19 апреля 2024     

Общество   

Паата БУРЧУЛАДЗЕ — РУССКИЙ БАС

Он пел с Лучано Паваротти, великий Караян назвал его вторым Шаляпиным. Его родина Грузия, а сам он считает себя русским басом. Живет в Вене, но ведет кочевой образ жизни, “скитаясь” по лучшим сценам мира. Его ждут в Ла Скала, Метрополитене, Ковент-Гардене, в Большом и Мариинском театрах...
27 января всемирно известный оперный певец Паата Бурчуладзе выступил на сцене Тюменской филармонии, на которой он уже стоял в прошлом году... Он приехал в сопровождении известного телеведущего и музыковеда Святослава Бэлзы.
Штрихи к портрету
Музыкальная карьера Бурчуладзе началась с Тбилисской консерватории. На сцене Тбилисского театра оперы и балета состоялся его профессиональный дебют в партии Мефистофеля.
В 1982 году начинающий оперный певец Паата Бурчуладзе победил на конкурсе имени Чайковского. Три года он стажировался в Ла Скала у Джульетты Симионато, овладел итальянским языком и манерой исполнения классических опер.
В 1987 году по приглашению дирижера Герберта фор Караяна молодой певец исполнил партию Командора в опере “Дон Жуан” на Зальцбургском фестивале, там же пел реквиемы Верди и Моцарта.
В 1998 году русский бас был удостоен высшего в оперном мире звания “Каммерзингер”.
Святослав Бэлза рассказал, как однажды сам Лучано Паваротти объявил Бурчуладзе, что уже присудил ему первое место на конкурсе имени Лучано Паваротти. Победить в престижнейшем конкурсе, не участвуя в нем, — лучшее признание для певца...
Сегодня Паата задействован в классических операх (по голосу и по настроению ему ближе русский и итальянский репертуар). При этом он весьма редко и неохотно соглашается на модные интерпретации классики. Вершиной его творчества, своеобразной визитной карточкой по праву считается образ Бориса Годунова, в котором Бурчуладзе удалось возродить шаляпинскую манеру пения.
На тюменской сцене
Концерт состоял из двух отделений. В первом именитый гость тюменской сцены исполнил двенадцать классических романсов на музыку П.Чайковского, М.Глинки, А.Даргомыжского, А. Рубинштейна и С. Рахманинова. Аккомпанировала Паате пианистка Людмила Иванова, вдова преподавателя Пааты Евгения Иванова. Уже пятнадцать лет они гастролируют вместе.
— Оперные певцы условно делятся на вагнеровские и вердиевские голоса, — рассказывал Белза. — У Пааты типичный вердиевский голос.
Поэтому во втором отделении концерта прозвучали арии из опер Дж. Верди. Ария Фиеско из оперы “Симон Бокканегра”, короля Филиппа из оперы “Дон Карлос”...
— Дальнейшая программа концерта будет зависеть от интенсивности ваших аплодисментов, — объявил Белза.
Но концерт всемирно известного оперного баса не потряс тюменцев. Это можно было понять и по отсутствию бурных оваций, и по разговорам в кулуарах.
Концерт посетили многие люди, имеющие непосредственное отношение к музыке. Больше всего удивило профессионалов отсутствие харизмы в персонажах, которых изображал Бурчуладзе. И всех расстроило то, что в динамичных композициях невозможно было разобрать слов. К примеру, слушая романс-шутку “Мельник”, никто не смеялся.
Великое искусство должно быть понятно не одним музыковедам. Оно не может не вызывать эмоций. Когда глаза блестят от слез, чувствуешь подъем сил, вдохновение или, наоборот, лишаешься сил от внутренних переживаний... Безусловно, зритель должен реагировать на то, что творится на сцене, а не шуршать программками.
Здесь же не было той невидимой нити, связывающей исполнителя со зрителем. Не было той энергетики, которая заводит зал. И благодаря которой даже в голову не придет обращать внимание на маленькие недочеты... Если артист не добивается этого результата, то его вокальное мастерство бессильно.
Чем это обусловлено? — вопрос. Ведь наверняка во всемирно известных оперных театрах эти партии исполняются совсем по-другому. Неправильный настрой? Чужая атмосфера? Обидно, если дело в подходе к провинциальному зрителю, для которого “сойдет и такое исполнение”. Тогда творчество одного из пяти лучших басов планеты попросту превращается в ремесленничество, ведь истинный талант обязан одинаково выкладываться на любой сцене, даже очень маленькой.
Но, с другой стороны, понятно, что трудно увязать между собой маленькие кусочки из разных опер. Да и невозможно подобрать под них единое настроение.
В коронной арии Базилио из оперы Дж.Россини “Севильский цирюльник” с точки зрения ее классической подачи неправильно были расставлены акценты, но зато Паата блестяще взял верхнюю соль в финале этой арии, чем и закончил свое выступление...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"