Восхищаясь результатами профессиональных спортсменов, мы порой забываем, что помимо медалей, рекордов и тренировок у них есть и другая, неспортивная жизнь.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD97.5499EUR106.1426
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -1...+1 °C | |
Ханты-Мансийск | -2...-4 °C | |
Салехард | -1...-3 °C |
Спорт
Станислав Кокорин: «Сначала — в Китай, потом — на буровую!»
Конкретный тому пример — мастер спорта международного класса, вице-чемпион мира по скалолазанию Станислав Кокорин. Недавно он вернулся в Тюмень из Италии. В родном городе спортсмен не был полтора месяца. Сначала Станислав находился на тренировочном сборе, затем выступал на чемпионате мира и еще одном ответственном международном старте.
Сейчас сезон у скалолазов в самом разгаре. Впереди два решающих старта в Китае. Они пройдут в сентябре. Однако во всей этой спортивной круговерти Кокорин не забывает и про учебу в ТюмГНГУ: «В сентябре сразу после соревнований я уезжаю на Север на производственную практику. Интересно. Хоть посмотрю вживую, что такое вахта, буровая», — говорит спортсмен.
Станислав Кокорин выступает в скалолазании на скорость. Нынешним летом он привез в Тюмень целый комплект наград. На чемпионате мира сибиряк завоевал серебро в личной дисциплине и бронзу в эстафете. После этого успешно выступил на этапе Кубка мира в итальянском Вальдаоне, где стал победителем соревнований. Этот сезон для Станислава особый. В прошлом году он завоевал Кубок мира. Проще говоря, Кокорин был признан лучшим скалолазом-скоростником нашей планеты. В нынешнем году за его результатами следят более пристально, ведь защитить титул всегда сложнее, чем завоевать его впервые.
Однако начало сезона не задалось. На первых двух этапах Кубка мира Станислав смог показать только восьмое время. Лишь во второй половине сезона пошли долгожданные победы.
«Выжал из себя все, что мог»
— Сначала сетовал на судьбу, но позже признал, что уступаю соперникам по делу. Проигрывал чисто психологически. На «физику» грешить было бессмысленно, потому что перед сезоном прошел серьезную подготовку. На тренировках регулярно получалось бить мировые рекорды. Сейчас можно сказать, что эти неудачи мне даже помогли. На старт чемпионата мира уже выходил без лишних нервов, поскольку мне терять было нечего.
Конечно, хотелось стать чемпионом, но в финальном забеге уступил китайцу Зонгу. Это очень сильный скоростник. Изначально понимал, что он покажет хороший результат. До последнего надеялся на его ошибку. Из себя выжал все, что мог, но все равно проиграл четыре сотых доли секунды. А Зонг установил новый мировой рекорд (6,26 секунды. — А.Р.).
— Не раз встречался с такой ситуацией: спортсмен завоевывает серебро или бронзу на престижном турнире, но при этом остается недовольным своим результатом. Тебе собственное выступление понравилось?
— Наверное, я больше рад, чем расстроен. Вице-чемпион — тоже хорошее звание. Кто знает, может быть, мне больше не удастся побывать в финале чемпионата мира. Приятно иметь в своем активе медаль с этих соревнований. По большому счету, сейчас у меня есть награды со всех крупных турниров. Исключением является только чемпионат России. В Европе был второй, на чемпионате мира — тоже, а вот в России все как-то не идет: то 6-й, то 35-й (смеется).
Хотя результаты тоже можно оценивать по-разному. На этом же чемпионате мы взяли бронзовые медали в эстафете (вместе с тюменцами Сергеем Абдрахмановым и Натальей Титовой. — А.Р.). Наша команда была одной из самых сильных по составу, и многие заранее отдавали нам победу. Однако в итоге мы стали третьими. Бронза вроде бы неплохая награда. Это ведь чемпионат мира, где выступают лучшие спортсмены! Однако наш тренер Сергей Сергеев остался недоволен итогами соревнований. Сам к себе тоже со временем становишься более требовательным. Если ты побеждал на международных турнирах, то после этого любое место ниже третьего вообще не считаешь серьезным результатом.
— Во время чемпионата мира появлялись поводы поругать за что-либо хозяев соревнований? Или итальянцы не допустили недочетов?
— Соревнования были организованы классно, за исключением одного момента. Скоростники выступали два дня подряд, причем в первый день проходили эстафеты, а во второй — индивидуальные старты. Это не совсем правильно. Победа в личной дисциплине для любого спортсмена важнее командной. Получилось так, что многие люди в первый день выложились, а на следующий уже не смогли ничего сделать.
Еще итальянцы допустили недочет с эталонной стенкой, на которой проходят соревнования скоростников. Это пятнадцатиметровая вертикаль, которая изготавливается по четкому стандарту, зацепы на ней расположены в строго определенных местах. На каждом этапе — в Италии, Франции, Китае — эталоны абсолютно идентичные. Это сделано специально, чтобы работала еще и мышечная память, чтобы спортсмены показывали более быстрые результаты. В итоге на чемпионате мира в Арко организаторы серьезно промазали, когда крепили один из зацепов. Мы, конечно, пробежали и так, но часть спортсменов «сошла» из-за этого казуса.
— После чемпионата мира было еще одно успешное выступление на этапе Кубка мира в Вальдаоне…
— Итальянский Вальдаон — это мой самый любимый этап. Там красиво: горная местность, трасса проложена прямо по стометровой дамбе. Из-за этого дистанция длиннее, чем на обычном эталоне, — 25 метров. Местная трасса мне еще и по стилю лазания подходит. У меня от природы ножная техника, то есть я больше отталкиваюсь ногами. На дамбе трасса прямая, никаких нависаний нет. Как раз для меня! Те скалолазы, у кого более развита ручная техника, часто срываются с нее.
В 2009 году я показал в Вальдаоне пятый результат, в прошлом году выиграл, обновив рекорд трассы. В этом году тоже победил, правда, не без приключений. В квалификации стал первым, снова установив лучшее время. Основные соревнования, которые проходят по системе плей-офф среди 16 сильнейших скалолазов, были назначены на следующий день. Но с утра пошел дождь. Старты перенесли на более поздний час, однако прояснения на небе мы так и не дождались. Оргкомитет решил присуждать места по результатам квалификации. Такое в моей практике случилось впервые.
«Рекорд побьет только уникум»
— За прошедшую пару месяцев дважды был обновлен мировой рекорд на эталоне. Сегодня он составляет 6,26 секунды. Простому человеку непонятно, как за это время можно пробежать 15 метров! На твой профессиональный взгляд, эти секунды можно улучшить?
— В этом году рекорд вряд ли еще кому-то покорится, а в следующем сезоне — вполне вероятно. Правда, теперь счет будет идти на сотые доли секунды. Когда эталонная стенка только появилась (в 2007 году. — А.Р.), спортсмены пробегали ее примерно за девять секунд. Потом результаты начали улучшаться, иногда за раз снимали с рекорда по полсекунды.
Впрочем, я думаю, недалек тот день, когда мы выбежим из шести секунд. Это будет не то чтобы чудо (делает паузу), но определенная фантастика. Того человека, кто это сделает, можно сравнить с ямайцем Усейном Болтом (обладатель мирового рекорда на стометровке в легкой атлетике. — А.Р.). Он уникальный человек. Чтобы побить сегодняшний рекорд на эталоне, нужно тоже быть в определенной степени уникумом.
— Со стороны кажется, что скоростники и так проходят трассу на пределе своих возможностей. За счет чего можно преодолеть этот барьер в шесть секунд? Например, пловцы совсем недавно с легкостью обновляли рекорды за счет появления новых гидрокостюмов.
— В первую очередь, конечно, за счет физики. Скалолазание на эталонной стенке — молодой вид. У нас пока что даже не существует четких методических рекомендаций по подготовке спортсменов в этом виде. Каждый пытается выводить себя на пик формы, используя собственные наработки, проверенные методом проб и ошибок. Возможно, есть какие-то секреты, которые широко не известны, но они реально могут сделать скоростников еще быстрее. Взять, например, китайца Зонга, которому я проиграл на чемпионате мира. Непонятно, как этот человек тренируется, но он просто летает по стенке! Самое главное: смотришь на него и чувствуешь, что он еще не на полную выкладывается. У него еще запас есть!
Что-то можно выиграть и за счет экипировки. Да, в плавании или легкой атлетике есть специальная форма. В ней проще преодолевать сопротивление. У нас можно выиграть доли секунды за счет страховочной системы. Еще недавно она весила полкилограмма. Сейчас я купил новую, ее вес уже 200 граммов. Разница вроде бы небольшая, но она ощущается.
А еще не стоит забывать, что рекорд — такая вещь, для которой нужна определенная смелость. Нет особого смысла ставить его в квалификационных соревнованиях. Если рекорд на эталоне и будет побит, то только в финале. Однако это большой риск! Когда атакуешь конкретное время, ты идешь на пределе своих возможностей. Из-за этого так или иначе по ходу трассы возникают ошибки. Хорошо, если они не настолько явные, когда «слетает» рука или нога. Но даже если просто один зацеп взял не так, чуть-чуть недожал, ты автоматически теряешь несколько десятых. Получается, идя на рекорд, ты осознанно соглашаешься на вариант «либо пан, либо пропал». Ты или становишься героем, или проигрываешь этот забег.
«Я оптимист,но силы у меня не бесконечные»
— На твой взгляд, скалолазание является популярным видом спорта?
— У нас в России он развит хуже, чем в Европе. Например, во Франции скалолазание входит в школьную программу физиче-ской культуры. На соревнования за границей легко может прийти десять тысяч зрителей. И это еще при платном входе! В России скалолазание часто путают с альпинизмом. Спрашивают: «Ты по горам лазишь?!» По телевидению недавно тоже удивили. Показывали репортаж из Вальдаона о наших выступлениях. Там было сказано: «В одном из номеров программы выступали…» В общем, о чем они рассказывали — то ли о фигурном катании, то ли о выступлении акробатов, — я так и не понял. (Улыбается.)
Возможно, скоро эта ситуация изменится. Скалолазание попало в шорт-лист видов спорта, которые претендуют на попадание в олимпийскую программу в 2020 году. В этом списке восемь дисциплин. В 2013 году пройдет голосование, на котором любой из видов могут включить в программу главных стартов.
— В 2020 году тебе будет 30 лет. Для скалолаза это серьезный возраст?
— Для «скорости» — большой. Наш вид вполне можно сравнивать со спринтерами в легкой атлетике. До 25 лет они стабильно выступают, а потом уже не выдерживают конкуренции с более молодыми бегунами. Если бы сегодня соревнования на скорость проводились не на эталоне, а на «классике», тогда можно было поспорить за путевку на Олимпиаду и в 30 лет. Сама конструкция эталона подстегивает существующую погоню за рекордами, что на руку молодым спортсменам.
По сути дела, «классика» и эталон — два разных вида. К ним даже готовишься по-разному. На эталон ты выходишь максимально расслабленным, без лишних мыслей в голове. Они ни к чему, потому что ты заранее знаешь, где и на каком расстоянии установлены зацепы на трассе. Еще лучше тебя это помнят твои мышцы. Саму дистанцию тоже пробегаешь чуть ли не на автомате. Шесть-семь секунд — очень короткое время.
На «классику» же выходишь максимально собранным, даже напряженным. Тут каждый раз новая трасса, созданная определенным скалолазом с характерным для него стилем. Ты сам выбираешь траекторию, так как есть разные варианты прохождения дистанции. Выходишь порой на старт — и не знаешь, какой зацеп будет держать, а какой нет.
Так что за счет головы и опыта на «классике» можно и в 30 лет выигрывать у более молодых соперников. На эталоне это невозможно, как бы оптимистично я ни был настроен. Думаю, мой предел — 28 лет. Ориентируюсь на действующих скалолазов. Например, сейчас в сборной России есть Сергей Синицын, ему 27 лет. Он выступает, что-то выигрывает, сейчас даже возглавляет зачет Кубка мира. Но его лучшее время 6,60, а рекорд чуть ли не на полсекунды быстрее. В будущем эти четыре-пять десятых будут просто пропастью в «скорости».
— Но ведь в спорте можно остаться и в роли тренера…
— Если скалолазание станет олимпийским видом спорта, то точно останусь в этом спорте навсегда! Широкое признание нашего вида обеспечит хорошее будущее для российских тренеров. Мы являемся лидерами в «скорости», у европейцев она развита хуже. Они являются специалистами в «трудности» и боулдеринге. Если скалолазание станет олимпийским видом, то иностранцы вплотную займутся и «скоростью». А как они будут бегать, если у них не хватает специалистов?! За счет этого может появиться перспективная работа не только в России, но и за границей.
«А эталон мы сделали сами»
— В прошлом году ты стал обладателем Кубка мира. Получается, лучший скоростник планеты сейчас живет в Тюмени. А условия его подготовки соответствуют статусу?
— Они не идеальные, но в принципе у нас есть даже эталонная стенка. Правда, стоит она на улице, и делали мы ее сами, на глаз. К счастью, у нас есть такой специалист, как Владимир Мотовилов. При помощи его знаний мы строили самостоятельно все наши скалодромы. В хорошую погоду летом мы можем тренироваться на самодельном эталоне, но что делать зимой? В холодное время года есть только восьмиметровая стена. На ней даже выносливость не прокачать. У нас зачастую как бывает: в Тюмени мы бегаем свои восемь метров, пытаемся собрать из разных кусков всю «пятнашку». Потом приезжаем на сборы и начинаем стартовать на нормальном эталоне. Первое время в середине дистанции, как раз после наших восьми метров, идет срыв или какая-то другая ошибка. Приходится долго перестраиваться.
— А вы вообще кому-либо говорили, что вам для тренировок не хватает полноценного эталона? Со стороны создается такое впечатление, что вы и так без труда завоевываете медали и кубки.
— Думаю, наше положение ни для кого не секрет. Сейчас надеемся на скалодром в новом легкоатлетическом манеже. Уже видели его чертежи. Вопрос остается только по высоте: влезет ли туда 15 метров? Конечно, в идеале хотелось бы видеть в Тюмени настоящий эталон, лицензированный, на котором можно проводить международные соревнования, устанавливать рекорды. Это мечта. Можно ли ее воплотить в жизнь? Это вопрос не в моей компетенции. Лично мне жаловаться не на что. Многие регионы завидуют, что тюменские скалолазы, в отличие от них, могут ездить на тренировочные сборы за границу. Клуб «Алькор», областная СДЮСШОР, спортивный департамент, местные власти — они все нас поддерживают. Спасибо им за это!
— А тебе не предлагали перейти в команду другого региона, где есть эталоны? Например, после постройки Центра дзюдо и «Жемчужины Сибири» в Тюменскую область переехали многие известные спортсмены из других субъектов Федерации.
— Предложений не было, да я бы на них и не согласился. Нам создают хорошие условия. Я могу заниматься любимым делом, ездить на зарубежные сборы. Что может быть еще лучше?!
— Впереди Китай, заключительные этапы Кубка мира. Есть какие-нибудь особенности у этих соревнований?
— Китайские этапы — отдельная головная боль. Сбалансированное питание для меня очень важно, но есть китайскую еду я не могу. Бывает, теряю по 2-4 килограмма из-за этого. Кроме того, в тех местах, где пройдут соревнования, большая высота над уровнем моря. Процесс акклиматизации всегда сложен. Одним словом, предсказывать результаты не берусь.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.
Комментарии к статье
Молодчина