25 апреля 2024     

Экономика   

Как выехать из кризиса

Введение заградительных пошлин на иномарки, падение спроса на автомобили, остановка конвейеров серьезно повлияло на российский авторынок. Каковы перспективы автомобильного рынка? И по каким ценам отныне можно будет купить автомобили?
Производить меньше, продавать дороже
Начнем с иномарок. Еще год назад ситуация на российском авторынке была совершенно иной. спрос был настолько высок, что удовлетворить потребности всех покупателей автосалоны были не в силах. Прежде предстояло выстоять очередь в несколько месяцев.
Теперь же, если очереди и останутся, то произойдет это по другой причине. Автосалоны, рассчитывая на падение спроса в 2009 году, не будут закупать автомобили в большом количестве. «Держать у себя иномарки будет невыгодно. Поэтому покупателю придется подождать после заказа две-три недели, пока машину пригонят», — объясняет менеджер по продажам тюменского автосалона «Авто Реал» Виталий Абрамов.
Специалисты расходятся в прогнозах относительно падения спроса на новые иномарки. Прогнозируемая отрицательная динамика спроса колеблется от 30 до 50 процентов. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, уже за декабрь количество реализованных иномарок в России сократилось на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составило 159,7 тысячи штук.
Наиболее сильно упали продажи Chevrolet (на 61%), Hyundai (45%), Ford (15%). За 2008 год объем продаж иномарок в России по сравнению с 2007 годом вырос лишь на 26 процентов — до 2 млн. 80 тысяч штук.
Объективные причины вынуждают россиян отказываться от дорогостоящей покупки. Одна из них — изменения кредитной политики российских банков: более жесткие требования к заемщику и менее выгодные условия кредитования.
К снижению спроса готовятся не только дилеры, но и сами производители, которые идут либо на снижение производства (BMW, Honda, Toyota), либо на повышение цены. Например, Chevrolet (лидер продаж по итогам года), с 1 января подняла цены на 5-8 процентов.
Тем временем в Москве цены на иномарки повысились уже в большинстве салонов. Лидерами роста стали дорогие Audi, BMW, Mercedes. Последние подорожали на 15-20 процентов, причем повышение цен коснулось нераспроданных автомобилей 2008 года выпуска. Автомобили, выпущенные в этом году, будут продавать еще дороже.
Начальник отдела продаж официального дилера Mercedes в Тюмени «Адонис-Авто» Анна Александрова основной причиной повышения цен считает не введение новых пошлин, а резкое повышение курса евро. Если бы поднятие было связано только с введением новых пошлин, то цены выросли бы на 3,5-7 процентов, но в связи с изменением курса валюты цены пришлось поднять более чем на 20 процентов. Chevrolet и другие зарубежные компании также объясняют поднятие цен на автомобили, продаваемые в России, укреплением иностранных валют к рублю.
Время покупать дешевле
«Цены поднимают почти все автодилеры, — говорит Виталий Абрамов. — Это общая тенденция, так что понижения цен на автомобили уже точно не будет». Возможно, именно этим объясняется оживленный спрос на новые иномарки, наблюдаемый в автосалонах. Декабрь и начало февраля традиционно являются временем скидок: распродаются машины прошлого года выпуска. Хотя, как рассказывают менеджеры автосалонов, поведение клиентов сильно изменилось.
«С конца ноября к нам заходят клиенты и спрашивают о скидках на автомобили. Интересует любая возможность сэкономить в чистом виде, подарки уже не актуальны», — подчеркивает один из менеджеров автосалона.
«Сейчас новых иномарок продается больше. Главная причина — специальные акции, тем более в Тюмени не так много салонов, где до сих пор идет продажа по старым ценам. Но, вероятно, с середины февраля мы будем иметь совершенно иные цены на новые автомобили», — говорит директор компании «Дина-Моторс» Андрей Рощин.
Российские иномарки и праворульные авто
Иностранные автопроизводители, имеющие заводы в России, в этом году также сокращают производство. По данным газеты «Коммерсантъ», на санкт-петербургских автозаводах GM, Toyota и Nissan (последний откроется в марте-апреле) выпустят 47 тысяч автомобилей. При этом в 2008 году только на заводах Toyota и GM произвели 47,4 тысячи автомобилей. Совокупная же мощность трех предприятий почти втрое выше заявленного выпуска — 140 тысяч машин в год. Будут ли повышаться цены на производимые в России иномарки — пока неизвестно.
А вот цены на ввозимые автомобили иностранного производства вырастут в связи с введением с 12 января новых таможенных пошлин. В соответствии с принятыми мерами ввоз иномарок подорожает на 20-80 процентов в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля. Если раньше пошлина на ввоз Toyota Corolla 2004 года выпуска из Японии для физического лица составляла порядка 5 тысяч долларов, то теперь за ее ввоз придется заплатить около 13 тысяч долларов.
Вокруг одобренных премьер-министром мер в отношении ввоза иномарок развернулась широкая общественная дискуссия. Результаты опроса портала SuperJob.ru показывают: лишь 3 процента опрошенных положительно относятся к введению новых пошлин. Более половины респондентов (53%) крайне негативно оценили принимаемые меры. Автомобилисты сомневаются, что введение пошлин может улучшить ситуацию в отечественном автопроме. Однако в том, что новые пошлины могут кардинально изменить торговлю иномарками, сомнений почти нет.
Вливания в автопром
На таком фоне ситуация на рынке отечественных автомобилей выглядит более благополучной: государство предпринимает серьезные меры по поддержанию отечественного автопрома. Но, несмотря на это, прогнозы развития отрасли не совсем оптимистичны.
По данным Росстата, за декабрь производство легковых автомобилей в России сократилось по сравнению с декабрем 2007 года на 16 процентов. Снижение вызвано тем, что большинство отечественных производителей в декабре приостанавливали свою работу, отправляя людей на каникулы. Однако и после возобновления работы производственные мощности автопроизводителей будут заняты далеко не полностью. Так, например, группа ГАЗ объявила о том, что предприятие вместо сокращения персонала ввело трехдневную рабочую неделю. Впрочем, раcсчитывать на бурный рост российского автопрома явно не приходится.
В целом за 2008 год производство легковых автомобилей в России выросло на 13,6 процента. Иначе обстоят дела с грузовиками и автобусами — в прошлом году их производство снизилось на 10,5 процента и 25,7 процента соответственно.
Для облегчения существования российского автопрома правительством разработан ряд мер, среди которых не только введение пошлин, но и запрет для госструктур на покупку автомобилей иностранного производства. Кроме этого постановлением Правительства РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 годах и направленных на технологическое перевооружение, отечественным организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения выделено 2,5 млрд. рублей.
Государство поможет
Должны получить поддержку и покупатели: правительство пообещало субсидировать за счет бюджета часть процентов по автомобильным кредитам на покупку автомобилей отечественного производства стоимостью до 350 тысяч рублей. В эту категорию попадает большинство российских автомобилей, а также Renault Logan, Hyundai Accent и Fiat Albea, собираемые на заводах в России.
«Эти меры могут значительно улучшить ситуацию, ведь получается, что субсидирование уменьшит размер платежа по кредиту на две трети», — говорит официальный представитель компании «Автоград» Андрей Полетаев.
«Сейчас спрос перешел на недорогие автомобили, поэтому можно сказать, что отечественный автопром получил второе дыхание, как и в 1998 году. В ценовой категории 240-270 тысяч рублей можно купить либо Renault Logan отечественного производства, либо представительскую «Волгу», которая относится к D-классу. Поэтому мы особо рассчитываем на повышение спроса на отечественные автомобили», — заявил Андрей Полетаев.
Сами производители не упускают возможности заработать на вероятном повышении интереса к своей продукции. Так, например, «АвтоВАЗ» с 26 января увеличил отпускные цены на автомобили LADA. В среднем на 2,45 процента. Цены на «ГАЗ», по словам дилеров, также могут незначительно вырасти в ближайшее время.
Таким образом, большую роль сыграет, вероятно, ход выполнения правительственных обещаний в совокупности с банковскими условиями автокредитования. Очевидно одно: автомобиль теперь обойдется дороже. Особенно, если он произведен за пределами России, а вы не первый, кто им владеет.
2,5 млрд. руб. выделяет государство отечественному автопрому.
3 дня в неделю будет работать конвейер ГАЗа.
8 дней отработал КамАЗ с начала 2009 года.
На 2 месяца продаж скопилось автомобилей на складских площадках «АвтоВАЗа».
По пути Форда
Алексей Салмин, депутат областной Думы, президент «Автограда»:
— Меры, которые принимает правительство, считаю правильными и адекватными. Введение новых таможенных пошлин — своевременная заградительная мера. Во-первых, это удар по иностранному секонд-хенду, по этому хламу, который не нужен в России. Каждый год таких автомобилей ввозилось около полумиллиона, при этом значительная их доля проходила по непрозрачным схемам, государство ни копейки не получало. И важно понимать: катастрофы не будет — те люди, которые участвовали в этих схемах и занимались перегоном, просто перейдут в сферу обслуживания автомобилей.
Во-вторых, это мера защиты наших производителей. «АвтоВАЗу» будет полегче, другим производителям тоже. Это выполнение социальных программ, сохранение рабочих мест, налоговые поступления. Что касается иномарок, то это сигнал для тех, кто уже инвестировал в российскую экономику и открыл производство в России. Те, кто пошел по пути Форда, безусловно, окажутся в выигрыше.
Программа субсидирования выплаты процентов по кредитам, без сомнения, даст свои результаты: очевидно, насколько выгодно покупать автомобиль при государственной поддержке. Но многое зависит от того, как она будет реализовываться и насколько простой окажется процедура получения субсидий.
Самый главный шаг, которого я, как игрок автобизнеса, ожидал давно, — движение на восток. Сейчас будет дотироваться железнодорожная доставка автомобилей, что серьезно повлияет на развитие авторынка за Уралом.
Даже в условиях кризиса я не думаю, что спрос на автомобили провалится более чем на 40 процентов. У людей все равно есть потребность, есть плановые замены автомобилей, есть понимание выгоды вложений в авто. Но конфигурация машин в этом году будет другой — заказывать будут автомобили с более простой комплектацией.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"