26 апреля 2024     

Экономика   

Война баракам

Быть или не быть?

Полтора года назад, сразу же после вступления в должность губернатора Югры, Наталья Комарова на встрече с президентом Дмитрием Медведевым во всей остроте обозначила балочную тему. Существующие в стране законы не позволяют регистрировать граждан, живущих в балках. Ведь эти строения просто не могут быть местом жительства. «По сути, 30 тысяч югорчан оказались дискриминированы по закону, — заявила главе государства руководитель нефтяной провинции. — Мы отдаем себе отчет, что в вопросе «быть или не быть балкам» ответ однозначен: нет! Но на период, когда проблема решается, людям нужно обеспечить их законные права». Дмитрий Медведев тогда пообещал дать поручение правительству «разобраться и помочь».

Не дожидаясь помощи из центра, власти Югры предложили собственный вариант решения застарелой проблемы — специальную субсидию на приобретение благоустроенного жилья. Повезло, правда, не всем. А только тем, кто был прописан в балке не позднее 1 января 2010-го и фактически проживает в нем. Причем вагончик этот должен находиться исключительно в границах населенных пунктов. По данным местных властей, таковых насчитали 9768 штук, в которых ютятся 29963 человека. Многие обитают здесь со времен великой битвы за тюменскую нефть, успев обзавестись детьми и внуками.

В стиле «баракко»

Балки — далеко не единственная болячка северной автономии. В период масштабного промышленного освоения о крепкой крыше над головой и комфорте вспоминали в самую последнюю очередь. Правящая партия и советское правительство жестко спрашивали за пробуренные метры и тонны добытой нефти. Таежный край кормил не только Советский Союз и страны Варшавского договора, но и десятки государств так называе-мой социалистической ориентации Африки, Азии, Латинской Америки. А вот добытчиков столь желанных нефтедолларов селили все больше в балках и бараках.

— Сама идея похода в Югру изначально была очень проста: там много нефти — и надо взять ее с минимальными издержками, — вспоминает экс-губернатор автономного округа Александр Филипенко. — Однако система стала давать сбой, поскольку добывали нефть не механизмы, а живые люди, которые хотели жить по-человечески, а не в собачьих будках, не в бараках. Обретя в начале 1990-х самостоятельность, мы выстроили качественно новую концепцию: Югра — место не временного, а постоянного проживания! Да, мы добываем нефть, занимаемся лесными ресурсами, горным комплексом, энергетикой, всей экономикой, но только для того, чтобы обеспечить человеческие условия жизни. Наши первопроходцы, ветераны даже не помышляли, что столь комфортными станут заложенные ими города. Да и я, если честно, не предполагал, продираясь каждый день по Сургуту в резиновых сапогах, что этот небольшой городок превратится в 300-тысячный город, признанный самым благоустроенным в России. Раньше Ханты-Мансийский округ был соткан из государственных задач. Сплошные директивные стройки: железная дорога, ГРЭС, обустройство месторождений. Два десятка Всесоюзных ударных строек! А человек где? В поселках в стиле «баракко». Мы начали демонтировать эти поселки, поскольку жить там совершенно невозможно…

Развалюхи пошли под снос

На последнем заседании Думы Югры Сергей Высоцкий, директор окружного департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, проинформировал депутатов о переселении югорчан из непригодных для проживания помещений. За прошлый год в рамках окружных программ удалось снести 86,1 тыс. квадратных метров ветхого и аварийного жилья, переселив из развалюх 5538 югорчан. Они переехали в благоустроенные дома и квартиры площадью 124,4 тыс. квадратов. Подобный переезд обошелся округу более чем в 2,8 млрд рублей, еще 463 млн рублей вложили муниципалитеты, а 377 млн рублей добавила Федерация. Сами граждане достали из собственных карманов всего 40 млн рублей.

В благом деле лидирует Нягань: здесь снесли свыше 13 тыс. квадратных метров, переселив 734 человека. На втором месте — Советский район (10,5 тыс. кв. м и 706 человек), замыкает тройку лидеров Сургут (7,7 тыс. кв. м и 653 человека). А вот Мегион и Октябрьский район отличились в привлечении средств от переселенцев: 197 мегионцев вложили в новое жилье 14,8 млн рублей, а 186 октябрьцев — 9,9 млн рублей. Хотя в том же Сургуте (он опять на третьем месте) личный вклад немногим превысил 6 млн рублей. В подавляющем большинстве муниципалитетов переезд осуществили исключительно за счет бюджетных вложений.

Сколько лет живу, столько удивляюсь

— Сколько лет живу, столько лет слышу обещания избавить нас от ветхого жилья, — обращается к докладчику руководитель дум-ской фракции ЛДПР Владимир Сысоев, экс-директор департамента стратегического развития Тюменской области. — Долго ли еще ждать?

— Ранее выделяемые средства предполагали решить проблему в течение сорока лет, — поясняет Сергей Высоцкий. — Сейчас ведем речь о сносе всего ветхого жилья в автономном округе за десять лет. Это наша цель! Если позволят доходы окружного бюджета, постараемся нарастить темпы. До конца текущего года планируем снести 300 тысяч квадратных метров. Выделяем серьезнейшие средства — 12,2 миллиарда рублей!

Не стоит тешить себя надеждами

— А почему у нас не работает программа переселения, в том числе на тюменский юг? — интересуется еще один депутат от ЛДПР Олег Дейнека, предприниматель из Мегиона. — В нашем городе, да и в других городах, знаю, многие хотели бы переехать, освободив свое жилище. Если бы программа работала, мы гораздо эффективнее решали бы проблемы сноса ветхого жилья. Ведь жилье на юге дешевле, чем в том же Мегионе.

— Программа переселения работает, — отвечает Сергей Высоцкий. — Соответствующие очереди формирует департамент жилищной политики. Насколько мне известно, проблем, что людям отказывают в переселении, не существует. А по поводу строительства жилья в других регионах скажу: это еще более сложная проблема, чем строить жилье у себя.

— Давайте не будем тешить себя надеждами! — призвал народных избранников Александр Ким, первый заместитель губернатора Югры. — Посмотрите демографию: округ давно не является территорией временного проживания. Количество лиц пенсионного возраста неуклонно растет. Так что программа переселения ничего не решит. Нужно строить жилье именно здесь! Других вариантов практически нет.

Вагон и маленькая тележка

— Позвольте не согласиться! — подключается к разговору председатель думской комиссии по регламенту, депутатской деятельности и этике Юрий Важенин, генеральный директор компании «Газпром переработка». — Бараки, в том числе и фенольные, строились во времена бурного развития края. Соответственно люди там живут не молодые. И чем десять, а может, и все двадцать лет дожидаться, когда их переселят в благоустроенное жилье, они вполне могут согласиться на альтернативный вариант. Если им предложат нормальное жилье за пределами округа по стоимости значительно ниже, чем в Сургуте, то они пойдут на это. И это будет дополнительный толчок для освобождения и сноса непригодного жилья. Правительству округа следовало бы рассмотреть существующую программу переселения и подумать, насколько эффективно она могла бы работать.

— Обольщаться особо не стоит, — высказывает мнение председатель окружной Думы Борис Хохряков. — Лет десять назад, когда программа переселения в другие регионы работала четко, желающих заявлялся вагон и маленькая тележка. Но как только речь заходила о том, что Иванов или кто другой должен оставить свое жилье здесь, так сразу включался тормоз. На примере четвертьмиллионного Нижневартовска, говорю как бывший мэр, реально соглашались переехать всего одна-две-три семьи. Кардинально ситуацию со сносом ветхого жилья переселение не решит. Однако это один из способов решения застарелой проблемы.

Жизнь на «большой земле»

— Югорчан удерживало еще и то, что в случае переезда они лишались северных пенсий, — предлагает посмотреть на проблему с иной точки зрения депутат Павел Завальный, генеральный директор компании «Газпром трансгаз Югорск». — Сегодня мы приняли окружной закон о дополнительном пенсионном обеспечении. Помимо всего прочего он исключает требование об обязательном проживании пенсионера на территории автономии. Такие вещи привязывали людей к Северу. У себя в компании, например, мы по ипотеке строим жилье для работников на «большой земле». И там жилье обходится раза в полтора-два дешевле, чем здесь. Правительству округа следует внимательно изучить этот вопрос. Может, субсидию увеличить, чтобы за эти деньги человек на старости лет мог купить квартиру на «большой земле» и уехать отсюда? Такую задачу надо поставить!

— В Мегионе и Пыть-Яхе масса ветхого, аварийного и непригодного жилья, — приводит свой пример депутат Алексей Андреев, генеральный директор «Хантымансийскдорстроя». — Многие ждут своей очереди, чтобы затем продать новую квартиру или сдать ее в аренду, а самим переехать в другие регионы. Переселять — действительно дешевле. И каждый третий, кто приходит на депутатский прием с вопросами по аварийному жилью, говорит, что оставил бы свою развалюху, если бы ему за пределами округа что-то дали.

Курочка по зернышку клюет

— Переселив семью из ветхого и аварийного дома, проблему со сносом не решить, — убежден Сергей Высоцкий. — Одна семья уедет, а пять останутся, и дом не снесешь. Или родители уедут, а дети останутся. Балки — вообще особая тема!

— Никто не говорит, что будет легко и просто, — замечает Юрий Важенин. — Мы говорим лишь, что этим необходимо всерьез заняться. Если таким образом из фенольного дома вы переселите даже одну треть жильцов, то останутся только две трети, а не весь дом. Курочка по зернышку клюет, и сыта.

— А для переселения оставшихся существует маневренный фонд жилья, — добавляет Павел Завальный. — Понятно, что часть квартир приватизирована, и их надо выкупать, но муниципалитеты уже знают, как эту проблему решать.

Борис Хохряков предлагает завершить затянувшиеся прения, а разговор по существу продолжить осенью в рамках правительственного часа.

Где взять альтруистов?

Строительная тема неожиданно получила развитие. «Сегодня я узнал бомбу! — не сдерживая эмоций, негодует глава Белоярского района Сергей Маненков. — Норматив средней рыночной стоимости жилья по округу снижен примерно на 15%. Мы оказались в странной ситуации. Заключили контракты, провели конкурсы, подрядчики и застройщики взяли кредиты в банках, начали строительство. А цена вдруг взяла и упала. Дом со всей отделкой застройщик должен нам теперь сдать по 29 тысяч рублей за квадратный метр. Это просто нереально. Не знаю, где взять таких альтруистов! Девочка в региональной службе по тарифам пояснила: из Москвы, мол, пришла директива снизить себестоимость жилья, и они это в одночасье сделали. О каком ежегодном вводе миллиона квадратных метров можно говорить, если правила игры меняют даже без предупреждения?!»

Главу тут же поддержали депутаты. Директивным методом снижать стоимость квадратного метра в условиях, когда все ресурсы дорожают, как минимум недальновидно. Строители просто разбегутся. «Только не надо паники! — призвал коллег Александр Ким. — Из Федерации действительно пришла новая методика. Мы, как чиновники, на эти вещи реагируем серьезно, потому что за новой методикой приходит проверка. Но в любой ситуации есть диапазон разумных механизмов, с помощью которых проблему можно решить!»

Миллион, миллион…

Александр Ким с готовностью раскрыл народным избранникам возможные механизмы. В частности, правительство округа плотно работает с коммерческими банками и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. «Только по федеральной программе «Стимул» в течение месяца мы можем привлечь около 7-9 миллиардов рублей, — разъясняет первый зам губернатора. — Вопрос в том, кто выступит гарантом. По областной программе «Сотрудничество» за полгода привлекли порядка 3-4 миллиардов рублей. Решили отформатировать и работу Ипотечного агентства Югры, которое осуществляло выдачу бюджетных денег населению. С развитием ипотечного кредитования через банки такая необходимость отпала. Мы подумали: почему бы залоговые обязательства не продать тем же банкам? Тогда мы сможем вернуть миллиарды рублей, направив их на строительство жилья. Подтягиваем государственно-частное партнерство. Это те основные моменты, которые позволят нам выйти на 17-20 миллиардов рублей, необходимых для развития жилищного строительства».

А вот что касается планки по ежегодному вводу не менее миллиона квадратных метров жилья, то Югре, похоже, ее пока не достичь. «Да, этот год не будет выполнен стопроцентно, — признался Александр Ким. — С учетом частной застройки постараемся ввести 700-800 тысяч метров. В следующем году будет легче».

Павел Завальный: «У себя в компании по ипотеке мы строим жилье на «большой земле». Там оно обходится раза в полтора-два дешевле, чем здесь. Правительству округа следует внимательно изучить вопрос переселения. Может, субсидию увеличить, чтобы человек на старости лет мог купить квартиру на «большой земле» и уехать отсюда?»

Александр Ким: «Давайте не тешить себя надеждами! Посмотрите демографию: округ давно не является территорией временного проживания. Количество лиц пенсионного возраста неуклонно растет. Нужно строить жилье именно здесь! Других вариантов практически нет».

Нравится

Статьи по теме

№197 (5174)
12.11.2010
Наталья Осенева
Жилые квадратные метры подрастут
№119 (5096)
14.07.2010
Галина Задорина
От балков осталась половина

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"