25 апреля 2024     

Общество   

Его называли генералом тяги

Он был предан своему делу до конца жизни, несмотря на все невзгоды, жизненные перипетии, состояние здоровья. Впрочем, об этом скажут те, кто с ним трудился, кто его знал как руководителя, коллегу, соратника и просто как человека.

Без прошлого нет будущего — истина. Только сегодня, к сожалению, не все это понимают.

Сергей Великопольский, президент Тюменского областного общественного фонда имени В.И.Муравленко, не только понимает, но и делает все для увековечения памяти людей, отдавших свою жизнь служению народу, укреплению экономики не только региона, но и России. Одна его издательская деятельность чего стоит! Им разработан и воплощен в реальность не один проект издания книг о нефтяниках, строителях, геологах, крупных руководителях смежных ведомств, участвующих в освоении Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

На материал о Николае Глотове мы «наткнулись», кстати, по наущению Сергея Дмитриевича на одной из страниц второго тома «Соратников», где значатся представители поколения Муравленко. Собственно, он, Сергей Великопольский, и стал инициатором проведения кампании, посвященной столетию Николая Глотова.

Обратился к ведомственному руководству (ему не в первый раз приходится убеждать, выбивать кой-какие деньги на подобные мероприятия), получил ответ: мол, это дело муниципальных властей. Так что слово теперь за ними, город-скими, а быть может, и областными властями. Планировались-то не какие-либо помпезности с фейерверками, а всего лишь установление мемориальной доски на доме, где жил Николай Георгиевич Глотов, соседствуя с Борисом Евдокимовичем Щербиной, Александром Константиновичем Протозановым…

Сергей Великопольский обратился и в нашу редакцию с просьбой опубликовать материал о Николае Георгиевиче, на что мы охотно согласились. Он же первый дал интервью корреспонденту «ТИ».

В одном строю с покорителями недр

— Сергей Дмитриевич, Николай Глотов — обладатель высоких правительственных наград, где наряду с орденами в его арсенале есть и медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Ведь он же не нефтяник, не газовик, а железнодорожник. Какое отношение Тюменское отделение дороги имело к этой эпопее? Ну, занимались своим делом, ну, имели свой так называемый радиус действия. И что?

— Вы глубоко ошибаетесь. Им как руководителем внесен огромный вклад в развитие нефтегазового комплекса. Подробнее объясню позже. А хотел бы я начать вот с чего. Наши пути с Николаем Георгиевичем пересеклись, когда я был первым секретарем Тюменского горкома комсомола. Он тогда возглавлял отделение дороги, был депутатом городского совета, членом горкома, потом обкома КПСС. Началось с того, что в 1965 году область была объявлена всесоюзной ударной стройкой. Были организованы первые студенческие отряды, прибывавшие со всех регионов в ворота Сибири — на Тюменский вокзал. Их надо было разместить, затем отправить на Север, отнюдь не «за туманом и за запахом тайги», как любили тогда шутить. Поскольку эта процедура занимала не час и не два, а намного больше, мы устраивали на привокзальной площади различные мероприятия. НОД (начальник отделения дороги) все это одобрял, шел нам навстречу, помогал через свои службы. После в Тюмень приехали строители железной дороги Абакан — Тайшет во главе с Героем Социалистического труда Дмитрием Ивановичем Коротчаевым. С тех пор отделение дороги и объединение «Тюменстройпуть» породнились, стали совместно работать, выполняя общую задачу по прокладыванию железнодорожных путей на Север, где шло освоение нефтегазового комплекса. Это часть ответа на ваш вопрос. И еще. В 1966 году в районе поселка Антипино была построена нефтеналивная приемная станция. Туда надо было подвести железнодорожные пути, с тем чтобы первая нефть с нефтепровода Шаим — Тюмень пришла в Тюмень. Задача была выполнена: подъездная дорога сделана, цистерны для приема нефти стояли и ждали черное золото. Завершилось все точно в срок. Помню митинг, выступление высокопоставленных лиц, в том числе и НОДа Николая Георгиевича Глотова.

Вообще, я вам скажу, руководителя такого масштаба очень ценили Борис Евдокимович Щербина, Геннадий Иосифович Шмаль, Александр Константинович Протозанов... Последний возглавлял в то время промышленный обком партии, когда остро стоял вопрос о перевозке грузов на Север. Необходимы были подъездные пути для баз строителей, того же моторного завода, для баз УРСа нефтяников и так далее. Все это возлагалось на его, Глотова, плечи. Именно ему приходилось решать вопросы с МПС по поводу существования таких баз, строительства путей. В Тюмень стекались все грузы, предназначенные для северян: стройматериалы, производственные конструкции, оборудование, трубы, одежда, обувь, предметы первой необходимости, с тем чтобы в летний период с этих баз грузы отправлялись на Север. Работа по строительству подъездных путей была завершена.

Подытожив, могу сказать, что его вклад в создание нефтегазового комплекса был весьма значительным. В понимании всех его соратников Николай Глотов — высокопорядочный, исполнительный руководитель, хозяйственник и партийный деятель.

 

***

 

Железная дорога была крайне необходима Тюменскому Северу, куда грузы доставлялись автомобильным транспортом по зимнику, авиацией, а в летнее время — по воде. Все это было сопряжено с определенными трудностями.

Приведем только один пример. Как-то Виктор Иванович Муравленко задумал обустроить тогда еще поселок Нижневартовский. Закупил в Куйбышеве пять блочных домов для нефтяников, из которых удалось собрать только два, и то неполных. Дело в том, что, когда конструкции были доставлены в пункт назначения, многие из них имели дефекты, поломки, полученные в ходе транспортировки, иные просто были утеряны на перевалах.

Другое дело, когда дорога пошла на Север: в Нижневартовск, Сургут, другие города. Кстати, в 2012 году исполнится 40 лет с момента прибытия первого поезда в Надым. Вот и выходит, что железнодорожник — брат родной нефтянику, а НОД — стратег и тактик.

Он пришел в трудное время

— За время моей трудовой деятельности сменилось семь НОДов. Мой трудовой стаж на железнодорожном транспорте — 52 года, — вспоминает Яков Чепик. — Из всех из них — да не будут в обиде другие — Николай Георгиевич Глотов был самым профессиональным, самым требовательным, строгим руководителем. Но все эти качества каким-то образом совмещались с его добротой. Он умел слушать и понимать людей. Я был одним из его заместителей, начальником отдела движения.

Он принял отделение дороги, нуждающейся в серьезной, как сейчас говорят, модернизации. Состояние путевого хозяйства было плохое, развитие станций — крайне неудовлетворительное, паровозная тяга оставляла желать лучшего… Словом, Глотов, как считают его соратники, совершил настоящую революцию. В декабре 1960 года он заступил на должность начальника, и сразу им была проделана огромная работа по усилению путевого хозяйства. Были построены вторые пути, осуществлен перевод с паровозной на тепловозную тягу. За время своей работы ему удалось решить буквально все жилищные вопросы железнодорожников, построить желдорбольницу, Дворец культуры «Железнодорожник», профилакторий на станции Талица, школу в Ишиме, прочие социальные объекты. Главное его качество — высокий профессионализм. Распоряжения давал умно, грамотно, четко. У меня об этом человеке остались самые прекрасные воспоминания. Он до конца жизни будет в моем сердце.

Эмоции Якова Егоровича можно понять: они трудились, что называется, бок о бок. Бывало, и доставалось «по полной программе» от начальника, если по делу. Или наоборот, шли разговоры по душам. Все было. Вот только отделения дороги уже как такового нет, под угрозой упразднения и Управление Свердловской железной дороги. Да и соратников Глотова осталось так мало…

Что ж, время настало такое. Николай Ярмольчик, кандидат технических наук, возглавлявший при Глотове планово-экономический отдел, дополнил коллегу:

— Яков Егорович, в принципе, все сказал. И тем не менее у меня тоже есть пара-тройка слов. В конце каждого года мы ездили за планами на год последующий в Свердловск, в управление, где защищали все свои показатели. Предварительно каждый квартал в отделении дороги был ознаменован проведением мероприятий по подведению итогов, где я и мои коллеги знакомили с ним начальника. Не все удавалось, особенно качественный показатель страдал: скорость движения, оборот вагонов, вес поезда. Думали, решали, как его повысить, и повышали.

Из отстающих Тюменское отделение стало передовым. На протяжении работы Николая Георгиевича начальником отделение дороги практически не расставалось с переходящим Красным знаменем Совмина и ВЦСПС, на вручение которого приезжал начальник Свердловской железной дороги Вячеслав Егоров.

Кроме того, НОД уделял большое внимание жилищному благоустройству. В начале года собирал первых руководителей узла и давал им задание: одному поручалась улица Мира, другому — Калинина, третьему — 9-го января и так далее. Конечно же, все задания выполнялись. Скажу вам, что мы до сих пор в Калининском округе ходим по тротуарам, сделанным при Глотове. Было у него в планах построить на этой территории стадион, но не получилось…

Пришла беда — отворяй ворота

Дома он бывал редко — с утра до позднего вечера на работе, в еженедельных поездках на линии. Два сына (один — офицер, другой — инженер-строитель), любящая жена, которая разве что только шнурки от ботинок не гладила, любимая внучка были полностью обеспечены, ощущали себя за крепкой, широкой мужской спиной, гордились отцом, мужем, дедом. В свою очередь, глава семьи ощущал надежные тылы — семью. Казалось, живи да радуйся. Ан нет! В ту ночь с 24 на 25 июля 1972 года ему не суждено было уснуть на хрустящих простынях. Телефонный звонок и голос, доносящийся из трубки: «Николай Георгиевич, выезжайте срочно! Крушение на станции Ламенская!»

— Эта авария его и погубила, — с нескрываемой болью вспоминает Яков Чепик.

— А по чьей вине она произошла?

— Дежурный по станции и два стрелочника забыли, что на пути стоит грузовой поезд, и открыли сигнал пассажирскому. В результате произошло столкновение, погибло много людей. Для расследования происшествия прибыли, как сейчас говорят, персоны VIP, из Министерства путей сообщения, Совмина, генеральной прокуратуры, КГБ. И начальники всех служб перед ними отчитывались. По отчетам замечаний не было, но разбор проходил на разных уровнях: и в Тюменском обкоме партии, и в Свердловском управлении дороги, и в московских коридорах власти. Каждый из них сопровождался сердечными приступами Николая Георгиевича, повлекшими за собой инфаркты один за другим. Здоровье резко пошатнулось: больничная койка стала привычной. И хотя его сознание постоянно свербила мысль о работе, увы…

По состоянию здоровья могучий НОД вынужден был уйти на пенсию. Тогда ему удалось выжить, встать на ноги, а так хотелось встать в строй! Видя его моральное состояние, сожалея о не реализованном полностью потенциале опытного руководителя, руководство обкома партии предлагает Николаю Глотову возглавить детскую железную дорогу.

И вновь — огонь в глазах. Обустройство произошло, как всегда, точно в намеченный срок. Проложены рельсы, сформирован состав из маленького тепловоза, вагончиков, построена столовая, помещение для отдыха, благоустроена территория, набрана команда юных железнодорожников, одетых в форму…

Конечно, для руководителя, в чьем подчинении было 25 тысяч человек, это дело осуществить не составило особого труда. Тем не менее у него появилось новое детище, которым он гордился.

Однако силы иссякали — их хватило еще на несколько лет. Потом и их не стало. Начальник стал искать себе преемника, который бы сохранил все и не дал погибнуть делу, в которое Николай Глотов вложил всю свою душу…

15 мая 1982 года его сердце перестало биться.

P.S. Из распоряжения главы города Степана Киричука от 25.07.2003 г.:

«Присвоить наименование «Улица Николая Глотова» проектируемому элементу улично-дорожной сети на территории строящегося микрорайона «Восточный-2», расположение которого определяется от улицы Энергостроителей до улицы Широтной (копия ПДП прилагается)… Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы города Романова Н.В.»

Во время подготовки материала руководство музея ДК «Железнодорожник» нам сообщило, что улица Николая Глотова существует в районе Войновки, о чем их уведомили соответствующие службы администрации города Тюмени.

Сергей Великопольский, президент Тюменского областного общественного фонда имени В.И.Муравленко, делает все для увековечения памяти людей, отдавших свою жизнь служению народу, укреплению экономики региона и всей России.

                                                              Досье «ТИ»

Глотов Николай Георгиевич. Родился 19 декабря 1911 года в городе Барабинске Новосибирской области. Трудовую деятельность начал в 1928 году на железнодорожном транспорте. Работал кочегаром, слесарем, помощником машиниста, заместителем начальника паровозной службы, дежурным железнодорожного депо в Омске.
С 1948 по 1952 гг. — начальник локомотивного отдела Омской железной дороги.
С 1952 по 1960 гг. Николай Глотов возглавляет Ишимское отделение дороги.
В 1960 году становится начальником Тюменского отделения Свердловской железной дороги.
Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, в числе которых — «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Удостоен званий «Отличный паровозник» и «Почетный железнодорожник».

Нравится

Статьи по теме

№130 (5107)
30.07.2010
Влад Дымов
Путь к ордену — 700 километров
№88 (5065)
26.05.2010
Влад Дымов
Боевая подготовка плюс трудовое отличие

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"