2 мая 2024     

Экономика   

Встретимся на станции Бованенково

До пуска месторождений полуострова Ямал осталось 1800 дней.
Начинается третье пришествие общества «Газпром» на полуостров Ямал. Принято стратегическое решение о выходе к Бованенковским залежам. И уже закручен огромный механизм, который невозможно остановить. Работают проектные институты, для производства нового оборудования возводятся целые заводы.
Не каждому поколению выпадает пора свершений. Нам повезло. Годы освоения ямальских месторождений войдут в биографию страны особой главой...
Поезд шел на север
Короткий состав из локомотива и двух вагонов двинулся по строящейся дороге от станции Обская к Бованенковскому месторождению. За окном проплыл указатель с раскинутыми в разные стороны стрелами, извещающими, что от начала магистрали до Москвы — 2413 километров. До Нового порта — 400, до Бованенково — 538.
Еще двадцать лет назад поезда на этом направлении не ходили. Теперь составы движутся на север. И так же уверенно устремился к залежам полуострова Ямал стержень отечественной экономики — концерн «Газпром».
В купе трое пассажиров. Член правления, начальник департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» Ярослав Голко, первый заместитель губернатора Ямала Анатолий Острягин, заместитель губернатора, директор департамента по развитию АПК ЯНАО Андрей Кугаевский. Нет никакого пафоса в том, что дальнейшая судьба огромной территории в руках этих людей. (фото2)Это действительно так.
Половину пути до Бованенково строители магистрали уже одолели. К декабрю 2009 года, дает гарантию Ярослав Голко, железная дорога придет на конечную станцию. В 2011 году первые 11,5 миллиарда кубометров газа должны поступить из залежей полуострова Ямал.
— Заказчиком по обустройству месторождения будет выступать ООО «Надымгазпром», — рассказывает Ярослав Ярославович, — по линейной части им назначено предприятие «Ямалгазинвест». В прошлом году были приняты обоснования инвестиций. Сейчас дорабатываются основные технические решения по проекту.
Генподрядчики начали работу на объектах еще в прошлом году. 2007 год ОАО «Газпром» использует для завоза материалов. Доставка грузов пойдет по водному пути. Потому что транспортных дорог на этом направлении пока нет. Но ускоренными темпами идет строительство магистрали до Бованенково. Готовится строительство перехода через реку Юрибей.
Для обеспечения стройки всем необходимым будут зафрахтованы суда Обского, Мурманского, Архангельского пароходства. Стройматериалы и оборудование они доставят на Харасавэй. Чтобы с наступлением холодов по зимнику переправить их на Бованенково.
— Составлены графики обустройства, строительства компрессорных станций и морской части газопровода. Остается только спокойно работать, — заключает Ярослав Голко.
По стратегии «Газпрома» текущий год посвящен доработке проектной документации, окончательному утверждению проектно-технических решений. Основные вложения в большую стройку придутся на 2008-2009 годы. В работу включатся и подрядные организации, и субподрядчики. По самым скромным подсчетам, уже в следующем году численность персонала, занятого на обустройстве Бованенковского месторождения, превысит 6000 человек. Пик строительства назначен на конец 2007-2010 годы.
— Говорить об этих планах можно с абсолютной долей уверенности, — комментирует ситуацию Ярослав Голко, — заказчики и генподрядные организации были назначены в конце прошлого года. Они давно работают с «Газпромом». Мы знаем их мощности, их возможности. И на сегодняшний день сомнений в квалификации строителей у нас нет. А проектные институты работали над освоением полуострова уже давно.
«Ямалтрансстрой» — это предприятие одно из становых при реализации проекта. Оно и начинало прокладывать эту железную дорогу, значимость которой невозможно переоценить. Если говорить конкретно про Игоря Нака, то он на этой стройке продолжает дело своего отца. Берет на себя основную нагрузку при строительстве магистрали к новому месторождению.
Что же касается качества, сроков, подходов к работе, к выполнению задач, которые ставятся перед этой организацией «Газпромом», можно сказать, что делается все на высочайшем уровне. Единственный фактор, который еще сдерживает специалистов «Ямал-трансстроя», — это, конечно, финансирование. Они могли бы освоить и большее, и больше построить. Но решение о строительстве дороги до Бованенково уже утверждено. И мы не сомневаемся в проверенных партнерах.
Точно так же нет сомнения в той цели, что обозначена трубникам. Сегодня «Газпром» ставит задачу перед тяжелой промышленностью. Транспорт газа, добытого на полуострове Ямал, будет осуществляться под давлением в 120 атмосфер. Такого еще не бывало. Естественно, для этого потребуется труба, необычная по своим характеристикам, кроме того, необходимо огромное количество оборудования для компрессорных станций.
Силами одного завода ситуацию не разрешить. Ведь мало только выпустить продукцию, нужно ее еще сертифицировать, испытать, получить разрешение на эксплуатацию. Сейчас трубники работают над этим. И в самое ближайшее время они начнут производство.
По масштабу своему эта задача огромная. С выходом «Газпрома» на Ямал отечественная тяжелая промышленность, все машиностроение получают импульс для развития. Ведь при выполнении нашего заказа потребуются новые технологии. Для этого требуются инвестиции. Огромные инвестиции.
Наши отечественные предприниматели готовы вкладывать серьезные деньги, сотни миллионов долларов, в новые разработки. Возводятся целые заводы. И есть первые результаты. Один из примеров — использование трубы большого диаметра. Буквально четыре года назад ее еще вообще не было в России. На сегодняшний день с продукцией нового поколения работает Ижевский металлургический завод, Трубная металлургическая компания, другие отечественные производители. Представители ТМК заявили, что вскоре они запускают еще один стан, в дополнение к уже открытым новым производствам.
Развитие производства, ориентированного на освоение Ямала, сказывается во многих регионах страны. Ведь появляются новые рабочие места на тех территориях, где образуется новое или оживает имеющееся производство. Задействованы огромные деньги, которые потом уйдут в виде налогов в местные бюджеты. Можно говорить о комплексном развитии территорий. Возникает цепная реакция. И ее катализатором в данном случае выступает общество «Газпром».
Русские идут
— Ярослав Ярославович, заказы на производство оборудования нового поколения сегодня размещаются на российских заводах или есть еще и зарубежные поставщики?
— В «Газпроме» определен единый поставщик материально-технических ресурсов, это предприятие «Газкомплект-импекс». В основном все материалы и оборудование поступают на объекты через эту организацию. И специалисты «Газкомплектимпекса» информируют российского производителя о потребностях и перспективах нашего общества. Отечественные мастера на самом деле серьезно откликаются на наши предложения. И есть результат от совместной работы. В «Газпроме» разработана программа импортозамещения. Ее куратор Александр Георгиевич Ананенков постоянно ставит задачу по использованию современных отечественных разработок.
Да, у «Газпрома» есть и зарубежные партнеры. Но с каждым годом процент импортных поставок уменьшается. Очень даже прилично.
Это говорит о том, что разрабатываются отечественные аналоги. Мы же не меньше оборудования покупаем. Наоборот, его приобретается больше, и оно более высокотехнологичное. Это не значит, что мы полностью перейдем на комплектование у российских производителей. Потому что какие-то вещи, я так полагаю, в нашей стране еще долго не будут выпускаться.
Но вот факт. Буквально за последние три-четыре года наши российские предприятия очень серьезно потеснили иностранных поставщиков. По поставкам трубы, например. Поэтому мое мнение остается неизменным — освоение ямальских месторождений стимулирует развитие отечественной промышленности.
— Это в масштабе страны. А что получит округ при разработке Бованенково и других месторождений?
— Новую жизнь. С приходом «Газпрома» на эту территорию в регионе начнутся перемены к лучшему. Сегодня от администрации Ямала поступают предложения по поводу перераспределения налогов, которые пока остаются в Москве.
Мы серьезно эти вопросы отрабатываем. И пока о каких-то результатах говорить рано. Но у нас поддерживается постоянный контакт, рабочие отношения с администрацией округа. Они развиваются позитивно.
— Ямал для «Газ-прома» — это что?
— Масштабный мегапроект. Важнейший плацдарм для развития. Важнейший, но он не единственный. Сегодня очень серьезные проекты разрабатываются по Восточной Сибири, по Дальнему Востоку. И ни для кого это не секрет.
Точно так же огромные деньги у «Газпрома» идут на программу реконструкции, капитального ремонта единой системы газопроводов. С годами она не становится новее. Стареет, конечно. Изнашивается оборудование, имеющее свой срок службы.
Поэтому реконструкция системы, обеспечение ее работоспособности требуют серьезных вложений. Речь идет о тысячах, сотнях тысяч километров газопроводов.
Мы не ступим на вашу землю
Нынешний выход «Газпрома» на Ямал — третий по счету. Памятками о первых бросках на полуостров стали уже способный принимать грузы порт Харасавэй и непочатое пока Бованенково.
Коса полуострова поделена на две административные единицы — Приуральский и Ямальский районы. Территория эта уникальная. На полуострове проживает наибольшее число ненцев. Их на этой земле около 11 тысяч. Больше половины — кочевники.
Самые тучные стада оленей каслают на полуострове. Из полумиллиона оленей, живущих в автономном округе, 300 тысяч обитает на Ямале. Такого нет нигде в мире.
«Газпром» только подступает к уникальному краю, где самые богатые пастбища и вода в реках первозданно чиста. Жилые поселки разбросаны по берегу Обской губы. Западная оконечность полуострова до минувшей зимы не слышала другого шума, кроме редкого гула вертолетных двигателей да посвистов никогда здесь не стихающего ветра.
— Зимой началось интенсивное строительство дорог, — рассказывает Андрей Кугаевский, — в сторону Бованенково тянется зимник. Активизировалось строительство железной дороги. Идет отсыпка насыпи от станции Хралов. Дорога выходит на самые ценные для оленеводства земли. Но выходит аккуратно.
— От грядущего соприкосновения двух цивилизаций нет ощущения тревоги?
— «Газпром» ведь давно на Ямале. Больше 15 лет. Оленеводы и газовики, строители живут в хорошем, деловом контакте. К тому же активного движения «Газпрома» на этой территории не было давно.
И все это время шел диалог «Газпрома» и коренного населения. Представители холдинга рассказывали о своих проектах, говорили, что еще будет предприниматься в плане освоения. «Газпром» выстраивал отношения с коренным населением. Поэтому сегодня пока он идет позитивно, этот диалог. Коренное население хорошо принимает то, что делает «Газпром».
— Сегодня горячо обсуждается строительство перехода через пойму реки Юрибей. Специалисты признают, что оно не имеет аналогов в мире. Ярослав Голко прямо говорит, что в таких широтах ничего подобного не возводилось. Это будет самый протяженный в России железнодорожный мост. Но экологическую состоятельность проекта мало кто решается оценить...
— Юрибейский переход — это пример того, насколько тонко «Газ-пром» подошел к структуре территории, как бережно отнеслись к ней проектировщики и строители. Пойма Юрибея — очень ранимая часть тундры. Она как раз пересекает середину полуострова. И здесь «Газпром» принимает решение — не делать отсыпку, а идти через реку эстакадой, поднимая железнодорожное полотно над водой. Уникальное будет сооружение. Эстакада протянется на 3900 метров. Таких мостов нет в стране. Да и в мире, пожалуй... При этом такой протяженный рельсовый переход не нарушает экосистему. Привычная технология строительства, с применением отсыпки, круто изменила бы ее.
Начинаются работы на Байдарацкой губе. Ее мелководная акватория — трудный участок. Навигация продолжается два месяца. Шестьдесят дней, максимум — шестьдесят пять. А потом начинаются прихваты, ледоход, ледостав. И что особенно обнадеживает — строители работают рука об руку с экологами.
В трех шагах от полотна
Если посмотреть на магистраль с высоты птичьего полета, она кажется серебристой нитью, оторочившей подол бескрайней тундры. И нисколько не нарушившей ее исконное величие, не навредившей, не исказившей ее ранимый облик.
— Вот вы спросили, дает ли «Газпром» гарантии неприкосновенности здешней природе, — Ярослав Голко неторопливо помешивает чай в стакане, — «Газпром» не может не давать их. Все проекты нашего холдинга проходят серьезные экологические экспертизы. Ямальский — в том числе. Потому что это уникальный проект, и земля, где он реализуется, необычная. Когда он разрабатывался, на каждой из территорий проходили общественные слушания. Свои предложения на них всегда вносят представители коренного населения, специалисты местных администраций.
Обычно руководители обращаются за помощью в решении социальных проблем, чаще всего это поддержка детских садов, школ. Если говорить о Ямале, помощь «Газпрома» заключается в развитии исконного промысла, оленеводства, в строительстве различных перерабатывающих линий, заводов, по приему продукции, которая здесь производится, возведению технологических сооружений.
При слове «разъезд» услужливое воображение тут же рисует невзрачную картинку — облупившаяся коробка вокзала и поодаль, за щербатым забором, — покосившаяся будка сортира. На пути от Обской до Паюты стоят пять разъездов. Ничего общего с замызганными полустанками у них нет.
Это автономные комплексы, со строгими станционными зданиями разъездов, по линейке очерченными тротуарами и газонами. У них автономное энергообеспечение и теплоснабжение. Отлаженная система водоочистных сооружений, комплекс по утилизации канализационных сливов. Твердые отходы прессуются в брикеты. Поезд, идущий по расписанию, забирает с разъездов весь мусор. Возле насыпи не увидишь ни пластиковой бутылки, ни консервной банки, ни раскисшей папиросной пачки. Чистота и порядок, от которого веет чем-то непривычным, даже иноземным.
В трех шагах от полотна ковер тундровой растительности все такой же плотный и свежий, каким и был до прихода транспортных строителей.
Хорошо забытое новое
(фото3)— Участки газопровода заденут оленьи пастбища, — ведет линию по карте Анатолий Острягин, — некоторые угодья будут изъяты из сельхозоборота. Часть поголовья придется перемещать, а может, и забивать. Потому что говорить о возможности выпаса оленей на этих участках пока рано. Но самое главное — люди от этого не пострадают.
— «Газпром» предлагает оленеводам альтернативу?
— Подход концерна к социальным проблемам людей, живущих в Ямальском и Приуральском районах, я могу назвать системным. «Газпром» идет на то, чтобы создавать новые рабочие места для представителей коренной национальности. Это и рыболовство, и разведение в домашних условиях пушного зверя. Мы сегодня рассматривали финские звероводческие комплексы. Они работают по передовым технологиям. Автоматизированы все процессы — от кормления до выделки шкурок. Главное, есть рынок, куда можно сбыть готовую продукцию. Поэтому подход «Газпрома» к нуждам территории многоплановый, по-настоящему системный.
Я не говорю уже об увеличении налогов, отчисления опять пойдут на социальное развитие округа, и в первую очередь — Приуральского и Ямальского районов.
До выхода «Газпрома» на Ямал власти округа даже не рассматривали возможность восстановления рыбодобычи в Байдарацкой губе. В советские времена по ее акватории ходили рыболовецкие бригады. Вели промысел ценных видов рыб. Но в пореформенное лихолетье промышленная ловля в этих местах скоропостижно сникла. Сегодня идет анализ данных прошлых лет об объемах добычи, о характеристиках улова.
Для Анатолия Острягина перспектива района очевидна — сотрудничество с «Газпромом» восстановит промысел, создаст новые рабочие места. Население вернется к забытому было ремеслу.
Сейчас совместно с экспертами ООО «Надымгазпром» специалисты окружной администрации проводят фоновую оценку состояния месторождения, строящейся железной дороги. «Газпром» готов нести ответственность за возможные техногенные прецеденты.
— Это позиция уверенного в своих силах предприятия, — заключает Анатолий Острягин, — руководство «Газпрома» идет на страхование фоновых рисков, потому что ручается: технологии, используемые при освоении ямальских месторождений, не принесут территории никаких ЧП.
Чай с губернатором
— Сегодня мы встретились с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, обсудили вопросы участия «Газпрома» в социальных программах округа, — комментирует итоги встречи Ярослав Голко, — «Газпром» ежегодно заключает договоры со всеми субъектами Федерации, где работают его структурные подразделения. В этих договорах обозначены программы, согласно которым «Газпром» оказывает регионам серьезную финансовую поддержку.
Юрий Васильевич признал, что округ ощущает помощь нашего предприятия, выполняются все утвержденные программы. Я услышал и просьбы — рассмотреть вопросы налогообложения. Это, кстати, инициатива округа. Она не останется без внимания. Работа над этим вопросом в «Газпроме» уже идет.
Для его решения создана совместная комиссия. Ямал в ней представляет Анатолий Острягин, «Газпром» — заместитель председателя правления Валерий Голубев.
— Если Ямал без «Газпрома» — уже не Ямал, то можно ли сказать наоборот?
— Без помощи администрации нам никак не обойтись. Поддержка местной власти здорово облегчает работу строителям, обустраивающим месторождения, прокладывающим дороги. Я получил заверения, что она и впредь будет оказываться. Чему, естественно, рад. Власть региона искренне помогает нам справиться с новым мегапроектом.
«А вообще-то у нас одна задача, — признался Ярослав Голко,— сделать так, чтобы местные жители от пуска газодобывающих промыслов почувствовали только тепло».
...Ближе к полуночи состав, намотавший на оси четыре сотни километров, возвратился на станцию отправления. Лет двадцать назад это можно было бы признать если не обыкновенным чудом, то, как тогда говорили, трудовой победой.
Уже через два года поезда по ветке Обская — Бованенково будут ходить регулярно. И это никого не удивит. Все хорошее быстро становится привычным.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"