25 мая 2025     

Культура   

Скромный «Вереск»

Глаза на затылке

Жители района, прилегающего к ДК, прознав об этом, повели в коллектив своих непосед. Заработало сарафанное радио: «Там такая руководительница, ух! Ребятишки в восторге. С занятий уходить не хотят».

— Не хотят, — подтверждает Елена Шарова (в девичестве Уфимцева), предводительница танцующих детей. — Иногда доходит до смешного. Мама звонит дочке и спрашивает: «Может, тебе раскладушку в «Торфяник» принести?» Мне кажется, они тут ночевать готовы.

Елена с улыбкой кивает на сцену, где скачут под музыку около ста человек: от трехлетних карапузов до восемнадцатилетних «лбов». Головокружительные телодвижения, которые они демонстрируют без остановки, называются здесь «веселухой».

— Надо же им когда-то отдыхать, — пожимает плечами Шарова. — А по-другому они не могут…

Через несколько минут она хлопает в ладоши и зычным командирским голосом отдаёт распоряжения: малышам переодеваться и шагать на выход (уже родители заждались), девочкам из старшей группы быстро повторить номер — и в костюмерную, готовиться к выезду (сегодня попросили выступить в одном из развлекательных центров).

— Нам обещали обед! — замечает Елена. — Я в таких случаях всегда требую, чтобы моих детей покормили.

Кстати, Шарова не оговорилась — всех учеников она считает своими детьми. Ведь растут они у неё на глазах. А глаз у Елены много. Есть, говорит, даже на затылке. «Мутация» произошла с годами. Когда вокруг тебя постоянно столько ребят, попробуй усмотри за всеми!

Собственница

Всё началось в 1995 году, когда выпускницу Тобольского училища искусств и культуры им. Алябьева пригласили в ДК «Строитель». Ей предложили взять под крыло готовый ансамбль, оставшийся без педагога.

— Из этого коллектива ко мне пришли всего пять человек. Остальные даже не пожелали познакомиться, — делится Елена. — Но это нормально. Дети привыкают к одному руководителю. Поэтому я набрала новичков. Признаться, мне всегда хотелось работать с детками. Подумывала устроиться педагогом в школу. Но… у меня у самой была потребность танцевать. Вот я и решила: буду танцевать вместе с детьми!

Название коллектива родилось только в 1997-м. Варианты перебирали разные, в конце концов остановились на «Вереске». Шарова комментирует выбор так:

— Это скромное растение, такое же, как мы сами. И мы тоже тянемся вверх.

Семь лет скромные танцоры провели в «Строителе». Ушли оттуда по собственной инициативе. Причиной стала частая и порой внезапная отмена занятий. Дорогу танцующим детям «перебегали» то кошки, то собаки, выставки которых в то время «подкармливали» дворец.

Началась у «Вереска» скитальческая жизнь. Танцевали в дет-ском центре «Алёнушка». Потом нашли приют во Дворце искусств «Пионер». На время его реконструкции переезжали в «Геолог», после — вернулись. Наконец, перебрались в «Торфяник».

— Конфликтов с директорами и сотрудниками этих учреждений у меня никогда не было, — утверждает руководитель ансамбля. — Меня всё устраивало, кроме того, что там везде особые правила и требования. А я, видите ли, собственница! Так устроена: хочу сама быть хозяйкой своего дела.

— А в «Торфянике» вам какие условия предложили? — интересуюсь.

— Условия — класс! Костюмерная есть. Сцена большая. Нам даже два комплекта костюмов здесь сшили!

— Так, может, хватит путешествовать?

— У меня есть мечта. Хочу организовать свою школу по всем правилам: с лицензией и отдельным помещением, — признаётся Елена. — Но всё упирается в деньги. Вот если бы нашёлся богатый человек, которому мы понравились бы…

Железная дисциплина

Что-что, а нравиться танцоры из «Вереска» умеют не только доброжелательным зрителям. Свидетельством тому огромная папка, в которой хранятся дипломы, полученные ансамблем на всевозможных конкурсах и фестивалях. Среди них Гран-при, взятый на «Кинотаврике» в Сочи, и золотая медаль Всероссийского детского центра «Океан», привезённая из Владивостока. Профессиональное жюри высоко оценивает мастерство тюменских ребят. Этой зимой коллектив побывал на международном конкурсе в Москве.

Старшая и средняя группы ансамбля стали лауреатами I степени.

— Кто-то считает, что у нас танцевальный кружок и это всё несерьёзно. Как же! Мы столько лет танцуем! — восклицает Шарова. — На конкурсах, бывает, соперники выключат музыку прямо посреди номера. Так дети доводят танец до конца, ни разу не сбившись! У нас железная дисциплина. И она даёт результат. Например, позовут завтра танцевать на празднике. Мои танцоры будут готовы!

— Я приучила детей слушать только меня, — продолжает она. — Это не прихоть. Необходимость. Иначе проблем не оберёшься. Помню наш первый концерт в «Геологе». Когда выступление закончилось, отправила ребят переодеваться. Сама лишь на минутку задержалась. В это время какой-то «умненький» дядя, услышав, как меня зовут, встретил детей, идущих к гримёркам, со словами: «Быстро на третий этаж, там Елена Викторовна подарки раздавать будет!» Те бросились вверх по лестнице, а дядя — в гримёрки. Очистил детские сумочки от только-только появившихся тогда сотовых телефонов и «лишних» денег. После этого я ввела строгое правило: слушать только меня! Теперь они у меня, как солдаты. Ведущий, допустим, говорит им: «Идите на сцену». А они: «Нет! Елена Викторовна велела ждать!» И с места не сдвинутся.

Сейчас у Елены Шаровой занимается около 120 ребят. Не все они, разумеется, входят в основной состав «Вереска». Малыши пока познают азбуку танца. Но общему порядку подчиняется здесь каждый. Танцоры постарше помогают педагогу на занятиях с младшей группой. И никто никого не обижает. Шарова сумела сдружить детей между собой.

Работать с такой оравой в одиночку, конечно, непросто. Елена, обладающая потрясающей энергетикой, пока справляется. Однако когда к ней на подмогу пришли её же выпускники, она от помощи не отказалась.

— Дети смотрят на этих ребят с открытыми ртами. Видят, чему те научились, и у них просыпается твёрдое желание достичь таких же результатов, — объясняет она. — Да и мне хорошо: есть возможность переключиться на другие дела. На своих людей я могу положиться. Они наши строгие правила знают…

Ноздрями в книжку

Сама Шарова «прививку» дисциплины получила у известных в Тюмени педагогов Валерия и Галины Арцер. В школу искусств её привели родители.

— Налево был музыкальный класс, направо — хореографический, — вспоминает Елена. — Мама сказала, что отдала бы меня на фортепиано. Папа заявил, что ему без разницы. А я в это время никак не могла устоять на месте, всё подпрыгивала. В итоге решили попробовать меня и тут и там. Я оказалась в списках хореографического класса. Ездила на занятия с Войновки. И жила в сумасшедшем режиме. Сначала бежала в обычную школу, потом домой, бросала сумку, мчалась на танцы. Возвращалась в 10 часов вечера и учила уроки, уткнувшись ноздрями в книжку. По школьным предметам успевала, конечно, не очень. Было дело: на двойки скатилась. Из-за этого пришлось даже от школы искусств отказаться. Целую четверть там не появлялась! Но позвонила Светлана Сапожникова, мой педагог по классике, сказала родителям: «У вашей дочери есть будущее!» И я вернулась.

После 9-го класса Шарова с радостью распрощалась с опостылевшей общеобразовательной школой и рванула в Тобольск. Вернувшись в Тюмень, поступила в институт искусств и культуры и снова попала в руки Арцеров.

— Не думала, что будет так: ни поспать, ни отдохнуть, — со смехом признаётся Елена. — В 8 часов утра я уже стояла у станка. В 15-30 освобождалась и ехала на работу в «Строитель».
А потом снова возвращалась в институт на занятия по ансамблю. Домой попадала к ночи. Пальцами держала веки, чтобы списать лекцию.

Настоящая любовь к танцам сродни неизлечимой болезни. Она причиняет и боль, и наслаждение. Становится образом жизни. Для Елены Шаровой это так. Для многих её воспитанников тоже.

— Помню трёх своих девчонок, которых родители отправили учиться на бухгалтеров, то есть получать «серьёзную профессию». Ну и что? Те окончили институты и всё равно вернулись к танцам. Одна, знаю, работает хореографом где-то в детском саду.

— Думаю, невелика зарплата хореографа. Вот вам на жизнь хватает? — спрашиваю.

— Хватает! — уверяет Елена. — Я не зациклена на деньгах. Надо творить, а не рубли считать…

«Вереск» работает на праздниках, народных гуляньях, даёт сольные концерты. Иногда ансамбль выступает платно, что наряду с добровольными родительскими взносами позволяет сохранить некую независимость. Заработанные деньги идут на пошив костюмов, конкурсные поездки.

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Комментарии к статье

Владислав Ахмадинуров: 08.04.2013 21:28
Ахмадинуров Владислав Вадимович самый лучший преподаватель. А зарплата у него не очень, я бы повысил.

Статьи по теме

№56 (5733)
02.04.2013
Ирина Тарабаева
Мастерство молодых
№53 (5730)
28.03.2013
Ирина Тарабаева
Жрецы мелодий древних

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"