2 мая 2024     

Политика   

Больше ездишь — больше платишь?

Налог плюс акциз

Федеральное правительство еще год назад решило изменить правила игры на российских дорогах. Согласно новой редакции Налогового кодекса фискальное бремя на владельцев транспортных средств должно исчисляться исходя не столько из количества лошадиных сил под капотом автомобиля, сколько из интенсивности его использования. Ведь один и тот же автомобиль может полгода стоять в гараже или ржаветь под окнами дома, а может изо дня в день накручивать на спидометр сотни километров.

Дабы перераспределить бремя, государство с этого года повысило акцизы на бензин. В ночь на 1 января под бой курантов по всей стране топливо подорожало в среднем на один рубль. Примерно такими же темпами — по рублю в год — акцизы обещают повышать и впредь. Взамен Федерация делегировала регионам право устанавливать в отношении легковушек с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил пониженные ставки транспортного налога, вплоть до нулевой. По задумке законодателей, таким образом автомобилисты перестанут платить дважды, основная нагрузка ляжет на плечи наиболее мобильных граждан: больше ездишь — больше платишь.

Одними из первых предоставленным правом воспользовались на тюменском юге. Областная Дума по инициативе губернатора Владимира Якушева обнулила транспортный налог, причем закон вступил в действие фактически задним числом — с 1 января 2010 года. Подобное решение реально освободит тюменцев от двойного бремени, большинству из них не придется нынешней осенью платить налог за 2010 год. Соответственно, бюджет южной территории недосчитается нынче почти 163 млн транспортных рублей. Зато подросшие акцизы на нефтепродукты принесут в казну порядка 400 млн рублей.

Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа не пошли тогда по стопам Тюменской области. К уравнению с обнулением они вернулись только сейчас.

Муниципальные страдания

Казалось бы, обнуление ставки транспортного налога нужно только приветствовать. Ведь под эту льготу подпадает 70% всех транспортных средств, зарегистрированных в северной автономии. Однако депутат Юрий Важенин, генеральный директор компании «Газпром переработка», на заседании комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Думы Югры неожиданно задался вопросом: «А сколько в результате потеряют муниципалитеты?» Ведь транспортный налог поступает именно в местные бюджеты.

Как пояснил Василий Дюдниченко, первый зам директора окружного департамента экономического развития, регион останется в плюсе. Из-за обнуления ставки поступления налогов сократятся всего на 631,7 млн рублей, а вот поступления от акцизов возрастут на 1,1 млрд рублей.

— Акцизы проходят мимо рта муниципалитетов, — заметил явно недовольный ответом чиновника Юрий Важенин. — Молодцы, ребята, скажут нам муниципалы. Чем им теперь компенсировать выпадающие доходы?

— Справедливый вопрос! — поддержал коллегу Дмитрий Мизгулин, председатель думского комитета и президент Ханты-Мансийского банка.

Депутат Алексей Андреев, генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан», тут же развил обозначенную тему.

— Дороги в наших городах и так в плачевном состоянии, — со знанием дела заявил Алексей Андреев. — Проблема зашла слишком далеко. Мы обсуждали ее как-то с главами муниципалитетов на парламентских слушаниях. И губернатор Александр Филипенко пошел нам тогда навстречу. Мы договорились о целевом выделении из окружного бюджета 3 миллиардов рублей — по миллиарду в год. Региональное отделение «Единой России» приняло и презентовало партийный проект «Дороги Югры»! Однако сейчас мы опустились до жалких 50 миллионов рублей. Это на год на все муниципалитеты! Я категорически против обнуления ставок транспортного налога, пока правительство округа не определит муниципалитетам компенсацию выпадающих доходов.

Югра на шаг впереди?

— Закон необходимо принимать, — не соглашается Владимир Сысоев, руководитель думской фракции ЛДПР. — Он затрагивает кошелек большинства югорчан. Гораздо логичнее поддержать жителей и попросить правительство Югры предоставить компенсацию. В Тюменской области такой закон действует уже второй год.

— Я поддержал бы Владимира Владимировича, — оценивает ситуацию Дмитрий Мизгулин. — А то получится, что хотели сделать доброе дело, но людей послали подальше.

— Одной компенсации явно недостаточно, — продолжает гнуть свою линию Алексей Андреев. — Дорожную проблему необходимо решать глобально!

— На месте автолюбителей я бы вообще отказался платить транспортный налог, — высказывает крамольную мысль Юрий Важенин, — потому что власть практически ничего не вкладывает в дороги. Те 50 миллионов рублей в год крайне недостаточны. Жители Сургута, прочих городов Югры зачастую в собственный двор въехать не могут. Я не случайно спросил сегодня заместителя губернатора округа об ожидаемом профиците окружного бюджета, но ответа, к сожалению, так и не услышал. Если излишки мы поделим в конце мая, то муниципалитеты только в июне смогут объявить о проведении тендеров. И асфальт, как водится, начнут класть только по осени в самую слякоть. Если бы мы приняли на этот год дефицитный бюджет, то тендеры были бы уже проведены, и с появлением дополнительных денег работы тут же начались бы. Кстати, во всех регионах бюджеты с дефицитом. Получается, все идут не в ногу, одна Югра идет в ногу?

— Югра идет на шаг впереди! — шутит Дмитрий Мизгулин.

— Профицитный бюджет в нынешних условиях — нонсенс! — делает вывод Владимир Сысоев.

— Что толку говорить о профицитном бюджете? — вопрошает Дмитрий Мизгулин. — Он давно принят. Кстати, депутаты прошлого созыва проголосовали за бюджет-2011 единогласно.

Месяц на доработку

Обсуждение закона продолжилось на заседании окружной Думы. Фракция ЛДПР предложила принять его в окончательном варианте. Однако единороссы решили не торопиться. Законопроект нуждается в доработке. Согласно предложенному варианту вступит он в силу 1 января 2012 года. Значит, югорчане наряду с акцизами на топливо, которые исправно взимаются уже пятый месяц, вынуждены будут сполна платить и транспортный налог. Причем не только в нынешнем, но и в следующем году, когда настанет черед уплаты за 2011 год.

— Это абсолютно правильный закон, — подвел черту под затянувшейся дискуссией Борис Хохряков, ныне председатель Думы Югры, а в недавнем прошлом мэр Нижневартовска. — Он однозначно будет принят, поскольку напрямую затрагивает интересы более двух третей югорчан. Пока же предлагаю принять законопроект за основу, в первом чтении. Транспортный налог — это одна из составляющих доходов муниципалитетов. Из-за его отмены города и районы потеряют 632 миллиона рублей в год. Мы предлагаем правительству доработать законопроект, предложив механизм компенсации выпадающих доходов. Причем сделать это предстоит уже до конца мая. Надеюсь, на следующем заседании Думы мы его примем.

В первом чтении законопроект принят единогласно. По настоянию либерал-демократов депутаты проголосовали и за «окончательное чтение»: 9 — «за», 23 — «против» и трое воздержались. Предложение не проходит.

Областная Дума по инициативе губернатора Владимира Якушева обнулила транспортный налог еще в 2010-м.

Нравится

Статьи по теме

№188 (5165)
27.10.2010
Андрей Фатеев
Почём лошадиная сила?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"