3 мая 2024     

Экономика   

На нефтяной игле сидеть неудобно

На минувшей неделе в Тюменской областной Думе за круглым столом обсуждали стратегию налоговой реформы и формирование бюджетных доходов. Организаторами разговора выступили два комитета Государственной Думы России — по бюджету и налогам, а также по местному самоуправлению.
Из всех зол меньшее
Это заседание готовилось давно и по различным причинам дважды переносилось. Вот и на третий раз в Тюмень не смогли прилететь председатель госдумовского комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко, известный адвокат, зампред комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, прочие официальные лица. Юрий Васильев, председатель госдумовского комитета по бюджету и налогам, даже извинился перед собравшимися за подобные сбои в программе.
Тюменский губернатор Владимир Якушев пожелал участникам круглого стола найти золотую середину в столь сложном вопросе. “Создать совершенную систему распределения доходов среди регионов нашей необъятной Родины практически невозможно, — с ходу подчеркнул губернатор. — Регионы очень сильно отличаются друг от друга, имеют разную экономическую базу, разные природные ресурсы. Мы можем выбрать только из нескольких зол меньшее. Это все равно, что изобрести вечный двигатель. Тем не менее стремиться к этому надо, и те задачи, которые неоднократно ставились главой государства о том, что на территории Российской Федерации мы должны иметь субъекты с более или менее выравненной экономикой, с более или менее выравненной бюджетной обеспеченностью, в обязательном порядке решать нужно”.
В ноябре Росстат зафиксировал спад промышленного производства на 8,7 процента к ноябрю 2007-го. Кризисные явления, замечает губернатор, уже в полной мере ударили по реальному сектору экономики. Промышленность утратила набранные темпы роста, уменьшается налогооблагаемая база. Как следствие, снизились возможности бюджета в реализации инвестиционных программ, государственной поддержке отраслей. Ситуация кардинально поменялась, и правительство области пересматривает бюджет уже в новых сценарных условиях.
— Не думаю, что нам удастся полностью купировать кризисные явления, — признал Владимир Якушев. — Естественно, будут потери. Глубина возникших проблем такова, что справиться с ними мы способны лишь сообща. Рассчитываем на социальную ответственность бизнеса, который в ответ на государственную поддержку будет честно выполнять свои обязательства и перед бюджетом, и перед своими работниками. Особо важной становится роль налоговых органов, которым предстоит быстро перестроиться и начать работать на основе изменяющегося законодательства. Снижение налогового бремени, с одной стороны, должно сопровождаться усилением налоговой дисциплины — с другой. В противном случае негативные последствия для бюджета не избежать.
Губернатор высказал надежду на то, что, принимая решение о снижении налоговой нагрузки на бизнес, российские законодатели и члены правительства учтут интересы регионов, компенсируя им выпадающие доходы, а правительство смягчит требования к регионам при выделении субсидий на софинансирование полномочий, заметно сократив их долю. Иначе федеральные программы будут заморожены. Регионы в новом году просто не обеспечат свое 50-процентное соучастие. Помощь центра потребуется и в случае дальнейшего падения нефтяных цен. Сегодня тюменцы рисуют областной бюджет исходя из среднегодовых 50 долларов за баррель, но, если цена не поднимется — отдельные аналитики предрекают 30 и 25 долларов, — область не сможет потянуть даже текущие расходы.
Сытый голодного не разумеет
В унисон губернатору построил свой доклад и председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов. Так получилось, что мировой кризис застал россиян врасплох. Но если от снижения налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых федеральный бюджет особо не пострадает — их доля всего 29 процентов, то в областной казне доля этих двух налогов зашкаливает за 80 процентов. Поэтому тюменцы, как никто другой, почувствуют все “прелести” социально-экономического кризиса. Вдвое будет сокращена программа “Сотрудничество”. Придется отказаться от ряда проектов. Очевидно, сократится и помощь муниципалитетам.
— Мы прекрасно понимаем, что вечно на нефтяной и газовой игле сидеть невозможно, — заявил спикер. — И когда цены на нефть были хорошие, не сидели сложа руки. В области создан неплохой инфраструктурный задел, который позволит смягчить последствия снижения поступлений по НДПИ и налогу на прибыль. Тем не менее проблемы будут. Правительство области и Дума настроены на то, чтобы ни в коем случае не урезать существующие социальные гарантии, а уменьшить — или не начинать вовсе — финансирование новых проектов.
Виктор Рейн, заместитель председателя областной Думы, глава президиума совета муниципальных образований Тюменской области, призвал коллег из Государственной Думы России сделать паузу в реформировании налоговой системы. “Дальнейшая стратегия должна заключаться в том, чтобы в кратчайшие сроки эту реформу если не закончить, то приостановить, — сделал необычное предложение вице-спикер. — Лучшее — это враг хорошего, и пределам совершенства нет. Процесс реформы можно продолжать бесконечно, а жить в эпоху перемен мы желаем только своим заклятым врагам. Вялотекущие реформы значительно снижают качество фундаментальной основы любой деятельности. Что-либо планировать в окружении постоянного роста количества переменных и их значений не столько сложно, сколько зачастую бесполезно”.
Одновременно следует максимально эффективно использовать нынешнее ослабление налоговой нагрузки на бизнес. Все антикризисные меры, принимаемые государством, должны идти не на затыкание то и дело появляющихся дыр, а способствовать качественному перелому в социально-экономическом развитии. В противном случае ничего, кроме выпадения доходов, ни государство в целом, ни регионы не добьются.
Докладчик предлагает сосредоточить усилия на нескольких прорывных направлениях, например, в оборонной промышленности, топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном, сельском и лесном хозяйстве, дорожном строительстве. Там, где эффект будет очевиден для большинства россиян.
В Тюменской области последние годы прилагались значительные усилия по поддержке этих отраслей. В пересчете на одного занятого в сельском хозяйстве, например, вложения из регионального бюджета достигли 4800 долларов в год. Хотя они гораздо больше среднероссийских 550 долларов, это все еще в шесть раз ниже, чем в Евросоюзе. Благодаря подобной поддержке тюменские аграрии, находящиеся в зоне рискового земледелия, вышли на седьмое место в стране по уровню продуктивности и на пятое место — по привесам, а 80 процентов сельских предприятий работают без убытков.
Да, качественный сдвиг в агропроме налицо. Но россияне еще крайне далеки от уверенности, что смогут прокормить себя сами. Вице-спикер предлагает целый комплекс мер по стимулированию инновационных процессов на селе. Вплоть до введения особых налоговых режимов и предоставления долгосрочных, на срок до 30 лет, льготных кредитов на реализацию инвестиционных проектов. “Импортная составляющая — это довольно серьезный риск. Диалог с голодными людьми будет очень тяжелый”, — подчеркивает Виктор Рейн.
Задача на смекалку
Татьяна Крупина, заместитель губернатора области, особое внимание уделила сбалансированности муниципальных бюджетов. Их в Тюменской области аж 319! Правда, местные налоги закрывают лишь 2 процента (!) их расходных полномочий. “На смекалке нам выживать не привыкать, — уточнила главный финансист области, — но вот для наполнения местных бюджетов одной смекалки маловато будет”.
Именно поэтому правительство Тюменской области закрепило за муниципалитетами на постоянной основе дифференцированные нормативы от 8 до 70 процентов по налогу на доходы физических лиц и единый норматив 66,7 процента налога на прибыль. Однако один и тот же единый норматив для городского округа — это гарантированный сверхпрофицит бюджета, а для муниципального района — это возможность едва свести концы с концами.
— Причина кроется в крайней неоднородности экономического потенциала муниципалитетов, — раскрыла тайну Татьяна Крупина. — И Тюменская область не исключение. Так вот, в самом богатом муниципалитете на душу населения мы имеем 61 тысячу рублей налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, а в самом бедном — лишь 3 тысячи. Выходом из сложившейся ситуации нам видится возвращение к практике дифференцированных нормативов. И чем скорее мы это сделаем, тем лучше. Единые нормативы лишают нас возможности оперативного управления финансовыми ресурсами региона.
Сегодня местные бюджеты помимо закрепленных за ними единых и дифференцированных нормативов по налогам получает значительные трансферты из областного бюджета. Таким образом, благополучие муниципалитетов напрямую зависит от благополучия региона. А вот тут начинаются проблемы. Только от федеральных льгот нефтяникам сырьевой регион теряет миллиарды рублей. В 2009-м из-за повышения необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых с 9 до 15 долларов за баррель областной бюджет потеряет как минимум 3,5 млрд. рублей. В 2010-м, когда необлагаемый минимум поднимут до 25 долларов, выпадающие доходы бюджета вовсе утроятся.
Просчитать все потери бюджета от резкого падения цен на нефть пока невозможно в принципе. Но если нефть, как сейчас, остановится на уровне чуть выше 40 долларов, счет будет идти на десятки миллиардов рублей. И здесь не только потери от НДПИ. В случае низких цен на черное золото резко сократится поступления по налогу на прибыль, поскольку снижение прибыли у нефтяников спровоцирует падение во всех смежных отраслях. Каких-то готовых рецептов у Татьяны Крупиной нет. Тем не менее, если Правительство России пойдет на дальнейшее снижение налогового бремени для нефтяников, то территории, где нефтяная отрасль является бюджетообразующей, должны получить из центра реальную помощь для предотвращения неминуемой жесткой посадки.
Сергей Путмин, глава администрации Ишима, задал государственным мужам еще одну задачку на смекалку. Как городу с населением в 63985 человек прожить на те местные налоги, что прописаны в принятых ими федеральных законах? В соответствии с Налоговым кодексом к местным относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог. За собранные в Ишиме налоги можно полгода заниматься уборкой улиц, подметать случайный мусор, или один квартал содержать органы местного самоуправления, или три недели поддерживать на плаву систему образования города.
Выход глава видит в переходе к налогу на недвижимость, который будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости объекта. А то сегодня владелец шикарной усадьбы и старушка, проживающая в разрушенной избушке, которую просто не успели еще снести, платят совершенно одинаковый налог. Новая система, по мнению Сергея Путмина, не только обеспечит пополнение доходной части местных бюджетов, но и позволит более эффективно использовать имущество.
С небес на землю
Депутаты Государственной Думы России не впервые спустились на землю. Круглые столы и выездные заседания профильных комитетов давно вошли в практику работы парламентариев.
— Не хочется называть ситуацию в экономике кризисом, но куда уже от этого денешься?.. — дипломатично изрек Юрий Васильев. — Мы рассчитываем на двухлетний период как наиболее вероятный. А надеемся, конечно, на полгода, что с осени где-то ситуация начнет выправляться. Основное падение придется на февраль-март, и к этому всем нам нужно готовиться. В первом чтении мы рассмотрели три законопроекта, связанные с преференциями в налоговом секторе. Чтобы подпитать ваши бюджеты, дополнительно оставляем в регионах 0,5 процента налога на прибыль, увеличивая общие отчисления до 18 процентов. Для выполнения тех обязательств, в частности социальных, перед населением и компенсации налоговых выпадающих. По предварительной оценке эта мера — 0,5 процента — должна дополнительно принести в бюджеты регионов 43 млрд. рублей. Правда, сумма эта под вопросом, и зависит она от той прибыли, которая будет получена в связи с экономическим кризисом.
Ради оздоровления ситуации в финансовом секторе и отраслях реальной экономики государство готово раскошелиться на 5,6 трлн. рублей. Из федерального бюджета уже выделено 510 млрд. рублей, в том числе 200 миллиардов — на пополнение уставного капитала Агентства по страхованию вкладов. Для укрепления доверия держателей банковских вкладов размер страхового возмещения увеличен с 400 до 700 тысяч рублей. Еще 250 млрд. рублей пополнили уставный капитал Внешэкономбанка. Они пойдут на кредитование предприятий автомобилестроения, сельского хозяйства и оборонной промышленности, строительных и авиационных компаний, малых предпринимателей, а также на гарантии ведущим банкам России при расчетах на биржевом рынке. И, наконец, 60 млрд. рублей пополнили уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию для выкупа ипотечных кредитов у банков.
Дополнительно выделят 83 млрд. рублей на приобретение 40 тысяч квартир для военнослужащих и граждан из аварийных домов. На развитие инфраструктуры малого бизнеса из федерального бюджета направлено 10,5 млрд. рублей. Они пойдут на кредитование и субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий, а также на гранты и обучение начинающих предпринимателей, что позволит перераспределить тех людей, которые неизбежно будут высвобождаться с предприятий металлургии и машиностроения.
За счет 450 млрд. рублей из фонда национального благосостояния Внешэкономбанк предоставит коммерческим банкам субординированные кредиты на срок до 2019 года. Правительству РФ законодатели разрешили размещать временно свободные средства федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. рублей на депозитах коммерческих банков сроком до 3 месяцев. Для смягчения последствий обвала нефтяных цен начиная с октября 2008 года предусмотрено последовательное снижение, практически в два раза, экспортных пошлин на сырую нефть, что уже привело к уменьшению налоговых доходов федерального бюджета на 120 млрд. рублей.
Государственная Дума, по словам Юрия Васильева, приняла целый ряд радикальных решений и в области налогового законодательства по стимулированию поддержки реального сектора экономики. В частности, ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 6,5 до 2 процентов.
Три часа государевы люди искали за круглым столом в Тюмени пути выхода из кризиса и реформирования налоговой системы. Даже первоначальный вариант рекомендаций занял 17 листов. Работа над документом продолжается.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"