3 мая 2024     

Экономика   

По струнам — в светлое будущее

Уже в августе следующего года в Ханты-Мансийске обещают запустить первый в мире юнибус. Этот вагончик, рассчитанный на 20 пассажиров, побежит по струнам-проводам от Экспоцентра до студгородка Югорского университета. Экспериментальный участок пассажирской струнной дороги протяженностью 500 метров должен определить перспективы развития принципиально нового транспорта на планете.
Идею реализовать у себя один из самых необычных транспортных проектов правительство Югры озвучило еще в 2006-м. Тогда, на третьем инвестиционном форуме, власти северной автономии подписали с генеральным конструктором Анатолием Юницким, придумавшим струнный транспорт, протокол о намерениях. Почти два года ушло на разработку документации и поиск инвесторов. И вот в октябре этого года тремя подписями скреплено соглашение о сотрудничестве между правительством округа, корпорацией “MIRAX Group” и компанией “Струнный транспорт Юницкого”.
Стороны договорились о строительстве городской трассы в Ханты-Мансийске и скоростной междугородней магистрали Ханты-Мансийск — Сургут. Одновременно на базе Югорского технопарка решено создать научно-производственный комплекс с испытательным полигоном по разработке новых систем струнного транспорта и их внедрению в жизнь. (фото2)Обучать и сертифицировать специалистов для работы на струнном транспорте предполагают совместно с Югорским госуниверситетом.
Как пояснил Анатолий Юницкий, в ближайшее время в Ханты-Мансийске состоится регистрация дочерней компании — “Струнный транспорт Юницкого — Югра”. По предварительным расчетам, на реализацию пробного проекта потребуется порядка 300 млн. рублей. В зависимости от результатов работы экспериментального участка, а в результатах известный конструктор не сомневается, будет решаться судьба всей магистрали. Согласно договоренностям с правительством Югры к Всемирной шахматной Олимпиаде в Ханты-Мансийске струны должны как минимум связать студгородок с Югорским госуниверситетом. Этот участок протяженностью 2,3 километра с пятью станциями оценивается в 375 млн. рублей. Как максимум струнная дорога пройдет через весь город — от аэропорта до речного вокзала. В этом случае стоимость 10-километрового отрезка достигнет 680 млн. рублей.
Несмотря на высокие первоначальные затраты, стоимость строительства струнной магистрали едва ли не на порядок ниже по сравнению с монорельсовой дорогой, построенной в Москве. К тому же юнибусы смогут развивать скорость до 100 километров в час, потребляя на сотню километров пути всего 2,4 киловатт-часа электроэнергии. Заметим, что металлоемкость всей конструкции в три раза меньше, чем обычный трамвайный рельс.
Что касается скоростной линии от Ханты-Мансийска до Сургута, то юнибусы со всеми остановками способны преодолеть 250 километров между городами за 58 минут! При этом струнная дорога зимой — а она в Югре длится шесть месяцев в году — не требует расчистки пути. Снег на струне не скапливается и не намерзает. Стоимость этой линии вместе с юнибусами и сопутствующей инфраструктурой — 8,3 млрд. рублей. В 35 раз меньше скоростной железной дороги, построенной недавно японцами на Тайване!
В перспективе речь идет о создании в Югре целой сети воздушных магистралей, которые вполне могут составить конкуренцию железным дорогам. Так, специальные юнибусы в состоянии перевозить по проводам 20-тонные контейнеры, лес, прочие негабаритные грузы. Причем струнные магистрали аки посуху пройдут над болотами, перешагнут через реки и озера, поднимутся в горы. Для их строительства не нужно вырубать леса, обустраивать дорогостоящие насыпи. Анатолий Юницкий предлагал в свое время отказаться от строительства железной дороги на Приполярном Урале, проектирование которой идет за счет средств Инвестфонда РФ, сделав ставку на струнный транспорт.
На одну уральскую “железку” протяженностью чуть более тысячи километров государство выделяет из бюджета 105 млрд. рублей. Компания Юницкого за 50 млрд. рублей, что называется, под ключ и с учетом подвижного состава готова протянуть в автономном округе 3 тысячи километров струнных трасс. Трасс, которые обеспечат гораздо больший оборот, гораздо большую скорость перемещения грузов и пассажиров, нежели транспорт позапрошлого века. Не говоря уж об эксплуатационных расходах! Даже если выбросить близкий к завершению проект дороги, то и тогда, по мнению Виктора Узлова, вице-президента “Mirax Group”, государство сэкономит полсотни миллиардов рублей.
В Югре прекрасно понимают, что, несмотря на поистине фантастическую экономию и радужные перспективы, никто в федеральном правительстве не даст денег под во многом эфемерный проект. Под транспорт, которого просто не существует пока в мире. Именно поэтому Ханты-Мансийск вместе с инвесторами на свой страх и риск намерен доказать: струнный транспорт существует!
Анатолий Юницкий отмечает, что напугать инвесторов могут только изначальные траты. Тем более что срок окупаемости его проектов — от 3 до 16,5 года. “Но не стоит забывать, — напоминает прописную истину конструктор, — что в инновационном рыночном продукте самую сложную, самую затратную и самую ценную часть составляет именно разработка. С этим неминуемо столкнутся все инвесторы, желающие вкладывать свои средства в прорывные технологии”.
К слову, идеями Анатолия Юницкого уже заинтересовались за границей. В Австралии недавно создана дочка компании “Струнный транспорт Юницкого”: речь идет о строительстве скоростной струнной магистрали Сидней — Мельбурн — Канберра. Разработками струнного транспорта всерьез занялись американские и немецкие корпорации. Не получилось бы так, что через несколько десятков лет россияне будут закупать свои же технологии на продвинутом Западе.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"