25 мая 2025     

Экономика   

О первой роли "второго эшелона"

В начале июня нынешнего года в Тюменской области произошло знаменательное событие — добыта очередная, уже девятая, миллиардная тонна нефти. В людях, связавших свою судьбу с нефтегазовым комплексом Западной Сибири, это вызывает чувство профессиональной гордости и искренней человеческой радости. Радуюсь и я, поскольку 22 года отработал в нефтегазопереработке — неразлучной спутнице нефтедобычи.
Дело в том, что из одной тонны нефти выделяется в среднем 50 кубометров углеводородного газа. На промысловых установках он отделяется от нефти и далее, по сборным трубопроводным сетям, подается на газоперерабатывающие заводы. В числе оценочных показателей нефтепромысловой деятельности существует коэффициент утилизации попутного газа, представляющий количество используемой части углеводородного сырья в процентах от добытого объема.
Сегодня в нашем регионе работает десять крупных газоперерабатывающих заводов (ГПЗ), более двадцати промысловых и магистральных компрессорных станций, связанных тысячами километров газопроводов.
Отряд газопереработчиков приходит в нефтепромысловый район «вторым эшелоном». Еще до них начинается промышленная эксплуатация месторождения, определяются геологические запасы и ресурсы попутного газа. Так произошло и в Западной Сибири. Дирекция строящихся газоперерабатывающих заводов была образована лишь в 1971 году. Дислоцировалась она в Нижневартовске, и руководил ею выходец из башкирских газовиков Альфред Георгиевич Разумовский. Небольшой коллектив дирекции менее чем за год организовал проектирование первых трех заводов — Нижневартовского, Южно-Балыкского и Сургутского, провел выбор площадок под них.
Мое знакомство с сибирскими коллегами состоялось в мае 1973 года. Яф руководил пуско-наладочным управлением, располагавшимся в Альметьевске — столице татарских нефтяников, когда получил команду начать подготовку к пуску первой очереди Нижневартовского ГПЗ. Мне показалось, что команда несколько преждевременна, так как по опыту знал: от момента выдачи задания на проектирование до пуска завода такой мощности требуется не менее четырех лет. Оказавшись на месте, ознакомившись с особенностями организации работ, убедился, что привычные принципы и нормативы в условиях Западной Сибири неприемлемы. Пришлось срочно укомплектовать пусконаладочную бригаду из профильных специалистов в составе 40 человек. Она стала ядром эксплуатационного персонала первой очереди завода, пуск которой состоялся в декабре 1974 года.
В 1975 году на базе уже действующего Нижневартовского ГПЗ, управления транспортировки газа и жидких углеводородов (УТГиЖУ), строящегося Южно-Балыкского ГПЗ и ряда инфраструктурных предприятий образовалось производственное объединение «Сибнефтегазпереработка» (ПО «СНГП»). Наделенное статусом юридического лица, оно стало единым заказчиком по строительству и базовым — по эксплуатации предприятий, предусмотренных генеральной схемой развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, предназначавшихся для утилизации нефтяного газа.
Много лет объединением руководили генеральный директор Алексей Ильич Воривошкин и главный инженер Леонид Ермолаевич Алатырев. Прошедшие в газопереработке путь от рабочих до руководителей, они обладали большим профессиональным и организаторским опытом. Собственно, иных-то в Западную Сибирь и не направляли. Им удалось поставить дело так, что начиная с 1976 года новые производственные мощности вводились в эксплуатацию каждый год. Для сооружения объектов газопереработки к объединению был прикреплен строительно-монтажный трест «Мегионгазстрой».
Еще в 1972 году, при посещении нефтяных промыслов Западной Сибири, председатель Совмина СССР Алексей Николаевич Косыгин в числе наиболее крупных недостатков указал на недопустимо низкий уровень утилизации попутного газа. В тот период на промысловых факелах сжигалось порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. По товарной ценности это эквивалентно 8 миллионам тонн нефти. После визита Косыгина последовал ряд распоряжений и постановлений, в одном из которых предусматривалась закупка трех полнокомплектных газоперерабатывающих заводов суммарной мощностью 10 миллиардов кубометров газа в год. Площадка под один четырехмиллиардный комплект была выбрана в районе промысловой деятельности НГДУ «Сургутнефть», второй такой же комплект был привязан к Белозерному месторождению, в 70 километрах от Нижневартовска, а двухмиллиардный комплект был использован на Нижневартовском ГПЗ в качестве его четвертой очереди.
В 1976 году создается новое дочернее подразделение ПО «СНГП» — «Дирекция строящихся Южно-Балыкского и Сургутского газоперерабатывающих заводов». Местом ее дислокации стал Сургут. Такое решение возникло в связи с тем, что эти две стройки поручались Управлению строительства Сургутской ГРЭС. В июне того же года меня назначают руководителем этой дирекции. Южно-Балыкский ГПЗ был уже на стадии монтажа основного технологического оборудования и на 50 процентов укомплектован эксплуатационными специалистами. В июне 1978 года состоялся пуск его первой очереди.
Жаркие времена наступили и на строительстве Сургутского ГПЗ: вводились в эксплуатацию объекты инженерного обеспечения и лабораторно-бытовые помещения, началась поставка комплектного импортного оборудования. Для строителей открылся широкий фронт работ по сооружению сложных и высокоточных фундаментных оснований под оборудование. С задачей они справились с честью. В период установки, монтажа и сборки оборудования не было ни одного случая несовпадения размеров, отметок или межанкерных расстояний, что вызывало восхищение даже у иностранных шеф-монтажников. Эту ювелирную работу осуществляли специалисты передвижной механизированной колонны, которую возглавлял Анатолий Степанович Хабаров. Сегодня он — заместитель управляющего легендарного треста «Уралэнергострой».
В соответствии с директивным планом пуск первой очереди Сургутского ГПЗ состоялся в декабре 1980 года. Одновременно был введен и Белозерный ГПЗ. Таким образом, к финишу десятой пятилетки ПО «Сибнефтегазпереработка» имело четыре действующих завода, суммарная мощность которых составила 12,5 млрд. кубометров газа в год.
Суммарная мощность всех заводов, расположенных в других нефтяных районах страны, была примерно такая же. Но и при этом мы все еще оставались в роли догоняющего, так как темпы роста объемов нефтедобычи и, соответственно ресурсов, попутного газа, были несравнимо выше, чем сооружение мощностей по его утилизации.
Существенный положительный результат был достигнут лишь к концу следующей пятилетки, когда были введены новые заводы: Локосовский, Ноябрьский, Красноленинский, Губкинский, вторые очереди Сургутского и Белозерного; промысловые компрессорные станции: Варьеганская, Холмогорская, Мамонтовская, Правдинская, Когалымская, Тарасовская, Лянторская.
Коэффициент утилизации попутного газа с 63,3 процента в 1980 году поднялся до 80,1 процента к 1987 году. Мы были полны уверенности, что в ближайшие 2-3 года достигнем максимально возможного в мировой практике уровня — 95 процентов. Но нашим ожиданиям не суждено было сбыться. Страна вступила в полосу «перестройки»: директор госпредприятия стал выборным, как председатель колхоза, а высшим органом предприятия — совет трудового коллектива, чем-то напоминавший булгаковский «Домком». Далее начался переход к рыночной экономике, акционирование, приватизация и децентрализация планирования в базовых отраслях экономики. Перестали работать требования закона о недрах, в том числе касающиеся утилизации попутного нефтяного газа.
Промысловикам стало выгоднее его сжигать, чем собирать и поставлять на переработку. К середине 90-х годов объемы утилизации упали более чем в два раза, заводы загружались на 30-35 процентов проектной мощности. К счастью, эта беда не коснулась Сургутского ГПЗ. Он продолжал работать при полной загрузке сырьем. Более того, продолжал строить и вводить новые мощности, планировавшиеся еще при социализме. Справедливости ради следует сказать, что благоприятные условия нам создавал поставщик сырья — ОАО «Сургутнефтегаз». С переходом на рыночные принципы он не стал пересматривать условия поставок, как это делали другие нефтяные объединения. Сургутские нефтяники, зная, что мы сооружаем новые мощности под их газ, не имея централизованного финансирования, устанавливали льготные цены, обеспечивающие заводу прибыль на нужды капитального строительства. Руководитель объединения Владимир Леонидович Богданов в тот сложный период проявил высокую профессиональную и гражданскую ответственность и дальновидность, не допустил ни малейшего отступления от требований закона о недрах, в том числе и касающихся попутного газа. В то время, когда повсеместно происходило падение коэффициента утилизации, в объединении Богданова он продолжал расти. Более того, в период приватизационных баталий он выкупил Сургутский ГПЗ с его Лянторским производством и стал единственным среди нефтяных компаний собственником газоперерабатывающих мощностей, способных утилизировать 9,5 миллиарда кубометров газа в год. Трудно себе представить, чтобы эти мощности могли простаивать!
Закономерный результат таков, что у «Сургутнефтегаза» уже много лет утилизация попутного газа на уровне предельно возможного — 90-95 процентов. В то же время у большинства его коллег, промышляющих на нашей территории, этот показатель находится на уровне позорных 70-х годов прошлого века.
Лишь два года назад в правительственных кругах вспомнили об этой теме. На одной из встреч Владимира Владимировича Путина с представителями нефтяного бизнеса зашел разговор о необходимости разработки мероприятий, предусматривающих решение проблемы попутного газа. Другими словами, дали срок, правда, еще неопределенный, в течение которого можно добывать нефть с нарушениями закона о недрах.
Было бы уместно напомнить: недра принадлежат всему обществу, а не только команде старателей. А государство обязано защищать в первую очередь интересы общества и его будущих поколений. В подобных случаях, когда цена вопроса измеряется миллиардами в любой валюте, неопределенность, нерешительность в действиях органов власти недопустимы.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"