20 апреля 2024     

Общество   

КАК ДОСТУЧАТЬСЯ В МИР ГЛУХИХ?

Сегодня инвалиды вынуждены в равных условиях с неравными возможностями вступать в трудовые, правовые отношения с обществом и государством. Наработанная система поддержки этого слоя населения разрушена, а новая до конца еще не создана. Замена социальных льгот денежными компенсациями в данный момент у инвалидов не вызывает оптимизма.
Согласитесь, чтобы человеку состояться в жизни, необходимо достойное образование, приобретение профессиональных навыков и банк рабочих мест. Как показывает практика, в обществе лучше приживаются инвалиды, которые выросли в семьях, где есть все те же инвалиды. Очевидно, потому, что они с детства готовы к трудностям, не питают иллюзий и не ждут манны с неба. Остановлюсь на проблемах детей-инвалидов и их родителях, так как сама воспитываю ребенка с потерей слуха.
Вот появился на свет больной ребенок, и земля ушла из-под ног. В это время просто необходимо оказать родителям своевременную психологическую помощь. Правда, многие от нее отказываются. Причину вижу только в том, что предлагают ее либо не профессионалы, либо в очень навязчивой форме. А ведь чем быстрее взрослые очнутся, тем быстрее начнется процесс “здравого” времени. К счастью, вопрос с дошколятами на территории нашего города и в целом региона решен и заслуживает хорошей оценки. Дети посещают детские сады — реабилитационные центры, находятся на патронаже. А в центральной полосе России в основном практикуются дошкольные интернаты. Вопрос с учебой — куда сложней. Домашнее обучение — большой минус: ведь это изоляция ребенка от сверстников. Обычное обучение — пропуски по болезни, и как результат низкий уровень усвояемости учебной программы. Что можно предложить в этом случае? Посещение уроков школьником выборочно. Этот метод, к счастью, практикуется в некоторых школах. Можно понять родителей детворы с ограниченными возможностями, которые любыми путями стараются дать своим чадам среднее специальное или высшее образование. И нанимают репетиторов за счет и так скудного семейного бюджета.
А теперь поговорим и о детях, которые обучаются вдали от семьи. Хорошо, если родители ребенка проживают рядом со школой-интернатом, а если нет? Администрации школ-интернатов на территории других регионов, как правило, запрашивают плату за обучение детей. И немалую! Почему? Ведь инвалиды — федеральные льготники?! Да и проезд к месту учебы и обратно стоит уже теперь для родителей недешево. Необходимо решить вопрос о компенсации проезда (раньше он был). Еще одно предложение: почему бы не создать условия по переселению таких семей к месту учебы их чад на федеральном уровне. Кто-то заметит, что почти в каждом субъекте России есть подобные учреждения. Да, но, согласитесь, родители имеют право на выбор учебного учреждения, которое даст их ребенку достойное образование и обучит востребованным на рынке труда профессиям. Читатель наверняка захочет задать вопрос: “А что с ишимской школой?” В настоящее время ее выпускники, между прочим, красивые пацаны, работают в нашем городе дворниками, плотниками. В нынешнем году в этом учебном заведении произошли изменения, как сказал один из его учеников: “принят новый закон”, то есть пришел новый директор. Повлияет ли это на рост имиджа учебного заведения? Покажет время.
Конечно, есть и горе-родители, которые живут за счет детских пенсий. Мамочки и папочки порой забывают о ежегодном оздоровлении своего ребенка. Не секрет, что существует категория детей, которые никогда не смогут вести самостоятельный образ жизни. Сейчас они живут с родителями. А что потом? В настоящее время для молодых инвалидов с физическими и умственными недостатками при Нефтеюганском центре социального обслуживании населения организовано отделение дневного пребывания. И все-таки: что потом? Много лет общаюсь с родителями таких детей и поэтому не понаслышке знаю их проблемы. На мой взгляд, есть только один выход: определить ребенка в раннем детстве в специальное учреждение, дабы избежать не только семейных проблем, но и дать возможность сыну или дочке жить в своем мире детства, юности и старости. Кстати, эту категорию инвалидов в более взрослом возрасте в настоящий момент очень непросто определить в учреждение, да и адаптироваться в нем им сложней. Следующий шаг — получение профессиональных навыков. Недавно один мой знакомый поделился своими впечатлениями от служебной командировки в Канаду. Он был крайне удивлен тем, что работы на ЛЭП выполнял электромонтер без одной руки. Удивительно, правда? А у нас в стране существует целый перечень профессий, который ставит на первый план физическое состояние человека, занятого на определенных видах работ. На мой взгляд, это неправильно. Человек имеет право на выбор. Самая сложная проблема — трудоустройство. В былые времена существовала квота рабочих мест для инвалидов, но то время кануло в Лету. Правда, в данный момент этот вопрос обсуждается, и, возможно, “прорыв” произойдет.
Не могу обойти стороной и такой правовой нонсенс: при приватизации жилья ребенок автоматически становится его собственником. Это хорошо, но есть особые случаи. Чтобы было понятно, приведу такой пример: на протяжении двадцати лет мать ухаживает за сыном, который был признан недееспособным.
Только ей понятным способом кормит лежачего мальчишку, у которого с момента рождения отсутствует жевательный рефлекс. Сегодня этой матери — за шестьдесят. Кроме этого сына у нее есть еще один, который помогает ей содержать своего брата. Так вот, после смерти женщины ее “жилищная” доля будет разделена на двоих, а потом доля инвалида-брата отойдет государству. Правильно ли это? Ведь всю жизнь эта семья несет ответственность и боль?
Сегодня у людей с ограниченными возможностями есть только одна надежда на государство и на добрых людей. Если у инвалидов появится возможность самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь, то бремя не только моральной, но и финансовой ответственности у государства и общества уменьшится. Что для этого нужно? Чтобы государство и общество поняли эту истину.
...Каждая мать хоть раз, но смотрела в глаза своего больного ребенка. Больно?! Родители детей с ограниченными возможностями ежеминутно, ежесекундно соприкасаются с болью и непониманием, вычерченными в глазах своих детей. Мне пришлось отвечать сыну на вопрос, почему он не слышит. И, если честно, не помню, что ему говорила. Вежливый вопрос окружающих: “Отчего с вашим ребенком это случилось?” — кажется праздным и некорректным. Поверьте, это очень больно! Впрочем, нет и времени для разбора причин, так как нужно думать, как выжить сейчас и здесь.
В настоящее время мой мальчишка за три тысячи километров от своей семьи. От меня. Вот уже второй год он учится в школе-интернате. Когда подошли к концу летние каникулы, он пронизывающим взглядом до боли любимых глаз требовательно спросил, когда его повезут назад. Там — его дом, друзья. В прошлом году я три месяца жила рядом с ним, ходила каждый день в школу. Со мной его друзья здоровались, но как только я попыталась к ним приблизиться, они замкнулись. Педагоги меня успокаивали. Родители — тоже. Говорили, что я привыкну к отчуждению. Нас, слышащих, в мир глухоты не пускают. И в этом, безусловно, есть только наша вина.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"