29 апреля 2024     

Общество   

ЛЮБОВЬ — ГЛАВНАЯ ЖЕРТВА

В Тюменском драматическом театре 23 марта играли премьерный спектакль “Последняя жертва” по пьесе А.Н.Островского. Режиссер Владимир Захаров (г.Москва) осуществил постановку в традиции классического русского театра.
Сходство старой житейской истории с сегодняшним временем и нравами поразительно. Отсюда актуальность пьесы А.Н.Островского, создавшего это произведение в 1877 году, размышлявшего о морали своего времени и о судьбе женщины. Можно только сожалеть, что актуальности эта пьеса не утратила и, наверное, никогда не утратит.
(фото2)Главная героиня провела удачную коммерческую операцию: выгодно вложила себя и свои капиталы (в долговых расписках), выйдя замуж за дельца. Такой финал пьесы, написанной более века назад, абсолютно в правилах нынешней действительности. Мировая художественная литература и театр уже в который раз свидетельствуют, что, к сожалению, века проходят, а люди не меняются. Пьеса Островского “Последняя жертва” — об одном трагикомическом эпизоде из старой как мир “человеческой комедии”, где смешное всегда переплетается со страшным. Боль от предательства осталась в прошлом, а в сегодняшнем страшном дне молодая вдова Юлия Павловна совершила ужасную сделку с купцом Флором Федулычем Прибытковым (актер Геннадий Куцан). Купец женится на ней, чтобы получить в оборот капитал жены, а она выходит за него, потому что знает: он сумеет вытребовать назад деньги, растраченные ее бывшим любовником. Свои деньги Юлии необходимы, так как они обеспечат ей хоть какую-то независимость от нового мужа.
Юлия словно посмотрела в лицо жестокому времени-зверю и не испугалась его, а нашла в себе силы жить. Она, возможно, победила, но при этом потеряла навсегда способность безоглядно любить и верить.
Тема разочарования, утраты, разлуки передается и через романс неизвестного автора XIX века “Темно-вишневая шаль”, который звучит во время спектакля и совсем незаметно, ненавязчиво усиливает эмоциональный рисунок сценического действия. Здесь к слову хочу заметить, что постановщик В.Захаров сумел в работе над спектаклем соблюсти “закон золотого сечения”: смысловые отрезки сценического действия и художественные театральные приемы вполне соразмерны и не нарушают внутренней гармонии всей постановки. Например, удачно найден способ показа вознесения погибшей любви Юлии: аксессуары ее одежды красного цвета поднимаются в заоблачные высоты. Зритель невольно задумается: неужели судьба любви на земле всегда так печальна и ей место только в неземных высотах идеального мира? Также естественно воспринимается другой художественный прием: во время решительного разговора с Дульчиным Юлия закрывает створки своего зеркала, как закрывают зеркала в доме с покойным, — у нее умерла Любовь; створки зеркала — это еще и закрытая книга прошлой жизни Юлии. Так она говорит “прощай” не только бывшему возлюбленному, но и своей Любви и вчерашней себе. Отныне она другая: охладевшая, как будто застывшая. И если зритель в той или иной степени это понимает, то, конечно, это успех как постановки, так и персональный успех актрисы Марины Слепневой.
Сценография и костюмы Алексея Паненкова помогают понять замысел и драматурга, и постановщика: серые железные истуканы-автоматы, жестко лязгающие металлическим нутром, и такие же безликие, бездушные фигуры роботоподобных персонажей, одетых как будто в металлические скафандры, — все это “рассказывает” о мире холодного расчета, где властвует золото.
Резко по контрасту с костюмами других действующих лиц выполнены платья главной героини (актриса Марина Слепнева): красное и белое. Это цвета Юлии: красный — любовь и белый — знак чистоты. На фоне серого и металлического она выглядит отчаянно смелой. Точно бросает вызов обществу и живёт ему вопреки.
Вопреки цинизму и расчету большинства, Юлия любит и верит. Но жесткость в ее характере тоже есть. Тяжело пережив предательство возлюбленного, молодая женщина принимает твердое решение: лучше жить с тем (пусть и с нелюбимым), кто будет ценить ее красоту и добродетель, чем с альфонсом Вадимом (актер Андрей Черкашов). Для него главное достоинство женщины — это ее денежная наличность и сумма годового дохода. Как на ссудную кассу, смотрит Вадим и на богатую вдову Пивокурову, на которой он намерен жениться, и можно представить, что проживёт с ней ровно столько, на сколько хватит ее денег, чтоб развеять его скуку.
Железные коробки-автоматы, жующие деньги, проглатывают и тех жалких, смешных людей, которые стараются вписаться в жестокую действительность, пытаются жить по звериным законам и хотят уцелеть. Комичны фигуры персонажей в исполнении актеров Андрея Черкашова, Владимира Обрезкова (актер своим ярким исполнением роли внес много доброго юмора в спектакль), Владимира Орла, Татьяны Телегиной, Елены Махневой, Рюрика Нагорничных.
Исполнительское мастерство и актерская индивидуальность Сергея Скобелева заметны даже в небольшой роли молодого приятеля Дульчина. Умение обогатить индивидуальными актерскими красками маленькую, эпизодическую роль — свойство настоящего таланта.
Сатирические герои пьесы, принявшие хищнические правила существования, озабочены только одним: как получить деньги обманом или как выгодно купить и продать. А кто-то продает себя, например, таким способом, как это сделала Юлия Павловна — отдает себя замуж.
Любовь стала “последней жертвой”, брошенной в пасть металлическому чудовищу, заглатывающему деньги.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"