29 апреля 2024     

Культура   

Легенда о потерянном счастье

Московская гостья слово сдержала: удивлять начала с первых минут «легенды о любви» (так определен жанр спектакля). До того как прозвучал третий звонок, «бомжеватого» вида персонаж бродил между рядами, выискивая монетки, а может, еще что… То, что происходило потом на сцене, казалось не менее странным. Такие же, странные, герои враз затараторили: «Шановни глядачи! Звертаемось до вас с проханням: вымкнить свои мобильни телефоны та инши засобы зв`язку…»

— О чем это они? — поинтересовался мой русскоязычный коллега. Его озадачили непонятные обращения.

Такой ход режиссера — своеобразная подсказка для зрителей. Действо развивается в украинском Полесье. Следовательно, и разговаривать «местные» жители должны именно на своем языке. Хотя… «мовою» эту речь не назовешь (акцент плюс некоторые ошибки в ударениях). Здесь уместнее слово «суржик», смесь «французского с нижегородским», то есть русского с украинским. Но, признаю, именно на нем и общаются в некоторых областях Украины.

Жизнь местечка, затерянного среди лесной чащи и болот, вдали от цивилизации, достоверно показана в спектакле. В его основе — два произведения известного русского классика: повесть «Олеся» и рассказ «Лесная глушь». Байки и легенды из рассказа, словно цветастые ленты в тугую девичью косу, вплетены в постановку Олеси Невмержицкой. Стоит отметить: режиссер трепетно отнеслась к текстам Куприна, позволив себе лишь небольшие сокращения оригиналов.

Полесье в спектакле — особый мирок, где царят суеверия да предрассудки. А то, что кажется странным и непонятным, вызывает массу кривотолков и пустых страхов…

В такое захолустье и прибыл по служебным делам главный герой постановки — Иван Тимофеевич. Роль писателя, ищущего сюжеты для своих будущих произведений, сыграл в спектакле Александр Тихонов. Он служит в нашем театре не так давно, но уже знаком тюменцам по «Методу Гренхольма» (в котором Александр не только актер, но и постановщик), «Мольеру»…

Какой он, Тихонов-писатель? По сюжету повести молод, хорош собой, образован, мил. Кроме того, добрый, но слабохарактерный. «Слову вы своему не хозяин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое» — таким увидела молодого человека Олеся. Таким видят его и зрители.

По доброте душевной (и спасаясь от скуки) Иван Тимофеевич пытается лечить местных жителей, берется обучить Ярмолу (своего слугу и спутника по охоте) грамоте. Он даже вступается за Мануйлиху с внучкой, уговаривает урядника не выгонять бедных женщин из леса. Ради благой цели жертвует «ружьишком фабрики Гастин-Реннета».

Но у местного блюстителя порядка — свои причины наказать «ведьм». Нет, он человек цивилизованный и в колдовство не верит. Просто непокорная Олеся однажды отвергла «ухаживания» урядника, за что, скорее всего, и должна поплатиться. Образ «местного интеллигента», то есть урядника, получился очень колоритным в исполнении актера Сергея Белозерских.

Из селян запомнился чудаковатый Ярмола Попружук (Антон Юдин), мечтавший освоить грамоту, чтобы писать свою фамилию. Чувствовалась в этом герое и наивная простота сельского жителя, не испорченного цивилизацией, и житейская мудрость.

Пока Ярмола, сверкая грязными пятками, пытался произнести слог «ма» или выводил на бумаге «два стояка и сверху перекладину» (букву «П»), Иван Тимофеевич нервно измерял шагами «комнатку», затем читал очередной монолог.

От обилия сплошного текста создавалось ощущение некоторой затянутости действа. Возможно, где-то стоило обойтись «голосом за кадром» или ограничиться намеком на то, что будет дальше.

Наконец, произошла та самая, роковая, встреча Ивана Тимофеевича и Олеси. Юная знахарка (Евгения Казакова) вначале вела себя как затравленный зверек: то подбегала к незнакомцу, то вдруг отскакивала подальше или, спасаясь от любопытных глаз, забиралась на дерево… Ближе к финалу она должна была измениться: превратиться в девушку, всецело отдавшуюся нахлынувшему чувству. Зверьком Олеся больше не казалась, но и влюбленной не выглядела.

Зрителям о губительной страсти старательно рассказывали, но в искренность повествования мало верилось. Искорки, которая убедила бы: между заезжим писателем и лесной красавицей вспыхнул огонь, — не почувствовалось. Романтическая история в «легенде о любви» словно затерялась где-то среди болот…

«Дремучим лесом» место действия не назовешь. По задумке художника (Максим Обрезков) на сцене — пустое пространство, вместо деревьев — голые стволы, палки, сучья да бревно. Как знать, может, это намек на то, что жители Переброда «наломали немало дров»? Чем лучше «дикарей» сам Иван Тимофеевич? Он мог все изменить, но…

Олеся, чтобы угодить любимому, отважилась прийти на службу. Поход «колдуньи» в церковь закончился печально. Режиссер оставляет зрителям право самим решать: что же случилось с девушкой. Но град из красных бусин навевает мысль: обозленные селяне забили ее до смерти.

Бусы, или по-украински намисто, появляются в спектакле не однажды. В самом начале действа перебродцы рассказывают Ивану Тимофеевичу легенду о печаловском колоколе: как гарный хлопец Опанас за нитку бус, обещанных любимой, убивает друга… С ожерельем из рябиновых ягод не расстается Олеся. Алое намисто — все, что остается у Ивана Тимофеевича в память о лесной кудеснице, об утраченном счастье.

Как заметила режиссер, ее постановка — попытка разобраться, чем стала для Ивана Тимофеевича эта любовь? Жестоким уроком или трагедией всей жизни? Ответа нет. Невмержицкая не осуждает героя, скорее сочувствует ему. Говорят, время лечит… А Иван Тимофеевич нашел оправдание: его не было в злополучный день в Переброде, значит, он не виноват в случившемся. Нужно просто убедить себя в этом — и спокойно жить дальше. Только получится ли?..

Нравится

Статьи по теме

№158 (5366)
09.09.2011
Любовь Киселёва
Любовь, у которой нет продолжения…

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"