29 апреля 2024     

Общество   

УРОКИ РУССКОГО

В последнее время все чаще и чаще с высоких трибун научно-практических конференций, педагогических и медицинских форумов, со страниц самых умеренных в критике газет звучит тревога по поводу некомфортных условий процесса обучения наших детей в общеобразовательных школах.
По данным ученых Тюменского государственного университета, до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье подрастающего поколения, связаны со школой. И здесь особый вред наносят ученикам стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик обучения применяемым технологиям, неграмотная организация урока.
По оценкам Наталии Малярчук, кандидата медицинских наук и доцента ТюмГУ, учительство превратилось в урокодательство, исключающее общение с ребенком. Это сеет в душах детей протесты, скрытые и открытые отклонения». Действительно, учительство как профессия не может осуществить себя без полноценного взаимодействия с учеником.
Но некоторые наши учителя приходят в класс просто, чтобы «дать урок», мало или совсем не интересуясь, что необходимо сделать им как профессионалам для того, чтобы каждый ребенок мог «взять урок»? Ведь общество, нанимая на работу учителя, нанимает специалиста, способного передавать знания детям. Это должен быть не просто отличный физик, филолог, биолог, лингвист, знаток иностранного языка и т.д, но именно педагог, подготовленный и аттестованный как работник, способный в современных условиях не только учить, но и научить детей.
Именно учителем в этом ценном для общества смысле является, на мой, родительский, взгляд, Тамара Иванова из Рафайловской средней школы Исетского района. Третий год в ее классе один из моих сыновей постигает не очень-то простой для него русский язык и любимую литературу. Следя за развитием учебных навыков сына, я не раз за это время была и на уроках Тамары Борисовны. Что удивило в самом начале? Учительница к каждому деревенскому ребенку-пятикласснику обращается на «вы». Это взрослое, уважительное обращение, спокойный уверенный голос, человечное внимание к интеллектуальному и физическому состоянию детей создают хорошую рабочую и совершенно ненапряженную атмосферу урока.
Непоказная интеллигентность и общая культура учителя, безусловно, благотворно влияют на развитие детей, облагораживают их поведение. Это не слова о том, как надо себя вести, это живой пример перед их глазами, это опытное постижение красоты этических норм. Ни разу не слышала, чтобы Тамара Борисовна повысила голос на учеников. Она просто меняет интонацию — и этого для нее и ее детей оказывается достаточно, чтобы предупредить какую-то нештатную ситуацию.
Наверное, не погрешу против истины, если скажу, что проблемы так называемой дисциплины (за исключением каких-то клинических случаев) напрямую связаны с содержанием урока, его педагогическим качеством. И здесь необязательно иметь большой опыт или особую призванность — достаточно честно и с искренней заинтересованностью относиться к делу, которому служишь и к которому профессионально подготовлен хорошим образованием.
В памяти возникают отдельные картинки уроков Т.Б.Ивановой.
— Ребята, давайте докажем, что в первом случае нужна запятая, а во втором случае — нет.
Желающих ответить много. Но учитель неожиданно спрашивает мальчика, который руку не поднимал. Тот не очень охотно выходит к доске. Говорит все правильно, но как-то не бодро, не уверенно. Тамара Борисовна — вся внимание. Кивает головой в знак согласия с высказанными аргументами, хвалит его и даже в качестве психологической поддержки слегка обнимает руками за опущенные плечи.
— Женя, вы — молодец! Все сказанное вами верно. Дополнения у класса есть? Нет. Видите, ваш ответ и меня, и ребят полностью удовлетворил.
После Тамара Борисовна скажет об этом мальчике: «С места всегда отвечает правильно и спокойно, а у доски волнуется. Думаю, мы вместе все-таки преодолеем страх перед аудиторией».
Да, мужчина должен уметь владеть собою в любых ситуациях. И учатся этому, в том числе сидя за школьной партой. Вот такая чуткость к детям! Вообще учитель стремится поднимать в них чувство внутреннего самоуважения и достоинства. Любой успех ребенка не остается ею незамеченным. Обо всех победах своих детей в конкурсах, соревнованиях — информация на классных стендах. Сделал ученик что-то хорошо, со старанием, даже просто в масштабах классной жизни, Тамара Борисовна объявляет ему благодарность и вносит ее в дневник.
Очень мне нравятся и уроки педагога по развитию речи. Вот перед глазами детей картина весенней природы. Да, визуально у них от восприятия художественного полотна создается цельный образ. Однако Тамара Борисовна учит воспринимать не только чувственный материал, но в нем и через него с доступной для возраста учеников глубиной постигать и смысл. Смысловую, идейную сторону изображенных предметов, сюжета, композиции. Ребенка нужно развивать, считает Тамара Иванова, чтобы видели не только его глаза, но и воспринимал ум.
— Весеннее небо на картине. Оно какое?
— Голубое... Чистое.
— А по настроению?
— Сияющее, распахнутое... Нежное... Мирное и спокойное... Звенящее... Вечное.
— Чем заняты птички?
— Делом... Строят гнездо.
— Зачем?
— Чтобы вывести птенцов.
— Но зачем им птенцы?
— Чтобы продолжалась жизнь... Чтобы была радость.
Уроки русского языка уже другие. Лингвистика, как и математика, наука строгая и конкретная. Она не терпит приблизительных или неточных формулировок, пересказа правил своими словами, нарушения последовательности и логики. Чтоб у детей не было каши в голове, все и всегда должно называться и применяться, как говорится, один к одному. И методика у Тамары Борисовны здесь уже другая, рассчитанная на рациональное восприятие.
В русском языке достаточно много сложных тем. Вот, к примеру, в этом году в 7-м классе изучают образование действительных и страдательных причастий. Это одно из действительных страданий курса средней школы. И те из вас, дорогие читатели, кто может безошибочно отличить действительное причастие от страдательного, имеют полное право сделать себе дорогой, заслуженный подарок. Может быть, не себе, а своему учителю русского языка? Вообще вы когда-нибудь говорили ему спасибо за то, что стали грамотным, образованным человеком?..
Ученики Тамары Борисовны кто вполне сносно, а кто и прекрасно ориентируются в этой теме. И знают, почему, например, «мощеный» пишется с одним «н», а «доверенный» — с двумя. А вы знаете? Можете, как семиклассники Тамары Ивановой, объяснить, почему «растерянный» — прилагательное, а «застреленный» — причастие?
Педагог сама любит, хорошо знает и, что называется, чувствует язык. Умеет передать свои знания детям, сделать интересной и доступной для их понимания любую тему. И самое главное, подросток не испытает стресса, если даже ошибется или не сразу усвоит урок. Ведь он никогда не будет унижен или подавлен амбицией, а то и равнодушием учителя, которому до него нет дела.
Тамара Борисовна — не ревизор, не контролер, а союзник. Не мучитель, а учитель. Стиль ее профессионального поведения определяется, главным образом, чувством заботы о детях. Она старается, чтобы каждый из ее мальчиков и девочек получил от процесса обучения как можно больше пользы для развития своей личности. И за это ей низкий поклон и наше искреннее родительское уважение.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"