2 мая 2024     

Общество   

Смотрины состоялись!

"Даже если спектакль скучный, на актеров посмотрим”, — перешептывались соседи по ряду за несколько минут до начала. Малый театр во второй день гастролей представлял на суд горожан пьесу Островского “На всякого мудреца довольно простоты” на сцене Тюменской филармонии.
Занавес подняли — и с первых минут действа стало ясно: скучать не придется. Комедия великого драматурга в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса получилась действительно веселой, с легким намеком на поучительность.
Молодой и весьма сообразительный карьерист Егор Глумов (В.Зотов) пытался подороже продать свой ум, сосватать богатую невесту и получить покровительство. Глумову, на первый взгляд, отрицательному персонажу, невольно сочувствуешь.
Честный и еще не испорченный богатством человек, он пытался любыми способами добиться расположения высшего общества, куда без протекции хода нет, будь ты хоть семи пядей во лбу. Но лгать окружающим, прятать под маской истинное лицо, пусть даже ради достижения цели, не так-то просто...
Интересна в постановке Бейлиса финальная сцена: разоблачение Глумова. Дневник, в котором молодой человек, не стесняясь выражений, записывал свои мысли, прочтен. Надежды на успешную карьеру разрушены, герою больше нечего терять. Прямо из зрительного зала он произносил свой обвинительный монолог. Режиссер недвусмысленно давал понять: Глумову нет места в высшем обществе.
Сильные мира сего в спектакле — группа людишек, страдавших от скуки и безделья. Каждый, как мог, развлекал свою особу. Нил Федосеич Мамаев (А.Потапов) квартирки приглядывал — не для того, чтобы их потом снять, богатому барину очень нравилось хозяев поучать. Причем делал он это с безмерным наслаждением. Супруга Мамаева, стареющая кокетка Клеопатра Львовна (И.Муравьева), вовсю строила глазки и бравому Городулину, и своему племяннику Глумову. Богатая и очень “набожная” вдова Турусина (Э.Быстрицкая) то и дело пропускала рюмашку, после чего порывалась пуститься в пляс, правда, ей постоянно кто-то мешал. Крутицкий (Б.Клюев), уже немолодой господин, в минуты досуга баловался гирями, да и к женщинам интерес не потерял. Одновременно ухаживал за Турусиной и за молоденькой горничной.
Казалось, зрители ловили каждую реплику популярного актера Бориса Клюева, известного по фильмам “Три мушкетера” (Рошфор), “Приключения Шерлока Холмса” (Майкрофт Холмс). Восторгалась публика и игрой Ирины Муравьевой, Элины Быстрицкой, которые очень естественно и непринужденно держались в образах своих героинь.
Подкупало в спектакле и то, что режиссер не стал “стряхивать пыль веков” с классического произведения, вмешиваться в текст Островского, переносить действие в наши дни. В декорациях, костюмах актеров нет намеков на нынешнюю действительность: все выдержано в духе XIX столетия. Современность пьесы Островского — в самом сюжете. История, рассказанная драматургом полтора столетия назад, вполне могла произойти и сегодня — и это было узнаваемо в спектакле Малого театра.
* * *
В традиционной классической манере поставлены и “Тайны мадридского двора”, самый кассовый спектакль в репертуаре Малого театра.
Интерес публики можно объяснить тем, что пьесу французских драматургов Эжена Скриба и Эрнеста Легуве не часто увидишь на театральных афишах. Спектакль москвичей заинтриговывал даже названием. “Тайны мадридского двора” — выражение, давно ставшее фразеологизмом, означает загадочные хитросплетения.
В спектакле действие действительно происходило в Мадриде, во времена правления короля Карла V. Заговоры, интриги, признания в любви, отречение от престола... От придворной круговерти просто дух захватывало.
Не в обиду сказано актерам мужчинам, но в этом спектакле царствовали женщины. Маргарита в исполнении Е.Харитоновой была просто неподражаема. С достоинством, изящностью истинной королевы она носила сценические костюмы. Вполне допустимо, так действительно одевались при Карле V.
Роль глупой красавицы, Изабеллы Португальской, досталась О.Пашковой. “Ни тени мысли в этой прелестной головке!” — заметил король.
Между двумя героинями, абсолютно противоположными по характеру, Маргаритой и Изабеллой, предстает сестра Карла. Австрийская принцесса Т.Лебедевой — тихая и кроткая, не решавшаяся прекословить брату. В то же время она сильная женщина, тайно помогающая своему возлюбленному — Франсиску I, королю Франции. Из-за него, собственно, и началась история, полная тайн и загадок, когда в Испанию ради спасения брата приехала Маргарита.
Ангельская внешность и тонкий, расчетливый ум помогли ей перехитрить интригана- министра Гватинару и самого короля. Карл V в исполнении В.Езепова вначале — хитрый, коварный, подобно шахматисту продумывающий каждый политический ход. Но куда ему тягаться с женщинами, особенно с такой, как Маргарита. Красавица обвела его вокруг пальца — и вот зрители увидели влюбленного правителя, от души потешались над его выходками. Особенно смешным получился эпизод, когда король, будто мальчишка, пританцовывал перед Маргаритой.
Увлекал в спектакле и другой герой — Анри д’Альбре (В.Зотов). Истинный рыцарь, он готов был сложить голову ради короля и любимой женщины. Накануне, в спектакле “На всякого мудреца довольно простоты”, актер играл Глумова, и прекрасно играл! В “Тайнах мадридского двора” он создал совершенно иной образ. Только прочитав программку, с удивлением обнаружила, что на сцене — актер, исполнивший роль одного из персонажей пьесы Островского.
Очень комичен в постановке В.Бейлиса ревнивец Бабьека (В.Низовой), камердинер Карла V. Лишившийся глаза по “милости” короля, он чувствовал свою ущербность и видел в каждом мужчине соперника. Бедняге достаточно было случайно оказаться рядом с женой Бабьеки, чтобы потом всерьез опасаться за свою жизнь.
Актеры в спектакле позволяли себе некоторые “шалости”. К примеру, король Испании вскользь заметил: “Только, девочки, об этом ни слова!” Вряд ли подобная реплика есть в пьесе французских драматургов, но подобные отступления нисколько не испортили впечатления от комедии.
Немного грустно, что гастроли продлились всего несколько дней. Но у тюменцев была редкая возможность увидеть произведения такими, какими их задумали авторы. Ценность привезенных постановок не в том, что в них играли столичные знаменитости, а в соблюдении традиций классического театра. Привлечь зрителей можно и спектаклями по Островскому, Чехову, Грибоедову, не превращая их в красочные шоу. Нужна хорошая режиссура, дающая возможность актерам творчески реализовать себя на сцене.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"