Морского побережья, конечно, в Югре днем с огнем не сыскать. Но во всем остальном северная автономия готова поспорить с южным краем.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD78.7185EUR92.4138
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +24...+26 °C | |
Ханты-Мансийск | +23...+25 °C | |
Салехард | +19...+21 °C |
Экономика
Ханты-Мансийск готов заменить Сочи
Морского побережья, конечно, в Югре днем с огнем не сыскать. Но во всем остальном северная автономия готова поспорить с южным краем. В привлечении инвестиций, динамике развития, качестве жизни, приеме глав государств, гостей всех рангов, проведении саммитов, чемпионатов, прочих масштабных мероприятий... Может при случае и зимнюю Олимпиаду организовать.Топливо для локомотива
VII Международный инвестиционный форум “Сочи-2008" Ханты-Мансийский автономный округ и его губернатор Александр Филипенко постарались на все сто процентов использовать для общения с министрами, бизнесменами, ”денежными мешками". И для бесплатной рекламы намеченного на середину октября V Международного форума “Югра-2008". Дело даже не в том, что большинство инвесторов со своими рублями, долларами и евро по традиции перекочуют с олимпийского юга на нефтяной север. Заявленная на северном форуме тема ”Региональная Россия. Модель-2020" является логическим продолжением начатого в Сочи обстоятельного разговора об “инвестиционных проектах российских регионов — локомотивах развития региональных экономик”.
Сам премьер Владимир Путин на сочинском форуме в качестве приоритетных задач, стоящих перед правительством, обозначил “устранение ограничений и создание стимулов для привлечения инвестиций, а также развитие конкуренции и антимонопольных механизмов”. Но едва ли не самое главное, со сцены зимнего театра премьер призвал министров добиться “сбалансированного регионального развития, создать новые центры роста и, конечно же, поднять качество государственного управления”.
(фото2)После такого премьерского зачина министр регионального развития Дмитрий Козак, открывая конференцию, подчеркнул, что наращивание частных инвестиций — единственно возможный путь сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов. Впрочем, на этом пути немало проблем, требующих незамедлительного решения. Здесь и инфраструктурные ограничения, и пресловутые административные препоны.
— Уже три года как мы запустили потенциально мощный механизм инвестиционного фонда, направленный на поддержку конкретных проектов, — продолжает перечислять проблемы министр. — Но есть ощущение, что его потенциал используется процентов на десять. Правительству так и не удалось пока построить простую открытую структуру выбора проектов. Отсюда и недоверие регионов, инвесторов. Не добавляют оптимизма и постоянно меняющиеся правила игры. Каждая новелла в совершенствовании механизма приводит к задержке финансирования.
К разговору о “локомотивах” модератор привлек губернатора Югры Александра Филипенко, президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, глав крупнейших российских и иностранных компаний. Но для начала Дмитрий Козак попросил озвучить свои думы относительно государственно-частного партнерства “председателя профсоюза олигархов” Александра Шохина.
Плюсы глобального кризиса
Александр Шохин начал с... плюсов глобального кризиса. О его минусах и без того сказано немало. Но кризис при всей нервотрепке дает редкий шанс модернизировать рыночные механизмы. И это безусловный плюс. Кризис позволяет повысить эффективность использования бюджетных инструментов. А дыр у нас тут предостаточно.
“Профсоюз олигархов”, как окрестил его Дмитрий Козак, подготовил увесистый доклад по совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства. И в ближайшее время представит его в Министерство регионального развития. Тот же инвестиционный фонд, например, — единственный институт развития, который не является таковым по определению. Это лишь часть федерального бюджета, причем незначительная. РСПП предлагает правительству пересмотреть подходы к его формированию, преобразовав инвестфонд в фонд прямых инвестиций с управляющей компанией, которая и будет им рулить. А кредитование инфраструктурных проектов — передать Внешэкономбанку.
Необходимо изменить подход и к финансированию отобранных инвестфондом проектов. По существующим условиям на каждый бюджетный рубль заявитель должен привлечь несколько рублей частных инвестиций. Но, сказав “а”, государство напрочь забывает остальные буквы алфавита. Выделив деньги на разработку документации, оно никоим образом не гарантирует поддержку на следующем, самом дорогом этапе — реализации проекта. А без подобной гарантии чрезвычайно сложно привлечь требуемые миллиарды, соблазнив инвесторов. Ведь осилить масштабные проекты по комплексному освоению Приполярного Урала, Южной Якутии, Тывы, Забайкалья, прочих заповедных территорий никакому пулу инвесторов не по силам.
Следом тянутся требования по созданию “одного окна”, где бы принимали все документы, по формализации процедур оценки заявленных проектов, установлению жестких сроков их прохождения и, главное, ответственности чиновников за несоблюдение этих сроков. Хотя понятно, что и “одно окно” не избавит от волокиты. Ведомства запросто могут отправить поданные документы на второй круг.
В завершение продолжительного выступления Александр Шохин подарил модератору свежеизданную книгу Григория Остера с вредными советами непослушным бизнесменам. Заметив при этом, что не стоит прямо сейчас начинать ее чтение. Глава РСПП тем самым, должно быть, хотел сказать, что в большом зале зимнего театра Сочи собрались исключительно послушные бизнесмены, которым автор запретил читать книгу.
Кто раньше встал — того и тапочки
— Эта книга, безусловно, могла бы повеселить зал, — заметил Дмитрий Козак, предварительно полистав яркое подарочное издание и нехотя отложив его в сторону, — особенно в субботнее утро. Что касается прозвучавших предложений, то большинство из них заслуживает самого пристального рассмотрения. Нам действительно необходим принцип одного окна. Необходимы четкие обязательства всех федеральных органов власти, внятные критерии оценки проектов. Нам много еще чего необходимо менять, чтобы не получалось так, как сказал Владимир Владимирович Путин: кто раньше встал, того и тапочки. Первый приходит с любым проектом и получает государственную поддержку, следом же приносят раз в пять более эффективный проект, а мы отвечаем, что денег в инвестфонде уже нет.
Министр поддержал предложения РСПП по гарантиям государства на всех этапах реализации проекта. Ситуация, когда деньги из инвестфонда выделяются на проектно-сметную документацию без каких-либо гарантий финансирования при строительстве той же железной дороги, например, может привести к тому, что весьма дорогостоящий проект ляжет на полку, где и устареет. “Федеральный центр должен взять на себя обязательства по сквозному финансированию одобренных проектов — не только на стадии разработки проектно-сметной документации, но и на стадии реализации проекта”, — сформулировал задачу модератор и передал слово Александру Филипенко, который об инвестиционных проектах знает не понаслышке.
Нефть не вечна
Последние десятилетия благополучие Югры, а следовательно, и всей России, зиждется исключительно на нефти. Ее добыча обеспечивает свыше 80 процентов промышленного производства автономии, а также львиную долю доходов регионального и российского бюджетов. Но нефть не вечна. При существующих темпах добычи (миллиард тонн нефти — за три с небольшим года) черного золота в Ханты-Мансийском округе, по самым оптимистическим прогнозам, хватит еще лет на сто. Ну пусть даже на 150 лет, а что дальше? Над этим вопросом правительство северной автономии всерьез задумалось в середине 1990-х, вскоре после обретения конституционной самостоятельности.
Ведущая нефтяная провинция мира, по объемам добычи уступающая только Саудовской Аравии и США, шаг за шагом безо всякой поддержки Федерации на средства собственного бюджета выстраивала в регионе напрочь отсутствовавшую инфраструктуру — разветвленную сеть автомобильных дорог мирового уровня, систему цифровой связи, международные секторы в аэропортах (в автономном округе действует десяток аэропортов, четыре из которых — международные), университетские центры. Доходы от нефти позволили правительству Александра Филипенко приступить к диверсификации моноэкономики округа. Причем ставка была сделана на развитие лесопромышленного комплекса, электроэнергетики, науки, создание принципиально новых для округа отраслей, связанных с высокими технологиями, добычей твердых полезных ископаемых, фармацией, туризмом.
Немудрено, что по большинству показателей Югра является безусловным лидером или входит в тройку призеров. Валовой региональный продукт территории превысил 1,8 трлн. рублей, а вклад в бюджетную систему государства — 1,5 триллиона. Столько с превеликим трудом дают Москва и Санкт-Петербург вместе взятые. В прошлом году северяне переварили 380 млрд. рублей прямых инвестиций, нынче, несмотря на финансовый кризис, намерены перешагнуть рубеж в 400 миллиардов. Аналогов на постсоветском пространстве не существует.
— Но радоваться рано, — охлаждает пыл оптимистов реалист Александр Филипенко. — Столь огромные, почти фантастические объемы экономики требуют серьезнейшей и постоянной подпитки ресурсами. С тем чтобы не остановить паровоз. На самом деле инвестиционная емкость региона процентов на 35-40 выше имеющихся ресурсов.
И для того, чтобы изыскать недостающие ресурсы, завлечь потенциального инвестора, Югра идет на различные хитрости. Слава о богатейшем северном крае все уверенней распространяется по планете. На имидж нефтяной провинции работают многочисленные конференции, форумы, саммиты, чемпионаты мира... Округ хорошо известен и на финансовых площадках мира. Он, один из немногих российских территорий, обладает международным кредитным рейтингом: “Standart&Poor’s” включает автономию в первую тройку наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Приплюсуйте сюда благоприятный инвестиционный климат, чрезвычайно льготный режим, всевозможные компенсации и преференции, а также практически не ограниченные природные ресурсы, и вам сразу станет понятно, почему инвестор выбирает Югру.
Курица и яйцо инвестиций
Александр Филипенко только успевал загибать пальцы, перечисляя возможные сферы для приложения сил. Это не только добыча нефти, которой славна Югра. Но и глубокая переработка нефти, нефтегазохимия. Это электроэнергетика — по производству энергии автономия также абсолютный лидер в России. А в ближайшую пятилетку предстоит приумножить генерацию процентов на 60. Конечно же, строительство — промышленное, жилищное и дорожное. Самым активным образом нефтяная провинция готовится к освоению Приполярного Урала. Проектирование железной дороги вдоль его восточных отрогов в самом разгаре, на следующий год начинается прокладка стальной магистрали.
Уральский проект даст существенный толчок развитию территории. Дороги позволят вовлечь в хозяйственный оборот свыше 300 млн. кубов леса, 1,5 млрд. тонн нефти, 36 млрд. тонн угля, 59 млрд. тонн железной руды, миллиарды тонн руд цветных металлов.
Югорский железорудный концентрат при появлении “железки” окажется вчетверо дешевле мировых аналогов. Только прямой экономический эффект от снижения цен на сырье исчисляется десятками миллиардов рублей в год, или в 10 трлн. рублей за все время эксплуатации месторождений. При этом срок возврата бюджетных средств не превысит шести лет. Потому как на каждый вложенный бюджетный рубль планируется привлечь шесть рублей частных инвестиций.
— Это проект поистине национального масштаба, — резюмирует Александр Филипенко. — Он самым непосредственным образом повлияет на состояние дел в Югре и на других территориях, на экономику всей России. Хотел бы, исходя из практики, поддержать Александра Николаевича Шохина. Нужно срочно совершенствовать нормативно-правовую базу. Стадия проектирования стоит порядка 6,5 млрд. рублей. Но мы задаемся вопросом: каким образом сохранить уверенность инвесторов в реализации столь фантастического проекта? По существующей логике государство сначала тратит огромные деньги на проектирование, а потом будет думать, правильно ли их потратило и выделять ли средства из инвестиционного фонда на дальнейшее строительство.
Губернатор Югры, напомнив задачку про курицу и яйцо, постарался перелицевать ее на государство и инвестора: что здесь первично, а что вторично? “Сегодня нам необходимо собрать всех возможных инвесторов, заключить с ними соглашения, принести решения кредитных организаций, что они готовы вкладывать сотни миллиардов рублей, и только тогда правительство будет рассматривать свою часть пути. Но если изначально уже было принято решение о проектировании, то, может, правительству сделать и второй шаг, на самом берегу залимитировав необходимые ресурсы для дальнейшей реализации проекта. На наш взгляд, это должно происходить одновременно. Необходимо на основе технико-экономического обоснования принимать решение о выделении средств и на финансирование проектных работ, и на строительство. Это позволит работать с инвесторами в открытую и, главное, более эффективно. Это существенно подвигнет наши проекты вперед”, — подчеркнул Александр Филипенко.
Губернатор предложил пересмотреть подходы к отбору инвестиционных проектов. Скажем, власти Югры подготовили к реализации проект формирования мощнейшего в Приобье лесоперерабатывающего комплекса — от заготовки и переработки древесины до целлюлозно-бумажного комбината. Его стоимость 160 млрд. рублей. Правительство автономии для привлечения частных инвестиций создает собственный инвестиционный фонд. Надеется и на поддержку федералов. Ведь проект того стоит!
И вот тут выступающий умудрился использовать отведенное ему время для рекламы V Международного инвестиционного форума “Югра-2008". Он обещает стать полноценным продолжением нынешней встречи. Дмитрий Козак всецело поддержал призыв Александра Филипенко, отметив, что многие из присутствующих уже были в Ханты-Мансийске и прекрасно знают: подобные встречи на югорской земле умеют организовывать ничем не хуже, чем в Сочи.
Одновременно министр постарался уйти от куриных аналогий, лишь подчеркнув необходимость двигаться навстречу друг другу. В течение двух часов представители крупного бизнеса рассуждали о том, что удается и что мешает им на этом тернистом пути.
Тернистый путь к звездам
Александр Гнусарев, председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации, сразу же предложил государству не выпячивать грудь колесом, заявляя о некой поддержке частных проектов из инвестиционного фонда. Корпорация занимается комплексным освоением Тывы. Этот богом забытый регион по своему ресурсному потенциалу ничем не отличается от соседнего Кузбасса и Красноярского края. Просто здесь никогда не было дорог. После того как правительство поддержало проект и приняло решение о выделении из инвестфонда 49 млрд. рублей на строительство железной дороги, на первом же аукционе по лицензированию недр государство получило 42 млрд. рублей. Все предыдущие годы за эти участки никто не давал и копейки. Таким образом, страна, едва пообещав деньги, уже практически полностью окупила все будущие вложения.
Эл Джей Махон, руководитель строительного сектора компании “Базовый элемент”, устал перечислять проекты, реализуемые в России. Наиболее крупные из них — дамба и так называемый северо-западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, ГЭС и алюминиевый комбинат в Нижнем Приангарье, международный аэропорт в Сочи. Работая с государством, инвестор то и дело сталкивается с проблемами. В частности, с нежеланием компенсировать затраты, вызванные инфляцией. Во всех регионах присутствия “БазЭл” занимается развитием социальной инфраструктуры. Время героического освоения ресурсов, когда первопроходцы жили в балках и месили непроходимую грязь, давно прошло. Нынешние пионеры желают жить в человеческих условиях, хотят, чтобы их дети учились и лечились не хуже, чем в столицах. По мнению Эл Джей Махона, если частный инвестор берет на себя риски, то государство обязано платить ему за это.
Олег Тони, вице-президент “Российских железных дорог”, говорил о планах по развитию инфраструктуры. До 2030 года согласно новой стратегии в стране предстоит построить 20 тысяч километров железных дорог. Решить столь амбициозные задачи за счет одних ресурсов РЖД невозможно. В тех регионах, где вообще нет никаких дорог (а это 4 тысячи километров), решающее слово, конечно, должно сказать государство. На 10 тысяч километров высокоскоростных и межрегиональных магистралей могли бы скинуться бизнес, регионы и РЖД. Дабы профинансировать строительство 4500 километров линий к новым месторождениям, предлагают подумать о включении в стоимость лицензий на эти участки затрат на развитие инфраструктуры. Взамен инвестор получил бы часть доходов от эксплуатации магистрали.
Константин Солодухин, генеральный директор “Ростелекома”, замолвил слово за связистов, явно находящихся в тени своих коллег. Принято считать, что связисты в поддержке и инвестициях не нуждаются. В Москве, на Кубани, других развитых регионах это действительно так. За прошлый год вложения в отрасль превысили 226 млрд. рублей. И привлекли их операторы связи самостоятельно. Вместе с тем существует немало территорий, где цифровая связь и широкополосный доступ в Интернет недоступны. Даже если государство даст денег на прокладку оптико-волоконных магистралей в Камчатском крае, Чукотке, других регионах, то при передаче этих линий на баланс предприятия один налог на имущество превысит все потенциальные доходы за услуги связи.
Более того, государство приняло решение и вложило миллиарды рублей для подключения всех школ к Интернету. С момента подключения вся тяжесть по содержанию этих сетей переложена на плечи субъектов Федерации. Югре с Кубанью хорошо, они этот вопрос решили. А в большинстве регионов складывается критическая ситуация, денег на оплату нет и не предвидится. Связисты возмущаются, но рука отключить действующих потребителей у них пока не поднимается.
Дмитрий Козак ловил буквально каждое слово выступающих, прислушиваясь к предложениям и по ходу внося в них свои коррективы. Министерство регионального развития постоянно спорит с Министерством финансов по поводу поддержки проектов освоения месторождения. Доводы, что ни один инвестор не пойдет на неосвоенные территории, а плата за проданные лицензии с лихвой покроет затраты на инфраструктуру, на финансистов не действуют. Еще одна проблема кроется в том, что горизонт планирования инвестиционных проектов доходит до 2020 года, а бюджет Российской Федерации, неотъемлемой частью которого является инвестиционный фонд, планируется максимум на три года.
Впрочем, упрямство инвесторов не проходит бесследно. “Благодаря настойчивости ”Базового элемента", — отметил Дмитрий Козак, — в Санкт-Петербурге проиндексировали инфляционные затраты инвестора. Тем самым в стране был создан прецедент. И на сегодняшний день практически все проекты пересмотрены и оценены в ценах существующих лет. Рассматриваем возможность инвестирования в социальную инфраструктуру из инвестфонда. Есть целый ряд проектов, которые без вложения в социалку реализовать невозможно. При комплексной жилищной застройке, например, перекладывание на бизнес строительства школ приводит к удорожанию квадратного метра".
— Вопрос качества стратегического планирования инвестиционных проектов, — продолжал министр, — чрезвычайно актуальный. Когда за счет бюджета расширяем сеть бюджетных учреждений, объектов транспорта, связи, которые должны в дальнейшем финансироваться за счет регионов и муниципалитетов, мы зачастую забываем, что денег на их поддержание у муниципалитетов просто нет. Сегодня уже звучало, что мы стоим перед выбором: как обеспечить добросовестную конкуренцию за ресурсы в условиях дефицита средств, как ранжировать поступающие в инвестиционный фонд предложения, чтобы не было злоупотреблений. Ведь идей всегда больше, чем денег.
Разговор так и остался незаконченным. Но он обязательно будет продолжен в Ханты-Мансийске. На V Международном инвестиционном форуме “Югра-2008".
Вредные советы непослушным бизнесменам от Григория Остера
Если ты с друзьями пилишь
Государственный бюджет, Выбирай куски помельче
И почаще уноси.
Запускайте смело руку
В государственный карман —
В тесноте и страшной давке
Не заметит вас никто.
Чем большими средствами
Вы обладаете,
Тем выше возможные риски.
Поэтому
Не лучше ли сразу
В проекте убыточном,
Не мешкая, все потерять, Чтоб не мучаться.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.