне их. Нравится наблюдать за тем, как вчера еще робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днем, и вот он уверенно выступает на научной конференции школьников, а вот он уже молодой перспективный ученый, занимающийся изучением законов химии...»
Наталья Троегубенко, учитель биологии школы № 88 Тюмени (первое место в номинации «Технологии и инновации — в школу!»):
«Как научить ребят критически мыслить, находить ответы на интересующие их вопросы?.. как нельзя научить птицу летать в клетке, так нельзя вырастить «творческий мускул», не «вылетев на простор» заданий — открытых, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные варианты ответов... Такие задачи служат психологическими кнопками, включающими исследовательский инстинкт... На смену поколениям, умеющим работать в заданных условиях, должны прийти люди, способные самостоятельно ориентироваться и действовать в условиях, постоянно меняющихся...»
Екатерина Воронина, учитель английского языка школы № 4 Заводоуковска (первое место в номинации «Учитель должен — учитель может»):
«Меняется время, становятся иными требования к школе, но значимость деятельности учителя по-прежнему велика. Только, к сожалению, отсутствие должного внимания со стороны государства к учительскому труду, горесть разочарований, широкий круг обязанностей при достаточно низкой оплате труда — все это для учителя становится не столь важным в сравнении с благодарными глазами учеников, которым он помогает познать себя и мир... Учителю самому можно и нужно учиться у ученика. Вы спросите: чему? Слышать незнакомое, порой чужое, непонятное, странное и даже грубое. Для чего? Чтобы знать, как научить ученика и соответственно научиться самому... На мой взгляд, ученик должен быть всегда благодарен учителю. Почему всегда? Потому что и хорошие, и плохие учителя указывают путь к себе. Одни — через мудрую поддержку, другие — через грубые ошибки...»
Светлана Мокринская, учитель русского языка и литературы Новоселовской школы Ярковского района (третье место в номинации «Учитель должен — учитель может»):
«Как утверждает психология, любой человек, транслирующий какую-либо полезную информацию в социальное пространство, помогая другим освоить эти важные по своей значимости истины, в той или иной мере осуществляет процесс обучения. Но можно ли, даже при наличии положительных результатов этого труда, именовать его УЧИТЕЛЕМ? Обучать кого-то чему-то и быть УЧИТЕЛЕМ, занимаясь делом, открывающим уникальное по своей важности и ответственности право передачи многовекового человеческого опыта растущим поколениям — далеко не одно и то же. Я стала задумываться об этом еще в школе, когда передо мной встала задача профессионального самоопределения. Недолго размышляя о будущих превратностях своего выбора, я пошла учительской стезей: ...школьная педагогика сулила одну, очень привлекательную возможность — никогда не расставаться с детством... Первое, что я уяснила, приступая к работе в школе, — ни в коем случае учитель не должен быть консервативным, ведь придерживаясь в своей деятельности никому не нужных догматов, ты совершаешь настоящее преступление по отношению к детям...»
Валентина Вебер, учитель математики Бердюжской средней школы (третье место в номинации «Новая школа — школа моей мечты»):
«...ребенок в школе не готовится к жизни, а живет. Поэтому нам, учителям, важно организовать образовательную среду как среду полноценной жизни детей, которая происходит прямо здесь, сегодня, сейчас. Это значит, надо поддерживать те естественные радости, которые несет детство: активное и свободное физическое движение, непосредственное дружеское общение друг с другом, игра, юмор и смех, праздник и озорство (в хорошем смысле слова). Одна из важных черт учителя Школы будущего состоит, на мой взгляд, в том, что воспитание им рассматривается не как нравоучительное наставление, а как приобщение ребенка к культуре общения и взаимодействия, которая реально существует и поддерживается в коллективе педагогов. Ведь ребенок, как правило, усваивает не те ценности, о которых ему сказали: «Вот так надо, это правильно», а те ценности и то бытие, которые он наблюдает в жизни взрослых».
Анастасия Привалова, учитель русского языка и литературы Комсомольской средней школы Заводоуковского городского округа (второе место в номинации «Если бы я был министром образования...»):
«...в первую очередь, сев в министерское кресло, изменила бы нагрузку учителя, учебные программы, чтобы учитель имел возможность работать творчески, индивидуально, а также мог заниматься научной деятельностью. Совсем недавно сбылась моя мечта, и я стала учителем русского языка и литературы. Поработав в школе, сразу ощутила на себе весь груз учительского труда, выраженный в нехватке времени. Кто-то скажет, что я просто грамотно не умею организовать свой рабочий график. Но это не так. Учитель перегружен лишней документацией настолько, что не хватает времени осуществить одну из главных функций педагогической деятельности — воспитание. Поэтому, если бы я стала министром образования, у учителей появилось бы больше свободного времени».
Елена Ветошкина, учитель русского языка и литературы Староалександровской школы Ярковского района (второе место в номинации «Технологии и инновации — в школу!»):
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», — писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения. Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями, как долг, обязанность, прилежание... Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно и творчески, мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности, чтобы, как говорил Цицерон, глаза слушающего зажглись о глаза говорящего».
Одна из ключевых проблем — закрепление в школе молодых учителей, ведь их в общеобразовательных учреждениях области пока всего 7% от общего числа педагогов.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.