В середине октября в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский лесной форум, куда съехались специалисты, руководители отраслевых структур региональных органов власти.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +6...+8 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Экономика
Лесная дорога, ведущая к дому
В середине октября в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский лесной форум, куда съехались специалисты, руководители отраслевых структур региональных органов власти. В ходе его работы обсуждались вопросы, связанные с эффективным использованием такого природного ресурса, как лес. О проблемах, существующих в отрасли, о способах их решения на основе частно-государственного партнерства рассказал в беседе с нашим корреспондентом участник форума директор департамента лесного комплекса Тюменской области Андрей МЕДИНЦЕВ.— Андрей Александрович, какой смысл вы вкладываете в понятие “эффективное использование лесных ресурсов” и что, по вашему мнению, этому препятствует?
— Лес — тот объект, который требует к себе серьезного, вдумчивого подхода. Поэтому я думаю, что с приходом в него арендаторов на долгий срок для каждого из них важно будет найти баланс между разумным экономическим использованием лесных ресурсов и экологической составляющей (включая лесовосстановление, создание питомников, проведение противопожарных мероприятий). Экономика опирается в том числе и на возможность эксплуатации заготовительной техники для предприятий в круглогодичном режиме. И тут встает вопрос развития энергетической и транспортной инфраструктуры, решение которого напрямую зависит от того, как будут развиваться арендные отношения. Лесной кодекс РФ предусматривает приход не “краткосрочных” пользователей, а людей, выстраивающих свою деятельность (на условиях аренды) от заготовки до переработки, комплексного использования древесины в расчете на несколько лет вперед. К сожалению, на сегодняшний день область не может похвастаться развитой сетью лесовозных дорог, которые позволили бы в течение всего года осуществлять вывозку леса. А их отсутствие налагает серьезные на то ограничения. Это обстоятельство негативно сказалось на деятельности предприятий, к тому же ударило по кошельку потребителя.
— Каким образом?
— Дело в том, что многие деревообрабатывающие производства были временно приостановлены ввиду нехватки сырья, а цена на древесину только за шесть месяцев текущего года возросла в два раза, поскольку спрос превысил предложение (на любой дефицит рынок реагирует мгновенно. — С.Г.). К тому же, несмотря на вступление в силу Лесного кодекса РФ с 1 января 2007 года, вплоть до весны правовая ситуация была не совсем ясной.
— Что вы имеете в виду?
— Отсутствовала четкая документация, позволяющая легально заготавливать древесину. Потому многие компании боялись, перестраховывались, что ли, в своих действиях, в итоге не смогли обеспечить необходимый вывоз сырья. С другой стороны — поздняя зима и ранняя весна способствовали сокращению лесозаготовительного сезона (как я уже сказал, в связи с отсутствием лесных дорог). Эти два фактора повлияли на стремительный рост цен.
— А что собой представляют лесные дороги? И в чем их отличие от обыкновенных трасс?
— Они могут соединять, скажем, нижний склад с сортировочной площадкой либо делянку с нижним складом. При этом у них есть серьезные отличия от дорог в традиционном понимании этого слова: они не нуждаются в асфальтовом покрытии, потому не должны быть дорогостоящими (момент очень важный: ведь предприятия считают каждую копейку). С 2005 года в области действует программа по субсидированию лесовозных дорог.
Нынче сумма, заложенная в бюджете, составляет 115 млн. рублей. В прошлом году была подготовлена проектно-сметная документация на четыре объекта. В текущем, к сожалению, воплотился в жизнь только один. Думаю, это связано с тем, что компании опасаются вкладывать деньги на долгосрочный период, так как они должны самостоятельно войти в строительство объекта, а затем, только уже по его завершении, что называется, по факту, пройдя госэкспертизу, получить компенсацию из областного бюджета в размере 70% затрат. “Заводоуковскагрострой” (“Загрос”) отважился на такой шаг. Им построено около пяти километров лесовозной дороги на территории Падунского лесничества, находящегося у него в долгосрочной аренде. Сейчас мы проводим экспертизу, совместно со специалистами Главного управления строительства правительства Тюменской области готовим документы для передачи на комиссию по поддержке промышленных предприятий. Надеюсь, что по окончании этой процедуры будет принято положительное решение, а запуск дороги в эксплуатацию позволит “Загросу” перейти на круглогодичный режим вывозки леса и увеличить объем заготовки.
На сегодняшний день совершенно в разных условиях существуют предприятия, которые работают в Заводоуковском, Ялуторовском, Тюменском районах и находящиеся на территории Уватского, Вагайского, Тобольского. Хотя там, на севере южной зоны, есть достаточно серьезные запасы древесины, большие площади. Использовать же ресурсы в полной мере практически невозможно (кроме краткосрочного периода, пока есть зимники). В то время как за аренду участка надо платить полностью за год. Поэтому отсутствие дорог круглогодичной вывозки отнюдь не способствует экономической эффективности.
Дефицит сырья, который испытывали наши крупные предприятия, повлекший остановку в их работе (о чем я говорил ранее), послужил толчком к тому, чтобы компании стали более серьезно подходить к вопросу сырьевой обеспеченности. Недавно (19 октября) прошел первый аукцион по долгосрочной аренде, на которой было выставлено три лесничества Нижнетавдинского района. Два лота выиграл Тюменский фанерный комбинат. То есть перерабатывающие компании готовы участвовать в аукционах и “идти в лес” на долгосрочной основе. Это очень позитивная тенденция. Думаю, что вслед за подготовкой документов (проектов на освоение лесов, лесных деклараций) наступит следующий момент, когда компаниям надо будет вкладывать деньги в инфраструктуру. И здесь мы можем говорить о частно-государственном партнерстве. Понятно, что инфраструктурные объекты никогда не были дешевыми и не окупались быстро (к примеру, срок окупаемости лесной дороги, по нашим расчетам, составляет не менее 12 лет), но создавать их необходимо.
— Андрей Александрович, судя по тому, что тема развития лесной инфраструктуры обсуждалась на форуме, она волнует не только наш регион?
— Разумеется, этот вопрос актуален для многих территорий. Дальше, чем мы, в нем, наверное, продвинулся только Красноярский край, где проводится системная работа. Надо отдать должное коллегам: они решают его очень активно, взяв, что называется, все на себя. Для них это, можно сказать, часть стратегии. Там очень большой объем заготовки, привлекательное транспортное плечо, к тому же рядом Китай со своими возможностями переработки. Они развиваются в своем направлении. Для нас же, думается, правильнее будет ориентироваться на наш внутренний строительный рынок.
— В том числе и на деревянное домостроение?
— Да, конечно. В ближайшее время оно, скорее всего, получит дополнительное развитие. У того же “Загроса” есть интересный проект — компания готова развивать это направление. “Сибжилстрой” уверенно занимает свое место на рынке: за девять месяцев текущего года предприятие увеличило объемы производства практически в три раза. Им выиграны серьезные конкурсы, заключены контракты.
Возможно, уже в ноябре будет запущен проект по деревянному домостроению, который реализует компания “Карсико-Дом” (территория ДОКа “Красный Октябрь”, где один из цехов перепрофилирован под домостроение). Уже закуплено новое импортное оборудование, идет его монтаж. Насколько я знаю, на апрельской ярмарке в Тюмени были презентованы так называемые пилотные продукты, получены первые заказы.
— Речь идет об одноэтажном строительстве?
— Не только. Возможности у данного конструктива очень большие: это и одноэтажные, и двухэтажные, блочные дома (учитываются возможности, желание покупателя, а также особенности рельефа местности). Пока деревянное домостроение мы не можем рассматривать как стабилизирующий фактор на рынке жилья (потому что его объемы не идут ни в какое сравнение с объемами традиционного строительства), но постепенно будем заниматься продвижением этого направления. И использование экологически чистых материалов должно внести свою лепту. К сожалению, клиент ассоциирует каркасно-панельное строительство с балками, которые возводились на Тюменском Севере во время его освоения: термин “фенольное” жилье где-то на уровне подкорки еще “сидит”.
На сегодняшний день в стадии изучения находятся проработки по использованию в деревянном домостроении такого материала, как древесно-волокнистые изоляционные плиты, где полностью отсутствуют химические составляющие. В рамках форума в Санкт-Петербурге мы обсуждали с нашими поставщиками оборудования, учеными возможность строительства объекта по производству таких плит в Тюменской области. Этот проект для нас очень привлекателен, поскольку сырьем для изготовления продукции будут являться отходы лесопиления (стружка, щепа, любые кусковые элементы), которые перерабатываются и формируются в плиты. Если в течение ближайших двух лет он будет рализован, промышленная технология совершенно нового, иного уровня найдет широкое применение в домостроении.
— Отрадно, что наконец о переработке древесных отходов заговорили, что называется, во весь голос...
— Да, мы привыкли опилки, стружку увозить куда-то, утилизировать, в то время как этот “мусор” можно и нужно использовать и в качестве теплоносителя.
В Европе сейчас активно развивается рынок биотоплива. Мы же, как нефтегазовый район, несколько избалованы наличием сырьевых ресурсов и поэтому достаточно расточительны. Между тем с подорожанием газа (а к 2010 году цены на него достигнут среднеевропейского уровня) вопросы энергосберегающих технологий будут все острее вставать.
Это использование в локальных производственных муниципальных котельных древесных отходов. Здесь надо вести речь о налаживании производства деревянных паллет (это брикеты из прессованных опилок). Кстати, европейский рынок в этом преуспевает.
— А как обстоят дела у нас?
— Не знаю, как во всей России, но что касается нашей области, то могу сказать следующее: недавно мы были в компании “Радуга-5" (Юргинский район). У них там стоит маленький станочек по производству паллет. Я им задал вопрос: ”А где вы их используете?" “Для своих котельных”, — ответили мне. “А население покупает?” “За деньги — нет, а бесплатно — с удовольствием”.
Мы еще не приучены к тому, что этот материал с хорошим коэффициентом теплоотдачи можно использовать как отопление для печи, камина, какой-то небольшой котельной и при этом платить за это деньги. И еще вот о чем бы я хотел сказать. Существует очередная проблема: куда девать так называемое низкосортное сырье (из которого нельзя сделать доску либо другой какой-либо продукт)? В этом направлении надо работать. Без создания предприятий-переработчиков этого сырья отрасль не будет развиваться, то есть мы дойдем до какого-то определенного потолка и...
— Здесь, наверное, правительство области намерено вкладывать значительные средства?
— Мы подходим к данному вопросу взвешенно. Область может участвовать в подготовке инфраструктуры площадок: это подведение электроэнергии, тепла, канализации. Что же касается непосредственно закупки оборудования, строительства зданий, прочего, то это, я думаю, задача частных компаний.
Лесной бизнес нельзя рассматривать как нечто локальное. Он по своей специфике (комплексное использование древесины) подталкивает эти компании к тому, чтобы брать в свой оборот какие-то смежные сегменты.
Таким образом, появляются структуры, которые могут зарабатывать не только на заготовке сырья, но и на его переработке, а также доведении продукта до конечного потребителя. Фактически это многопрофильные холдинги.
— Как вы думаете, у деревянного домостроения есть будущее?
— Безусловно. Сейчас все больше становится людей, желающих жить в полной гармонии с природой, стремящихся к другим жизненным стандартам. И, наверное, пусть на рынке будет большое, многоэтажное, домостроение и маленькое, деревянное. Ведь, в конце концов, каждый из нас выбирает для себя...
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.