24 мая 2025     

Экономика   

Льготы: кому густо, а кому и пусто

Напряжение в обществе, вызванное вступлением в силу пресловутого закона о монетизации льгот, вынудившего в январе 2005 года старшее поколение выйти на улицы во многих регионах, стихло. И хотя в Тюменской области она (монетизация) прошла спокойней, даже несмотря на то, что в отличие от других у нас к тому же вскоре добавилась монетизация льгот в жилищно-коммунальной сфере, вопросов, а также противоречий в предоставлении и начислении льгот накопилось немало. Постараюсь на некоторые из них обратить внимание читателей.
Вспомним, как ветеранам объясняли монетизацию права на бесплатный проезд в автобусах городских, пригородных и внутрирайонных маршрутов. Дескать, проживающие в городе с лихвой используют свое право, а сельские ветераны и инвалиды, имеющие точно такое же право, в полной мере воспользоваться им не могут. По сему выходило, что городские льготники ездят за счет сельских. Тюменские законодатели решили вопрос, казалось бы, по справедливости: хочешь ездить — получай проездной билет, домосед — взамен денежная компенсация. Почему “казалось бы”? Да потому, что городских и сельских льготников вопреки благому намерению снова поставили в неравные условия. Ныне жители Тюмени, отказавшиеся от поездок, получают 120 рублей в месяц, а сорокинцы или заводоуковцы — почти в два раза меньше — 70 рублей. Если же хотим по справедливости, не проще ли разделить заложенную в областном бюджете сумму на компенсационные выплаты на общее количество таких льготников. Выйдет, скажем, по 100 рублей, значит, все и должны получать 100, независимо от места проживания. Оставляет желать лучшего и механизм реализации бесплатного проезда по проездному билету. Некоторые недобросовестные граждане, получившие взамен билета денежную компенсацию, тем не менее могут также беспрепятственно отправляться в путь, на время “арендовав” билет у соседа. Схватить за руку редко кого удаётся: проездные билеты обезличены, а их шестизначные номера почему-то не совпадают с шестизначными номерами ветеранских удостоверений, хотя ситуация вполне разрешима, стоит лишь вписать в билет фамилию льготника. Год назад мне, например, объяснили, что в перспективе вместо билетов будут вводиться электронные чипы. Кто бы возражал! Но пока не введены — что мешает вписывать фамилии?..
Кроме льгот на проезд у ветеранов, как известно, имеются и другие, в частности, по оплате за телефон. И здесь вырисовывается интересная картина: ветеран отказывается от льготы на проезд — ему денежная компенсация. Другой отказывается от телефона — компенсация не положена. А почему не быть последовательным: имеющим льготу по оплате за телефон, но не установившим его, также как и тем, кто отказался от проездного билета, компенсировать льготу в денежной форме? Не возмещаются и расходы по оплате абонентам мобильной связи и радиотелефонов. Но они же не по своей прихоти приобрели их — даже в областном центре еще не у всех льготников есть техническая возможность установки проводного телефона, не говоря уж о сельской глубинке. Кстати, антимонопольной службе стоило бы обратить внимание на неравные условия для операторов связи. Если одновременно у ветерана появится возможность установки и проводного, и сотового, и радиотелефона — не трудно догадаться, что он предпочтет первый вариант. Из-за льготы. Могут возразить: где взять дополнительные деньги для социальной поддержки лиц, пользующихся беспроводными телефонами? Здесь самое время задуматься: как распределяются средства, выделенные для возмещения расходов на оплату телефонной связи ветеранам? Напомню, до недавнего времени они оплачивали 50 процентов в зависимости от выбранного тарифа: абонентского или повременного. С 1 января 2005 года оплата производится уже в полном объеме, расходы же компенсируются в денежной форме. В связи с введением с 1 февраля этого года трех тарифных планов (добавился “комбинированный”) резко поменялся и механизм возмещения расходов. Теперь он уже не зависит от выбранного тарифного плана — уравняли всех. Ранее сообщалось, что размер компенсации будет составлять 110 рублей в месяц, теперь он увеличен до 150 рублей с перерасчетом с 1 января 2007 года. Для льготных категорий граждан почти нет смысла выбирать комбинированный тариф. Зачем его выбирать, когда есть возможность, “наговорив” менее 360 минут, и уплатить меньше, при “комбинированном” менее 220 рублей уже не выйдет. А компенсация та же — 150 рублей. Что же получается? Безлимитный тариф обходится ветерану в 295 рублей в месяц. Компенсация на расходы по оплате в 50 процентов составляет сумму в 147 рублей 50 копеек. Государство, в лице субъекта Федерации, переплачивает ему 2 рубля 50 копеек. “Комбинированный” — 220 рублей. Компенсация должна составлять 110 рублей. Ему выплачивают 150 рублей. Переплата 40 рублей ежемесячно. Льгота составляет уже не 50, а 68,18 процента. С возмещением расходов выбравшим повременный тариф вообще доходит до абсурда. Судите сами. Тариф — 130 рублей, компенсация — 150. Некоторые абоненты обзаводятся телефоном лишь на случай вызова “скорой помощи”, другие могут выехать на время к детям. Вполне может возникнуть парадоксальная ситуация, когда не абонент будет оплачивать телефон, а государство ему станет приплачивать ежемесячно до 20 рублей. Согласен, что компенсация по повременному тарифу не должна составлять фиксированную половину, то есть 65 рублей, здесь видится аналогия с “комбинированным”: лимит в 360 минут в месяц. С предъявлением квитанции по оплате: уплатил 200 рублей — получи в возмещение расходов пятидесятипроцентную выплату — 100 рублей. Игнорировал разговоры, уплатил 130 рублей — взамен те же 50 процентов, то есть 65 рублей. Кто- то скажет, почему я вдруг ополчился на самые, наверное, незащищенные слои населения, не такие уж это и большие деньги. Да ради бога! Лишь бы не в ущерб другим. Пока же соотношение реализации прав явно превалирует в пользу установивших проводную связь...
Ещё одна схожая тема: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В отличие от других регионов, у нас и в этой сфере не первый год правит бал монетизация. Компенсацию расходов на оплату услуг один раз в квартал по желанию льготника или перечисляют на персонифицированный счёт в Сбербанке, или приносят на дом вместе с пенсией. Приносят и так называемую “Расшифровку к поручению УСЗН г.Тюмени на выплату мер социальной поддержки”. Расшифровать “Расшифровку” порой не по силам и руководителям Управления социальной защиты населения г.Тюмени Валентине Лапаевой и Валерию Федоренко, что уж тут говорить о наших бабушках. Лишь созвонившись с генеральным директором ТРИЦа Олегом Туровининым, Валентина Васильевна смогла объяснить мне, что такое “надбавка на ХВС” и “надбавка на канализацию”. Оказывается, жители Тюмени инвестируют (вкладывают капитал), надо полагать, “добровольно”, в развитие ООО “Тюмень Водоканал”. Пятьдесят процентов “инвестиций” льготным категориям граждан возмещается, остальным, естественно, нет. Не стану перечислять накопившиеся вопросы по “расшифровке”, это займет слишком много места. Скажу лишь, что она не несёт в себе той необходимой информации, которую надеются получить ветераны и инвалиды... Ежегодно с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги растет число неплательщиков, в том числе и среди льготников. Несмотря на то, что новый Жилищный кодекс позволяет через суд выселить гражданина, имеющего задолженность по оплате более шести месяцев. Во-первых, в связи с отсутствием социального жилья таковых и выселить-то некуда — не на улицу же; во-вторых, многие неплательщики проживают или в общежитиях, или в такой обстановке, что выселение может оказаться для них улучшением жилищных условий.
Министр В.Яковлев предложил объявить амнистию для “профессиональных” неплательщиков, якобы начав с чистого листа, они тотчас превратятся в законопослушных граждан. Мне же кажется, наоборот — кто платил из последних сил, посмотрев на “амнистированного” соседа, задумается: “А я какого рожна напрягаюсь?!” Между прочим, у тех, кто не оплачивает услуги более трех лет, каждый прожитый месяц автоматически снимает задолженность за предыдущий месяц трехлетней давности. В точном соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ: “Общий срок исковой давности устанавливается в три года”. Мало того, неплательщику-льготнику компенсацию на несуществующие расходы на оплату услуг также регулярно приносят вместе с пенсией или перечисляют на его сберкнижку. Да стоит ли удивляться, если на заре монетизации один из руководителей области сам “подсказывал”, куда направлять льготные деньги. Приведу цитату из его интервью “ТИ” от 31.12.2003 г.: “...человек, заслуживший льготы, должен получать их реальными деньгами на собственный лицевой счет в ближайшем отделении Сбербанка. И сам определять, куда потратить эти рубли — либо на оплату коммунальных услуг, либо на одежду и питание”. Вот и тратят многие не столь на питание, сколь на горячительные напитки. В этой ситуации уместно привести аналогию с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При задолженности по оплате свыше шести месяцев предоставление субсидий приостанавливается. Было бы кстати схожий порядок применять и к неплательщикам-льготникам. С той лишь разницей, что не лишать их компенсаций и даже не приостанавливать выплату (закон не позволяет), а по истечении тех же шести неоплаченных месяцев начать перечислять компенсации не самому льготнику, а обслуживающим организациям. К сожалению, такие предложения не находят поддержки в органах власти, это считается лишением человека заслуженной льготы. Странное утверждение. В других субъектах Федерации льготы по-прежнему предоставляются по старой схеме: оплата в размере 50 процентов, и это не считается лишением льгот. Может быть, и в законодательство Тюменской области внести изменения, позволяющие применять к неплательщикам тот же порядок. В законе о монетизации говорится, что средства на реализацию льгот направляются в субъект Федерации в виде субвенций, они “носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели”. Почему же нам, льготникам, позволяется тратить их на что угодно, только не по прямому назначению?
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"