3 мая 2024     

Общество   

ВОСПИТАНИЕ КИНОМАНИИ

Всего несколько лет назад Ханты-Мансийск был заурядным провинциальным городком, по обочинам улиц которого гуляли коровы. Теперь это современный деловой, спортивный и творческий центр, где проходят чемпионаты по зимним видам спорта, развивается бизнес и кипит культурная жизнь. Одним из самых примечательных событий в последние годы здесь стал Международный фестиваль кинематографических дебютов “Дух огня”. Нынче он отметил свое пятилетие.
“Английский газон” фестиваля
Планка фестиваля изначально была поднята довольно высоко. Ее установили люди, верившие в успех мероприятия: губернатор Югры Александр Филипенко, президент фестиваля, режиссер Сергей Соловьев, вице-президент, актер Александр Абдулов, генеральный директор ОТРК “Югра” Олег Урушев.
Скептиков поначалу было много. А вот современных кинотеатров и киноустановок в городе — ноль! На открытии “Духа огня” Соловьев вспоминал, как он и Филипенко стояли на краю огромного котлована и мечтали о том, что когда-нибудь на этом месте вырастет теплый дом, в котором поселится дух искусства и культуры. Мечта сбылась — в короткие сроки в Ханты-Мансийске построили концертно-театральный центр “Югра-классик”. Режиссер назвал его “фантастическим зданием” и отнес к “чудесам правильной социальной политики”.
Армия скептиков понесла поражение. На фестивале, который затевался в помощь выживанию отечественного кино и который первый раз не мог набрать и десятка новых дебютных фильмов, сегодня работает специальная комиссия, вынужденная проводить жесткий отбор среди претендентов на конкурс. Количество желающих принять участие в “Духе огня” с каждым годом растет.
“Большие фестивали, как публичные люди, со временем кроме имиджа обзаводятся и репутацией, — считает Мария Зверева, вице-президент и руководитель программ ”Духа огня". — Имидж поменять легко, а вот репутация — вещь трудоемкая. Она как английский газон — требует ухода, многолетних усилий и тщательности. К пятому году своего существования наш “Дух огня”, похоже, сумел заработать репутацию, достойную края, в котором мы его проводим. Свидетельством тому — блестящее международное жюри, состоящее из выдающихся кинематографистов, конкурсная программа, в которой участвуют самые яркие мировые дебюты прошлого года и, наконец, наши гости — звезды российского кино".
Нынче по “звездной дорожке”, предваряющей открытие северного кинофорума, прошествовали известные режиссеры В.Мельников, П.Лунгин, С.Говорухин, А.Митта, актеры Э.Виторган, А.Абдулов, Л.Удовиченко, А.Гребенщикова, Л.Федосеева-Шукшина, Т.Друбич и, конечно, “отцы” фестиваля С.Соловьев и А.Филипенко. За пять лет существования “Духа огня” кого только не повидал Ханты-Мансийск: А.Макаревича, О.Янковского, М.Ефремова, А.Збруева, П.Ришара, Л.Казарновскую, С.Шакурова. Список можно продолжить — он долог. Около полутора тысяч профессиональных кинематографистов сочли за честь принять приглашение организаторов.
“За всю историю кинофестиваля в Югре было показано 486 картин из 25 стран мира. Их посмотрели более 94 тысяч зрителей”, — объявил на открытии С.Соловьев и заметил, что фестиваль состоялся “благодаря разумной социальной политике властей, в центре которой находится человек”.
“Мы не пытаемся соревноваться с такими знаменитыми фестивалями, как ”Берлинале" или Каннский фестиваль, — сказал Александр Филипенко. — “Дух огня” выполняет важную роль: это фестиваль дебютов. Мы первыми смотрим то, что через некоторое время станет нормой, классикой".
(фото3)А Соловьев добавил, что один из главных итогов “Духа огня” — это рождение умного искушенного зрителя.
Югра — территория кино
В преддверии открытия фестиваля представители оргкомитета и жюри дали пресс- конференцию. На встречу с журналистами пришли заместитель губернатора Югры Наталья Западнова, Сергей Соловьев, Олег Урушев, председатель жюри, французский режиссер Леос Каракс, члены жюри: шведский режиссер и сценарист Джимми Карлссон, французская актриса Бюль Ожье и российский кинокритик Виктор Матизен.
Сергей Соловьев сразу заметил, что организаторы фестиваля в этом году постарались собрать лучшие кинодебюты со всего мира. Расширяя границы, “Дух огня” дает возможность молодым российским режиссерам войти в контекст событий, происходящих в мире кино. “Мы хотим, чтобы конкурсанты из России были самыми трудными соперниками”, — заявил Соловьев. Одной из главных задач фестиваля он назвал необходимость выработать в мозгах наших кинематографистов верные нравственные критерии. И обратил внимание на то, что сформировать их должны люди, которым мы верим. “Леоса Каракса мы знаем, его фильмы — любим”, — сказал режиссер.
Действительно, Каракс — фигура в мировом кинематографе заметная. Его картины получили устойчивое определение “фильмов-наркотиков”, потому что к ним хочется возвращаться снова и снова.
— Я впервые сижу в жюри фестиваля, — признался режиссер, — но, думаю, справлюсь со своей задачей. Меня всегда привлекала Сибирь. Я мечтал сесть на поезд и проехать по Транссибирской магистрали. Поэтому с удовольствием принял приглашение поучаствовать в этом фестивале.
Учитывая возрастающий международный интерес к “Духу огня”, журналисты поинтересовались: превратится ли Югра в территорию кино?
— Кинокомпания “Югра-фильм” росла вместе с фестивалем, — ответил Олег Урушев. — Картина “Franz +Polina”, которую наряду с кинокомпанией “SOLIVS” представляем и мы, прошла двадцать фестивалей и получила множество призов. Успех дает силы для дальнейшей работы. Хочу заметить, что мы развиваем не только искусство, но и новый для Югры вид бизнеса.
О том, что кинодело будет развиваться в округе и дальше, свидетельствует решение правительства ХМАО о строительстве в Ханты-Мансийске киностудии. Олег Урушев пояснил, что в городе создадут киношную зону для производства телесериалов. Два павильона оборудуют декорациями под Мангазею, сибирский городок XV века и другие исторические места. В планах “Югра-фильм” три проекта: детская кинокартина, исторические фильмы о князе Меншикове и легендарном древнем сибирском городе Мангазее. Кроме того, Югорская кинокомпания гостеприимно распахнет двери студии для кинематографистов из других городов, которые смогут снимать здесь свои фильмы. Правительство Югры считает киноиндустрию выгодным бизнесом. Однако Сергей Соловьев заметил, что его сотрудничество с “Югра-фильмом” не носит характер зарабатывания денег.
— Мы начали с того, что снимаем фильмы “Анна Каренина” и “2-Асса-2". Ну какой тут Голливуд? На Югорской земле зарождается новый кинематографический город, с неиспорченной российской генетикой, и мы закладываем его основы. Важно, чтобы наши картины питались из чистого источника культуры, а не из рейтинговых соображений, — сказал режиссер.
О конкурсе
Итак, каким он был — V Международный фестиваль кинематографических дебютов “Дух огня”? Серьезным и веселым, думающим и развлекающим. Целую неделю в Ханты-Мансийске шли показы, презентации спецпроектов, творческие встречи, семинары, круглые столы и мастер-классы. Нет возможности написать обо всем подробно. Поэтому расскажем о том, что представляется наиболее важным и значимым.
В этом году на конкурсную программу фестиваля были представлены десять фильмов из России, Индии, Германии, Финляндии, Казахстана, Бразилии, Швейцарии, Венгрии. Именно они боролись за главные призы “Духа огня” — “Золотую”, “Серебряную” и “Бронзовую тайгу”. Безусловно, все эти киноленты заслуживают внимания. Ведь они были отобраны среди множества других фильмов.
Среди них есть история о вечном противостоянии добра и зла, в которой влюбленный герой, отвергая запреты современной жизни и законы времени и пространства, пускается на поиск своей любви (“Воин с Севера” — режиссер А.-Ю.Аннил, Финляндия/ Нидерланды/ Китай/ Эстония); повествование о борьбе любви с неизбежной смертью, где он и она, чтобы быть вместе, принимают все — преждевременное расставание с жизнью и бессмертие, череду перевоплощений и трехсотлетнее одиночество (“Долина цветов” — режиссер П.Налин, Индия/ Франция/ Япония/ Германия); рассказ об интуиции слепого старика и нелегком выборе его сына — путевого обходчика, от которого зависит жизнь тысячи пассажиров и который не знает, чему доверять больше — показаниям супертехники или чутью отца (“Записки путевого обходчика” — режиссер Ж.Жетируов, Казахстан); драма-откровение о судьбе монгольских кочевников, которых хотят уничтожить и путем обмана загоняют в пыльный шахтерский городок (“Кадак” — режиссеры П.Бросенс и Д.Вудворд, Германия/ Бельгия); горькая исповедь наркомана-филолога, который хочет вырваться из порочного круга, но уже не верит, что когда-нибудь в его жизнь вернется весна (“Ласточки прилетели” — режиссеры А.Галазов, Россия); сюжет, в центре которого сердца трех людей, попадающих в трагикомичные ситуации и узнающих значение слова “любовь” (“Прощай, мое сердце” — режиссеры С.Хиллебранд и О.Паулюс, Швейцария/ Германия); трогательная история привязанности рыбака Жуселину к вздорной девушке Анне, ради любви к которой он готов ежедневно рисковать жизнью и остаться ни с чем (“Сны о рыбе” — режиссер К.Михановский, Бразилия/ Россия/ США); житейская повесть о вечном конфликте поколений, в которой мать и дочь не понимают друг друга, но вместе стремятся к одному — глотнуть свежего воздуха (“Свежий воздух” — режиссер А.Кочиш, Венгрия); сага о любви, настоящей и беспощадной, с которой герои не могут справиться (“Эйфория” — режиссер И.Вырыпаев, Россия), и пронзительная история человечности агента “Штази”, маленького винтика в машине госбезопасности, способного на поступок (“Жизнь других” — режиссер Ф.Доннерсмарк, Германия).
В результате долгих обсуждений авторитетное жюри фестиваля распределило призы так: “Бронзовая тайга” досталась фильму “Записки путевого обходчика”, “Серебряная тайга” — киноленте “Сны о рыбе” и “Золотая тайга” — картине осетинского кинематографиста “Ласточки прилетели”. А специальный приз жюри вручили автору фильма “Кадак”.
В компетентности профессионалов, вошедших в этом году в состав международного жюри, сомневаться не приходится. Это люди, имеющие вес в кинематографическом мире, — уже названные Леос Каракс, Джимми Карлссон, Бюль Ожье, а также польский актер Даниэль Ольбрыхский и иранский кинорежиссер Джафар Панохи. Они присудили золото одной из самых сильных работ фестиваля. Однако она вполне могла разделить место с еще одной картиной, которая вызвала бурные аплодисменты зрителей после показа, — “Жизнь других” (но об этом чуть позже).
“Ласточек” — в школьную программу
Фильм “Ласточки прилетели” — это всего два дня, выдернутых из никчемной жизни сорокалетнего преподавателя Константина Сергеевича по прозвищу Пик и посвященных поиску вожделенной дозы. Пика давно ничто не волнует, он посылает своих студентов к черту, не ощущает вкуса пищи, солнечный свет причиняет ему боль. Он не может справиться со своей болезнью, однако не хочет и мириться с ней. Пик еще способен замечать, что рядом с ним трагически обрываются человеческие жизни. Избавится он от своего недуга или нет — зависит от его доброй воли. Но весной обязательно прилетят ласточки, а с ними надежда на полное исцеление.
Потрясающе реалистичная игра актера Аслана Хугаева, занятого в главной роли (он является и соавтором сценария), вызвала вопрос журналистов: “А не пережил ли он сам нечто подобное?” “Нет, — отмел эти предположения режиссер картины, — известно ведь еще со времен гайдаевских опытов, что убедительно сыграть пьяницу может только трезвый человек”.
В Северной Осетии фильм Аслана Галазова приняли очень тепло. Правительство республики даже задумалось: не включить ли “Ласточек” в школьную программу для профилактики наркомании. Ведь эта болезнь не обошла стороной многие осетинские семьи. Однако фильм “Ласточки прилетели” не только о наркомании, считает Галазов. Это образ современного состояния цивилизации. И наркоман — ее идеальный потребитель.
Одному — “Тайгу”, другому — “Оскара”
Киноленту “Жизнь других” на фестиваль привез продюсер Дарио Бергезио. В это время режиссер фильма находился в США, на вручении наград киноакадемии “Оскар”. Тогда еще никто не знал, получит ли Доннерсмарк главную статуэтку. Известно было лишь то, что картина побывала на фестивале в Локарно, где ей присудили приз зрительских симпатий. “Жизнь других” посмотрели в Германии 3 млн. человек. И сейчас этот фильм является гордостью немецкой индустрии.
Сюжет основывается на реальной истории из жизни режиссера. На то, чтобы подготовить проект, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк потратил шесть лет. Герои ленты живут в послевоенной Восточной Германии, где государство не доверяет своему народу и предпочитает пристально следить за ним. В центре фильма — агент “Штази” Герд Вейслер, которому дают поручение шпионить за “ненадежным” драматургом Георгом Дрейманном. Вейслер же, вопреки “здравому смыслу” агента госбезопасности, начинает сочувствовать писателю и его подруге и делает все, чтобы спасти Дрейманна от ареста. “Жизнь других” — пронзительная история любви и нравственного выбора, рассказ о времени “железных занавесов” и “берлинских стен”. Блестящая игра актера Ульриха Мюхе, у которого согласно сценарию на лице не должно отражаться никаких эмоций. Чувства и переживания главного героя Мюхе выражает только при помощи взгляда. Это ли не самое высокое актерское мастерство! Такое под силу не всякому артисту.
Когда на “Духе огня” были розданы все награды, мы поинтересовались у оргкомитета, получил ли что-нибудь фильм “Жизнь других”?
— Только “Оскара”, — ответили нам.
И правильно: большому кораблю — большое плавание!
Российские дебюты
В этом году на фестивальную программу “Российские дебюты” были отобраны 13 фильмов: “977" (режиссер Н.Хомерики), ”Franz+Polina" (режиссер М.Сегал), “Двойная фамилия” (режиссер С.Митин), “Дикари” (режиссер В.Шамиров), “Жара” (режиссер Р.Гигинеишвили), “Жулики” (режиссер М.Маханько), “Нас не догонишь” (режиссер И.Шиловский), “Питер FM” (режиссер О.Бычкова), “Пробуждение” (режиссер С.Лебедев), “Просто повезло!” (режиссер А.Анкудинов), “Связь” (режиссер А.Смирнова), “Странник” (режиссер С.Карандашов), ”Тупой жирный заяц" (режиссер С.Росс).
Организаторы “Духа огня” считают, что режиссеры заявленных картин представляют новую волну в российском кинематографе. Они и формируют нашего современного зрителя. Согласно условиям северного кинофестиваля в данной программе присуждаются особые призы. Так, приз зрительских симпатий в этом году достался фильму “Жара”. Приз имени Павла Лебешева за лучшую операторскую работу — фильму “Franz + Polina”. Призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роли получили Андрей Анкудинов (“Просто повезло!”) и Екатерина Вилкова (“Нас не догонишь”).
Постскриптум
Давно замечено: нельзя объять необъятное. Довольно часто приходится с этим соглашаться. Программа V Международного фестиваля кинематографических дебютов “Дух огня” была настолько насыщенной, что рассказать обо всем в одном номере нет возможности. А ведь были еще презентации новых анимационных и художественных проектов, творческие встречи с мастерами кинематографа, работа клуба детского и юношеского фильма, вечер памяти Леонида Филатова, которому в этом году исполнилось бы 60 лет... Об этом мы постараемся поведать в следующих номерах газеты.
Остается добавить, что в число награжденных на фестивале в Ханты-Мансийске попали еще два человека. Призы “Золотая тайга” за вклад в мировое кинематографическое искусство были вручены выдающимся режиссерам Виталию Мельникову и Леосу Караксу.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"