24 мая 2025     

Экономика   

Марина Галанина: "За Полярным кругом надо открывать салоны красоты..."

Эта территория не похожа ни на какую другую. Здесь нет межпоселковых дорог — их заменяют русла рек. Поэтому отправляться из райцентра в соседний Сюнэйсале сподручнее всего на катере или на моторке.
В здешней тундре может зазвучать французская речь, и никто этому не удивится. Из чума, поставленного рядом с полотном железной дороги, выйдет ненец и степенно расскажет, что вот прямо сейчас, наблюдая по телевизору за полуфинальной встречей волейболисток на Пекинской олимпиаде, решил болеть за кубинок. Потому что они — с острова Свободы...
Самобытна методика работы и у муниципальной власти. В администрации Ямальского района не копируют окружные программы, а моделируют их, привнося в проекты регионального формата сугубо местные дополнения. (фото3)И это, убеждена заместитель главы администрации Ямальского района по социальным вопросам Марина Галанина, дает северной провинции дополнительный импульс для развития.
Французский акцент
— В нашем районе действуют программы местного масштаба по развитию образования, здравоохранения, предпринимательства, строительства, ипотечного кредитования, физкультуры и спорта и другие. Есть муниципальная подпрограмма “Дети Ямала”. На их выполнение направляем все доступные средства, которые есть в муниципалитете, — рассказывает Марина Викторовна, — основную долю финансовых ресурсов для исполнения бюджета мы, конечно же, получаем из округа. Но их просто не было бы, если бы мы не разработали муниципальные программы.
— В чем специфичность Ямальского муниципального плана развития здравоохранения?
— Нюансов много. Часть медперсонала в районе — тундровые фельдшера. Чтобы они могли оказывать квалифицированную помощь, их нужно обучить. Значит, надо приглашать специалистов. Мы обязаны иметь средства, чтобы оплатить преподавателям командировочные расходы, проживание, проезд и прочее.
— Обыкновенная практика...
— Так дело в том, что ямальских медиков обучают французские наставники. 8 лет назад муниципалитет заключил с ними договор на подготовку санитарных помощников. Нам гораздо легче собрать фельдшеров в тундре и привезти их в Яр-Сале, чем по двое, по трое отправлять в тот же Салехард, Тюмень и так далее.
(фото2)Почему работаем именно с французами? Они многие годы готовят специалистов, способных при необходимости оказать первую помощь пострадавшим, если происшествие произошло в поместьях, загородных домах, в общем, вдали от медицинских учреждений. Система оказания неотложной помощи во Франции очень развита.
Мы приспосабливаем их опыт к своим условиям. Для того чтобы быстро добраться до любой кочевой бригады, врач или санитарный помощник должен иметь средство передвижения. В тундре это снегоход или трэкол. И в местную программу по развитию здравоохранения мы включаем стоимость “Бурана”, бензина, запчастей.
Медикам необходима национальная одежда. Без кисов и малицы в тундру не поедешь. Ни один пуховик нашего ветра и мороза не выдержит. И потом, им порой приходится ночевать в чуме, а то и в тундре. Такая уж специфика этой работы...
— Какие статьи муниципальной программы по поддержке здравоохранения наиболее затратны?
— Те, что направлены на обустройство фельдшерско-акушерских пунктов. Мы размещаем их на факториях. Каждый такой пункт состоит из двух комфортабельных вагончиков с автономной системой отопления, современным медицинским оборудованием. Цена одного комплекса достигает 7 миллионов рублей. Дорого обходится доставка комплекса. Транспортировать их можно только зимой, на санях.
— Марина Викторовна, чем отличается районная программа развития образования?
— Гибкой системой поощрения. Она распространяется на всех учеников, от старшеклассников до малышей. Мы в школах района учредили так называемые стипендии. Школьники получают их за отличное окончание учебного года или полугодия.
В районе работает подпрограмма “Одаренные дети”. Талантливых ребятишек мы поощряем премией или возможностью участвовать в конкурсе.
Я не оговорилась. Для того чтобы одаренный ребенок развивался, его надо выводить на большую сцену. В районном бюджете и на это должны быть средства. У нас есть ребята — победители окружных, всероссийских олимпиад и даже международных конкурсов. Подрастают настоящие звездочки — вокалисты Екатерина Салиндер, Александр Могилевцев, Сергей Телевных, хор “Казачья песня” и другие.
Муниципальные программы нужны еще и для того, чтобы мы могли вывозить детей для стажировки за границу — в Ирландию, Англию, где они углубленно изучали бы иностранный язык.
Я со всей ответственностью говорю, что дети, обучающиеся в наших школах, имеют достойный уровень и навыки для усовершенствования разговорного английского за рубежом. И таких детей в районе немало. Старшеклассникам это нужно для того, чтобы пройти конкурс в вузы. Из наших выпускников 82 процента поступают в высшие учебные заведения. Это очень хороший показатель.
У детей из провинции особое отношение к учебе. Отдаленность Ямальского района немного пугает и школьников, и родителей. Чем? Сомнениями: сможет ли ребенок поступить в вуз, а если поступит, как ему дастся учеба? Обучение в вузах родителям обходится недешево. Даже для нас, северян. Поэтому каждый ребенок из провинции стремится поступить на бюджетное место. И потому учится по-особенному. Въедливо, кропотливо.
— Стойкое ощущение, что авторитет высшего образования в районе стал выше...
— В последнее время действительно вырос престиж высшего образования. С началом освоения месторождений на полуострове Ямал у наших ребятишек, вчерашних студентов, появилась возможность пойти на работу к газовикам, нефтяникам или строителям. И устроиться в жизни.
Отрадно, что и дети из семей коренных северян стремятся получить специальность, связанную в том числе и с нефтегазовой отраслью. Сейчас это дает хорошие перспективы.
Большую роль сыграла программа “Демография”. Молодые семьи заводят детей и, имея высшее образование, остаются работать в поселках.
Если парень или девушка закончили тот же нефтегазовый университет по специальности “Экономика и развитие предприятия” или “Менеджмент”, “Экономика и международные отношения”, то зачем он пойдет в тундру?
У нас в администрации, в управлении по делам коренных малочисленных народов Севера, работает Семен Вануйто. Хороший, толковый парень. Родители у него — оленеводы из сеяхинской тундры.
Растет число местных ребят, получивших среднее специальное и высшее образование. Мы просчитали: те, кто поступил в этом году в вузы, техникумы, профессиональные училища, проучатся по максимуму пять лет. К этому времени произойдет мощный рывок в развитии района. И мы получим богатый ресурс местных кадров.
Так будет, я вас уверяю. И это станет итогом долгой, многоплановой работы, которая началась еще тогда, когда при поддержке губернатора округа Юрия Васильевича Неёлова была принята окружная программа развития районных центров.
За счет нее мы сумели обустроить Яр-Сале. И главы сельских поселений, причем не только нашего района, а всего Ямала, стали облагораживать, развивать поселки.
Возникла тяга к более комфортной жизни. Было принято решение о строительстве домов только в капитальном исполнении. У северян появился шанс улучшить жилищные условия. И вот тогда мы заметили, что дети из тундры, отучившиеся в городах, начали возвращаться в похорошевшие родные поселки.
Не каждый рожденный в тундре сможет работать на предприятиях ТЭКа. Да это и не нужно. Кто-то из тундровиков уже сейчас хочет, чтобы его ребенок вернулся в бригаду грамотным специалистом, потому что в районе увеличивается поголовье оленей. Растут личные стада. Нужны зоотехники, ветеринары, способные оказать действенную помощь.
Забыть бы кроватку в два яруса
— Если я скажу, что сегодня в Ямальском районе главный нерешенный вопрос социальной сферы — детские сады, интернаты...
— Попадете в точку! У нас очень сложная ситуация с детскими садами, потому что практически все они расположены в приспособленных зданиях. Да, было время, когда по всей России, а не только у нас, когда они не были так востребованы. И многие здания детских садов, даже на “большой земле”, отдавались под другие нужды.
Мы их сохранили. И пытаемся ремонтировать. Но так как многие из них в деревянном исполнении, к тому же построены давно, часто поступают предписания от пожарных, Роспотребнадзора, других структур. Выполнить каждое из них — нереально. Надо строить новые здания. Пока не везде это получается. А когда начинаем строить, порой отстаем от жизни. Потому что новые сады тоже не смогут принять всех ребятишек.
И эта проблема тянет за собой другую. Местные специалисты с высшим образованием порою вынуждены подолгу сидеть в декретном отпуске. Они имеют необходимый опыт, и мы могли бы вернуть их на рабочие места. Но им не с кем оставить детей. На освободившиеся места приглашаем приезжих. А им администрация обязана предоставлять жилье.
Схожая проблема и с интернатами. Построив их в капитальном исполнении, создавая комфортные условия для детей, мы рассчитывали, что перестанем использовать двухъярусные кровати. Не получается. Мы снова их докупаем. Растет число детей в семьях тундровиков. Нынче даже стоял вопрос: будем ли мы брать в школу шестилеток?
Но оставлять на стойбищах шестилетних детей нельзя. За год жизни в интернате они обучаются языку, первым навыкам поселковой жизни. Представьте: ребенок до 6 лет не покидал тундру. Даже домов не видел, потому что родители постоянно каслали.
Период адаптации ребенку необходим. Детки, приезжающие в семилетнем возрасте из тундры, уже не могут освоиться так быстро, как шестилеточки.
Хочу быть сильным и красивым!
— В последнее время многое изменилось в облике поселков, в их инфраструктуре. А в сознании ямальцев что-то меняется?
— Когда-то мы мечтали о водопроводе. О дорогах, по которым женщина сможет пройти, не боясь потерять каблуки. О домах, в которых удобно жить. Теперь у нас уже другие запросы. В последние годы это стало особенно заметным. В Яр-Сале остро ощущается нехватка спортивного комплекса.
Сейчас многие стремятся к самосовершенствованию. Хочется быть здоровым! Ведь северный климат крайне негативно сказывается на здоровье людей. Это общеизвестный факт.
Хотелось бы, чтобы по вечерам можно было куда-то пойти, какое-то время уделить себе. Режим работы специалистов администрации или тех же педагогов просто невозможный. Чуть не за полночь с работы уходим. Только к этому времени в школе освобождается спортзал. В 10 вечера там еще занимается поселковая команда. В это время нормальные люди спать ложатся...
Естественно, многие просят, чтобы в райцентре появился спорткомплекс. Как можно быстрее. С приходом ТЭКа в наш район появилась надежда, что будут решаться давние беды территории.
— Между тем Яр-Сале давно не похоже на село. Пешеходные переходы, многоквартирные дома. Настоящий городок...
— По внешнему облику и инфраструктуре Яр-Сале давно стал городком. И теперь здесь, в Ямальском районе, мы хотели бы иметь те блага, которые получаем, только оказавшись, как у нас говорят, “на земле”. Я имею в виду определенный вид услуг. Та же хорошая парикмахерская в райцентре непременно должна быть. А еще лучше — Дом быта. И сауна, и прачечные нужны. Вот и гадаешь: а что нужнее в первую очередь?
Может, раньше прочего надо развивать сервис в сфере питания? Нам не хватает хорошего ресторана. Тот, что открыт в гостинице, часто занят. Мы порой с ног сбиваемся, чтобы достойно встретить гостей.
У нас постоянно заполнена гостиница. В праздничные дни сложно зарезервировать номер. Обязательно надо и эту сферу развивать. Так одно за другим и тянется...
Я перечислила парикмахерскую, сауну, прачечную. Это все, конечно, хорошо. Но здесь, за Полярным кругом, северянкам нужен комплексный косметический салон. Хотя бы с набором элементарных услуг. Я это говорю совершенно серьезно. При наших северных условиях женщине нужно что-то получать для себя.
А мы не можем уделить себе время, даже бывая в Салехарде. Его постоянно не хватает! Когда выезжаешь в командировку, просто не до этого, ведь надо отработать на всех совещаниях, получить или передать документы. Мечешься в треугольнике “вертолет — гостиница — администрация” — и ничего другого не видишь.
В небольших отпусках тоже не заняться собой как следует. Есть ведь задания и на время отдыха.
— Работа такая?..
— Да это уже не работа. Стиль жизни...
Нравится

Комментарии к статье

Виктор: 14.10.2009 18:41
Я просто не представляю себе положение после того как прочитал интервью. Я сам по специальности геодезист, строитель, водитель-профессионал,жена косметолог, дочь обучает игре на гитаре, сын школьник. Если мы можем принести пользу этому краю. дайте знать, мы приедем.
С уважением, Виктор. Ташкент

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"