19 апреля 2024     

Культура   

Где Антона Рубинштейна от Гитлера прятали?

Немецкий след

Сделаем небольшой экскурс в недавнее прошлое. Шесть лет назад в руки Шароева попала микроплёнка с партитурой оперы «Христос». Это произведение своего прадеда (по внебрачной линии дирижёр — потомок Рубинштейна и назван в его честь) маэстро разыскивал свыше десяти лет. Нашёл в Германии, где композитор провёл последние годы жизни. После этого стараниями Шароева премьера духовного сочинения состоялась в Перми, Тюмени, Санкт-Петербурге, Москве. Словом, Антон Георгиевич вернул России «голос» своего знаменитого предка, который при жизни очень страдал от того, что его как композитора не признают в родной стране.

— Между тем за границей Антона Рубинштейна ценили. Его произведения часто исполнялись, — рассказывает солистка камерного оркестра «Камерата Сибири» Юлия Прямова, которая всерьёз занялась изучением творчества великого музыканта, поступив в аспирантуру Магнитогорской консерватории и нацелившись писать диссертацию.

Год назад ей удалось сделать открытие. Всё там же — в Германии. Юлия обнаружила ноты трёх рубинштейновских сонат, трёх пьес для скрипки и фортепиано и напала на след сочинения «Романс и каприс для скрипки и струнного оркестра».

Будучи на гастролях в Берлине, она выкроила несколько дней, чтобы поработать в библиотеке Гумбольдтовского университета. Сидела там с утра до вечера, разыскивая потерянные сочинения Рубинштейна.

К огорчению Юлии, в берлинской библиотеке нашёлся только клавир пьесы «Романс и каприс». Но на помощь русской скрипачке пришла сотрудница немецкой читальни, которая, пробив по базе данных адрес, выяснила, где может находиться искомая партитура. Оказалось, в земельной библиотеке городка Детмольд в Северной Рейн-Вестфалии. Прямовой сказали прямо: «Чтобы получить копии нот, нужно делать заказ. Однако успех никто не гарантирует, поскольку доподлинно неизвестно, сохранилась партитура или нет».

Ноты в подвале

И тут к поискам подключился поэт, доктор естественных наук Борис Шапиро, с 1975-го проживающий в Германии. Напомним: Антон Шароев и оркестр «Камерата Сибири» в конце прошлого года исполнили в Тюменской филармонии ораторию «Последняя капля слова», написанную композитором Владимиром Пороцким и поэтом Борисом Шапиро. Совместный творческий процесс помог установить дружеские связи.

Недавно Юлии Прямовой пришло письмо от Бориса Израилевича и конверт с диском, на который были скопированы ноты пьесы «Романс и каприс». Для того, чтобы распечатать партитуру, понадобилось около шести часов. Принтер едва не перегрелся.

А вот, что написал в своём письме Шапиро. Если верить истории, которую ему поведала старший библиотекарь детмольдского книгохранилища, сочинение Антона Григорьевича Рубинштейна дожило до наших дней благодаря неравнодушным людям и счастливому стечению обстоятельств.

«Эти ноты — рукописный оригинал и первое издание лейпциг-ского издательства Зенфа — находились изначально в музыкальной библиотеке, основанной когда-то Фридрихом Великим в Потсдаме, — сообщает Борис Израилевич. — Когда к власти в Германии пришли нацисты и стало ясно, что они готовят погром общей культуры и будут выжигать из библиотек всё, что не соответствует их идеологии и что, особенно, «пахнет» еврейством, то сотрудники библиотек с риском не только для карьеры, но и для жизни, стали спасать всё, что звучало как еврейское, а в особенности рукописи и редкости. То, что Антон Рубинштейн был христианином, нацисты не стали бы принимать во внимание. Им было бы достаточно того, что фамилия Рубинштейн — типично еврейская.

Эти ноты были спрятаны в папке с нейтральным обозначением и отвезены в запасники детмольдского книгохранилища, где и долежали в подвале до проекта по «изучению книжного и рукописного сокровища объединённой Германии». 13 лет назад эти ноты Рубинштейна были обнаружены и впервые попали в электронные каталоги.

Я чувствую себя счастливым от того, что мне довелось принять участие в возвращении этого произведения в музыкальную жизнь. Самое важное, о чём никогда не следует забывать, — это то, что только Культура и личная инициатива Человека могут по-настоящему противостоять и бандитизму, и уничтожению цивилизации».

Исполнительная ученица

Из найденных в Германии произведений Рубинштейна Юлия Прямова (в дуэте с Марией Блажевич) уже сыграла одну сонату на сцене филармонии в декабре 2012 года. Вторую она исполнит 21 февраля. А третью — 25 апреля. Премьера пьесы «Романс и каприс» запланирована на 17 мая 2013-го.

— Мне хочется, чтобы сочинения Антона Рубинштейна ожили, чтобы их исполняли и в дальнейшем, — говорит скрипачка.

Юлия Прямова не из музыкальной семьи. Её мама когда-то мечтала заниматься музыкой, но у неё не получилось — по ряду жизненных обстоятельств. Свою дочь она прочила в пианистки. Однако к лету набор в класс фортепиано в музыкальной школе уже был завершён. Прямову и её брата взяли на скрипку.

— Брат уже через месяц перестал ходить на занятия. А я осталась. Очень исполнительная всегда была, — сообщает Юлия.

Она окончила колледж искусств и поступила в Тюменский институт культуры на специальность «менеджер культуры». Одновременно получала образование на юридическом факультете в ТюмГУ. «Учиться всегда нравилось», — объясняет она. После Прямову, уже обладательницу двух вузовских дипломов, зачислили в Екатеринбургскую консерваторию в класс к Антону Шароеву.

— Теперь я учусь в аспирантуре. После защиты диссертации буду кандидатом искусствоведения, — улыбается Юлия. — Все эти специальности мне пригождаются. Знания менеджмента в том числе. Я же директор оркестра «Камерата Сибири». Помимо музыки занимаюсь административными делами, а также являюсь концертмейстером коллектива.

Полное совпадение

— Изучая творчество Антона Рубинштейна, я нахожу у этого человека много общего с Антоном Шароевым, — делится Прямова. — Даже характер у них схож. Антон Григорьевич был вспыльчивым. И Антон Георгиевич может полыхнуть.

Шароев кивает:

— У Рубинштейна был случай, когда на него обиделись три хористки в консерватории. Он сказал им что-то такое на репетиции, и они выскочили из зала. Потом подначили своих коллег, весь хор стал выступать против руководителя. Кончилось тем, что мой прадед подал заявление об уходе. И уехал в Вену, где управлял симфоническим оркестром.

— А масштаб этих личностей! — дополняет Юлия. — Рубинштейн — основатель Русского музыкального общества, Петербургской консерватории, виртуоз-пианист, преподаватель. Шароев тоже большой музыкант (подарок для Тюмени!), очень деятельный и требовательный человек, как и его прадед. Педагог, основатель камерных оркестров! А ещё у прадеда и правнука одинаковые руки! В Санкт-Петербургской консерватории мы видели слепок кисти Рубинштейна. Когда Шароев приложил к нему свою руку, оказалось полное совпадение!

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№192 (5400)
28.10.2011
Ирина Тарабаева
Тюменцы повезут «Христа» в Иерусалим
№10 (5218)
25.01.2011
Ирина Тарабаева
Оперу «Христос» ждут в храме царя Давида

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"