28 марта 2024     

Общество   

ДУША КРИЧИТ — НЕ В БРЮХЕ УРЧИТ

В театре бесполезно слепых рассаживать по местам. Лучше взять их за руки и ввести в мир сцены. Запахи, звуки, ощущения вспыхнут и в одно мгновение создадут целостную картину. А что делать, если у человека ослепло сердце? Нужно идти в театр драмы, где дают спектакль «Семеро святых из деревни Брюхо» по пьесе Людмилы Улицкой.
Эта писательница занимает сейчас колеблемый ветрами шесток блюстителя моды и голоса поколения. Сегодня ее принято дарить премиями и спрашивать о состоянии вселенной. Улицкая рассказала нам о расстреле нескольких христиан красноармейцами в двадцатые годы. История казалась бы простоватой, если б не та духовная глубина, которая открывается в спектакле. Потому что перед режиссером Тюменского драматического театра Алексеем Ларичевым стояла непростая задача — показать то, что глазами не увидишь. И так как на это требуется изрядное усилие души, то тюменские театральные критикессы, не имея духовного опыта, набросились на отсутствие в спектакле канкана.
А между тем история, показанная тюменскими актерами, не для беззубых. Мир дощатой и бревенчатой России замечательно разработан художником спектакля Ирэной Ярутис. Доски, которых в первом акте постановки в изобилии, покрыты золотом и символизируют иконы. (Настоящие иконы уместны ли на сцене?) Доски есть почти у каждого персонажа как напоминание о том, что в каждом человеке есть образ Божий, что каждый человек — это живая икона. Даже пьяница — икона. Пусть закопченная и поцарапанная жизнью, но все-таки икона. Спектакль призван помочь зрителю разглядеть лик Бога за любой человеческой личиной.
Первый круг спектакля — это мир вокруг блаженной Дуси (в исполнении актрисы Ирины Тутуловой). Она с юности обезножела и выглядит сварливой старухой, ворчащей на свое окружение. Это так, если не приглядываться к ее хожалкам. Одна из них — молоденькая девушка, вечно занятая мыслями о невозможном семейном счастье. И Дуся вынуждена грубоватыми окриками напоминать ей о мире духовном. Другая, Антонина, уже монахиня. И мысли ее иной раз так высоки, что сварливость Дуси возвращает хожалку на землю, где, как ни крути, нужно кипятить самовар и накрывать на стол. Третья, грубоватая деревенская баба, любит в религиозности все внешнее, любит красивую икону Николы Угодничка. Блаженная правит ее духовный мир, чтобы та не заскорузла в привычках. Погруженная в молитву, Дуся вынуждена вечно ворчать на своих хожалок, занимаясь их духовным воспитанием. Но она их нежно любит и, так как открыто хвалить не может, чтобы не испортить, свою любовь переносит на тряпичных куколок, которых называет своими «деточками» (имеются в виду ее духовные чада). Взяв кукол из рук юродствующей Дуси, режиссер превратил их на сцене в глубокий символ человеческой души. Куклы сидят в зрительном зале. Они нанизаны на копья, создавая образ мучительной эпохи. Черные куклы пугают нас бесами, белоснежные — валятся вниз как символ расстрелянных людей... Изобразить душу куклой на сцене — это в театре и хорошо, и умно.
Поведение Дуси объясняется тем, что она — юродивая, то есть отвергла все человеческие законы общежития, чтобы освободить душу для молитвы. Она сделалась сумасшедшей для людей, чтобы стать ближе к Богу. Ее кругу непрестанной любви и взаимного послушания противостоит круг, как выразился бы Велимир Хлебников, отрицательных двойников: матерщинница и злюка сумасшедшая Маня, деревенский пьяница-учитель, блудливая девка. Учитель пьет от своей большой образованности, девка гуляет, потому что муж сильно хороший. А Маня безумствует весьма подозрительно: уж больно слова ее эхом витают вокруг блаженной. Выйдем из зала в антракте, поразмыслим. Дуся в юности потеряла мужа и от этого потрясения сделалась инвалидом. Если семья ее была набожной, то можно предположить, что жених ушел в монастырь или занялся иным духовным подвигом. Когда в конце спектакля мы узнаем, что бесстыдница Маня — это переодетый мужчина, то поймем, что это бывший жених Дуси Прокл, который вместе с невестой принял на себя рациональное безумие юродства для странного, но такого русского служения Господу.
Третий круг в спектакле — это комиссар Рогов и двое красноармейцев. Их роль могла бы быть плоской, как, казалось бы, плоска сама идея быть палачом. Но не все так просто. Рогов (Сергей Белозерских) с горящими глазами мечтает о новом мире, где больше не будет ни богатых, ни бедных. Только для этого нужно и тех, и других убрать. Как это живо для нашего времени расслоения общества! Духовные полюса Дуси и Рогова позволяют нам отделить тьму от света. И между ними не может быть перебежчиков. Персонажи обряжаются либо в светлые одежды мучеников, либо в рогожи цвета спекшейся крови их мучителей. Но в жизни, как и на сцене, не так: молодой Тимоша дезертирует из Красной армии и прячется в доме у Дуси. Но, найденный там своим братом-комиссаром, он вынужден участвовать в расстреле блаженной, ее хожалок, приходского священника и юродствующей Мани. Зло бесовскими барабанами окутывает души людей, поставленных перед выбором: спасти тело или душу...
В посконно-домотканой сценической Руси режиссера Ларичева колокола обыденными ведрами тревожно гудят по усопшим и возносятся на небеса семью мученическими венцами. Кто же седьмой, ведь расстрелянных шестеро? Это предатель Тимоша (Алексей Кудрин) берет на себя после расстрела деревенских блаженных тяжелый крест юродства. Теперь он безумен для «новой вселенной» комиссара Рогова. Его покаяние только начнется после того, как занавес опустится.
Диалог требует, чтобы собеседники были достойны разговора. Сильный спектакль ставит вопросы зрителю. Это не теплая водичка расслабления, а холодный душ живой мысли. Если вы готовы на встряску от приторной обыденности, сходите в театр.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"