По трудовой биографии Александра Франка можно проследить этапы развития системы автоматизированного управления технологическими процессами в Сибнефтепроводе. Александр Вильгельмович — начальник отдела автоматизированных систем управления и производственной связи.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7357EUR90.2004
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +11...+13 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | 0...+2 °C |
Общество
От реле и паяльника к полному контролю
Начинал он, как полагается, инженером, едва вылупившимся из аудиторий Тюменского индустриального института. Было это в далеком теперь 1974 году. Выбор специальности, с одной стороны, произошёл случайно — сосед по лестничной клетке уже познавал в вузе эту самую автоматизацию производственных процессов.С другой стороны, эта случайность была предопределена — физика, химия и математика были у Франка любимыми предметами, по ним юноша получал отличные отметки. За свои основательные знания предметов, без которых не может случиться инженера, Александр Вильгельмович до сих пор благодарен своим школьным учителям.
После окончания вуза молодой инженер пришел в Управление магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири. Внедрение АСУ только начиналось, в структуре управления этим занималась центральная комплексная лаборатория (слово «лаборатория» в названии подразделения практически говорит об эксперименте). Шло бурное развитие нефтепроводной системы, и почти вся работа сотрудников лаборатории была связана со словом «новый»: внедряли новую систему контроля загазованности, систему контроля температуры. Лаборатория разрасталась и вскоре превратилась в новую структуру ЦБПО (центральная база производственного обслуживания).
Уже в новой структуре инженерам приходилось не только отлаживать новое оборудование, но и самим браться за паяльник, разрабатывать схемы, изготавливать печатные платы, собирать их и внедрять в производство.
Начиналось всё с автоматизации небольших участков нефтепровода, которые потом увязывались друг с другом, и сведения «собирались» на рабочем месте операторов и диспетчеров. Сначала в их управлении была только локальная система. С появлением систем телемеханики ТМ-100, ТМ-120, первая была установлена в Ишиме, стало возможным объединение данных с нескольких станций.
Всё менялось на его глазах. Телефонная связь уже утрачивала свою главенствующую роль в передаче информации. Кроме светящихся лампочек и звуковых сигналов на пульте у диспетчера появилась «длинная кнопка» — нажав которую, дежурный открывал и закрывал задвижки, включал насосы. Расстояние от места принятия решения до самого оборудования измерялось теперь десятками и сотнями километров.
Прогресс шел семимильными шагами. Однако если б сегодняшнего диспетчера посадить на рабочее место его коллеги, открутив в прошлое лет эдак 30, наш современник схватился бы за голову: сведений о состоянии дел на вверенном участке ему бы для принятия решений не хватило. С одной стороны, резюмирует Александр Вильгельмович, теперь диспетчеру намного проще работать — десятки параметров у него под рукой, в компьютере. А с другой — контроль теперь куда шире, а значит, зона и степень ответственности за принимаемые решения многократно увеличились. При этом развитие не прекращается — системы АСУ на объектах ОАО «Сибнефтепровод» постоянно находятся в развитии: прежние поколения устройств и систем заменяются новыми, более надёжными и информативными.
— Нам, инженерам, уже не приходится самим разрабатывать схемы, всё давно за нас придумали, — говорит Франк. — Да и само производство давно ушло от лозунга «Давай! Давай!», которым можно охарактеризовать начальные этапы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Постепенно на первый план вышли общечеловеческие ценности, и сейчас в основе эксплуатации нефтепроводной системы лежат требования стабильной работы, где большое внимание уделяется охране труда.
Важнейшей задачей деятельности ставится экологическая безопасность. Нефтепроводный транспорт относится к такому виду деятельности, который не допускает ошибок и сбоев в работе оборудования и персонала, поэтому системы многократно резервируются, а персонал постоянно обучается. Дополнительные затраты направлены для предотвращения выхода ситуации из-под контроля и нанесения вреда окружающей среде.
Не удержалась, спросила, когда интереснее работать: в то время, когда многое делали сами с паяльником в руке, или сейчас, когда АСУ — замысловатая система из тысяч датчиков, сложнейших цепочек, связывающих воедино участки трубопроводов, насосов, задвижек, станций... Франк ответил философски: у каждого периода свои особенности, свои радости и сложности. Раньше приходилось больше решать и делать самим, сейчас чаще отвечать на вопрос «Что выбрать?» и нести ответственность за свой выбор. Но это, добавляет инженер, отнюдь не означает, что современные специалисты утеряли влияние на процесс.
Сегодня Александр Франк не только инженер, но и руководитель. Это потребовало знаний не только своего участка работы, но системы в целом. Иной стала и ответственность, теперь приходится отвечать за действия многих специалистов, а работа с людьми все-таки сложнее решения технических задач.
На каком-то промежутке между «было» и «стало» был сложный период, через который ему пришлось пройти. В семье родился второй ребёнок, жена не работала, надо было больше зарабатывать, к тому же на предприятии перестали платить премиальные, которые всегда подбадривали семейный бюджет. И глава семейства уволился из будущего Сибнефтепровода, но остался в системе Транснефти. Он мотался по Северу, с одной станции на другую — новая его фирма СУПНР была пусконаладочного направления. Занимался запуском новых станций, реконструкцией уже действующих. И узнавал много доселе ему неизвестного. В составе фирмы работали специалисты других направлений — механики, энергетики, с которыми постоянно приходилось взаимодействовать и решать проблемы на стыке между службами.
— Этот непростой период помог многое понять, на что-то взглянуть другими глазами, — так мой собеседник оценивает плоды «пусконаладочного» периода своей жизни. — Раньше я занимался отдельными приборами, телемеханикой, регулированием давления. А тут пришлось вести наладку системы автоматики целой станции. Такая работа заставила меня подтянуться в знании технологии. Пришло иное понимание ответственности, осознание — уже не теоретическое — того, что если защита не сработает, могут наступить серьезные последствия, среди которых и выход нефти, пожар.
В итоге такого саморазвития инженера и человека пришли мысли об изменениях в карьере. А судьба, она знает, когда подкинуть новую удочку, — и в 1995 году ему предложили занять пост ведущего инженера в отделе автоматизированных систем управления Сибнефтепровода. Тогда Александр Вильгельмович «вернулся в семью», прекратились его бесконечные — порой весьма длительные — командировки и началась по-новому интересная работа.
Вернувшись в Тюмень, он продолжил ту же работу, но теперь понимая уже не в теории, что происходит на местах, ведь всю автоматику буквально потрогал своими руками. В точке возврата АСУ была уже принципиально иной. Он уходил, когда система держалась на реле. Теперь бал правят контроллеры. Они «интеллектуальны», программируются на сохранение и обработку информации, предназначенной для оператора, диспетчера, а в случае отказа обеспечивают включение резерва без потери данных.
И хотя релейные системы автоматики еще есть — одномоментно обновить весь огромный парк ОАО «Сибнефтепровод» невозможно, — они уже уходят в прошлое, уступая место более современным техническим решениям, которые обеспечивают большую надежность. Кстати, это требует от персонала особой подготовки. Инженер АСУ сегодня должен знать элементы программирования, он работает со сложной структурой, более широкой элементной базой, и потому специалисты-нефтепроводчики постоянно учатся, осваивая новую технику и оборудование.
Прошедшие без малого 40 лет, в течение которых инженер Франк занимается автоматизацией производственных процессов, он не только помнит и раскладывает на этапы, он их философски осмыслил. Для Александра Вильгельмовича это характерно — не только производственная, но и личная, семейная жизнь укладывается у него в системы, основанные на собственной философской платформе. Франк, например, уверен, что бестолковых людей, плохих работников не существует.
— Если на предприятии специалист не справляется со своими обязанностями, надо задаться вопросом «Почему?», — объясняет свою позицию Александр Вильгельмович. — Возможно несколько вариантов: человека просто не научили; ему не объяснили, в чем заключаются обязанности. Не исключено, что с сотрудника плохо спрашивают. Возможно, он просто не на своем месте. Найдя ответ, руководитель может вместо «бестолкового» работника получить ответственного труженика. Если же человек поймет, что оказался не на своем месте, перед ним откроются новые горизонты.
...Работать руководителем в Сибнефтепроводе непросто — у любого начальника отдела рабочий день и трудовая неделя длятся дольше, чем у рядовых сотрудников. Философ Франк не видит в этом несправедливости: нефть по трубопроводам течёт днём и ночью, в праздники и будни. Значит, надо работать.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.