Сегодня разговор пойдет о развитии предпринимательства как в стране, так и в отдельно взятом городе. Наш собеседник — Владимир Панов, заместитель главы администрации города Губкинский по экономике.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD78.7185EUR92.4138
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +24...+26 °C | |
Ханты-Мансийск | +23...+25 °C | |
Салехард | +19...+21 °C |
Экономика
Малый бизнес: уточняем правила игры
Расхожая поговорка «новое — давно забытое старое» применима ко многим сторонам жизни. И время часто доказывает ее правоту. Сегодня разговор пойдет о развитии предпринимательства как в стране, так и в отдельно взятом городе. Наш собеседник — Владимир Панов, заместитель главы администрации города Губкинский по экономике.— Владимир Иванович, сегодня государство уделяет большое внимание развитию предпринимательства. Как вы оцениваете поддержку со стороны правительства?
— Мне не хотелось бы начинать беседу со славословия, а уж тем более с каких-то крамольных высказываний. Давайте поговорим о новом в этой области федеральном законе №209, подписанном 11 июля 2007 года. Без преувеличения скажу: по всем прописанным в нем направлениям мы работаем уже достаточно серьезно. Взять хотя бы первый его пункт «Формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства». Такие программы в Губкинском определены и действуют с начала 2000 года.
Второй пункт закона гласит: «Анализ финансовых, экономических и социальных показателей развития...» То же самое. Единственное, в этом аспекте существуют специфические проблемы, главная из которых — отсутствие обратной связи. Государство старается создавать благоприятные условия для развития, но предприниматели, по статистике, не отчитываются по некоторым показателям. Благодаря налаженным взаимоотношениям люди откликаются на наши просьбы, то есть у нас есть полная картина всех указанных в законе показателей. И эту статистику мы ведем давно. А в других городах, где населения во много и много раз больше, чиновники, подчиняясь требованию Москвы о полном наблюдении за предпринимательством, дадут картину, но она будет статичной. А это далеко не полезный для анализа материал.
Третий пункт — «Формирование структуры поддержки малого и среднего бизнеса». Структура у нас сформирована уже пять лет назад. Тогда, помню, все контролирующие органы были настороженны настолько, что взялись за бесконечные проверки, выполняя функции тормоза. Это вызывало, мягко говоря, недоумение. И все при том, что малый бизнес уже тогда производил почти половину всего объема производства в стране. Массу конфликтов тогда пережили. Сейчас картина другая. Дали команду сверху, стали все интересоваться: а что у вас создано, а что нет...
А уж коль заговорили о первенстве, так мы еще пять лет назад у себя в Губкинском учредили День предпринимателя. А в России его только в этом году объявили (смеется).
Пункт четвертый закона — «Содействие деятельности некоммерческих организаций». Союзу предпринимателей Губкинского вот уже десять лет. Фонду поддержки предпринимательства и малого бизнеса — пять. Администрация города активно участвует в работе этих структур. Все проблемы, которые существуют на поверхности, мы знаем и решаем сообща.
«Образование координационных совещательных органов». В «Стратегии развития города Губкинский», принятой еще в 2002 году, есть целый раздел, посвященный предпринимательству. И он курируется координационным советом, куда входят и руководители некоммерческих организаций, которых я назвал. Практически мы предугадали закон (смеется). А может, у нас списали?
Я вижу поддержку предпринимательства в том, чтобы прежде всего не мешать и, конечно же, помогать. На самом деле, декларируя поддержку предпринимательства, государство издает такие нормативно-правовые акты, которые только тормозят любое дело. Элементарный пример: для того, чтобы участвовать в каком-либо инновационном проекте, предпринимателю необходимо представить бизнес-план. А это, я вам скажу, такой талмуд, который и профессионалы осваивают с трудом. Неужели составителям инструкций трудно понять: наши предприниматели, сумевшие пережить вхождение в рынок, дефолт и другие политические и финансовые катаклизмы, не настолько подкованы в экономике, чтобы с лету писать бизнес-планы. Есть, допустим, у предпринимателя идея заняться в том направлении услуг, которое в городе отсутствует на сегодняшний день. Житейским умом своим он прикинул: если вложит в дело миллион рублей, а через год получит два, то и городу хорошо, и ему выгодно. Но, повторю, он не знает, что такое уровень рентабельности, да и вообще не мыслит никакими экономическими категориями. И здесь, на мой взгляд, большую пользу могли бы принести такие структуры, которые могли бы помочь идею просчитать. Ведь были же раньше, при советской власти, отделы, занимавшиеся рационализаторскими предложениями. Тогда человека, что называется, брали на заметку, обсуждали его идею на техсовете и при положительном исходе оформляли ее юридически как рацпредложение, а человек при этом получал соответствующее авторское свидетельство.
Сейчас это называется инновационными направлениями. Сменилось лишь название, но суть та же. И весьма неплохая. И в разговоре о государственной поддержке предпринимательства, отмечу особо, такие структуры нужны. Вот тогда и можно говорить о том, что идеи, которые есть у предпринимателя, могут трансформироваться в бизнес-план. Даже если из двадцати, казалось бы, сумасшедших идей пройдет одна — это уже хорошо. К сожалению, сегодня лишь только разговоры мы слышим про инновационные проекты. Вот создали в ЯНАО департамент инновационных технологий, но без его представителей в лице хотя бы одного человека на местах деятельность департамента вряд ли будет эффективной.
Благое намерение правительства бороться с барьерами для предпринимательства тормозится о те же самые законы. К примеру, человек собрался заняться бизнесом, решил построить продуктовый или цветочный павильон либо открыть станцию техобслуживания. У него есть проект, желание, наконец, первоначальный капитал. А у администрации есть земля — свободные площади. Казалось бы, в чем проблема? Строй себе на здоровье! Но не тут-то было!.. Прежде чем он получит разрешение на строительство, ему согласно федеральному законодательству придется обойти кучу инстанций и везде заплатить деньги. Справки у нас нигде и никому бесплатно не выдают. В конце концов у кого-то не выдерживают нервы, и он, махнув рукой, говорит: мол, лучше пойду работать водителем. Другому, настроенному более оптимистично, придется столкнуться еще и с законом о землеотведении. Кто его писал? Человек, совершенно не владеющий ситуацией на местах. Она очень отличается от Москвы. По закону на отвод земли дается месяц. Мы можем разрешение оформить за два дня. Но обойти или проигнорировать закон — преступление! Вот и будет ходить человек по кабинетам и собирать справки.
Я по долгу службы возглавляю комиссию по преодолению административных барьеров. За все годы ее существования не было рассмотрено ни одного заявления по данному поводу. Никто не пожаловался на эти пресловутые барьеры. Так чем же мы занимаемся? Фикцией? Уверен в необходимости пересмотреть существующие законы, чтобы дать предпринимательству зеленый свет. И это только будет способствовать упрощению взаимоотношений предпринимательства и власти. Пока ничего кардинально не поменяется, декларации останутся декларациями.
Где-то государство так закрутило гайки, будто в тиски зажало. А в чем-то отпустило...
Возьмем частный извоз. Сегодня каждый может повесить на машину шашечки — и вперед деньги зарабатывать! Достаточно лишь зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю! Ни предрейсового медосмотра, хоть под мухой выезжай. Ни техконтроля — ничего! А вопрос касается безопасности и жизни людей. Сегодня водительские права есть, наверное, у каждого второго. Но каждый ли второй умеет ездить? А ведь было время, когда учились в автошколах полгода, экзамены на вождение и знание Правил дорожного движения непросто было сдать. В таксопарк брали только водителей 1 класса, с большим опытом работы.
— В каком секторе экономики Губкинского больше всего задействовано предпринимателей?
— Как и везде: в торговле и строительстве. Последнее имеет на Севере свою специфику, связанную с сезонностью. Хочу сказать, строительство в городе лежит полностью на плечах предпринимателей. У нас зарегистрировано около ста (!) организаций, и мне трудно кого-то выделить особо, потому что люди работают хорошо. Облик города, который вы видите сегодня, создавался благодаря им. Мы гордимся не только темпами сдачи объектов в год, но и качеством каждого квадратного метра. Среди руководителей строительных организаций мне хотелось бы назвать Татьяну Виноградову, директора ООО «Городское инвестиционное управление». Она привлекает инвестиции населения, заключает договоры и строит дома. Это тот случай, когда человек не просит помощи или особого внимания. О таких говорят — двигатель прогресса.
— Владимир Иванович, в чем секрет полного взаимопонимания между администрацией города и предпринимателями?
— Многие, и я в том числе, живут в Губкинском с первых лет его рождения. Мы все друг друга знаем, и отнюдь не шапочно. Кто-то работал в моем подчинении, когда я был замом в «Пурнефтегазе», поэтому хорошо знаю их деловые качества. Администрация не раздает «указивки» предпринимателям. Вот если бы в городской власти работали люди пришлые, тогда, возможно, сложнее было бы налаживать контакты и выстраивать взаимоотношения.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.