27 апреля 2024     

Экономика   

Чудо-юдо Нефтехим

Замысел с размахом

Тобольский нефтехим замышляли с размахом. Он должен был превзойти все существовавшие к тому времени производства — как в нашей стране, так и за рубежом. Понадобились две пятилетки, чтобы в чистом поле на крутом берегу Иртыша запустить первенец тобольской нефтехимии — центральную газофракционирующую установку: семь мощных колонн, переплетенных сотнями километров трубопроводов, шары-резервуары, наливные железнодорожные и речные эстакады, товарные парки, готовые перекачивать по 3 млн тонн жидких углеводородов ежегодно. Три года спустя — в 1987-м — в Тобольске ввели завод бутадиена. В перспективе по соседству планировали построить два десятка мощных производств: от моторных топлив и метанола до автомобильных шин и изделий из полимеров.

Денег на Тобольский комбинат не жалели. На строительстве завода термоэластопластов освоили $20 млн, на завод синтетического каучука ушло $260 млн. К моменту кончины нерушимого Союза ТНХК давал стране добрую половину сжиженного газа, а также 70% бутадиена, используемого при выпуске отечественных шин. Впрочем передел собственности не пощадил и фаворита отечественной нефтехимии.

Детективная история

О 1990-х и начале 2000-х вполне можно писать детективы. Сначала Владимира Юдина, генерального директора ТНХК и депутата Тюменской областной Думы, с которым так и не сумели договориться полюбовно, обвинили во всех смертных грехах, упрятав за тюремную решетку. Затем обанкротили комбинат. Со временем он, равно как и многие другие заводы страны, перешел под контроль Якова Голдовского. Тот при поддержке менеджеров «Газпрома» сумел под вывеской «Сибура» сколотить крупнейший нефтегазохимический холдинг. Но в 2002-м Якова Голдовского арестовали, причем прямо в приемной новоиспеченного главы газовой монополии Алексея Миллера. Бизнесмена выпустили на свободу лишь тогда, когда он сложил с себя полномочия генерального директора и отказался от контроля над активами. Сегодня он консультирует финансово-промышленную группу «Система» по развитию нефтехимии.

А «Газпром» через несколько лет уступил акции «Сибура» Газпромбанку, и уже тот искал покупателя. Пока, наконец, в 2011-м контроль над холдингом не установили Леонид Михельсон, которому принадлежат 57,5% акций, и его партнер по «Новатэку» Геннадий Тимченко (37,5%). Оставшиеся 5% находятся у президента «Газпром нефти», зампреда совета директоров «Сибура» Александра Дюкова, у главы холдинга Дмитрия Конова, а также двух его замов Михаила Карисалова и Михаила Михайлова.

По-новому метет

На встрече с Дмитрием Коновым журналисты, что называется, из первых уст, пытались узнать, как смена собственников повлияет на перспективы развития холдинга. «Пожалуй, единственное изменение в связи с приходом новых акционеров — это то, что Леонид Михельсон курит, а в «Сибуре» никто не курит», — попытался отшутиться Дмитрий Конов.

— Но что-то ведь должно измениться в политике компании, — допытывались акулы пера. — Ведь не зря же говорят, что новая метла по-новому метет.

— Это вопрос, на который однозначно ответить нельзя, — размышлял вслух президент холдинга. — В лице Леонида Михельсона мы обрели крупного специалиста газовой промышленности. Мы получили синергетический эффект, возможности выстроить взаимовыгодные отношения между «Сибуром» и «Новатэком», оставаясь при этом совершенно разными компаниями. В структуре холдинга действительно произошли серьезные изменения, но они не связаны со сменой акционеров, хотя и случились после их прихода.

Непрофильные активы

Изменений в «Сибуре» и правда предостаточно. Новокуйбышевская нефтехимическая компания, например, продана владельцам «Самараоргсинтеза». «Разделение ШФЛУ на фракции в Новокуйбышевске не вписывалось в нашу стратегию, — пояснил причины сделки Дмитрий Конов. — Мы активно расширяем «Тобольск-Нефтехим» и не заинтересованы вывозить ШФЛУ из Западной Сибири по железной дороге в европейскую часть России».

Пермские «Минеральные удобрения» достались «Уралхиму», а 100% компании «Сибур — Минеральные удобрения», объединяющей помимо всего прочего кемеровский «Азот» и Ангарский азотно-туковый завод, — «Сибирскому деловому союзу». Воронежский и Кировский шинные заводы «Сибур» уступил совместному предприятию «Ростехнологий» и «Pirelli». В процессе активной продажи находятся прочие активы компании «Сибур — Русские шины». «Покупателей также будет несколько, для большей эффективности сделки, — заявляет глава холдинга. — Мы изначально заявляли о намерении выйти из всех этих непрофильных для нас активов».

Причем деньги от продажи, и немалые, направляются на реализацию весьма перспективных проектов. И прежде всего в Западной Сибири.

А теперь наливаем

В минувшем году «Сибур» связал единой сетью сразу три газоперерабатывающих завода на Ямале — Губкинский, Муравленковский и Вынгапуровский. А на железнодорожной станции Ноябрьск-2 был создан товарный парк с наливной эстакадой, позволяющей ежегодно отправлять цистернами по 1,5 млн тонн ШФЛУ. До этого углеводороды сдавались в продуктопровод «Газпрома», где смешивались с конденсатом, и уже на заводе в Сургуте их повторно выделяли из смеси. И только после этого сырье поступало на Южно-Балыкскую товарно-сырьевую базу для дальнейшей транспортировки по трубе в Тобольск.

— Мы увеличили с 3 до 3,8 млн тонн в год мощность Центральной газофракционирующей установки на «Тобольск-Нефтехиме», сделав ее однозначно крупнейшей в России и одной из крупнейших в Европе, — подводит итоги минувшего года Дмитрий Конов. — Подготовлена площадка для строительства в Тобольске второй ЦГФУ еще на 2,8 миллиона тонн. Успешно движется проект «Тобольск-Полимер», рассчитанный на производство 500 тысяч тонн полипропилена. Мы по-прежнему ориентируемся на его механическое завершение в конце 2012 года, чтобы запустить комплекс после опытной эксплуатации в начале 2013-го.

Масштабный проект

Дмитрий Конов анонсировал на встрече еще более масштабный проект — «Запсибнефтехим» — раза в четыре крупнее «Тобольск-Полимера». На первом этапе он будет способен осуществить пиролиз нескольких миллионов тонн пропана, бутана и этана. Из всей этой гремучей смеси получится полтора миллиона тонн этилена и полмиллиона тонн пропилена, которые сгодятся на полиэтилен низкой и высокой плотности, полипропилен, бутадиен, изобутилен и бутен. Новый нефтехимический комплекс станет одним из крупнейших на планете. Он сможет выдавать ежегодно до 2 млн тонн различных полимеров.

По осторожной оценке Дмитрия Конова, к работам на тобольской площадке могут приступить ориентировочно в 2014-м, чтобы завершить их уже в 2017-м. «Запсибнефтехим» — это мощная финальная точка в масштабном проекте по модернизации существующей системы утилизации попутного нефтяного газа Западной Сибири. В проекте, задуманном советским правительством более сорока лет тому назад.

До 2017-го «Сибуру» предстоит провести коренную реконструкцию действующих ГПЗ. «В советское время, — вспоминает о прошлом Дмитрий Конов, — глубине переработки не уделяли существенного внимания. Из попутного газа в лучшем случае извлекали 80% жидких углеводородов, тогда как в Канаде и США 96-97% являлись обычной практикой. В 2011-м на Губкинском ГПЗ мы повысили коэффициент извлечения до 99%, в 2012-м сделаем это на Вынгапуре и Южном Балыке. Остаток пропана и прочих ценных компонентов не превысит тогда 2-3 граммов на кубометр».

Выходим в Заполярье

Прорабатываются варианты создания новых газоперерабатывающих заводов. НИПИгазпереработка, СибНАЦ, еще несколько проектных институтов по заказу «Сибура» готовят технико-экономические соображения по строительству Заполярного ГПЗ. Он мог бы принимать не только попутный нефтяной, но и жирный природный газ с месторождений «Газпрома», «Газпром нефти», «ТНК-ВР», «Роснефти».

— В Западной Сибири мы видим ограничение доступного нам ресурса попутного нефтяного газа на уровне 23-25 миллиардов кубов ежегодно, — оценивает перспективы президент. — За прошлый год собрали здесь 18 миллиардов кубов, в 2012-м рассчитываем переработать уже 19 миллиардов. Поэтому и делаем ставку на повышение коэффициента извлечения, а также на ресурсы газовых компаний. Послед-нее связано не только с приходом Леонида Михельсона, но и с самой логикой развития добычи. Компании уходят все дальше на север, и тот же природный газ становится жирнее, его необходимо осушать.

С колес в трубу

Для доставки ценнейшего сырья в Тобольск предстоит проложить продуктопровод протяженностью свыше 1000 верст. Он соединит Пуровский завод по переработке конденсата, принадлежащий «Новатэку», с «Тобольск-Нефтехимом».

— Но труба в тысячу километров будет стоить не менее миллиарда долларов! — восклицает журналист и тут же предполагает: — Это будет совместное с государством финансирование?

— Нет, мы говорим о проекте, который реализует «Сибур», — опровергает предположение Дмитрий Конов. — У нас нет ни одного проекта, в котором были бы задействованы бюджетные средства.

— Северный участок железной дороги перегружен, — дополняет президента его заместитель Михаил Карисалов. — Из-за разбалансированности планов по развитию производств и железнодорожной инфраструктуры в октябре-ноябре происходили задержки с подачей цистерн на неделю и больше. Наш проект позволит перевести с колес в трубу 8 миллионов тонн жидких углеводородов, для их перевозки потребовалось бы до ста тысяч цистерн в год.

Особая зона

Одновременно решается вопрос по созданию в Тобольске особой экономической зоны. Соответствующее поручение уже дал премьер Владимир Путин. Подготовлены изменения в положение об особых экономических зонах, предусматривающие дополнительные гарантии для инвесторов.

— Свободные экономические зоны, — поясняет Дмитрий Конов, — скорее, не для нас, а для переработчиков нашей крупнотоннажной продукции. В результате мы получим потребителей, расположенных по соседству от комбината.

Предприниматели при желании могут наладить в Тобольске производство не только банальных тазиков, одноразовой посуды и упаковки. Пластиковые трубы, например, пришлись бы весьма кстати при замене инженерных коммуникаций, а геотекстиль заметно повысил бы качество автомобильных дорог, строительством которых последнее десятилетие активно занимаются в Тюменской области.

Леонид Михельсон: «Я рад, что меня поддержал партнер по бизнесу в «Новатэке» Геннадий Тимченко: у нас сложилась комфортная и эффективная модель взаимодействия, которая будет работать и в «Сибуре». Кроме того, я предложил ряду менеджеров компании и заместителю председателя совета директоров Александру Дюкову войти в состав акционеров. Рассчитываю, это закрепит уже сложившуюся команду».

Нравится

Статьи по теме

№230 (5438)
24.12.2011
Андрей Фатеев
Проект, в который верят
№229 (5437)
23.12.2011
Андрей Фатеев
Реальный сектор

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"