9 июля 2025     

Экономика   

Вячеслав Соркин: "Выход Газпрома на Ямал даст России будущее..."

Наша справка. Соркин Вячеслав Исаакович. Родился 2 июня 1944 года в Ставрополе. В 1962 году окончил Невинномысский химический техникум, спустя пять лет – Донецкий политехнический институт. По специальности инженер-механик. С февраля 1968 г. по март 1997 г. работал в институте «ЮжНИИгипрогаз», занимал должности инженера, старшего инженера, заведующего бюро проектов.
Руководил проектированием уникальных установок комплексной подготовки газа Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения, собранных из суперблоков высокой заводской готовности.
С марта 1997 года по 31 июля 2002 года работал в ООО «Ямбурггаздобыча» заместителем генерального директора по капитальному строительству, внес большой вклад в обустройство Заполярного месторождения. В настоящее время – заместитель начальника департамента капитального строительства и транспорта ОАО «Газпром».
Награжден премией Совета Министров СССР, медалью ВДНХ. Удостоен звания «Почетный работник газовой промышленности».

До пуска месторождений полуострова Ямал осталось 1700 дней
Лет двадцать назад заместитель начальника департамента капитального строительства и транспорта ОАО “Газпром” Вячеслав Соркин имел обыкновение не верить собственным глазам.
Так было, когда он еще молодым специалистом прилетал в полярную глушь, на расхристанную стройплощадку, где безостановочно копошились первые сотни присланных “на объект” рабочих. Из бытовых условий у них был только окоченевший табунок вагонов да тесная столовая. Тот же вагончик, где помещалось четыре стола...
К назначенной проектом дате на этом пятачке тундры должен был встать газовый промысел, или дожимная компрессорная станция. И они вставали, точно к сроку — серебристые корпуса, издали похожие на блоки орбитальной станции.
А теперь иногда не верят самому Соркину. Особенно, если он говорит о том, что русские металлурги скоро научатся отливать трубу небывалого качества, что по морскому дну пролягут нитки газопроводов, а над заполярной рекой взметнется ажурный мост изящной конструкции.
Вячеслав Исаакович не пытается никого убеждать. Он лишь говорит о том, что знает.
Потому как знает, что будет.
Будет уже скоро.
Счет идет на дни.
Ни тени сомнения
— Нельзя сказать, что в Газпроме не понимали, что без ресурсов Ямала стране не обойтись, — рассказывает Вячеслав Исаакович, — на полуострове Ямал сегодня сосредоточены месторождения, объем добычи с которых может решить проблемы газообеспечения на целые десятилетия. У Газпрома есть альтернатива — это Штокмановское шельфовое месторождение. Но ни по объемам, ни по сложности разработки оно с Ямалом несравнимо. Все-таки Ямал — это, будем говорить, перспектива всей газовой отрасли страны на ближайшие двадцать-тридцать лет.
(фото2)Сегодня на Ямале уже полностью готовы к разработке два крупнейших месторождения. Бованенковское и Харасавэйское. Кроме того, в этом регионе расположено порядка девяти месторождений с приличными запасами газа, подлежащими добыче, транспортировке.
Единственная проблема у страны, у Газпрома — ОСОБАЯ себестоимость добычи ямальского газа. Она будет несравненно выше, чем обходится добыча углеводородного сырья в Надым-Пур-Тазовском районе. Без осознания этого трудно вообще понять нашу стратегию. Ямальский газ обойдется недешево. Это так. Это — априори. Добыть тысячу кубов газа на Ямале стоит дороже, чем извлечь тот же объем голубого топлива на Медвежьем, Ямбургском, Заполярном месторождениях и так далее.
Связано это с географией района, с грунтовыми, мерзлотными условиями, со всеми особенностями, свойственными любому северному месторождению. Но здесь они еще усугублены самими характеристиками почвы, климатом полуострова.
Если посмотреть на карту, то видно, что транспортная схема доставки грузов, а это один из основных элементов, формирующих стоимость добычи, на Ямале несравнимо сложна. Закручена настолько, что ожидать, будто те строительно-монтажные операции, которые производятся на Ямбурге или Заполярном, будут равноценными при работе на Ямале, нельзя. Ясно, что разработка месторождений на полуострове обойдется дороже. Насколько именно? Это мы сейчас и рассчитываем.
— Возникает второй из исконно российских вопросов...
— Что делать? Прорабатывать все возможные варианты. Буквально вчера в Газпроме проходило совещание по этому вопросу. Транспортная схема действительно сложная. Географически Бованенково оторвано, отнесено черт-те куда. Понятно, что на транспортную схему очень влияет и сезонность работы водных и наземных маршрутов. Все грузы, что попадают в порт Харасавэй, могут быть доставлены к причалу только летом.
Оно же в Заполярье короткое. И все, что отгружено на Харасавэй, еще не значит, что доставлено на Бованенково. Тут нужно ждать морозов, строить зимник, чтобы с января по апрель утащить грузы за 100 километров. Вот в чем сложность.
Но эта схема, как теперь модно говорить, диверсифицированна. То есть это не единственный путь. У нас основные направления движения — из Мурманска, Архангельска до порта Харасавэй. Из Лабытнаног грузы доставляются по зимнику до самого Бованенково. Либо опять же в Лабытнангах можно погрузить оборудование на корабли и до Харасавэя дойти вокруг полуострова.
Такая схема движения грузопотоков создает проблему, которой никогда не было при обустройстве месторождений. Сегодня оборудование нужно заказывать не в сезон строительства, а на полтора-два года раньше. То есть если летом требуется получить груз, то уже зимой его надо готовить. К началу лета он должен прийти в Мурманск или Архангельск. За лето его нужно перевести в порт. Он должен полежать до зимы. И только тогда оборудование или стройматериалы можно отправлять к месту назначения.
Такой цикл. Для сравнения: в Новый Уренгой сегодня можно любое оборудование отправить по “железке”. Для Заполярки все, что угодно, по железной дороге доставляется до Коротчаево. Там есть тоже сбои, но они протяженностью в месяц, и случаются всего два раза в год. Когда на реке Пур бывает ледоход или ледостав.
На Ямале же все проектные работы и сроки заказа оборудования должны быть рассчитаны с запасом минимум на два года против графиков, принятых на обычной стройке.
Здесь вам не Аляска
— Вячеслав Исаакович, сейчас при подготовке к освоению какие грузы нужно доставить на месторождения в первую очередь?
(фото3)— У нас вроде все есть на месторождениях. Но организовать грузопоток на весь год мы пока не можем. Чтобы сделать снабжение постоянным, необходима железная дорога. Вот мы сейчас активно занимаемся строительством этой магистрали — Обская — Бованенково. Очень многое уже сделано. Буквально за последние два года совершен широкий шаг. И вряд ли даже на Аляске железная дорога строится в таких сложных условиях. В Америке чем хорошо? Грунты надежные. Щебень. А на Ямале криопеги. К тому же они заболоченные и еще чуть подсоленные. Хуже для строителя не бывает. Нигде в мире худших условий нет. Но и то мы уже доперли до станции Хралов. И эта дорога, по нашим планам, должна в 2010 году принять грузопоток.
— Лаконично и оптимистично...
— Проблемы, конечно же, есть. Мы сегодня строим не железную дорогу, а железнодорожный путь. Кто нам разрешит возить грузы, если не налажена связь, не будет необходимого развития станционной инфраструктуры? Естественно, пока идет стройка, мы свои стройматериалы по этой дороге подвозим. Но чтобы доставлять грузы на Бованенково, для нужд месторождения, требуется доделать все. Это отнимет деньги и время. Кроме того, ну не повезло нам, что трасса железной дороги пересекает участок, это между станциями Саханто и Хралов, который требует особого к себе отношения.
— Пойма реки Юрибей?
— Она самая. В разлив ее ширина достигает четырех километров. Поэтому сейчас общество “Ямалтрансстрой” вовсю там работает. У этого предприятия на ближайшую перспективу серьезная задача — за два сезона Юрибей перескочить и дойти до Саханто. Это краеугольный такой участок. Если мы это сделаем, то думаю, что в 2009 году достигнем Бованенково. Но уже к сдаче первого пускового комплекса железная дорога вряд ли нас выручит.
Поэтому мы ориентируемся на мощности порта Харасавэй. Смотрим, как можно сделать, чтоб круглогодично доставлять грузы до Хралова. Все-таки при этом зимник станет почти на 300 верст короче. Дойдем до станции Саханто — будем зимник делать от нее.
Третье пришествие
— В 2006 году руководство Газпрома заявило о переходе к инвестиционной стадии при разработке месторождений полуострова. Что было перед тем?
— Вообще, все проекты — большие, малые, газовые, нефтяные — по имеющимся в стране канонам должны проходить определенный регламент подготовки к строительству. Одним из элементов этого регламента являются прединвестиционные исследования. Они были закончены два-три года назад. Результатами исследований явился выпуск обоснования инвестиций. Это документ, который разрабатывается инвестором для того, чтобы понять: сколько будет стоить стройка, чтобы определить цену обустройства месторождения, знать, во что обойдется транспортировка сырья с промыслов. И в конце концов рассчитать, сколько будет стоить 1000 кубов газа на территории страны, на границе или в Европе.
Такая работа в Газпроме была выполнена. Она имела очень большой резонанс.
— Кто проводил эту работу?
— Изыскания велись силами наших институтов. Генеральный проектировщик — НИПИгаздобыча. Соавторами явились ЮЖНИИГИПРОГАЗ, ГИПРОСПЕЦГАЗ и еще ряд институтов, разрабатывавших различные разделы. Потому что трасса с Бованенково идет чуть ли не через всю Россию — с Севера на Запад.
Так исторически сложилось, что мы на Ямал выходим в третий раз.
— Третье пришествие...
— Именно так. Впервые Севергазпром выходил на него, это было еще в конце семидесятых годов. Тогда уже ясно стало, что основной прибыток газа будет именно с этого региона.
Почти тридцать лет назад Севергазпрому была поставлена определенная задача. Но потом были найдены альтернативные варианты, началась разработка Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского месторождений. Заполярного, в конце концов. Пуск Песцового месторождения — предел возможности Надым-Пур-Тазовского района. Все. Больше на этой территории мощных газовых месторождений нет.
Поэтому сегодня мы пришли к тому, что начиналось в конце семидесятых. В восьмидесятые годы было разработано технико-экономическое обоснование обустройства Бованенково и Харасавэя. Делал его ЮЖНИИГИПРОГАЗ.
— Что сегодня, с высоты минувших десятилетий, можно сказать о качестве тех проектов?
— Удачное было ТЭО. Потому что основные технические вопросы, которые тогда рассматривались, аспекты экологии, добычи, обустройства, транспорта газа нашли отражение и в новом обосновании инвестиций. Они ненамного изменились за это время. А прошло неполных двадцать лет. Существенно поменялась научная основа для обеспечения экологической безопасности. Потому что в то время, ну честно сказать, разделы по охране окружающей среды разрабатывались больше формально, чем для того, чтобы принимать их как руководство к действию.
— Потому что тогда стране в первую очередь был нужен газ?
— Так он и сейчас нужен. Отношение стало другое. Тогда нужен был газ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Сегодня страна немножко иначе относится к порядку освоения газовых горизонтов. Естественно, и Газпром тоже. Сегодня мы не пытаемся доказать всем, что мы великая держава, и в подкрепление этого нам нужно добыть газ во что бы то ни стало.
Можно его извлекать, нанося при этом минимальный ущерб экологии. Можно, еще раз повторю. Нужно только вести себя в тундре по-хозяйски.
Сегодня есть прекрасная техника, разработаны современные технологии, которые дают возможность утилизировать отходы буровых растворов, минимально воздействовать на водные ресурсы, щадяще относиться к состоянию прилегающих земель.
Вовсе не задеть их нельзя. Ясно ведь, что копать землю будем. Куда мы денемся... Но можно это делать так, чтобы какие-то участки трассы сдавать в один сезон, успевая их раскопать, а потом закрыть уже с уложенной трубой. Затем рекультивировать участок и выполнить определенные мероприятия, чтобы не образовалась овражная сеть.
Долго можно рассказывать, но это все есть сегодня. И нынешние научные разработки намного эффективнее, нежели те, что были приняты 15-20 лет назад.
Второе пришествие было ознаменовано выходом на Ямал мощного строительного комплекса. Работать начали, точно не скажу, но десяток трестов — это определенно. Сами себя обустроили. На Бованенково было пробурено более 50 скважин. И на Харасавэе, где промысловая часть до поры до времени еще не начинала разрабатываться, велись работы.
Но потом, в связи с нашими социальными проблемами, развалом Советского Союза, строительство на Ямале было приостановлено. Перестройка подкосила.
Стройки встали. А что такое — приостановить строительство? Это значит, все просто развалилось. Все строительные подразделения, что там работали, были передислоцированы. Часть сооружений просто бросили, остальное увезли.
И вот сегодня начинается третий выход концерна к залежам полуострова. Он уже не имеет альтернативы. Остановиться уже просто невозможно. Маховик запущен. Больше на внутренний и внешний рынок газа дать неоткуда.
Вектор газа
К концу второго полугодия 2011 года первые кубометры ямальского газа должны поступить в единую газотранспортную систему страны. Такой срок определен руководством Газпрома. Для месторождений эта дата — начало работы. Для строителей, монтажников, транспортников середина 2011 года станет ее окончанием. Определенным вектором, на который направлена вся деятельность — и текущая, и перспективная.
— К этому времени мы обязаны закончить все строительно-монтажные, пусконаладочные работы, и начиная со второй половины, то есть с июля 2011 года, газ должен попасть в систему транспортировки, — комментирует ситуацию Вячеслав Исаакович.
— Что представляет собой схема поставки газа образца начала XXI века?
— Примерно следующее. Начнем с обустройства УКПГ-2 на Бованенковском месторождении. Первый пусковой комплекс будет построен в 2011 году под добычу 15 миллиардов кубов газа. То есть за 2011 год, коль мы начнем не с 1 января работать, а с середины года, будет добыто, точнее, должно быть добыто, 7,9 миллиарда кубов газа.
Но мощность пускового комплекса — 15 миллиардов. Уже в 2012 году мы должны будем добыть и транспортировать 46 миллиардов. Ну и так далее. Темпы колоссальные.
То есть поставку 15 миллиардов кубометров обеспечит одна УКПГ. Ее же мы усилим, разовьем сеть скважин, шлейфов, поднимем производство до 35 миллиардов кубов. И уже в 2012-2013 годах будет продолжение строительства на Бованенково УКПГ-1, УКПГ-3. Ну и, естественно, нужно строить трубопроводную магистраль. В 2011 году это будет одна нитка диаметром 1420 миллиметров, рассчитанная на давление в 120 атмосфер.
— Насколько я знаю, сейчас в России мало кто выпускает такую трубу...
— Никто не выпускает. И не только в России. Мы сегодня занимаемся тем, что готовим нормативную базу для осуществления этого проекта. Буквально в течение прошедшего месяца мы сверстали технические требования на разработку такой трубы. То есть чтобы производитель мог выпускать продукцию заданного диаметра, обладающую необходимыми технологическими свойствами. Это необычная труба.
По-инженерному скажу: это даже не труба, а довольно сложное промышленное сооружение. Если сегодня в отечественной газотранспортной системе используется труба, способная выдерживать давление в 75 атмосфер, и только отдельные участки газопровода Ямал — Европа сработаны, чтобы держать давление в 84 атмосферы, то здесь требования жесткие. Газопровод должен устоять под напором в 120 атмосфер.
Речь идет об особом качестве материалов. Другие стали должны быть, иной лист. К сожалению, такого листа сегодня в России еще не выпускают.
— Опять же исконно русский вопрос возникает...
— Что будем делать? У нас намечены определенные планы. И мы надеемся, что первую нитку сделаем к сроку. Труба должна быть выполнена отечественными заводами, а лист частично будет покупаться за рубежом. Технология производства своеобразная. Из стального листа делают два полукорыта, потом их соединяют, и получается труба. Затем варят шов, скрепляют ее. Получается малый участок большого газопровода.
Мы сейчас все делаем для того, чтоб отечественные производители научились выплавлять кондиционную сталь, отливать такой лист, какой нам нужен, и выпускать трубу.
Большое участие в этом принял куратор утвержденной в Газпроме программы импортозамещения Александр Георгиевич Ананенков. Отечественному производителю за последние 5-6 лет предоставлены определенные возможности, чтобы он смог выпускать нужную нам трубную продукцию в нашей стране.
Больше, чем в России, трубопроводного транспорта нет нигде. Ни в Америке, ни в Канаде, ни в Европе. И зависеть от производителя трубы, как это было при строительстве газопровода от Уренгоя до Ужгорода, мы не можем. Тогда, в восьмидесятые, американцы объявили, что вопреки подписанному контракту они не будут поставлять СССР комплектующие для строительства. И, действительно, возникали проблемы.
— Труба — это и сегодня стратегический вопрос?
— Еще какой стратегический. И вот благодаря Газпрому, лично Александру Ананенкову, он практически решен. Отечественные заводы уже начинают и будут продолжать развиваться, производя трубу нужных параметров.
— Можно ли говорить, что новое производство даст социальный эффект для территорий?
— Естественно. Ведь строятся даже новые прокатные станы. И металлургическая промышленность на это работает. И трубная тоже. Трубники получили перспективные заказы. Разработкой Бованенковского месторождения газовая промышленность не заканчивается. Освоение Ямала будет продолжаться.
— В каких регионах строятся заводы?
— Мы сегодня ориентируемся на Выксинский, Ижорский, Челябинский заводы и производителей в городе Волжском. Газпром делает ставку на четыре базовых завода. Выкса и Ижора уже в этом году начнут выпускать опытные партии продукции. А Челябинск и Волжский выйдут на массовое производство через два-три года. Ввод месторождения запланирован на 2011 год. И если нам Ижора и Выкса обеспечат первую партию комплектующих, то запаса трубы хватит.
Но заслуга Газпрома именно в том, что мы приняли решение и отечественному производителю дали возможность в рамках этой программы поработать. Задействованы металлурги, трубники. Заказы получили огромные предприятия, мощные заводы.
Они обеспечат строительство магистрали для первого пускового комплекса. Это будет одна нитка. Она проляжет от Бованенково до Ухты. Протяженность ее составит порядка 1000 километров, с переходом через Байдарацкую губу. А вообще проектом предусмотрен двухниточный переход.
Скидка на сезон
— До начала освоения месторождений осталось меньше двух тысяч дней. Значит, есть задача на каждый из них...
— Сегодня мы занимаемся и проектом перехода трассы через губу, и проектом газопровода от Бованенково до Ухты. Разрабатываем план обустройства Бованенковского месторождения. В текущем году, в четвертом квартале, он будет готов.
Один проект будет выпущен в 2007 году, другой — в первом квартале 2008 года. Они должны пройти экспертизы, утверждения. Да, сроки очень сжатые. Поэтому в прошлом году в Надыме под руководством Александра Ананенкова прошло представительное совещание, посвященное этой проблеме. Мы оценили не только перспективные, но и насущные дела. Как в короткий срок выдержать все регламенты, принятые в стране, и построить все объекты? Ведь в рамки сроков объемы работ не укладываются.
Газпром исповедует принцип 100-процентной конкурсной процедуры при выборе проектировщика, подрядчика, изготовителя. Такой порядок требует, мало сказать, определенной подготовки. Он отнимает и время. Поэтому руководство Газпрома на некоторые позиции этих регламентов решило сделать нам определенные скидки.
Не дожидаясь утверждения проекта, мы получили разрешение готовить рабочую документацию. Почему? Да потому что надо заказывать ту же трубу. Нужно знать ее объемы, характеристики. Требуется время, чтобы заказать оборудование. Там же есть механизмы, которые нужно готовить год-полтора и даже дольше.
— Веяние времени?
— Нет, это дело не новое. В Советском Союзе было принято специальное постановление Совмина, разрешающее газовикам для таких системообразующих проектов разрабатывать рабочую документацию на первый год строительства, не дожидаясь утверждения проекта. Это, я считаю, правильно. Потому что время сейчас довлеет надо всем. Именно в 2011 году нужно дать газ, чтобы не было дефицита в голубом топливе.
— Не мне вам рассказывать, как в прежние годы обустраивались месторождения. Сначала возводился производственный блок, потом строилось капитальное, по северным меркам, жилье. Выходила экономия во времени... но за счет здоровья людей. Уроки прошлого учтены?
— Если вы были на Заполярке, то видели, что к пуску ГП у нас общежития уже стояли. Три омских корпуса мы к тому времени построили и часть модуля, рассчитанная на 1000 мест, была готова. Сейчас там стоят уже два “тысячника”.
Конечно, нельзя жить так, как маялись люди, когда Медвежье месторождение запускали. Чуть ли не в палатках и вагончиках мыкались.
Уже сегодня у нас жилых площадей на Бованенково отстроено почти на 2000 человек. Комфортабельного, надо сказать, жилья. Помните ямбургский поселок? Так вот, один модуль подобного проекта сегодня уже построен на Бованенково.
— Эксперты говорят, что жильем нужно обеспечить 3-4 тысячи рабочих. А в перспективе на Бованенково будет до шести тысяч человек персонала.
— Это расчет на далекую перспективу. Три-четыре тысячи рабочих сегодня для стройки в самый раз. У нас будет жилой поселок на промбазе ГП-1, на три с половиной тысячи мест, и поселок на ГП-3. Это мы учли. Котельная уже готова. А ведь обустройство только начато. Посмотрите... (Вячеслав Исаакович щелкает мышкой компьютера. На экране монитора раскрываются файлы с видами ямальской тундры. Посреди озер, испятнавших ее летний камуфляж, — строгие корпуса жилых модулей. Малая копия Ямбурга, давно признанного самым комфортным поселением вахтовиков).
— Поодаль видите корпуса? Это канализационные очистные сооружения, — комментирует смену цветных иллюстраций Вячеслав Соркин, — чистые воды можно сбрасывать на рельеф. Без вреда для окружающей среды.
Мы хотим, чтобы в этом году люди могли туда заселиться. Проблему жилья для газовиков, по крайней мере, мы сегодня уже решили. Строители будут начинать с вагончиков.
— Не с тех же конструкций, что были в старые времена — жестяной короб на колесах? Теперь их делают цивильно, с туалетом и кухонькой.
— На Заполярке нечто похожее уже было. Шло отставание от сроков строительства, и мы поселили рабочих Заполяргазстроя в вагонный городок. Поступали как: соединяли два жилых вагончика, между ними был вагон со специальной начинкой, душем и санузлом. Их связывали общим тамбуром. И к вагон-городкам мы подключим очистные сооружения. Иначе работать не дадут. Да мы и не хотим. Тем более на Ямале, где такая ранимая экология.
Как и на Ямбурге, на Бованенково и Харасавэе используются надземные источники воды. Самое главное — определить, какую воду берем. Есть же ГОСТ на ее качество, если вода используется для питья, приготовления пищи. Надо отдать пробы нашим экспертам, они сделают все, что надо. Где- то фильтр добавят или уберут, где-то поставят установку обезжелезивания. Это уже детали.
На Заполярке в свое время обеспечение водой начинали с того, что ставили блоки на 400 кубов очистки. А параллельно строили стационарные, водоочистные сооружения на 3000 кубометров воды. Пока их монтировали, малые блоки решали все проблемы.
Сейчас мы их сняли и в Харвуту переслали. Там промысел поменьше, чем в Заполярке. И они сейчас решают там те же проблемы.
То же самое и на Харасавэе. Там смонтированы канализационные, водоочистные сооружения. Построено все. Хорошо построено. Сейчас и технологии очистки стали получше, чем в прежние годы.
Сварщик! Это звучит?..
— Можно ли назвать подрядные организации, ведущие строительство на полуострове Ямал?
— Некоторые подрядчики были выбраны по условиям конкурсов. На какие-то работы мы назначили исполнителей. Таким образом, у нас образовался строительно-производственный комплекс и на обустройстве Бованенково, и на строительстве трубопроводной системы, и на прокладке подводного перехода.
— Огласите весь список, пожалуйста...
— На обустройстве основные, генподрядные работы будут выполнять общества “Стройгазконсалтинг”, “Газпромстройинжиниринг”, “Мостострой-12", ”СпецГазАвтоТранс".
На строительстве газопроводных систем задействуем предприятия “Ленгазспецстрой”, “ОрионСтрой”, “Стройгазконсалтинг”, “Центргаз”, “Уренгойпромгражданстрой”.
— Проверенные партнеры?
— Все до единого. Кто-то на Североевропейском газопроводе работает, кто-то — на газопроводе СРТО (северные районы Тюменской области. — А.Б. ) — Торжок.
Кроме того, у нас накоплен целый банк данных по всему строительному комплексу в России. Мы их аккуратно собираем, делаем анализ и привлекаем наиболее перспективные предприятия к своим стройкам. К нам подрядчики идут с удовольствием.
— Как в фильме про Ивана Грозного — лепота...
— Так не во всем. До сих пор сказывается смутное время, конец восьмидесятых — начало девяностых, когда развалился строительный комплекс подчистую. Потому что перестали давать работу строителям. Специалисты ушли — кто куда. Кто на рынке торговать, кто автостоянки стеречь.
Сейчас время изменилось. Страна ожила, строительный комплекс воспрял. Поэтому таких провалов как на Заполярке, когда просто некому было строить, сегодня не будет. Есть кому строить. Сейчас надо только правильно организовать работу.
Есть подрядчики и с большими возможностями, и с меньшим потенциалом. Разные. Нас что больше беспокоит? То, что сегодня нужно строительный комплекс оснастить хорошей техникой. Современной, мощной и не избитой. Нужны надежные трубоукладчики, бульдозера, краны, самосвалы и так далее. Все, что мы сегодня имеем, еще работоспособно. Но освоение Ямала займет не год! И не два! Это ж на десятки лет. Поэтому уже сегодня надо подумать: как оснастить строительный комплекс современным машинным парком? Тот, кто хочет выиграть конкурс, должен в какой-то мере свои средства вложить в покупку техники. Кроме того, труба диаметра 1420 миллиметров — она необычная еще и потому, что требует особого сварочного оборудования. Его нужно будет закупать. Может быть, кто-то из отечественных производителей возьмется его изготовить. Мы сейчас ведем поиск.
Нужна землеройная техника. В частности, роторные экскаваторы. За полярным кругом работать на битой технике невозможно. Машины должны быть “ходячими”, адаптированными к Северу.
Образцы есть. Производится техника, где даже кабины для тракториста сделаны так, что зимой можно работать без фуфайки. В свитере. Вспоминаю наши годы, когда тракторист околевал в двух телогрейках...
Без техники мы с места не сдвинемся. Нам за сезон нужно уложить в грунт по 300 километров трубы. А сезон-то у нас, на Севере, какой? Вот в этом году климат был непривычно мягкий. В декабре еще в тундре не работали. Тепло мешало. В феврале где-то начали. Конечно, год на год не приходится, но все же...
Надо сказать, что сегодня есть сложности с формированием рабочих бригад. В Советском Союзе исправно действовала система профессиональной подготовки. Она давала приток квалифицированной рабочей силы. Сейчас же никто сварщиков не готовит. В нашем комплексе — никто. Мы их обучаем сами. Только в Новом Уренгое пытаются что-то сделать, вести обучение, но и только.
Сегодня все “бугры”, то бишь бригадиры, люди того старшего поколения. Но они же в возрасте все. Я тут вспоминаю времена Медвежьего месторождения, начала освоения Ямбурга — молодые ребята все были бригадирами. МО-ЛО-ДЫЕ! Сейчас они и работают.
— А завтра?
— Вот! Приходится смену готовить самим себе. Проще с машинистами, все-таки курсы какие-то есть по управлению бульдозерами. Поэтому, говоря о подрядном комплексе, можно заключить: проблемы есть, но они решаемы.
Честное президентское
— Для финансирования нового мегапроекта Газпром намерен обратиться к зарубежным спонсорам?
— Пока нет. Пока мы думаем обойтись своими силами. Разработка Бованенково и Харасавэя — один из мощнейших инвестиционных проектов в истории России. Обустройство промыслов, прокладка трубопроводов на тысячи верст потребуют колоссальных затрат. Причем в Ухте нитка не заканчивается. От Ухты надо еще до Торжка дойти. Это новая тысяча верст. С освоением месторождений Ямала, пожалуй, даже БАМу не сравниться. Строительство огромного масштаба.
— Что оно даст России?
— Будущее. Если говорить только о Бованенково, то его эксплуатация обеспечит подачу порядка 150 миллиардов кубов газа в год. Значит, государство выполнит обязательства по экспорту голубого топлива. Не секрет, что страна сегодня живет за счет поставок углеводородов. И завтра ситуация не изменится. Кроме того, у нас в работе огромная, приоритетная президентская программа газификации России. Надо же ее ресурсами обеспечить.
Недавно Президент страны Владимир Путин заявил, что планируется строительство трубопровода через Черное море в Болгарию. А газ где брать? Вот он, у нас. Хоть в Китай отправляй, хоть в Болгарию. Источники — вот Бованенково, вот Харасавэй, вот Штокмановское. Все. Ближайшего ничего не видно. В Восточной Сибири есть прогнозные запасы. Но до них еще нужно дойти, пробурить скважины, чтобы определить потенциал залежей. Предполагается наличие газовых горизонтов, но гипотеза еще не факт. А когда голубой поток стабильно идет, решаются проблемы.
— Чьи?
— Всего государства Российского...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"