24 мая 2025     

Общество   

Локомотив по имени Югра

Когда законы теряют силу

Сейчас в действии ее третий состав, руководит которым известный в округе человек — председатель окружной организации «афганцев» и ветеранов локальных войн, член Общественной палаты страны Виктор Заболотский.

— Вообще, если посмотреть, кто же был зачинщиком гражданского общества в России, — вспоминает Виктор, — то можно смело указывать на Владимира Путина. Это его идея — создание Общественной палаты РФ. Это произошло в 2005 году. Но до появления Общественной палаты должно было произойти событие, которое подтолкнуло президента к этой идее. В 2002 году, первый раз в истории страны, Путин собрал все ведущие общественные организации России. Нам отдали гостиницу «Россия», Кремлевский дворец съездов. Я там был и вы-ступал. Перед нами на сцене сидело все руководство страны — и президент, и все министры. Начался диалог: как жизнь, как дела? А наболело у всех. Я видел взгляды Путина, направленные на министров: а что же вы мне докладывали, ребята?

В том трехсуточном диалоге «общественники» разъезжались по министерствам, где решали вопросы своих организаций, повергая чиновников в шок и трепет, возвращались в «Россию» и продолжали спорить об обустройстве страны до хрипоты. Было очень заметно, что в лице самых неравнодушных людей страны всколыхнулось все российское гражданское общество. Виктор Заболотский выступал от ветеранов-«афганцев».

— Я вышел на сцену, — продолжает Виктор, — и сказал: «Владимир Владимирович, у меня одна просьба: мы все, бывшие военнослужащие, привыкли уважать наши законы. И мы их чтим. Плохие или нет — это законы. Но если наше государство не может выполнить те механизмы поддержки, которые прописаны в законах, давайте уберем их оттуда. Так будет честнее. Например, прописано, что ветеран боевых действий имеет право на получение беспроцентной ссуды для строительства жилья. Но эта строка закона не работает с момента его принятия. Ветеран в деревне Кукуево, прочитав закон, приходит к главе поселка и говорит: «Исполняй!» Начальник в ответ: «А у меня нет денег». Таким образом происходит сталкивание ветеранов с органами власти».

Таких моментов предостаточно. По мнению председателя окружной общественной палаты, было время, когда вся страна «попала» по милости Зурабова, который убедил президента подписать 122-й закон.

— Напомню: там было заявлено, что замена льгот на живые деньги — это всем выгодно. Но оказалось, что 1200 рублей никак не компенсируют те льготы, которые были, когда ветеранам-инвалидам раз в год можно было проехать бесплатно к месту лечения и обратно, бесплатно передвигаться в городском транспорте. Этот закон скрыли от общественности, не выставили его на обсуждение. Если бы мы его предварительно посмотрели, то не было бы всего того негатива вокруг него. И до сих пор многие возмущаются, потому что не могут из-за него найти помощи. В старых законах было прописано, что запрещено выселять из занимаемого жилья ветеранов боевых действий без предоставления равнозначного жилья. 122-й закон это положение убрал.

Виктор говорил о необходимости проведения ревизии всех федеральных законов, самой разной направленности. Ведь когда принятый закон не работает, а главе государства докладывают, что все хорошо, то это совсем нехорошо. И президент поддержал мысль о ревизии федеральных законов.

Страна одна, зарплаты — разные

По опыту работы в общественных организациях Виктор Заболотский четко знает, кто самый главный враг России. Это — наша статистика. Она от лукавого. Отсюда и смешная потребительская корзина, и средняя заработная плата, и прожиточный минимум.

— На днях я вернулся из города Белоярский, — делится впечатлениями Виктор, — где, как меня уверяли, средняя зарплата в городском здравоохранении 50 тысяч рублей. Стали разбираться. Оказалось, и в помине такого нет. Вернее, есть, но — на бумаге. Поэтому одна из первоочередных задач для руководства страны, считаю, — разобраться со статистическими данными, которые подаются во все органы госвласти. А она принимает решения по ложной информации. Например, по стоимости квадратного метра жилья. Исходя из этого ветеранам выделяют деньги, на которые не купишь никакого жилья. Квадратный метр якобы стоит 23 тысячи, а на деле — давно уже 60 тысяч. И это создает в обществе напряжение, которое выливается в конфликты. Благо сейчас политика пошла такая, что субъектам дается больше полномочий и денег на их выполнение.

За время работы Общественной палаты Югры ею проведена экспертиза проектов долгосрочных целевых программ различной направленности. В их числе — укрепление пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе, развитие его агропромышленного комплекса, программа «Дети Югры», «Культура Югры», развитие транспортной системы округа, центральное электроснабжение населенных пунктов. Палатой заключены соглашения о сотрудничестве с окружной Думой, Югорским и Сургутским государственными университетами, региональным отделением Общероссийской организации «Российский Красный Крест», прокуратурой округа, Советом муниципальных образований Югры, уполномоченным по правам человека по ХМАО — Югре, ДОСААФ России по округу, объединением организации профсоюзов Югры, общественной молодежной палатой при Думе округа. На недавнем инвестиционном форуме было подписано соглашение с главной инновационной организацией округа — Технопарком высоких технологий. Последнее особенно интересно: каким образом может быть связана наука с общественностью?

— Многие партии заявляют, что они — самые лучшие, — объясняет Виктор Заболотский. — Например, все обещают снизить тарифы по ЖКХ. Когда пошел скачок цен по тарифам ЖКХ, люди к нам стали обращаться. Инвалиды, пенсионеры, многодетные, то есть малообеспеченные, которым денег не хватает на оплату коммунальных услуг. Мы не выдумываем тему, которую планируем рассмотреть на том или ином заседании палаты. Мы черпаем ее из жизни. Люди знают наши телефоны и звонят в надежде, что им помогут в решении любой проблемы.

Рогатки на пути изобретателей

В палату поступает более чем полторы тысячи личных, телефонных, факсовых обращений в год. Естественно, работает сайт… Если из разных территорий приходят обращения по одной и той же проблеме, то это повод задуматься: где идет сбой, где власти или хозяйственники недорабатывают? Взять то же ЖКХ. Резкий скачок тарифов здесь был в январе 2009 года, в самый кризис. Что делает общественная палата в подобном случае? Создает рабочую группу, куда привлекает экспертов (у нас большая команда экспертов в разных отраслях жизни — транспорте, ЖКХ, здравоохранении). Эксперты начали работать и выяснили, что тарифы действительно были завышены. От имени палаты ее председатель обратился в соответствующие структуры правительства округа. И тарифы были приведены в соответствие. Пусть не на много они снизились, но тем не менее.

У Виктора Заболотского имеется много ноу-хау российских ученых, но по-прежнему между изобретением и его внедрением остается огромная пропасть.

— Столько здесь рогаток, — говорит Виктор, — тот же 94-й закон. Вот и ходят бедные ученые со своими разработками и не могут найти им практического применения. А ведь они могли бы облегчить жизнь нашим гражданам. Все это побудило нас заключить соглашение с Югорским технопарком высоких технологий. Чтобы на его площадке рассматривать все изобретения, поступающие в наш адрес, составлять рекомендации по их применению, направлять губернатору для определения механизма внедрения инноваций в жизнь югорчан.

С 2012 года в Общественной палате округа и России избранные будут работать не два, а три года. Виктора Заболотского утвердили членом Общественной палаты России на региональной конференции и конференции УрФО. Предложения по 14 кандидатурам от федерального округа отправили в Москву. Там из них выберут 5. На 6 субъектов УрФО — 5 мест в Общественной палате России. Такая арифметика. Списки приходят в администрацию президента. Там самым внимательным образом рассматривают кандидатуру, потом ее изучают члены Общественной палаты РФ.

— Там не более двух сроков могут быть те, — говорит он, — кто был приглашен президентом. У нас, региональщиков, ограничений нет. При общественной палате создали Совет председателей региональных палат. В Российской палате — уважаемые люди, но две трети из них живут и работают в Москве. И знать не знают, что делается на местах.

За пять лет существования окружной Общественной палаты ни один чиновник не проигнорировал наши приглашения поучаствовать в ее работе. На заседаниях всегда присутствует либо заместитель губернатора, либо директор департамента или его первый заместитель.

— Ни разу нам не сказали: сюда ходите, а сюда — нет, — рассказывает Виктор Заболотский. — Для нас нет закрытых тем. Но пробуксовывает вопрос контроля исполнения решений. У нас принимаются хорошие распоряжения, рекомендации, а чуть не проконтролируют — и они теряются «в массе дел и суматохе явлений», как писал Маяковский.

На первом совете 2011 года Общественная палата Югры решила усилить контроль за исполнением своих рекомендаций. Потому что люди тратят личное время, расходуются бюджетные деньги на экспертизу специалистов…

— Ровно через два месяца делается запрос, — делится Виктор, — как наши рекомендации сработали. Кстати, ни разу за пять лет не было такого, чтобы нам кто-то написал: ребята, вы бред предлагаете… Большинство наших рекомендаций находит отклик в решениях исполнительных органов власти Югры. Более того, мы, члены Общественной палаты округа, чувствуем, что в нас нуждаются не только жители Югры, но и окружная власть. Раньше и мысли не было «залезать» в бюджет, но нам сама губернатор направила проект бюджета! Все программы, принимаемые правительством, направляются в наш адрес. Я связываюсь с разработчиком той или иной программы (департаментом) и задаю только два вопроса: финансирование уменьшено либо увеличено? Количество мероприятий — уменьшилось или увеличилось?

Взять закон о социально ориентированных организациях. Полгода мы его обсуждали, вывесили на своем сайте, работали с депутатами. В декабре прошлого года окружной закон приняли на основе соответствующего федерального. Кстати, в стране еще никто из субъектов этого не сделал.

Неугомонный Заболотский, как-то выступая перед Ассоциацией юристов России, сказал, что ему претят в текстах законов такие слова как «может быть», «и другие»… Эта расплывчатость — лазейка для недобросовестных людей не исполнять или ненадлежащим образом исполнять тот или иной закон. Текст любого закона должен отличаться исключительной точностью формулировок, а слова-паразиты дают повод для коррупции, обхода этого закона. Он так и сказал юристам: пожалуйста, не пропускайте такие слова, чтобы не получилось, как с 40-м законом о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

— Мысль там заложена верная, — объясняет Виктор, — зачем плодить чиновников, когда можно часть государевых функций переложить на общественные организации. Они с наименьшими затратами и с большей эффективностью реализуют решение той или иной проблемы. Мы все ждали рождения этого закона. Но вот какая закавыка: там написано, что «субъекты Российской Федерации могут принимать аналогичные законы». Некоторые губернаторы могут сказать: хочу — сделаю, а хочу — не сделаю. И все будет по закону.

Так во многих субъектах региональные законы о социально ориентированных организациях приняты не были. Хорошо, что администрация губернатора Югры и окружная Дума, если они имеют право, всегда помогут. Потому что раньше Налоговый и Бюджетный кодексы запрещали помогать общественным организациям. Сейчас, согласно федеральному и окружному законам, должны быть приняты региональные и муниципальные программы помощи общественным организациям. Так что работа идет.

Главные мероприятия за пять лет — три гражданских форума, которые проводятся раз в два года. Что это такое? Это когда все руководители общественных организаций Югры самой разной направленности съезжаются в Ханты-Мансийск и ставят задачи правительству, Думе, общественной палате, главам муниципальных образований, самим себе. Выработанные на форумах рекомендации являются основой для реализации тех или иных меро-приятий. Последний такой форум был 27 октября, накануне пятилетия палаты. Губернатор, ее заместители, Дума — все отчитывались перед общественниками о том, что было сделано по рекомендациям второго форума.

Прояви себя — это реально

В рамках гражданских форумов проводились и проводятся выставки социально значимых проектов. Таких было уже четыре. Здесь определяются лучшие проекты в УрФО, которые выставляются на конкурс, победители получают финансирование.

Что касается выставки, то она кочует по УрФО. Проекты собираются на гражданских форумах. На последнем, в Ханты-Мансий-ске, было представлено 15 социальных проектов. Кстати, одно из условий конкурса — чтобы проекты не повторялись. При этом они должны быть модельными, то есть применимыми в любом субъекте.

В Челябинске, на первом форуме, от Югры было два проекта. Автором первого, под названием «Мы защищали Родину», являлся председатель общества окружных «афганцев» Виктор Заболотский. Проект был направлен на поддержку инвалидов, семей погибших, ветеранов за счет средств окружного бюджета.

— Этот проект, — вспоминает Виктор, — затрагивает все стороны жизни ветеранов — жилье, обучение, переобучение, а также патриотическое воспитание. Округ заключил договор с общественными организациями «Боевое братство» и «Ветераны Афганистана», которые взяли на себя государственные задачи помощи участникам боевых действий и ветеранам войн и их выполняли. Сумма в 10 миллионов в год снимает остроту проблем ветеранов-«афганцев» и участников локальных войн.

Также лучшим тогда был признан и проект Екатерины Лоншаковой «Славянский ход» из Сургута. Он касался сохранения истории и быта русского народа в Югре.

В Салехарде на втором конкурсе социальных проектов от Югры был представлен проект руководителя ассоциации молодежных организаций Югры Ирины Максимовой. По мнению Заболотского, этот проект всех поразил, в том числе и полпреда Президента РФ в УрФО, и московских гостей. Он назывался «Шаг навстречу»: в нем были прописаны шаги по оказанию помощи вернувшимся из мест лишения свободы. Это и восстановление документов, и решение жилищного вопроса, и трудоустройство, и многое другое. Когда автор рассказывала об этом проекте, уже решены были первоочередные проблемы 80 вчерашних заключенных! Эта стопроцентно государственная задача решается общественниками.

Третий конкурс проходил в Сургуте. Здесь представлялся проект окружной общественной организации «Преобразование» по картографии для югорских инвалидов-колясочников, с обозначением мест, доступных инвалидам. Человек, передвигающийся на коляске, может посмотреть такую карту и совершенно четко определить: в таком-то ДК есть подъемник, а такой-то магазин оборудован проездом для коляски и так далее…

— В Екатеринбурге был конкурс, где мы представляли проект общества слепых и слабовидящих Сургута «Тефлопуть», — рассказывает Виктор Заболотский. — Чем уникален проект? Когда человек теряет зрение, то идет компенсация за счет других органов и способностей. У кого-то — благодаря рисованию, у кого-то — музыке. Кто-то становится хорошим массажистом: например, в Кисловодске есть целая школа таких людей. У них на кончиках пальцев сосредоточивается та энергия, которая не расходуется на потерявшееся зрение.

Добавим, что все эти проекты воплощаются в жизнь, реально работают. Их число будет прирастать благодаря Общественной палате Югры.

Виктор Заболотский: «Для нас нет закрытых тем. Но пробуксовывает вопрос контроля исполнения решений».

Нравится

Статьи по теме

№231 (5439)
27.12.2011
Лев Новосельский
Их соединила крепкая ниточка дружбы
№231 (5439)
27.12.2011
Вера Федорова
История не заканчивается!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"