2 мая 2024     

Экономика   

В каждый километр — миллион рублей

Извечной проблеме, вписанной в одну из главных российских бед еще в позапрошлом веке, не видно конца и края. Что сегодня предпринимается для ее решения на региональном уровне, журналистам местных и центральных СМИ рассказал начальник областного управления автомобильных дорог Алмаз ЗАКИЕВ.
У села, за околицей...
Более пятнадцати тысяч километров дорог пролегают по нашему региону. В их числе девять тысяч областного значения, шесть — муниципального и тысяча — федерального. 340 мостов на областных дорогах и десятки мостиков и мосточков на муниципальных составляют их «инфраструктуру». Это одна из самых разветвленных и объемных дорожных сетей в России и самая крупная среди прилегающих регионов. Но при этом только из областных дорог две тысячи километров — грунтовые. «Не дороги, а направления», — подтвердил известную истину Алмаз Рашитович. Около 300 деревень, в которых проживают не менее десятка тысяч человек, не имеют сегодня выхода на асфальт. И перспектив мало, так как сами деревни из разряда неперспективных. По договорам с муниципалитетами эту проблему пытаются решать. По крайней мере, к деревням покрупнее, где сельское хозяйство еще как-то развивается, подъезды с твердым покрытием стараются подвести. Вообще усиленное внимание к периферии со стороны областных властей стало особенностью в дорожном деле этого года. В результате уже к настоящему времени, задолго до окончания сезона, отремонтировано 200 км муниципальных дорог, построено три моста, в районных центрах отремонтированы и благоустроены двенадцать площадей, скверов, спортивных площадок, то есть зон отдыха, чем раньше дорожники практически не занимались.
Впечатляют объемы на областных дорогах: 120 километров построено, 400 отремонтировано, вводится четыре моста. Продолжаются работы на трассах Вагай — Аромашево и Ялуторовск — Ярково (на них пока остаются грунтовые разрывы). Первая уже в этом году полностью оденется в твердое покрытие, вторая — в следующем. Эти дороги имеют огромное значение для всей области. Во-первых, сокращают расстояние для северян при поездках за пределы региона, во-вторых, разгружают от транзитного транспорта областной центр. Увы, не влияют сегодня местные дорожные строители на состояние федеральных трасс — новый Бюджетный кодекс отлучил их от такой заботы. Средств федерального бюджета на содержание трассы в надлежащем состоянии явно не хватает. По словам Закиева, в ближайшие годы планируется ее только ремонтировать, расширение возможно в лучшем случае после 2015 года. А ведь эта тысяча километров и для местных жителей — по существу — дорога жизни.
По северным просторам
Большие и местами уникальные дорожные проекты осуществляются в автономных округах. В их числе реконструкция дорог Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск, Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой — Надым. После завершения строительства заключительного участка самой северной трассы появилась возможность на автомобиле проехать из Тюмени до Надыма за полутора суток. Эта дорога получит продолжение до Салехарда, строительство начато. Дорога очень важная — свяжет всю территорию Ямало-Ненецкого округа. Но и очень сложная и длительная по строительству — по тундре предстоит проложить 320 километров. Готов проект моста через Обь в районе Салехарда. Это будет уникальное сооружение протяженностью более двух километров. Не менее важна дорога Тюмень — Нижняя Тавда — Мортка Ханты-Мансийского округа. Во-первых, она значительно сокращает путь из западных районов Югры на «большую землю», во-вторых, ее уже именуют продолжением будущей трассы на западе округов, которая будет строиться в рамках мега-проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Правильнее было бы назвать дорогу на Мортку началом той мега-трассы, так как создание транспортной системы Приполярного Урала начнется со строительства железной дороги, начало автомобильной предполагается на середину второго десятилетия. И вот когда это все построится, до Салехарда автомобилем будет рукой подать — 1300 километров.
Столичные развязки
На автомобильных дорогах Тюмень — крупный транспортный узел. Здесь пересекаются пан-европейский Берлин — Владивосток, сибирский (с севера нашей области) коридоры и федеральная трасса со стороны Кургана. Вывести транзитный транспорт из города — одна из важнейших задач дорожных строителей. Сегодня действует южная объездная дорога, реконструируется западная, завершается строительство северной, в ближайшей перспективе — восточная. Это, конечно, облегчит страдания транзитников, но на ситуацию в столице региона не сильно повлияет.
Тюмень, став крупным современным городом, естественным образом со всеми прелестями урбанизации обрела дорожные пробки. В этом году здесь планируется фрезеровать и уложить асфальт на 44 километрах городских дорог, построить 50 километров новых и капитально отремонтировать 30 км. Но по всем расчетам предполагалось, что в городе будет 70 автомобилей на тысячу человек. Сегодня их 350! Только своих. Плюс масса из округов. В общем, пришлось даже принимать специальную программу «Антипробка». Она предполагает расширение городских магистралей, строительство новых улиц, мостов и транспортных развязок. Расширение во многих случаях за счет зеленых насаждений. Но, как пояснил г-н Закиев, все уничтоженное в обязательном порядке компенсируется новыми посадками. И предположил, что для экологии вырубки являются меньшим ударом, чем увеличение пробок.
Для жителей областной столицы и ее постоянных гостей будет интересно узнать, что в недалеком будущем должны исчезнуть автомобильные заторы на ул.50 лет Октября. На перекрестках с улицами Профсоюзной, Мельникайте и Пермякова она уйдет в тоннели. Расширятся улицы Республики, Харьковская и Одесская. В следующем году завершатся работы на развязке в районе «Стрелы». А дальше... Дух захватывает от смелости инженерной мысли. Тюмень получит первую двухэтажную проезжую часть почти целой улицы — по Профсоюзой до Харьковской. Претерпит изменения совмещенный мост — здесь появится еще один автомобильный переход, который продолжится переустройством дороги до Велижанского тракта. В общем, планов громадье, и большинство из них подлежат реализации в самой ближайшей перспективе.
Во что это выльется?
Ни для кого не секрет, что дорожное строительство в наших условиях очень дорого. Главный компонент его — щебень. Весь, до последнего камня, привозной. Пробовали расширить применение местного материала. Построили небольшой участок из смеси местного грунта, цемента и стабилизатора в Сорокинском районе. Не получилось — трещины пошли почти сразу и ямы не заставили себя долго ждать. Вообще, как заметил Закиев, технологии в дорожном строительстве меняются в основном за счет применения новой техники, набор материалов на протяжении многих десятилетий остается неизменным. Но значимость автомобильного транспорта возрастает с каждым годом, соответственно, растут и расходы на дорожное строительство. В этом году, в частности, по оценкам Алмаза Рашитовича, из всех источников финансирования (большая часть по программе «Сотрудничество») будет израсходовано 15-20 миллиардов рублей. Дорог же в области, как говорилось выше, 15 тыс. км. И получается усредненная стоимость каждого километра как минимум миллион рублей. Возможно, и больше. Такой большой разбег в прогнозах финансирования оттого, что регулярно уточняется бюджет, цифры пересматриваются, как правило, в сторону увеличения. В итоге точную окончательную сумму можно будет назвать лишь по окончании года.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"