25 апреля 2024     

Экономика   

Серебряный костыль на станции Конда

Нынешний август будет праздничный: исполняется шестьдесят четыре года Тюменской области, День железнодорожника и 40-летие открытия рабочего движения по стальной магистрали Тавда — Конда. Что имела земля Тюменская полсотни лет назад? Природные богатства — и ни одной железной дороги в северных широтах. А сегодня? Сегодня для взятия лесных и подземных ресурсов открыты транспортные артерии Ивдель — Обь, Тавда — Конда, Тюмень — Уренгой и Сургут — Нижневартовск.
Это были ударные стройки XX века. Красной строкой вписана в историю Западно-Сибирского комплекса первая железная дорога Тавда — Конда. Она проложена в зеленом океане тайги. Ее площадь — 2 миллиона 500 тысяч гектаров. Подсчитано было: здесь можно заготовить 140 миллионов кубометров деловой древесины. Поначалу лес транспортировался отсюда по рекам Конде, Оби, Иртышу, Туре. Процесс длительный и неэкономичный. Да и рекам наносился большой вред: во время штормов плоты разбивало и бревна разносило волнами. Они мешали судоходству, засоряли фарватеры. Эту проблему можно было решить только с железной дорогой. И ее начали строить в 1961 году.
В мае из Алапаевска прибыл строительно-монтажный поезд № 29 под руководством Владимира Дитковского. На левом берегу реки Тавды возвели звеносборочную базу, проложили шесть километров временного железнодорожного пути. В августе под руководством мастера Егорова была проложена стланевая дорога до будущей станции Хмелевка. Отсюда весной 1962 года коллектив 37-й механизированной колонны начал штурмовать Куминские болота. Вдоль трассы поставили несколько плакатов, написанных на фанерных листах: “На Куму...” Механизаторы улыбались и весело шутили: “А нам бы лучше к теще на блины”. И пробивались через тайгу и топи к очередной станции, которая согласно проекту названа Кума. Здесь и появился среди тайги современный поселок, где стали жить железнодорожники, лесозаготовители, рабочие нефтепровода Шаим — Тюмень.
Станция Кума стала главным железнодорожным узлом на новой магистрали. Под руководством начальника производства отделения эксплуатации дороги Василия Липаткина тут проводилась техническая учеба машинистов паровозов, кондукторов, стрелочников и руководителей поездных бригад. В том была большая необходимость: чем дальше уходили рельсы на Север, тем больше становилась нагрузка на магистраль. Вагоны требовали геологи, нефтяники, строители и лесозаготовители. Только вновь созданные леспромхозы отгружали в год по четыреста тысяч кубометров добротной, хвойной древесины. А плановые дорожные перевозки составляли 82 миллиона тонно-километров.
Напряжение росло с каждым днем, здания дорожникам увеличивались, и это закономерно: грузовые и пассажирские поезда доходили уже до Мортки — последней станции перед рекой Кондой, где базировался знаменитый ремонтно-восстановительный поезд № 18. Этот мобильный коллектив которого был сформирован в Рославе в начале Великой Отечественной. За фронтом прошел до самой границы. Восстановил сотни километров железных дорог.
Здесь на югорской земле, ему дали самый трудный участок — от станции Кума до станции Конда. Протяженностью 80 километров. Этот трудный путь он прошел с честью. Егор Сорокин, работавший на поезде с военных лет и руководитель комсомольско-молодежной бригады Владимир Тарасов накануне 50-летия Советской власти забили на конечной станции Конда “Серебряный костыль”. И во время: монтажникам наступали"на пятки" баластировочная колонна. В те дни балластировка считалась ударным фронтом. Сюда каждое утро приезжала специальная механизированная бригада. Помощниками работали неугомонные задорные девчата, приехавшие из Москвы по комсомольским путевкам. Среди них русская Галина Филиппова, испанка Ритрити Разина и полька Екатерина Трассковская. Они крепко полюбившие сибирский край, не гнушались никакой работы. Наконец, в насыпь между школ была брошена последняя лопата щебня. И загудели рельсы. Приближался рабочий поезд. Свисток паровоза огласил на всю округу: дорога действует. Здравствуй, Конда. Это было в 1968 году прошлого века. Нынче любимый коллектив первой в Тюменском регионе стальной магистрали будет сорокой раз отмечать российский праздник “День железнодорожника”.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"