22 мая 2025     

Экономика   

В ритме жизни нефтяного региона

В нынешнем году Ханты-Мансийский автономный округ отмечает знаменательное событие — добычу 9-миллиардной тонны нефти на месторождениях Югры.
Отрадно, что за последние пару десятков лет округ сильно преобразился, похорошел и превратился в один из крупнейших энергетических регионов России. Мне, работавшему с 1975 по 1980 год в качестве третьего, второго и первого секретаря Нижневартовского горкома КПСС, заместителем генерального директора производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз», посчастливилось принимать участие в становлении этого региона.
В округ я прибыл в 1971 году после одиннадцатилетней работы на неф- тяных промыслах Башкирии, где прошел путь от оператора по добыче неф-ти и газа до начальника базы производственного обслуживания нефтегазодобывающего управления «Октябрьскнефть». Был заместителем секретаря парткома НГДУ и депутатом поселкового Совета.
В Нижневартовске мне доверили руководство базой производственного обслуживания НГДУ «Мегионнефть». Кроме добычи нефти на Мегионском и Аганском нефтяных месторождениях, управление, являясь генеральным заказчиком — застройщиком Нижневартовска, занималось строительством промышленных и гражданских объектов.
Меня, тридцатичетырехлетнего руководителя, такой объем работы только радовал. Я был уверен, что именно здесь могу в полной мере проявить свою энергию, знания и желание быть полезным обществу.
В «Главтюменнефтегазе» и НГДУ «Мегионнефть» я встретил немало знакомых, с кем много лет проработал на промыслах Башкирии. Это Виктор и Анна Кудрины, Виктор и Анастасия Грицай, Николай и Анна Токаревы, Алексей Резник, Виктор Росляков, Евгений Ефремов, Евгений и Нина Большагины, Александр Суздальцев, Сергей Петров и многие другие. Все они — профессионалы своего дела и просто очень хорошие люди — оказали большую моральную поддержку, особенно на первых порах моей работы в новых условиях. После того, как из Башкирии поступили мои документы, на партийном собрании НГДУ «Мегионнефть» меня избирают освобожденным секретарем парткома и членом Нижневартовского райкома партии.
Ритм жизни нефтяного района стал ритмом моей жизни. Рабочий день длился по 14 часов, практически без выходных дней. За счет ускоренного обустройства нефтяных месторождений быстро росла добыча нефти, началось строительство первых пятиэтажных домов в блочном и панельном исполнении, расширялось строительство бетонных дорог. Нужно было везде успеть: побывать на объектах, встретиться с нефтедобытчиками и строителями, поучаствовать в разного рода планерках, совещаниях и заседаниях. Ведь в то время партийные комитеты были за все в ответе, а без общения с людьми не будешь знать истинного положения дел.
В январе 1972 года в Нижневартовск прилетела моя семья: жена Светлана, сын Юрий и дочь Людмила. В день их приезда температура воздуха была 48 градусов ниже нуля, из-за сильного мороза был такой туман, что еле пробивался свет от уличных фонарей.
Первое время мы жили в деревянной двух-этажной гостинице «Обь». Вода в стакане, оставленном на подоконнике, за ночь замерзала. Зато сын был в восторге от того, что из-за сильных морозов не надо было ходить в школу. Все семейные проблемы легли в основном на плечи жены. Но вместе мы преодолели все трудности. В Нижневартовске у нас родился еще один сын — Виктор.
В партийных органах особое внимание всегда уделялось подбору, расстановке и воспитанию кадров. Существовало правило: сначала научить, помочь человеку набраться профессионального опыта, а затем уж поручать ему более ответственные дела. Так произошло и со мной. В апреле 1973 года меня пригласили на работу в аппарат Тюменского обкома КПСС, в отдел нефти, газа и геологии.
Помню слова, которые сказал первый секретарь Нижневартовского горкома партии, Герой Социалистического Труда Василий Васильевич Бахилов: «Это первый случай, когда область приглашает на работу кадры из Нижневартовска. До этого было наоборот. Но я уверен, что Эдуард Дмитриевич к нам еще вернется».
При беседе с первым секретарем Тюменского обкома КПСС Борисом Евдокимовичем Щербиной я посетовал на то, что очень уж мало мне дали поработать в Нижневартовске, где мне очень нравилось. На что он ответил: «Север от тебя не уйдет».
Новая работа отличалась большей масштабностью, ответственностью, общением с руководителями высокого уровня. Мне было поручено курировать «Главтюменнефтегаз» и управление магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири. Я с большой благодарностью вспоминаю о совместной работе с Владимиром Павловичем Максимовым, Борисом Сергеевичем Трофимовым — заведующими отделом нефти, газа и геологии Тюменского обкома КПСС, а также Геннадием Ивановичем Кашлевым, Дмитрием Андреевичем Подлузским, Евгением Яковлевичем Алексеевым — инструкторами этого отдела.
Сбылись слова Б.Е.Щербины. Север действительно не ушел от меня. Уже в апреле 1975 года я снова в Нижневартовске. Пленум Нижневартовского ГК КПСС избирает меня секретарем горкома партии по идеологии. Через два года — вторым секретарем, а в 1978 году — первым секретарем.
Нижневартовский район был на подъеме. Ускоренными темпами создавался топливно-энергетический комплекс в Западной Сибири. А ведь когда мы приехали в 1971 году, Нижневартовск был маленьким поселком с населением лишь в 12,5 тысячи человек, с двух-этажными восьмиквартирными домами из бруса, с балками и разнообразными времянками, без дорог: в слякоть ходить здесь можно было только в резиновых сапогах. Практически отсутствовали объекты социального и культурно-бытового назначения.
Но быстрыми темпами росла добыча нефти и газа, вводились все новые нефтяные месторождения, поселок стремительно застраивался. Однако прирост населения опережал эти темпы, и жилья не хватало.
9 марта 1972 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Нижневартовск получил статус города окружного подчинения и административного центра Нижневартовского района, который раскинулся на площади 120 тысяч квадратных километров.
Благодаря усилиям всей страны, направленным на ускоренное развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири, регион бурно развивался. Возникали новые населенные пункты, прокладывались ЛЭП и дороги с твердым покрытием, росли промышленные объекты. Быстро увеличивалось и население молодого города. В среднем за год приезжало 25 тысяч человек, правда, половина уезжала обратно. Однако оставшиеся приспосабливались к суровым условиям, и со временем становились настоящими северянами.
Организации из многих регионов страны, за-страивавшие Нижневартовск, привозили комплекты домов своих серий, часто уже устаревших, поэтому город получался каким-то однообразным, невыразительным, серым. Резко отставало строительство объектов соцкультбыта. Местные партийные и советские органы, архитекторы, проектировщики были очень озабочены таким положением дел. Кардинальных решений не находилось. Горком и горисполком неоднократно обращались по этому поводу в обком партии, ЦК и правительство. Нам очень хотелось изменить архитектурный стиль города. Не буду останавливаться на всех возникавших трудностях. Расскажу лишь об одном эпизоде.
10 ноября 1978 года секретарь ЦК КПСС Владимир Иванович Долгих проводил в Москве совещание по застройке северных городов Тюменской и Томской областей. На эту встречу от Тюменской области были приглашены первый секретарь обкома КПСС Геннадий Павлович Богомяков, первые секретари трех горкомов: Сургутского — Григорий Иванович Голощапов, Надымского — Евгений Федорович Козлов и Нижневартовского — Эдуард Дмитриевич Бушмакин, то есть я.
В самолете Геннадий Павлович сказал нам, что в ЦК будет выступать сам, а мы должны слушать и мотать на ус.
Прибыли, устроились в гостинице «Москва». На следующий день пошли на Старую площадь, зарегистрировались. На совещании кроме нашей делегации присутствовали первый секретарь Томского обкома КПСС Егор Кузьмич Лигачев, ответственные работники ЦК КПСС, руководители многих министерств, имеющих отношение к застройке городов Западной Сибири.
Открывая совещание, В.И.Долгих взглянул в список приглашенных и заметил: «У нас здесь три секретаря с мест, было бы неплохо послушать одного из них. Вот, к примеру, из Нижневартовска...» Но сначала предоставили слово Г.П.Богомякову. Проходя мимо меня, он сказал: «Пять минут». Я лихорадочно начал обдумывать свою речь: что можно сказать за 5 минут? Говорил по возможности сжато. Отметил, что городская парторганизация выросла уже до 10 тысяч коммунистов, в районе быстро вводятся в разработку все новые нефтяные месторождения, вступают в строй газоперерабатывающие предприятия, ежегодная добыча нефти достигла 200 миллионов тонн, то есть нашей является каждая третья тонна нефти в стране. Сказал и про город: он застраивается, но очень однообразно. И на свой страх и риск добавил, обращаясь к Владимиру Ивановичу: «Когда мы ехали по Ленин-градскому проспекту Москвы, то увидели, какие прекрасные бело-голубые дома возводят московские строители. Вот приехали бы они к нам на Север и показали там свое мастерство! Разве сибиряки не достойны этого? Нам бы хватило всего одного процента жилья от объемов, вводимых Минпромстроем СССР, которое, кстати, является нашим генеральным застройщиком...»
Завершая совещание, Владимир Иванович обратился к министру Мин-промстроя СССР: «Товарищ Токарев, неужели мы оставим без внимания столь эмоциональное выступление первого секретаря Нижневартовского горкома? Думаю, это было бы неправильно!»
20 марта 1980 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса».
Выполняя это постановление, Минпромстрой СССР (А.М.Токарев, Н.Г.Островский, В.А.Пятибрат) и его подразделения провели огромную работу по организации комплексной застройки северных городов. Много сил, энергии, профессиональных знаний потребовалось для этого и от работников горкома партии, особенно второго секретаря — Сергея Ивановича Денисова, председателя горисполкома Николая Андреевича Москаленко, председателя райисполкома Владимира Дмитриевича Салмина.
К всеобщей нашей радости московские строители уже в том же 1980 году при самом активном участии и слаженной работе местных органов власти сдали в эксплуатацию три прекрасных девятиэтажных дома, а затем каждый последующий год вводили по 100 тысяч квадратных метров жилья. Именно тогда над Обью поднялись 16-этажные бело-голубые высотные дома-красавцы. Они изменили весь архитектурный облик нефтяного города, придали ему величие и самобытность. В то время в районе каждый год сдавалось до 400 тысяч квадратных метров жилья.
Сегодняшний Нижневартовск — красивый, ухоженный, удобный для проживания город. И я горжусь тем, что принимал участие в создании крупнейшего центра нефтедобычи и переработки углеводородного сырья в Западной Сибири и строительстве одного из прекраснейших северных городов.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"